Какой вид деятельности человека называется проектированием. Возникновение и развитие организационного проектирования

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Е. Росляков

Кафедра связи с общественностью Институт менеджмента и экономики Омский государственный университет путей сообщения пр. Маркса, 35, Омск, Россия, 644046

В статье рассматривается роль методологии в осмыслении и организации процессов проектирования. Анализируются понятия проектов и программ. Обосновывается важность введения дву-мерности программирования и комплексирования полидисциплинарной деятельности в ходе реализации проектных задач.

Ключевые слова: проектирование, деятельностный смысл, методология, формирующая сфера, комплексирование.

Распространение компьютерных технологий и интерактивных форм связи избавило мир от многих прежних проблем в политической, экономической, культурной сферах, но породило новые. Растущая важность информации создает принципиально новые возможности. «Объем быстро переданной информации рассматривается как нечто ценное само по себе, независимо от содержания и целей» . Ничем не оправданная уверенность, что технологическое совершенство может автоматически решить общественные проблемы, провоцирует безответственное отношение к острым социальным конфликтам, беспечность приводит к необратимым природным катаклизмам.

Сегодняшние информационные приоритеты возникли в соответствии с общими тенденциями общественного развития и меняющимися ценностями. С тех пор как в 20-30 гг. ХХ в. появляется идея перманентного проектирования, она однозначно определяет направленность не на проект как таковой, а на процесс проектирования, который предполагает параллельное развертывание работ, направленных на непосредственное осуществление нововведений, и любой форсаж здесь целесообразен всегда ровно настолько, насколько это продиктовано эффективностью самого проекта, его социальной или коммерческой пользой для ближайшего или относительно недалекого будущего.

Латинское prolicto переводится как «бросаю вперед», «держу перед собой», а projectum буквально означает «брошенный вперед». Современное понятие «проект» сохранило следы древнего значения. Когда говорят о проекте, то имеют в виду мыслительную конструкцию какого-нибудь изменения, которое заранее спланировано и в принципе может быть осуществлено. Такая конструкция способна предстать моделью, прототипом, прообразом неких материализированных действий, и сейчас сфера применения проектирования расширила свои границы уже настолько, что касается буквально всех сторон человеческой жизнедеятельности .

Индивидуальное проектирование практически заменяет все остальные его виды. Причем проектируются не только личная судьба, перспективы жизненного

роста и т.д., но и среда, в которой та или иная перспектива будет более полно и удачно реализована, что нередко снимает постановку вопроса об общей, коллективной, социальной целесообразности.

Альтернативу подобным проектам может составить практика Московского методологического кружка (ММК), которая сосредоточена на процессе проектирования и способах осуществления проектных идей. На заседании этого кружка проектирование осмысливается как особый вид деятельности. Была разработана план-карта научных исследований, которая должна обеспечивать функционирование и развитие проектной деятельности. Предложены концепция и программа социального и социокультурного оформления проектирования. Актуализируя категорию «мышление», которая получила подробную разработку в трудах Г.П. Щед-ровицкого, члены кружка рассматривали вопросы, связанные с методологией и наукой, на основе их сравнительно-функционального анализа .

Официально работы по принципиально новым направлениям в проектировании были начаты в 1964 г., когда начала действовать лаборатория во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ) по теории и методологии дизайна. Лаборатории поручили разработку методологической, теоретической и стратегической основы для социокультурного и организационного оформления проектирования в Советском Союзе. По мнению С.В. Наумова, «дальнейшую историю развития проектирования (с середины 60-х годов по настоящее время) можно рассматривать как результат взаимодействия трех этих достаточно автономных каналов развития» . Речь идет о межпрофессиональном проектировании, проектировании в отдельных областях и методологии.

Разумеется, подобного рода работы велись постоянно и во всех странах, но они носили принципиально локальный характер как в отношении территории, так и в отношении дисциплинарной сферы. Учетом даже сопредельных пространств и научных сфер, тем более глобальными масштабами в пространственно-территориальном смысле и в области мышления никто себя не занимал. Наумов констатирует: «Ситуация в области проектирования во многом напоминала современную ситуацию в области программирования; несмотря на массовый выпуск проективной документации в различных профессиональных сферах и областях... методологические характеристики содержания проектов и проектной деятельности отсутствовали, повсеместное вторжение проектных идей, проектных методов работы не было осознано как принципиальное, кардинально изменяющее средства и методы мышления и деятельности в различных областях» . Были объективные причины отсутствия актуальности. Время глобальности тогда еще не пришло.

Разработка проблем проектирования оказалась весьма плодотворной для сферы методологии: «анализ проектировочных способов мышления позволил начать разработку проектного подхода как дающего принципиально новую форму организации мышления. Это новая форма в социокультурном плане противопоставлялась форме организации естественно-научного мышления» . Аналогичные мысли можно найти и у А.Г. Раппапорта, который также отмечал, что методологический стиль мышления стал характеризоваться как объединяющий исследовательские и проектные формы мышления .

Инженерная идеология проникла в сферу управления общественными процессами, что привело к попыткам искусственно-технически формировать общественные отношения. Производство знания становится индустриальной задачей, и этот предмет выпадает из привычной сферы мышления . Возникла необходимость осознать, что в общей теории деятельности, с одной стороны, проектирование рассматривается как одна из форм деятельности, с другой стороны, проектирование может предлагать формирование теоретических представлений о самой сфере деятельности. Становится ясным, что представление о сфере деятельности относится к числу нормативных методологических направлений, оно не является изображением профессиональной сферы, например, профессиональной сферы проектирования. Оно может быть использовано лишь в качестве одного из методологических средств, позволяющих разработать проект и программу этой профессиональной сферы.

