Шёлковая биржа в валенсии. Шёлковая биржа в городе Валенсия

Шелковая биржа в Валенсии является одним из самых древних зданий города. Биржу, построенную в так называемый Валенсийский золотой век, назвали храмом торговли за изысканный архитектурный облик. Объект lonja de la Seda не только занимает важное место в ряду , но и включен в список Всемирного наследия.

Сооружение напоминает небольшой средневековый замок с башней и внутренним двориком. Несколько веков выдержали мощные стены, башни и колонны, и украшают город и поныне. В настоящее время биржа Лонха служит исключительно музеем.

lonja de la Seda – готический памятник архитектуры Валенсии

Великолепное сооружение построили в стиле поздней готики, стремясь подчеркнуть богатство и мощь средневековой Валенсии, в которую в конце XV века протянулись пути со всех регионов Испании. В Валенсийское королевство стекались торговцы и ремесленники, научные деятели и литераторы. Главный город королевства стремительно развивался и стал центром торговли.

Только богатый и могущественный город мог заслужить такую привилегию, как возведение торговой биржи. Значимость Валенсии «застолбили» в 1482 году началом строительства в центре города монументального сооружения, где купцы могли бы заключать торговые сделки.

К тому времени подобные биржи уже существовали в Барселоне и в . Поэтому заказчики сделали акцент, что Валенсийская Лонха должна отличаться особым великолепием, чтобы стать «честью и украшением знаменитого города».

Сейчас, рассматривая архитектуру строения, каждый отметит, что исполнители очень постарались. Объект наполнен архитектурными изысками снаружи и внутри. На фото – внутренний портал, ведущий в большой зал.

Главной составляющей здания является большой зал Сделок, который еще называют контрактным или колонным. С возведения данного помещения и началось строительство Валенсийской биржи. Это, действительно, большой прекрасный зал, в котором ребристые своды поддерживаются восьмью спиральными колоннами.

Над созданием Контрактного зала архитекторы и каменщики работали с 1483 по 1499 год. Помещение вытянулось на 35,6 м при ширине 21,4 м. Все здесь выглядит архитектурным шедевром, начиная от разноцветного мраморного пола и завершая сводами.

Как и распространено в архитектуре Испании, уже в то время мастера стремились сделать колонны, напоминающие стройные пальмы. Спиралевидные верхушки этих каменных «пальм» искусно врезаются в потолок, как будто разветвляется дерево.

Вверху по периметру зала на темном фоне вырезаны и покрыты золотом надписи на латыни, предостерегающие торговцев от мошенничества. Да, видимо, не все торговцы их читали… Иначе, зачем бы понадобилась тюрьма непосредственно в здании lonja? Прямо в зале Сделок провинившегося купца могли подхватить под белы рученьки и вывести в таинственную дверь:

В темном проеме прячется винтовая лестница, так устрашающая должников. Если кто-то из торговцев не расплачивался вовремя, его без обиняков сопровождали по этой лестнице в верхнее помещение башни, которое, по сути, служило камерой.

Башню, самую высокую составляющую биржевого здания, строили одновременно с контрактным залом. Необычно, что в ней расположили камеры для должников наверху, а на нижнем этаже создали часовню.

Северное крыло биржи продолжается консульскими залами – помещениями, где проводились заседания по морским торговым делам. Строились они в начале XVI столетия. А завершающим годом указывают 1533-ий.

Дворик-сад биржи Лонха

В обрамлении каменных строений расположился небольшой прямоугольный дворик, засаженный апельсиновыми деревьями.

Это уютное пространство на территории биржи с каменным фонтаном в центре и скамейками предназначено для отдыха. Из сада можно войти в Контрактный зал. Также есть широкая каменная лестница, ведущая на второй этаж в Консульский зал.

Почему биржа Валенсии называется Шелковой

Средневековый биржевой центр Валенсии создавали для проведения различных торговых сделок. Но в те времена, когда строилась биржа, в городе процветало производство шелка. Только в 1487 году в Контрактном зале было заключено 293 сделки, где предметом торга стал шелк. Окончательно название Шелковая биржа закрепилось в XVII веке.

Где находится биржа Лонха

Биржа расположена в историческом центре Валенсии напротив центрального рынка. Адрес биржи: пл. Меркадо,31.

Не составит труда добраться до рынка и биржи пешком. Если начальной точкой вашего путешествия по Валенсии является железнодорожный , необходимо дойти до центральной площади , всю ее пересечь, а потом взять левее и направиться по улице Марии Кристины. Весь этот путь займет не более 20 минут.

Посетить биржу Лонха можно в любой день, кроме понедельника. Цена билета – 2 €. Заявлены часы работы: 10.00-20.30, с перерывом с 14.00 до 16.30. В воскресенье и праздники объект открыт только в первой половине дня, однако посетить биржу в эти дни можно бесплатно.

Шелковая биржа на карте Валенсии

Здание биржи по торговле шелком (Лонха-де-ла-Седа ) - одна из важнейших достопримечательностей Валенсии и один из лучших памятников позднеготической гражданской архитектуры в Испании и всей Европе. Поразительное здание с красивыми историческими интерьерами и богатой историей, отражающей процветание Валенсии как крупного торгового города в период XV-XVI вв. Здесь можно увидеть несколько великолепных залов с готическими потолками и затейливыми резными деталями из камня, а также очаровательный Апельсиновый дворик . Очень интересное и необычное место, где обязательно стоит побывать во время поездки в Валенсию.

Настоящее чудо в камне, шелковая биржа Валенсии с 1931 года носит статус историко-культурного памятника национального значения, а в 1996 году была включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и признана «исключительным образцом гражданской архитектуры в стиле поздней готики, великолепно демонстрирующим могущество и богатство одного из величайших торговых городов Средиземноморья ». Шелковая биржа - самое известное и красивое здание Валенсии и единственный во всем Валенсийском сообществе объект, находящийся под охраной ЮНЕСКО. Из этой заметки с фотографиями вы узнаете об истории, архитектуре и интерьерах этой уникальной старинной биржи.

Шелковая биржа в Валенсии: практическая информация для туристов (адрес, часы работы и т.п.)

Шедевр валенсийской готики Лонха-де-ла-Седа , или шелковая биржа Валенсии (Lonja de la Seda de Valencia/Llotja ), находится в историческом центре города, на Рыночной площади.

Рыночная площадь Валенсии является одним из самых красивых и значимых ансамблей города, образованным зданиями трех разных стилей: готической шелковой биржей, барочной церковью Сантос-Хуанес и модернистским Центральным рынком . Посмотреть местоположение шелковой биржи на карте Валенсии можно . Адрес шелковой биржи : площадь Plaza del Mercado (она же Plaça del Mercat ). Комплекс расположен напротив церкви Сантос-Хуанес и Центрального рынка Валенсии .

Шелковая биржа Валенсии открыта для посещения ежедневно, кроме понедельника. Со вторника по субботу она открыта с 10:00 до 14:00 и с 16:30 до 20:30, по воскресеньям и праздникам - с 10:00 до 15:00 (информация обновлена по состоянию на 2012 год ). Фотографировать в помещениях биржи разрешается. Цена входного билета - 2€; по субботам, воскресеньям и праздникам биржу можно посетить бесплатно (до недавнего времени посещение было бесплатным в любые дни).

История шелковой биржи в Валенсии

Шелковая биржа Валенсии (Лонха-де-ла-Седа) была построена в 1482-1548 гг., став важнейшим произведением архитектора Пере Компте (Pere Compte ). Биржа стала знаковым сооружением, отражающим развитие торговли в период Позднего Средневековья.

Название здания связано с тем, что в XIV-XVIII вв. производство и торговля шелком являлись в Валенсии важнейшей отраслью экономики. Уже в XIV веке появились местные торговцы шелком, в большинство своем евреи, впоследствии обращенные в христианство, которые в 1465 году объединились в Ассоциацию Богоматери Милосердия (C ofradí a de la Virgen de la Misericordia ), и этой же святой была посвящена капелла при бирже , построенная в 1484-1486 гг. В связи с огромным значением шелковой индустрии учреждение, которое первоначально было известно просто как «торговая биржа» (la Lonja de Mercaderes ), с конца XVII века стало называться шелковой биржей.

Во время строительства биржи шелковая промышленность в Валенсии переживала расцвет. Так, в 1487 году, по данным переписи, в городе проживало 293 мастеров по шелку. Наивысший подъем индустрии пришелся на XVIII век, когда в этой сфере были заняты 25 тысяч горожан. Закат шелковой отрасли начался в 1790-х годах, но несмотря на это биржа сохранила свое традиционное название до наших дней.

Ниже приводится подробная история шелковой биржи в Валенсии .

Исторический контекст: Золотой век Валенсии

Строительство комплекса Ла-Лонха явилось результатом коммерческого процветания Валенсии в XV веке и усиления влияния городской буржуазии. Биржа стала не просто торговым учреждением, но символом мощи и богатства города, способного привлечь множество коммерсантов. Это произошло в эпоху, когда в региональной экономике уже наметились некоторые трудности, связанные с открытием Америки и перемещением основных торговых центров из Средиземноморья в Атлантику.

Биржа стала также символом Золотого века Валенсии (Siglo de Oro valenciano ). Так называют период, охвативший практически весь XV век, который ознаменовался вершиной могущества Арагонской короны и расцветом искусств и наук в королевстве Валенсия. На данном историческом этапе королевство переживало бурный экономический рост и обладало огромным политическим и культурным влиянием. Именно в этот период в Валенсии был создан муниципальный государственный депозитный банк (Taula de Canvis i Depòsits ) наподобие аналогичного учреждения в Барселоне. Активно развивалась и местная промышленность, особенно текстильная. Валенсия превратилась в важный торговый центр, куда стекались купцы изо всех регионов Европы.