Разработки по сферной организации деятельности позволили выделить основные процессы полной сферной организации, как воспроизводство, производство, функционирование, развитие и организацию (т.е. руководство, управление). Из этого следует: чтобы проектирование существовало как сфера, программы и проекты должны быть реализованы. Результат должен предстать как сделанная вещь, ставшая материальной силой во всех пяти сферных процессах. Связывая все воедино, Наумов заключает, что такая сфера проектирования не организована до сих пор, поскольку отсутствует плацдарм практического мыследействования, хотя в коммуникативных и теоретических формах она вполне фиксируется. Если исходить из того факта, что производство не может находиться только в коммуникативных и мыслительных формах, то методология, формировавшая сферу проектирования и не имевшая практического плацдарма, не могла организовать сферу проектирования . Можно сказать, что сегодня сфера проектирования существует в мышлении и деятельности проектировщиков только как формирующая сфера, реальной практикующей силой она еще не стала.

Кроме того, Наумов обратил внимание на очень важное обстоятельство. Понятия программы и проекта, программирования и проектирования, проекта и программы чаще всего употребляются как синонимы. Однако если поставить вопрос о развитии средств организационно-управляющей деятельности, то указанные понятия специфицируются и приобретают разные функции, что и определяет необходимость специальных теоретических и методологических разработок. Исходное различение программ и проектов усматривается в традиционной функции проекта, которая обязательно задает представление о конечном результате деятельности. Программа же ориентирована на представление о самом процессе деятельности. Отсюда вопрос: может ли программа быть спроектирована? Оказывается, может. Результатом такого двойного использования проектного подхода являются планы , однозначно направленные на материализацию программ, что становится принципиальным моментом для различия и спецификации.

Программно-проектная деятельность предполагает организационно-управленческую, проектировочную и методологическую активность человека. Факти-

чески это означает, что сфера методологии является третьим обязательным участником в тех ситуациях, когда может быть поставлен вопрос о сопоставлении программ и проектов. Необходимость разграничить понятия программы и проекта возникает, если они претендуют на одни и те же функции. Подобная ситуация стала возможной только недавно, с возникновением ответной экспансии проектирования в сферу организационно-управленческой деятельности и с момента становления организационного проектирования. Или, иначе говоря, на фоне превращения проектирования вещи в проектирование систем деятельности. Именно тогда у термина «проект» появляется второе значение, «проектом начинают называть большие целевые системы организации работ (в военной промышленности, в космических разработках, в здравоохранении, экологии и т.д.)» . Любая организационно-управленческая деятельность отсылает к необходимости разработки и составления планов, рассчитанных на определенный результат.

Эта схема претерпевает серьезные усложнения в зависимости от того, насколько и какие именно более или менее самостоятельные аспекты вовлечены в единый организационный процесс. Если к односложным организационным задачам так или иначе применимы фиксированные принципы, правила, распоряжения и директивы, то в сложносочетаемых программах, особенно если вовлекаются междисциплинарные тенденции неоднозначных ситуаций, где невозможно предвидеть конечные результаты, жесткие установки не только не оправдывают ожидания, но и вредны с точки зрения социальной безопасности, так как срабатывают против социального заказа. В этом контексте практика организации на основе программ может быть, например, противопоставлена практике организации на основе планов. Невозможность использования планов при неопределенности ситуации управления очевидна и, по-видимому, на сегодняшний день достаточно осознана специалистами. Плановая форма организации требует не только жесткого задания конечных результатов деятельности, но и средств, последовательности действий, сроков их осуществления, ресурсного обеспечения и т.д. Проект, направленный на реализацию будущего, предлагает тождественность объекта организационного действия для проектирования и программирования.

Методология ММК разворачивает идеи перманентного проектирования в двух направлениях: 1) объектом проектирования выступает система деятельности, а не конкретная вещь; 2) фиксируется появление в рамках проектного процесса инородных видов работ (к примеру, по анализу ситуации, прогнозированию, выработке стратегии и т.д.), которые скорее выступают как средства, способы осуществления заданных целей. В связи с этим ММК стал интересоваться проблемой «центрации», которая подчеркивала потребность в соорганизованности разнородных систем деятельности по отношению к центральной деятельности проектирования.

Формирование сферы проектирования остро ставит вопрос о взаимодействии с управленцами и методологами. Работы в этом случае посвящаются важнейшим содержательным темам анализа ситуации, постановки и решения проблемы. Они предваряют любую проективную деятельность, которая в стадию осуществ-

ления перерастает лишь после перехода от проблемы к задачам. Именно в такой ситуации ММК в качестве средства глобальной организации проблемоориентированных систем деятельности предлагает программы. Организационно-деятельностные игры по определенной программе как раз и означают форму активного и результативного взаимодействия методологов, проектировщиков и управленцев. Сохранение проективного подхода происходит за счет ограничения области его применения. Задаются отдельные функции спецификации для проектирования, программирования, прогнозирования, сценирования и так далее.

Программирование обеспечивает развитие за счет искусственной, технической работы с проблемой. Его представляют как процесс определенного типа, технологию которого Наумов предлагает структурировать в виде пяти единиц: анализ ситуации, тематизация, целеполагание, постановка и решение задач, проблемати-зация. Достойна внимания и его мысль о том, что программирование разворачивается сразу по двум осям времени: горизонтальной и вертикальной. В горизонтальном направлении происходит параллельное движение упомянутых пяти конвейерных лент. По вертикальной оси осуществляется переброс материала с ленты на ленту: цели переводятся в задачи или проблемы, описание ситуации - в формулировки целей и т.д. . Другими словами, идет формирование дивергентных линий, которые устанавливают обратную связь и тем самым создают возможность не линейного, а двумерного представления. Если на основе линейного принципа организации получается два варианта технологий, то на основе двумерного можно апеллировать ко всем пяти направления.

Очевидно, что линейные процессы не могут обеспечить столь необходимыми обратными связями результаты деятельности ни с предыдущими, ни с прогнозирующими процессами. В этой связи обязательным становится различие программ и проектирования. Проектирование приравнивается к целевому программированию. Учет разного рода действительности, представленной в пяти технологических единицах, требует создания весьма сложной системы, что и можно обозначить как программу. При сопоставлении проектирования и программирования одним из дисциплинарных моментов методология ММК считает именно данный пункт: программирование работает с принципиально разнородными действительностями. Везде, где удается «гомогенизировать» действительность, мы вправе рассчитывать на применение проектного подхода.

Двумерное программирование избавляет от проблемы «линеаризации» и делает действие активно работающим процессом. Уход от упрощения и схематизации задает операциональное содержание технологической единицы, что позволяет использовать способы системного подхода. Отсюда принципиально новое содержание приобретают такие понятия, как «задача», «цель», «проблема», «программа», которые предстают процессуальными. Однако здесь подстерегает и опасность «дурной бесконечности» - надо определиться с вопросом о времени прекращения процесса программирования, реально знать то, насколько и чем именно цель определена. Считается, что чем динамичнее ситуация, тем менее определенным должны быть средства организации.

Таким образом, серьезное и рассчитанное на ясный результат двумерное программирование требует учета максимального числа индивидуальных особенностей, без чего в современных условиях само понятие программирования теряет смысл. Исходя из этого его основным содержанием становится комплексирование, которое должно дать качественно новый тип знания и качественно новую форму организации междисциплинарной деятельности. Установка на комплексирование обязательно предлагает перестройку традиционных структур предметно-профессиональной деятельности .

Введение понятия комплексирования является знаковым в искусстве проектирования. Оно вводит в поле осмысления особое состояние знаниевого комплекса. Это не простая систематизация знаний, которая, конечно же, не обеспечивает комплексность представления. Предметно-профессиональный подход противостоит комплексности подхода как полиморфного, междисциплинарного. Основная причина такого противопоставления видится не в соотношении части целого, а в том, что профессиональное сознание не включает в программные цели анализа действительности собственной деятельности. В этой связи не лишне вспомнить высказывание Г.П. Щедровицкого по поводу современной профессиональной культуры, в которой представления о самой профессиональной деятельности отсутствуют. Профессиональная и предметная подготовка не обеспечивает способности «видеть» свою деятельность, не создают средств для осуществления адекватной рефлексии самой деятельности, предметное содержание практически отвлекает и элиминирует ее .

Комплексированию подлежат не представления и знания, а те средства, способы и методы, с помощью которых они приобретаются. Источником же самих деятельностных представлений является методология. Отсюда следует, что от комплексной организации зависит не только судьба проектирования как формы деятельности, но и самого проекта.

ЛИТЕРАТУРА

Бард А., Зодерквист Я. Нетократия. - Стокгольм, СПб., 2004.

Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: БРЭ, 2003.

Наумов С.В. Представления о программах и программировании в контексте методологической работы // Методология вчера, сегодня, завтра. Т. 2. - М., 2005.

Попов С.В. Методология организации общественных изменений // Методология вчера, сегодня, завтра. Т. 2. - М., 2005.

Раппапорт А.Г. Проектирование без прототипов // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). - М., 1975.

Рац М.В., Ойзерман М.Т. Размышления об инновациях // Методология вчера, сегодня, завтра. Т. 2. - М., 2005.

Щедровицкий Г.П. Педагогика свободы // Методология вчера, сегодня, завтра. Т. 2. - М., 2005.

PROJECT PLANNING AS A TYPE OF ACTIVITY

Public Relations Chair The Institute of Management and Economics Omsk State Communication Lines University

Marx ave., 35, Omsk, Russia, 644046

The axis of the publication is the role of methodology as a factor promoting the understanding and organization of project planning processes. The notions of projects and programs are analyzed. The rationale for the relevant introduction of the two-dimensional array of programming and polydisciplinary activity complex in the course of project tasks implementation is provided.

Key words: project planning, activity-related meaning, methodology, formative sphere, complex introduction.