В конце Золотого века и была построена Лонха-де-ла-Седа , ставшая центром заключения сделок и истинным храмом торговли. Один из самых успешных и влиятельных банкиров той эпохи, служивший канцлером при дворе короля Арагона Фердинанда II, валенсийский еврей Луис де Сантангель (Luis de Santángel ) финансировал экспедицию Колумба в Америку. Культурное развитие не отставало от экономического: на протяжении XV века Валенсия была настоящей культурной столицей Арагонской короны и одним из крупнейших европейских городов. Политическое и духовное влияние Валенсии также в этот период возросло (до такой степени, что те два единственных раза, когда папой римским становился испанец, это в обоих случаях были выходцы из королевства Валенсия).

Помимо шелковой биржи, в XV веке в Валенсии были построены такие значимые сооружения, как ворота Торрес-де-Куарт, королевская капелла монастыря Санто-Доминго , свод алтарной части кафедрального собора Валенсии , а также правительственный дворец Женералитат. Живопись, скульптура, литература также переживали расцвет, итогом которого стало открытие в Валенсии в 1470-х годах второй на Пиренейском полуострове типографии. В 1499 году был основан Университет Валенсии.

История строительства шелковой биржи

Шелковая биржа Валенсии на тот период была не единственной в королевствах Арагонской короны. Аналогичные биржи еще раньше появились в Барселоне (1380-1392) и Пальма-де-Мальорке (1420-1448), а в 1541-1551 гг. была построена биржа в Сарагосе , но уже не в готическом, а в ренессансном стиле. Все эти биржи строились по единой схеме, представляя собой прямоугольное помещение с колоннами, поддерживающими крестовые своды.

Поскольку архитектурная схема во всех случаях была одной и той же, власти Валенсии хотели всё-таки как-то выделить свою биржу на фоне остальных (в городе раньше уже имелась своя биржа (Llotja de l"Oli ), недалеко от нынешней, но к тому моменту она перестала удовлетворять потребностям процветающей Валенсии). Городской совет настаивал, чтобы это было «прекраснейшее, пышное и великолепное здание, которое стало бы гордостью и украшением нашего достойного города ».

Строительство биржи решено было поручить жившему в Валенсии инженеру и архитектору Пере Компте (Pere Compte ), уроженцу Жироны, работавшему также на строительстве кафедральных соборов в самой Валенсии и Тортосе. Этот зодчий был уже известен в городе и пользовался значительным авторитетом. Он руководил строительством в 1483-1498 гг.

Чтобы освободить участок под строительство, пришлось купить и снести 25 ближайших к рынку домов. Расходы на постройку биржи оплатили городские власти. Первый камень был заложен в 1482 году, однако строительные работы начались лишь год спустя, о чем свидетельствует сохранившаяся надпись на гербе , расположенном на углу улиц Pere Comte и de la Llotja . Строительным материалом послужил известняк. Зодчему Пере Компте помогали его коллеги, каменотёсы и скульпторы Хуан Иварра (Juan Ivarra/Johan Yvarra ), Жуан Корбера (Joan Corbera ) и Доминго Уртиага (Domingo Urtiaga/Domingo Urteaga ). Именно последний завершил строительство биржи в 1548 году.

На протяжении истории биржа выполняла целый ряд функций: здесь не только заключались важные торговые сделки, но биржа использовалась также в качестве импровизированного склада зерна, больницы во время чумы, военных казарм и т.д. Здесь также велась торговля и обмен монетами и почтовыми марками.

Особые разрушения зданию причинило размещение здесь военных казарм после войны за испанское наследство. Эти повреждения были устранены в ходе реставрации шелковой биржи в конце XIX - начале XX века.

Описание архитектуры здания шелковой биржи в Валенсии

Здание шелковой биржи является уникальным памятником средиземноморского искусства XV века - примером изящной готической архитектуры с ренессансным декором. По архитектурному облику шелковая биржа с ее мощными зубчатыми стенами напоминает средневековый замок. Это один из шедевров готического искусства в области гражданского строительства. Некоторые специалисты характеризуют это стиль как средиземноморскую или «южную» готику.

Прямоугольные фасады из тёсаного камня, великолепные рельефные медальоны в ренессансном духе, художественно выполненные гаргульи , зубцы и гербы, легкие пинакли и другие детали скульптурного декора, идеальные пропорции дверей и окон - всё это демонстрирует нам величие поздней валенсийской готики .

Основные части здания

Шелковая биржа представляет собой не одно, а целый комплекс зданий. Она состоит из четырех частей : башни (где находилась капелла , а также тюрьма для воров шелка и обанкротившихся купцов), Колонного зала , зала заседаний Морского консулата и Апельсинового дворика (патио) . Комплекс занимает прямоугольный участок площадью около 2000 кв. м. Расположение основных частей здания видно на следующем плане:

Бронзовый макет биржи:

В качестве образца при строительстве шелковой биржи была принята биржа в Пальма-де-Мальорке, построенная в 1448 году. А строители последней, в свою очередь, вероятно, черпали вдохновение в архитектуре зала капитула (начало XIV века) валенсийского монастыря Санто-Доминго . В то же время биржа в Валенсии значительно превосходит мальоркскую по разнообразию декора , красоте и техническому совершенству. Окна отличаются богатой орнаментировкой в стиле пламенеющей готики, двери выполнены в виде килевидных арок, здание украшено гаргульями и другими небольшими скульптурами , в основном с изображением сатирических или эротических сцен. Помимо этого, в экстерьере и интерьера биржи в обилии встречаются геральдические символы Арагонской короны.

Главный фасад и гаргульи

Если смотреть на главный фасад биржи со стороны Рыночной площади (Plaza del Mercado ), можно четко увидеть составляющие ее корпуса, разделенные башней. Правая часть здания соответствует собственно бирже (в этой части здания находится Колонный зал (1483-1498)), по центру располагается башня (1483-1498), а еще левее помещается трехэтажный Консульский корпус , построенный несколько позднее (1498-1548) для заседаний Морского консулата . Наконец, Апельсиновый дворик объединяет эти три части здания. Весь фасад имеет зубчатое завершение, которое носит скорее декоративный, чем оборонительный характер.

Особенно интересны декоративные детали фасада: скульптурный декор окон и дверей, гаргульи - всё это выполнено с большим мастерством и с не меньшим юмором. Готические гаргульи , которых всего насчитывается 28, - один из самых характерных элементов здания. Основная их функция заключается в том, чтобы отводить от кровли дождевую воду.

Гаргульи выполнены в виде фантастических животных, птиц, монстров, пожирающих людей хищников, человеческих фигур, мифологических персонажей и т.п. Эти сатирические образы призваны напоминать нам об определенных пороках и добродетелях. Многие из них представлены в гротескных позах, которые зачастую могут показаться откровенно непристойными.

Портал главного фасада

Портал основного корпуса биржи образован килевидной аркой.

На капители центрального столба помещена любопытная сцена колдовства, а над ней, в верхней части портала, - попирающая ведьм статуя Богоматери с младенцем в окружении ангелов (эта скульптурная группа 1893 года заменила ранее находившийся тут королевский герб, который, в свою очередь, заменил утраченную скульптуру Богоматери, покровительницы торговцев).


По обеим сторонам портала находятся большие готические окна с ажурными переплётами, а над окнами помещены поддерживаемые ангелами гербы города Валенсия. Еще выше над порталом находится герб королевства Валенсия. В центре треугольника в вершине арки можно заметить крылатого ангела с молитвенно сложенными руками. Сама арка снаружи украшена декором в виде листьев чертополоха и увенчана крестоцветом.


Этот портал также иногда называют Порталом грехов (el portal de los pecados ), поскольку он украшен резными изображениями животных и обнаженных фигурок, символизирующих грехи человеческие. На откосах портала и архивольтах можно заметить массу затейливых скульптурных сцен, среди которых встречаются изображения демона, дракона, распутной пары, мужчины с дубиной, кентавров, волка, кабана, улитки и черепахи, собаки и льва.


Большинство этих фигурок, в соответствии с традицией Позднего Средневековья, напоминают о том или ином грехе плоти (как правило, об одном из смертных грехов).

Башня биржи

Прямоугольная башня прорезана тремя окнами и увенчана террасой с зубцами и тремя гаргульями. Башня строилась одновременно с Колонным залом . Она на треть выше остального здания.

Второй герб находится на углу улиц calle de La Lonja и calle de Pere Compte (на площади plaza del Dr. Collado ) и, помимо собственно герба и короны, содержит ленту с надписью о начале строительных работ в 1483 году.

Описание интерьеров и внутреннего дворика шелковой биржи в Валенсии

Колонный зал, или Зал контрактов

Пожалуй, самым впечатляющим помещением биржи является ее главный зал, именуемый Колонным (Salón Columnario ). Всего за 15 лет (1483-1498) Пере Компте и его помощники сумели завершить строительство этого зала, занимающего около половины общей площади комплекса. Городской совет был настолько доволен этой великолепной работой, законченной, к тому же, в столь короткие сроки, что повелел выплачивать архитектору по ежегодное жалованье.

Второе название Колонного зала - Сала-де-Контратасьон (Sala de Contratación ), то есть Зал заключения договоров, или Зал контрактов. Это очень торжественный и величественный зал с высокими колоннами и огромным пространством. Сегодня здесь иногда устраивают концерты и выставки.