Соц.культурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей. Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных соц.культурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. В качестве объекта ск проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. В этой связи ведущими целью проблемно-целевого проектирования являются:- создание условий для развития ск субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с ск средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;- обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений. Задачи проектной деятельности:- анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;- поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;- выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;- разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально- техническом, финансовом, правовом отношении.Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.Программа - это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально- содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.Проект может существовать в двух формах: а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории; б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.И в первом и во втором случае проект - это как бы локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.По содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизне способов их разрешения, проекты могут быть типовыми и уникальными. Если типовые воспроизводимы в других ситуациях с небольшой корректировкой в соответствии с местными условиями (например, проекты стандартных учреждений культуры), то уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и объектной области проектирования (например, проекты, связанные с реставрацией и использованием неповторимых архитектурных сооружений, природных ландшафтов и пр.). Важнейшим структурным элементом технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку именно проектировщик должен, во- первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной объектной области (например, культуры региона, среды и условий жизнедеятельности личности, социальной группы и т.д.); во-вторых, иметь представление о идеальном состоянии целого и способах его поддержки. Однако независимо от радиуса разрабатываемого проекта, необходим учет проблем всех уровней, ибо все они взаимосвязаны между собой: проблемы общенационального масштаба существенно влияют на содержание и характер жизнедеятельности человека, независимо от места его проживания, региональные проблемы могут быть общими для большинства территорий России, а проблемы социальной группы, выявленные в конкретных жизненных обстоятельствах, могут рассматриваться в качестве типичных для данной категории населения проблем в масштабах всей страны.

Проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей. В качестве объекта социокультурного проектирования выступают две подсистемы: социум и культуру . Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме – есть проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных особенностей . ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются: - создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями; - обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений. Задачи проектной деятельности: - анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера; - поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

С другой стороны, культура (культурная деятельность) является условием и средством решения проблем и задач , находящихся в других плоскостях социального и индивидуального бытия. Проекты такого типа в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию процессов жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона и т.д.), а культура выступает в качестве средства, условия такой оптимизации. Приоритетные области проектирования - это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности. Выявление приоритетных направлений проектирования осуществляется, преимущественно, путем анализа ситуации , характеризующей совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом и локальной ситуации, фиксирующей социальные, социально-демографические и социально-культурные проблемы конкретной территориально-административной единицы. Аудитория проекта - носитель социально-культурных и личностных проблем, т.е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп `композицией условий и процессов жизнедеятельности. В процессе проектирования необходимо учесть основные параметры , характеризующие специфику рассматриваемой общности: - проблемы, носителем которых является данная общность; - социально-культурные особенности (ценности, нравы, обычаи, традиции), регулирующие поведение и социальное взаимодействие в общности; - знания, умения и навыки, которыми владеют члены общности и которые могут быть использованы в качестве средства разрешения проблемной ситуации; - ресурсы, потенциально доступные членам общности и которые можно задействовать в ходе реализации проекта. Методы - это пути и способы достижения целей и решения задач, средства - совокупность приемов и операций достижения цели. В рам-ках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью плани-руемых мероприятий. Форма - это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта. Практические мероприятия: Практические мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления проекта. Для корректировки содержания проекта по ходу его реализации, активизации участия населения могут планироваться опросы общественного мнения. Кроме специалистов, владеющих технологией проектирования и занимающихся проектной деятельностью на профессиональной основе, участниками разработки и реализации содержательной части проектов (особенно на этапе его внедрения) могут и должны быть: 1. Органы принятия решений в сфере культуры, чьи функции связаны с обеспечением разработки программ, проектов, их утверждением, контролем над их реализацией. 2. Государственные и негосударственные учреждения и организации, научные и экспертные советы, способные взять на себя ответственность за разработку, научное обоснование, квалифицированную экспертизу программ, проектов, оценку общественных инициатив с точки зрения целесообразности их поддержки. Творческие объединения, благотворительные организации могут проводить специальные мероприятия, направленные на привлечение внимания населения, средств массовой информации к программам, проектам (пресс-конференции, выставки, концерты, аукционы, массовые акции и т.п.). 3. Общественность, группирующаяся вокруг конкретных программ, проектов, для которой участие в их реализации является способом культурного наполнения жизни , служит объединяющим и социализирующим фактором. Включение общественности в процесс разработки, обсуждения и реализации проектов важно еще и с другой точки зрения - оно стимулирует самоорганизацию и самодеятельность населения, способствует формированию по месту жительства стабильных инициативных групп и социальных общностей. Для привлечения и эффективного участия общественности необходимы консультации специалистов, а также соответствующая материальная и организационная поддержка инициатив. Целевая установка проектов: - для сохранения жизнеспособных ценностей и явлений культуры прошлого, характерных для всех составляющих социокультурной среды (в предметно-пространственном мире сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и культуры, архитектурной среды; в отно-шениях между людьми поддержка адекватных современности традиционных образцов поведения и общения; в познавательно-оценочной сфере - хранение и введение в культурный оборот текстов гуманитарной культуры прошлого). - освоения и активного использования в актуальном пространстве жизнедеятельности культурного наследия (элементов предметной среды прошлого, жизнеспособных традиционных нравов, обычаев, ритуалов и т.д.) . Целенаправленная поддержка культурных инноваций в рамках проекта предполагает: - выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий оптимального существования в сегодняшней социокультурной ситуации (например, экологически безопасных способов существования человека в среде, форм оптимальной организации пространств в поселениях, образцов архитектурных сооружений, монументального, прикладного искусства, дизайна);

В зависимости от позиции проектировщика выделяются два типа проектных стратегий : Первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона - объекта внедрения проекта, а уже потом - саморазвитие субъекта культуры. Во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в `чужой` культурный контекст, который благодаря этому модифицируется, `искусственно` преобразуется. Идея развития, лежащая в основе данного типа проектов, определяется в какой-то мере осознанием и пониманием невозможности решить проблемы за счет ресурсов той культуры, которая (или фрагменты которой) является объектом проектной деятельности.

Проектирование — очень разнообразная и неоднозначная сфера деятельности, влекущая множество вопросов для специалистов разных областей. В данной статье мы рассмотрим проектирование, как вид деятельности, с учетом авторских прав.