Сейчас, когда интерьер не загроможден мебелью, можно по-настоящему оценить его размеры и величие. В прежние времена картина была несколько иной:

Грандиозный Колонный зал в стиле пламенеющей готики представляет собой огромное помещение, разделенное на три продольных нефа (длиной 35,6 м) и пять поперечных нефов (шириной 21,4 м). Потолок с крестовыми сводами имеет высоту 17,4 м, и его поддерживают двадцать четыре стройные витые колонны (в том числе восемь свободностоящих колонн) и шестнадцать пилястр такого же типа. Отходящие от колонн нервюры - основные и укрепляющие диагональные в каждом малом квадрате - расчерчивают ячейки свода, образуя своего рода маленькие купола. Весь свод напоминает сетку из множества таких квадратных ячеек (состоящих из 4 малых квадратов) с повторяющимся рисунком прожилок-нервюр и замковых камней (последних в каждом квадрате насчитывается девять).


Центральный ключ свода образован из четырех соединенных гербов города. Остальные ключи свода украшены фигурками святых – покровителей валенсийских цехов той эпохи, а также образами музицирующих ангелов, геральдическими символами и др. Пол зала выложен из плит белого, коричневого и черного мрамора, составляющих геометрический рисунок.

Поскольку биржа проектировалась как «храм торговли» и отличается выраженным символическим характером, этот зал представлял собой своего рода образ рая, где колонны напоминали стволы пальмовых деревьев, а своды изображали небесный свод (первоначально они были расписаны голубым и украшены золотыми звездами, а нервюры и ключи свода были покрашены зеленым, золотым и красным; остатки полихромии были устранены в XIX веке). В этом зале некоторое время находился офис вышеупомянутого банка Taula de Canvis i Depò sits .

В верхней части зала вдоль всех четырех стен тянется в виде бордюра золотая латинская надпись на темном фоне, выведенная готическим шрифтом. Текст напоминает коммерсантам о том, что как добрые христиане они, чтобы иметь жизнь вечную, не должны обманывать и заниматься ростовщичеством. Таким образом провозглашался союз этики и экономики.

Проход в зал осуществляется через несколько порталов , образованных килевидными арками , обрамленными высокими пинаклями и увенчанные растительным декором. Такие порталы находятся на главном фасаде биржи (со стороны главного входа с Рыночной площади, plaza del Mercado ), а также со стороны заднего фасада (Биржевой площади, plaza de La Lonja ). Две боковых двери ведут, соответственно, во внутренний дворик и на улицу calle de Pere Compte .

Рассмотрим красивый портал , выходящий во внутренний двор. Он оформлен идентично с обеих сторон. Портал образован двойной пологой аркой, увенчанной большой килевидной аркой. Последняя опирается на две фигурные консоли в виде музицирующих кентавров, всадников, а также фигуры сражающегося со львом Самсона. В треугольнике, образованном пологой и килевидной аркой, видим герб королевства Валенсия (со стороны сада - герб города), а вершина портала увенчана крестоцветом. Весь портал обрамлен по периметру мастерски вырезанными из камня причудливыми фигурками всадников, лучников, драконов, птиц, чудовищ и растительными орнаментами.

Пятая дверь зала ведет в соседнюю капеллу , расположенную на нижнем этаже башни.

Винтовая лестница и капелла в башне

Нижний этаж башни отведен под капеллу (capilla ), построенную в 1484-1486 гг., предположительно по проекту знаменитого архитектора и скульптора Хуана Гуаса (Juan Guas ) (1430–1496). Это небольшое помещение перекрыто звездчатым крестовым сводом, каких в ту пору еще не строили в Валенсии. Угловые консоли, на которые опирается свод, украшены символами четырех евангелистов. Восемь небольших ключей свода содержат чередующиеся изображения герба города и музицирующих ангелов, а в центральном ключе свода находится образ Богоматери Милосердия (Virgen de la Misericordia ), укрывающей своих плащом членов городского совета. Как было сказано выше, в 1465 году именно под покровительством этой святой было образовано общество фабрикантов шелка.

В капелле есть два окна: большое витражное окно с ажурными готическими переплетами, выходящее на Рыночную площадь (витражи не оригинальные), и второе окно, выходящее во внутренний двор .


Помещение имеет два входа. Один, соединяющий капеллу с Колонным залом, украшен готическими орнаментами и фигурой Создателя с земным шаром в руке (ранее фигура была полихромной). Портал образован килевидной аркой, обрамлен пинаклями и увенчан крестоцветом.

Другой портал, через который можно попасть на нижний этаж Консульского павильона , украшен в верхней части гербом города и увенчан крестоцветом. Этот портал датируется 1549 годом и представляет собой пологую арку, над которой располагается многолепестковая арка.

Наружная арка опирается на две фигурные консоли, изображающие с одной стороны причудливых животных с человеческими головами, перевитыми с растительным орнаментом, а с другой - загадочную фигурку женщины, которая держит какое-то животное, поднимая ему хвост, в то время как дьявол с помощью мехов накачивает воздух в задний проход этого существа. Весь декор этого портала является неоготическим новоделом начала XX века.

Верхние этажи башни также для осмотра недоступны. Ранее эти помещения использовались в качестве тюрьмы, которая предназначалась для недобросовестных или просрочивших платежи торговцев.

Апельсиновый дворик

В Апельсиновый дворик (Patio de los Naranjos/Pati dels Tarongers ) ведет богато украшенная дверь из Колонного зала . Этот патио, в котором растут апельсины и кипарисы, позволяет окунуться в атмосферу тишины и спокойствия.

В центре дворика располагается романтический фонтан в форме восьмиконечной звезды (неоготическая замена прежнему фонтану).

Вокруг фонтана установлено несколько каменных скамеек, на которых приятно отдохнуть, любуясь гротескными гаргульями и деталями западного фасада Колонного зала, а также оформлением двери, ведущей в Консульский павильон . Предполагают, что в прежние времена в этом дворике проходили различные празднества и церемонии.

Консульский павильон

В Консульский павильон (Pabelló n del Consulado ) можно попасть из Апельсинового дворика либо через дверь, либо по широкой каменной лестнице (1503), находящейся в том же патио.

Ведущий со стороны лестницы портал оформлен в виде килевидной арки, опирающейся на две консоли с изображениями пожирающего какое-то животное демона и крылатого грифа с человеческой головой.

Консульский павильон называют также корпусом Морского консулата (Консолат-де-Мар ) (Consulado del Mar/Consolat de Mar ), поскольку здесь проходили заседания этого судебного учреждения , в ведении которого находились вопросы, связанные с судоходством и торговлей. Это был первый в Испании торговый трибунал, созданный еще в 1238 году.

Здание было начато архитектором Пере Компте, который построил два первых этажа. После его смерти в 1506 году работы продолжил Жуан Корбера, а завершил в 1548 году Доминго Уртиага (он работал над верхней частью здания и ренессансными медальонами). Корпус имеет в плане прямоугольную форму и оформлен в ренессансном стиле. Он примыкает к западной стене главного здания биржи (см. план).

На основном этаже Морского консулата, куда мы попадаем, поднявшись по широкой каменной лестнице из Апельсинового дворика , находится так называемая Золотая палата (Cámara Dorada/Cambra Dourada ). Главным украшением этой великолепной комнаты является деревянный наборный готический потолок (артесонадо) , выполненный в 1418-1428 гг. мастером Жуаном дель Пойо (Joan del Poyo ) для ныне разрушенного (1860) здания городского совета и перенесенный сюда в 1921 году.

Полихромный позолоченный потолок украшен 670 декоративными элементами, которые воспроизводят множество любопытных сцен: игры детей, сражения воинов, гротескные фигуры, изображения музыкантов, орнаментальные мотивы с животными и растениями, знаки зодиака, геральдические мотивы (например, многочисленные изображения герба Валенсии) и т.д. На модильонах мы видим фигурки пророков.

Этот великолепный зал с огромным количеством орнаментальных элементов имеет огромное художественное значение и является истинной жемчужиной не только из-за богатства использованных материалов, но и с точки зрения разнообразия и пышности декоративных мотивов. Хроники рассказывают, что король Арагона Альфонсо V Великодушный специально лично приехал в Валенсию, чтобы увидеть этот чудесный потолок, который тогда находился в здании городского совета.


На нижнем этаже корпуса, куда можно попасть либо через дверь из Апельсинового дворика, либо через гербовый портал капеллы , находится зал заседаний Морского консулата , Saló n del Tribunal .

Это прямоугольное помещение с четырьмя окнами, выходящими на Рыночную площадь, и двумя окнами, смотрящими в сад . Здесь стоит обратить внимание на интересный деревянный потолок в ренессансном стиле (1503).

Сегодня в этом помещении проводятся выставки и аудиовизуальные экспозиции, организуемые Академией культуры Валенсии.

По обеим сторонам от портала, ведущего в этот зал из сада , находятся окна с пологими арками. На окне с левой стороны можно увидеть консоли с фигуркой крылатого дракона и демонического существа с когтистыми лапами. Консоли правого окна изображают крылатого зубастого дракона с веткой в лапах и еще одного крылатого дракона с длинным хвостом.

Карта Валенсии с достопримечательностями

На нашем сайте вы можете бесплатно скачать подробную туристическую карту (план) Валенсии .

Предлагаем вашему вниманию план исторического центра Валенсии , на котором на русском языке обозначены все основные достопримечательности (музеи, культурно-исторические памятники, площади) этой части города, а также приведены названия улиц и указаны важнейшие отели и рестораны. Кроме того, на карте указано местоположение пунктов туристической информации Валенсии. Также на плане обозначен железнодорожный вокзал Валенсии (Северный вокзал) : вы легко найдете это вытянутое здание по оранжевому значку в виде поезда, в нижнем северном углу Старого города, рядом с ареной для боя быков.