Чтобы не возвращаться к написанному ранее, отметим, что проектирование, как вид деятельности, затрагивает многих участников процесса. Прочитать, проанализировать и даже изучить некоторые наши рекомендации, задевающие проектирование со всех сторон, в том числе с точки зрения правого аспекта, можно в «Энциклопедии строительства». Кроме того, на сайте есть специальная рубрика «Проектирование», где собраны все информационные материалы, начиная от обычаев делового оборота в области проектирования, заканчивая взаимоотношениями между сторонами договора подряда, с учётом действующего законодательства РФ.

Проектирование как вид деятельности имеет очень важное значение для строителей, так как от качества проекта зависит эффективность работы будущего объекта строительства. Строительство может быть капитальным, когда происходит создание, реконструкция или расширение действующих производственных, промышленных, офисных, спортивных, торговых, коммерческих и других зданий и сооружений. А может быть — некапитальным, с меньшими денежными вложениями, не предусматривающее различные виды общестроительных работ. Как правило, проектирование, как вид деятельности, включает в себя целый комплекс мероприятий, а также пакет технической и экономической документации. Поэтому проектированию того или иного объекта капитального или некапитального строительства предшествует технико-экономическое обоснование (ТЭО) и расчеты.

Расчеты — это не только сметы, но еще схемы, чертежи, графические изображения, на которых отображен будущий объект строительства, в соответствии с технико-экономическим обоснованием. Кроме того, проектирование, как вид деятельности нуждается в документальном обосновании, то есть пока не будут собраны все документы, подтверждающие целесообразность и эффективность намеченного строительства, проект не будет утвержден.

В связи с чем сразу же рассмотрим, проектирование, как вид деятельности, с правовой точки зрения. В процессе проектирования важны три составляющие:

  • подрядные отношения, возникающие между заказчиком и проектировщиком, результатом которых будет являться материальный объект (или материальный носитель) - то есть полностью разработанная проектная документация;
  • авторские отношения между заказчиком и автором чертежей, в результате чего появляется интеллектуальный объект, охраняемый авторским правом (рисунок, чертеж, модель и т.д.);
  • права собственности к заказчику проектной документации переходят в определенное время и в определенном объеме прав. Например, если не передать исключительные права на документацию, то заказчик не будет являться законным владельцем проекта, и не сможет совершить с ним никаких действий.

Проектирование как вид деятельности нуждается в грамотных услугах по ведению авторского надзора. Обратившись в нашу компанию, вы получите точные расчётные, экономические, технические, эксплуатационные показатели по строительству капитальных и некапитальных объектов. Сразу заметим, что самым трудным участком проектирования считается проектирование промышленного предприятия. В таком проекте, помимо всего вышеуказанного необходимо установить номенклатуру выпускаемой продукции, рассчитать производственную мощность промышленного предприятия, обследовать участок строительства, определить технологию производства, провести расчеты сырьевой, топливной и энергетической базы, проанализировать техническую оснащенность проектируемого предприятия, с учетом экономических показателей, условиями и сроками эксплуатации сооружаемого промышленного объекта.

О том, как происходит проектирование промышленных предприятий вы можете узнать на этом сайте или у наших специалистов по телефону 209-09-40! Звоните! Мы найдем оптимальные проектные решения для каждой вашей задумки!

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ)

ЗАНЯТИЙ

Курс 4

Дисциплина: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Составитель:

Мурзагалиева Э.Т.

Алматы, 2017 г.

Практическое занятие №1.

Введение в проектирование.

Про­ек­ти­рова­ние хи­мико-фармацевтических производств – это тща­тель­ная раз­ра­бот­ка на­уч­ных, тех­ни­чес­ких и эко­номи­чес­ких ре­шений. Ос­но­вой слу­жат ком­плексный ана­лиз и прог­ноз пла­ниру­емо­го объ­ек­та стро­итель­ства.

Проектирование химических производств – это процесс формирования плана объекта данной отрасли, который начинается с определения химических технологий обработки целевой продукции или с выполнения различных исследований, а завершается запуском в эксплуатацию возведенного предприятия, т.е, процесс создания ин­же­нер­ных, технических и технологических проектных решений от­ве­ча­ющих тре­бова­ни­ям и пра­вилам стан­дарта GMP.

Проектирование хи­мико-фармацевтических производств имеет свою специфику и требует от проектировщика понимания общих закономерностей и специальных знаний в конкретном химическом процессе. Необходимо понимать, что при многообразии существующих технологий переработки в химической промышленности, в основе их лежат основные методы и стадии производства. Традиционно основными процессами, использующимися на таких предприятиях, являются реакционные, теплообменные, процессы смешивания и разделения.

Создание проекта производств химии состоит из двух взаимосвязанных этапов:

· конструкционного или технического;

· технологического или функционального.

Создание плана химического производства является нелегкой задачей и требует большого вложения сил и ресурсов.
На этапе образования проекта можно решить массу вопросов (технических, экономических, экологических и т. д.), при решении которых следует учитывать современные разработки и достижения техники и науки.



Задачи проектирования химических заводов:

· фор­ми­рова­ние до­кумен­та­ции кон­ку­рен­тоспо­соб­но­го пред­при­ятия на ос­но­вании пе­редо­вых тех­но­логий;

· тех­ни­чес­кое ос­на­щение пред­при­ятия с воз­можностью обес­пе­чения потребле­ния при­род­но­го сырья в ком­плек­се;

· раз­ра­бот­ка эф­фектив­ных про­из­водс­твен­ных цик­лов, с ми­нималь­ны­ми выб­ро­сами воз­душных и иных заг­рязне­ний, ути­лиза­ци­ей за­вод­ских отходов и сов­ре­мен­ны­ми очис­тны­ми со­ору­жени­ями;

· с целью ра­ци­ональ­ной экс­плу­ата­ции ре­ги­ональ­ных при­род­ных ресурсов, про­ек­ти­рова­ние пред­при­ятий хи­мичес­кой про­мыш­леннос­ти;

· пре­дус­мотреть с по­опе­раци­он­ной, цик­личной тех­но­логи­ей. Первоначальная до­быча ис­ходно­го сырья – хи­мичес­кая об­ра­бот­ка (грануля­ция, обо­гаще­ние или иные хи­мичес­кие про­цес­сы) – вы­пуск готово­го ас­сорти­мен­та;

  • разработка технологии производства, учитывающей варианты исходного сырья и материалов, стадии получения полупродукта и готового продукта с учетом анализа рисков, а также всех требований и ограничений;
  • соблюдение поточности процесса, выстраивание всех стадий и операций в единую последовательную технологическую цепочку, исключающую возможность перепутывания или пропуска;
  • выполнение требований к чистым помещениям и зонам защиты критических операций технологического процесса, соблюдение требуемых классов чистоты и перепадов давления;
  • выполнение архитектурных и конструктивных решений с учетом требований GMP;
  • определение мер по предотвращению перекрестной контаминации;
  • создание инженерных систем и систем чистых сред согласно технологических нужд;
  • ра­ци­ональ­ное ус­трой­ство ра­бочих мест пер­со­нала.

Этапы проектирования:

· тех­ни­чес­кое за­дание от за­каз­чи­ка на про­ек­ти­рова­ние хи­мико-фармацевтического завода;

· ТЭО (тех­ни­чес­кое и эко­номи­чес­кое обос­но­вание объ­ек­та);

· пер­спек­тивный биз­нес-план;

· вы­бор ре­ги­она, рай­она и пло­щад­ки раз­ме­щения стро­итель­ства предпри­ятия, с уче­том при­род­ных ре­сур­сов;

· раз­ра­бот­ка про­ек­тной до­кумен­та­ции с уче­том ос­новных прин­ци­пов, пра­вил и норм про­ек­ти­рова­ния объ­ек­тов хи­мичес­кой про­мыш­леннос­ти.

Состав работ

Сос­тав ра­бот обус­ловлен тех­ни­чес­ким за­дани­ем за­каз­чи­ка: ста­дия «П» и «Р» или толь­ко ра­бочая ста­дия. Про­ек­ти­рова­ние рег­ла­мен­ти­ру­ет на­личие в до­кумен­та­ции спе­ци­аль­ных раз­де­лов:

· по уп­равле­нию про­из­водс­твом;

· ох­ра­на тру­да, ГО и ЧС;

· ме­роп­ри­ятия за­щиты и оцен­ка воз­дей­ствия на прос­транс­твен­ное окружение;

· нор­мы и рас­че­ты пре­дель­но до­пус­ти­мых от­хо­дов и выб­ро­сов с последу­ющим раз­ме­щени­ем и ути­лиза­ци­ей – обя­затель­ны.

Современные производства отличаются многостадийностью получения целевых продуктов, сложностью технологических решений, высокой энергонасыщенностью и материалоемкостью, большой протяженностью и сложностью трубопроводных и кабельных коммуникаций, глубокой функциональной взаимозависимостью по материальным, энергетическим и информационным потокам отдельных стадий. Для размещения таких сложных производств, коммуникаций и всех служб возникает необходимость в создании специализированных зданий, подземных сооружений и эстакад.

Архитектурно-пространственная организация химических предприятий характеризуется обилием открытого технологического и трубопроводного оборудования и развитой сетью железнодорожного транспорта.

Проектирование производств химической и смежных с ней отраслей промышленности представляет собой сложный, многообразный и трудоемкий процесс, который необходимо рассматривать как совокупность целого ряда социально-организационных и инженерно-технических стадий.

Проектная документация предназначена для так называемого заказчика. В качестве заказчика могут выступать промышленное предприятие, министерство и частное лицо, т.е. организации и лица, заинтересованные в выпуске продукции будущим производством.

Проектная документация разрабатывается проектировщиком. Это или самостоятельная организация или подразделение проектно-строительного объединения. Проектировщиком считается организация, имеющая лицензию на проектную деятельность.

В разработке и реализации проекта, кроме проектной организации (генеральный подрядчик), принимают участие специализированные предприятия: строительные, монтажные, пусконаладочные и т.п., которые именуются субподрядчиками.

Проект промышленного предприятия слагается из трех основных частей:

– технологии производства, как системы оборудования для изготовления продукции, основанной на новейших достижениях науки и техники в данной и смежных областях фарм. производства;

– объемно-планировочного решения, обеспечивающего оптимальный технологический процесс в его постоянном развитии, простоту и универсальность экономичного инженерно-строительного решения, создание трудового и бытового комфорта трудящимся, идейно художественную выразительность образа сооружения в целом;

– рациональных строительных конструкций и инженерного оборудования, обеспечивающего наилучшие условия для организации технологического процесса и развития его во времени, отвечающие условиям механизированного строительного производства и являющиеся органической основой объемно-планировочного построения сооружения или комплекса.