Ниже приводится еще одна карта Валенсии : план района к юго-востоку от Старого города. В этом районе находится популярнейшая достопримечательность Валенсии - Город искусств и наук (La Ciudad de las Artes y de las Ciencias /Ciutat de les Arts i les Ciències ).

Что посмотреть в Валенсии

См. также другие заметки об архитектуре и достопримечательностях Валенсии :

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники .

La Lonja de la Seda - Шёлковая биржа, или как её ещё здесь называют - "Шёлковый рынок", является главным шедевром готической архитектуры Валенсии. Она расположена в историческом центре города, по соседству с такими ключевыми для Валенсии достопримечательностями, как Центральный рынок и церковь Святого Иоанна.

Этот исторический монумент является главной визитной карточкой города, а в 1996 году он был занесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Процесс возведения этого шедевра средневековой готики длился более 65 лет: с 1482 по 1548 год. Первым архитектором являлся Пере Компте (Pere Compte), отвечавший за строительство La Lonja de la Seda с 1483 по 1498 год. Взяв за образец биржу на Пальма-де-Майорке, валенсийский зодчий возвёл уникальное здание, призванное символизировать роскошь и богатство "золотого века Валенсии" (XV век). Отдельное влияние оказала и промышленная революция, пришедшая сюда в конце средних веков, принеся с собой социальное неравенство, пропитанное превосходством валенсийской буржуазии, нуждавшейся в укреплении своих позиций, в том числе и в сфере городской архитектуры.


Строительство биржи, известной в народе как "ла Льёнча" (llonja), было результатом экономического роста и процветания, достигнутого Валенсией в XV веке, а вскоре она стала символом могущества Валенсии, привлекавшей сюда торговцев из крупнейших городов средневековой Европы. Но короткий период расцета очень скоро сменился тяжёлыми временами, наступившими для местной экономики сразу после открытия Америки, в результате чего центры торговли были смещены от Средиземного моря ближе к Атлантическому океану.


Все биржи в Арагонском королевстве, включая и валенсийскую, всегда строились по одной и той же схеме: прямоугольный зал, поддерживаемый многочисленными колоннами, небольшой внутренний дворик и главный зал, предназначенный для заседаний Морского совета. Строительству валенсийской биржи предшествовало возведение Барселонской биржи (1380-1392) и биржи на Пальма-де-Майорке (1420-1448), а в 1541 и 1551 году была возведена биржа в городе Сарагоса, крайне напоминающая валенсийскую, но тем не менее, уже имеющая характерные детали для эпохи Возрождения. Имея в виду идентичность архитектурной схемы, использующейся для возведения такого рода зданий, в 1469 году Генеральный Совет города постановил, что вид здания должен поражать: "своей красотой, великолепием и роскошью, ибо оно удостоено чести быть украшением этого великого города". Поэтому работа была поручена мастеру Пере Конте, чьи прежние работы, включающие строительство завершающей части валенсийского Кафедрального собора, уже получили статус архитектурных шедевров.

Лонха-де-ла-Седа (Испания) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Испанию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Лонха-де-ла-Седа (Шёлковая биржа) - один из самых знаменитых архитектурных памятников Валенсии . Эта достопримечательность представляет собой совокупность зданий, в которых в средние века велась торговля шелком, и справедливо считается великолепным произведением искусства испанских архитекторов в готическом стиле, который также характеризуют как средиземноморскую или «южную» готику. С 1996 г. Шелковая биржа входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Лонха-де-ла-Седа (Шелковая биржа) - один из лучших сохранившихся в Европе до наших дней образцов средиземноморской или «южной» готики.

Строительство Лонха-де-ла-Седы длилось с конца 15 до середины 16 века. Все необходимые бумаги были подписаны еще в 1469 г., но отвечающий всем требованиям участок земли был выкуплен только в 1482 г. Через 16 лет были воздвигнуты башня и главное здание биржи, в котором находится Колонный зал (Сала-де-Контратасьон). Проектом руководили архитекторы Йохан Корбера, Хуан Иборры и Пере Компте, которые в разработке плана здания опирались на архитектуру биржи в городе Пальма-де-Майорка. Строительство оставшихся помещений (двор с садом и Консульский павильон) велось под руководством Доминго де Уртеага и было завершено в 1533 г.

Ла Лонха де Седа

Шелковую биржу Валенсии можно смело принять за средневековый замок: именно такие ощущения оставляют зубцы стен, украшения фасадов, безукоризненно пропорциональные окна и двери, прекрасная рельефная роспись, гербы и другие детали скульптурного декора, свойственные готическому стилю. Взирающие на всех с насмешкой жутковатые горгульи на крыше только усиливают эту потрясающую схожесть. Имея вид сказочных животных, птиц, монстров, человеческих фигур и мифологических персонажей, горгульи будто напоминают нам о пороках и добродетелях нашего мира.