Проект состоит из графической части и расчетно-пояснительной записки. Вместо графической части может быть выполнен макет цеха (участка, аппарата и др.). Графическая часть и пояснительная записка должны быть взаимосвязаны.

Пояснительная записка к курсовому проекту должна включать следующие разделы:

1. Титульный лист.

2. Задание на проектирование.

4. Введение.

5. Аналитический обзор.

6. Технологическая часть.

7. Инженерные расчеты.

8. Выводы по проекту.

9. Приложение.

10. Список литературы.

Во введении формулируются основные задачи отрасли и дается общая характеристика проектируемого объекта в соответствии с полученным заданием. Аналитический обзор содержит анализ состояния техники и технологии производства отрасли, относящейся к проектируемому объекту (как по отечественным, так и по зарубежным данным).

Технологическая часть содержит подробное описание и обоснование выбранной технологической схемы с ее чертежом, выполненным на кальке или миллиметровке.

Инженерные расчеты включают материальные и тепловые расчеты, расчеты и выбор вспомогательного оборудования с указанием его марок и основных технических характеристик, технологические и технические расчеты, гидравлические, механические расчеты и т. д.

Состав проекта:

1. Генеральный план и транспорт – приводятся краткая характеристика района и площадки строительства; решения и показатели по ситуационному и генеральному плану (с учетом зонирования территории), внутриплощадочному и внешнему транспорту, выбор вида транспорта, основные планировочные решения, мероприятия по благоустройству территории; решения по расположению инженерных сетей и коммуникаций; организация охраны предприятия.

Данный раздел содержит чертежи:

ситуационный план размещения предприятия, здания, сооружения с указанием на нем существующих и проектируемых внешних коммуникаций, инженерных сетей и подсобных территорий, границы санитарно-защитной зоны, особо охраняемой территории. Для линейных сооружений приводится план трасс (внутри- и внешнеплощадочных), а при необходимости – продольный профиль трассы;

картограмму земельных масс;

генеральный план, на котором наносятся существующие и проектируемые (рекомендуемые) и подлежащие сносу здания и сооружения, объекты охраны окружающей среды и благоустройства, озеленение территории, принципиальные решения по расположению внутриплощадочных инженерных линий и транспортных коммуникаций, планировочные отметки территории. Выделяются объекты, сети и транспортные коммуникации, входящие в пусковые комплексы.

2. Технологические решения содержат:

1) данные о производственной программе;

2) характеристику и обоснование решений по технологии производства;

3) данные о трудоемкости изготовления продукции, механизация и автоматизация технологических процессов;

4) состав и обоснование применяемого оборудования (в том числе импортного);

5) решения по применению малоотходных и безотходных технологических процессов и производств, вторичному использованию ресурсов;

6) предложения по организации контроля качества продукции;

7) решения по организации ремонтного хозяйства;

8) данные о количестве и составе вредных выбросов в атмосферу и сбросов в водные источники по отдельным цехам, производствам, сооружениям;

9) технические решения по предотвращению (сокращению) выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду; оценка возможности возникновения аварийных ситуаций и решения по их предотвращению;

10) вид, состав и объем отходов производства, подлежащих утилизации и захоронению;

11) топливно-энергетический и материальный балансы технологических процессов;

12) потребность в основных видах ресурсов для технологических нужд.

Основные чертежи этого раздела:

принципиальные технологические схемы производства;

компоновочные чертежи (планы и разрезы) по корпусам (цехам);

функциональные и принципиальные схемы автоматизации технологических процессов и энергоснабжения технологического оборудования;

схемы грузопотоков.

3. Архитектурно-строительные решения – в них приводятся сведения об инженерно-геологических, гидрогеологических условиях площадки строительства. Дается краткое описание и обоснование архитектурно-строительных решений по основным зданиям и сооружениям; обоснование принципиальных решений по снижению производственных шумов и вибрации; бытовому, санитарному обслуживанию работающих. Разрабатываются мероприятия по электро-, взрыво- и пожаробезопасности; защите строительных конструкций, сетей и сооружений от коррозии.

Основные чертежи: планы, разрезы и фасады основных зданий и сооружений со схематическим изображением основных несущих и ограждающих конструкций.

4. Инженерное оборудование, сети и системы – раздел содержит решения по водоснабжению, канализации, теплоснабжению, газоснабжению, электроснабжению, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха. Дано инженерное оборудование зданий и сооружений, в том числе: электрооборудование, электроосвещение, связь и сигнализация, радиофикация и телевидение, противопожарные устройства и молниезащита; диспетчеризация и автоматизация управления инженерными сетями.

Основные чертежи раздела:

планы и схемы теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и канализации и др.;

планы и профили инженерных сетей;

чертежи основных сооружений;

планы и схемы внутрицеховых отопительно-вентиляционных устройств, электроснабжения и электрооборудования, радиофикации и сигнализации, автоматизации управления инженерными сетями и др.

1. Генеральный план и транспорт

Для оптимального выбора района строительства нового промышленного объекта необходима следующая информация:

1) ориентировочная потребность в сырье;

2) месторасположение источников сырья;

3) размещение рынков сбыта готового продукта;

4) потребность в энергии (тепловой и электрической);

5) количество и качество технологической воды;

6) ориентировочные размеры строительной площадки с учетом перспективы расширения объекта;

7) потребность в рабочей силе (по квалификациям);

8) количество и состав отходов, подлежащих удалению, способы их обезвреживания.

Ситуационный и генеральный план – одна из важнейших частей проекта промышленного предприятия, содержащая комплексное решение вопросов планировки и благоустройства территории, размещения зданий и сооружений, инженерных сетей, организации систем хозяйственного и бытового обслуживания.

Ситуационным планом промышленного предприятия называют часть проекта, включающую в себя план определенного района населенного пункта или окружающей территории, на котором указывают расположение запроектированного предприятия и другие объекты, имеющие с ним непосредственные технологические, транспортные и инженерно-технические связи. Ситуационный план разрабатывается в масштабе 1:5000, 1:10 000, 1:25 000.

Для уменьшения загазованности жилого массива выбросами промышленных предприятий их располагают с учетом преобладающего направления ветров, которое определяют по средней розе ветров летнего периода на основе многолетних наблюдений (50…100 лет) метеорологических станций.

Розу ветров располагают на ситуационных и генеральных планах в верхнем левом углу чертежа и строят в соответствующем масштабе следующим образом; окружность делят на 8 или 16 равных частей и в результате получают 8 или 16 румбов: С, СВ, В, ЮВ, Ю, ЮЗ, З, СЗ. От центра окружности (начало координат) откладывают в выбранном масштабе процентную повторяемость ветров в течении года (результат многолетних наблюдений) по соответствующим румбам. Полученные точки соединяют. Наиболее вытянутая сторона полученной фигуры показывает направление господствующих ветров.

В пределах производственных и санитарно-защитных зон предприятий не допускается размещать жилые дома, гостиницы, общежития, застройку садоводческих и дачных товариществ, дошкольные и общеобразовательные учреждения, зданий интернатных организаций образования, лечебно-профилактических учреждений и отдыха, спортивные сооружения, другие общественные здания, не связанные с обслуживанием производства.

Предприятия фармацевтической промышленности с санитарно-защитной зоной до 100 м не допускается размещать на территории промышленных зон (районов) с предприятиями металлургической, химической, нефтехимической и других отраслей промышленности с вредными производствами, а также в пределах их санитарно-защитных зон.

С использованием ситуационного плана разрабатывают генеральный план проектируемого предприятия в масштабе 1:500, 1:1000, 1:200 или 1:5000.

На генеральном плане промышленного предприятия изображают:

Размещение всех зданий и сооружений;

Расположение цехов по группам;

Ширину противопожарных и санитарных разрывов между зданиями;

Проезды и въезды в цехи, автодороги и железнодорожные пути;

Инженерные сети;

Ограждение территории с указанием въезда и проходных на территорию завода;

Размещение пожарных гидрантов, зоны озеленения, розу ветров.

При разработке генерального плана, прежде всего, проводят зонирование территории проектируемого предприятия, т.е. деление ее на четыре зоны :

I – предзаводская, где располагаются вспомогательные здания (административные корпуса, стоянки пассажирского транспорта);

II – производственная, где находятся основные и вспомогательные цеха;

III – подсобная, предназначенная для энергетических объектов и для прокладки инженерных коммуникаций;

IV – складская с сортировочными станциями и депо.

Нормативная база при проектировании, оснащении фармацевтических производств и проектная документация: СПДС, ЕСКД, ГОСТ, ISO, технические регламенты, DIN и др.

В застройке территории фарм.завода между зданиями проектируется коридор. Здания и сооружения должны быть ориентированы торцами к этому коридору. В коммуникационном коридоре размещают технологические материалопроводы, сети теплоснабжения, оборотного водоснабжения и некоторые виды производственной канализации, сети электроснабжения. Основным способом прокладки коммуникаций должен быть наземный, исключение составляют самотечные трубопроводы или трубопроводы хозяйственно-фекальной канализации, противопожарного водопровода.

В целях оздоровления условий труда производственные здания и установки на открытых площадках и этажерках с оборудованием, выделяющим производственные вредности, следует располагать по отношению к прочим производственным объектам и административной зоне с подветренной стороны. Положение территории предприятия должно быть такое, чтобы были обеспечены условия прямого солнечного облучения и естественного проветривания.

Застройка территорий предприятий химической и нефтехимической промышленности может быть четырех типов:

С открытым оборудованием;

Полуоткрытым и закрытым оборудованием;

Сплошная (павильонная);

Смешанная.

Застройка предприятий с открытым оборудованием представляет собой площадки и этажерки, на которых размещаются различного типа технологическое оборудование (колонны, реакторы, теплообменники и др.).

Оборудование и инженерные сооружения заполняют практически все пространство завода, за исключением немногочисленных зданий обслуживающего назначения. Такого типа предприятия имеют развитую сеть эстакад и коммуникаций, по которым осуществляется передача жидких и газообразных продуктов.

Проектирование как вид инженерной деятельности.

Одной из основных функций инженера является проектирование объектов того или иного назначения или технологических процессов их изготовления. Проектирование в самом общем виде может быть определено как процесс направленного действия проектировщика (группы проектировщиков), необходимый для выработки технических решений, достаточных для реализации создаваемого объекта, удовлетворяющего заданным требованиям. Завершающим этапом проектных работ является выпуск комплекта документации, отображающей принятые решения в форме, необходимой для производства объекта.

При выполнении проекта инженер-проектировщик обязан произвести технологические расчеты вспомогательной аппаратуры, всех транспортных устройств (ленточные и шнековые транспортеры, пневмотранспорт и др.), а также рассчитать необходимую производительность и выбрать соответствующие типы питателей, дозаторов, мерников, циклонов и т. д.



error: Контент защищен !!