Залы и башни Шёлковой биржи

В комплекс зданий Шелковой биржи входит четыре части: башня (где находилась капелла, а также тюрьма для похитителей шелка и разорившихся торговцев), Колонный зал, зал заседаний Морского консулата и Апельсиновый дворик.

Главный зал биржи - Колонный - представляет собой потрясающее зрелище. Он разделен пятью рядами колонн, изображающих стволы пальм, и имеет свод высотой более 17 м, который призван символизировать небо. Близ стен на полу, выложенном из кусочков разноцветного мрамора, по сей день можно прочитать на латыни правила торговли на бирже.

Под основным залом находится часовня Зачатия Богородицы. Наверх, в тюрьму, ведет винтовая лестница. Через роскошную дверь из Колонного зала можно попасть в Апельсиновый дворик (Patio de los Naranjos/Pati dels Tarongers) - чудесное место, где тень кипарисов и аромат апельсинов создают атмосферу покоя и неги.

Совершенно иной кажется Лонха-де-ла-Седа с наступлением сумерек: установленная на ней подсветка придает сооружению поистине ошеломляющий вид. Неудивительно, что туристы со всего света приезжают в Валенсию, чтобы увидеть эту величественную красоту.

Адрес и время работы

Лонха-де-ла-Седа или Шёлковая биржа Валенсии находится на Рыночной площади (Plaza del Mercado, она же Plaça del Mercat) в историческом центре города, напротив церкви Сантос-Хуанес и Центрального рынка.

Шёлковая биржа Валенсии открыта для посещения с понедельника по субботу с 9:30 до 19:00, по воскресеньям и праздникам - с 9:30 до 15:00. Биржа закрыта 1 и 6 января, 1 мая и 25 декабря.

Входной билет стоит 2 EUR. По праздникам, а также в воскресенье комплекс Лонха-де-ла-Седа можно посетить бесплатно.

Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Лонха-де-ла-Седа (Шёлковая биржа) Адрес: Plaza del Mercado, 46001 Валенсия, Испания (комплекс Лонха-де-ла-Седа находится на Рыночной площади в историческом центре города напротив церкви Сантос-Хуанес и Центрального рынка). Время работы: понедельник-суббота с 9:30 до 19:00, в воскресенье и по праздникам — с 9:30 до 15:00. Биржа закрыта 1 и 6 января, 1 мая и 25 декабря. Стоимость входного билета: 2 евро, в воскресенье и по праздникам - вход бесплатный.

Рассекая песчаные барханы, преодолевая нелегкую дорогу пустыни, брел караван, груженный тяжелыми тюками. Погонщик уверенно и неспешно вел верблюдов к очередному оазису. Непродолжительный отдых и снова - поход: все дальше на Запад, туда, где за товар отдавали баснословные деньги. Великим шелковым путем везли в Европу пряности, керамику, изумительные ткани. А на краю материка, в солнечной Испании, с нетерпением ждали восточных посланцев, прежде всего, с высококлассным натуральным шелком, который оценивался на вес золота.

История Шелковой биржи

В старину диковинную пеструю азиатскую продукцию, радующую взор, раскладывали на валенсийской Рыночной площади, и начинался торг. Продавцы ее расхваливали, невероятно громко кричали, перебирая в руках струящуюся, нежную материю, причмокивая от удовольствия, хитро прищуривая глаза. Перекупщики-евреи платили звонкой монетой за искусное ткачество, потом втридорога перепродавали. Стоит отметить, что в сшитых шелковых изделиях не заводились надоедливые насекомые (ведь европейцы не отличались чистоплотностью). Сам Юлий Цезарь, щеголяя перед гостями, горделиво выставлял напоказ свои радужно переливающиеся одежды.
Впервые на планете шелк научились изготавливать в Китае более 5 тысячелетий назад. Как повествует древняя легенда, Си Линг Чи, юная супруга китайского владыки Хуан Ди, сидя под тутовым деревцом, чаевничала, наслаждаясь вкусом ароматного травяного отвара. Внезапно женщина заметила в чашечке свалившийся с ветки кокон. Извлекая его из горячего напитка, она увидела, что он разматывается, из него тянется тоненькая ниточка, оказавшаяся слишком прочной. Смекалистая императрица догадалась, что из нее можно получить замечательнейшее волокно для пряжи. С этого все и началось.
Китайцы ревностно хранили секрет, за разглашение карали смертной казнью. Разгадал его неожиданно византийский император Юстиниан (552 г). Однажды к нему пришел инок, посетивший Поднебесную. Он поведал об особых червях, производивших ценнейшую нить. В далекий Китай отправили целую экспедицию монахов. Понимая, что червячков живыми не довезти, они заполнили полые бамбуковые трости похищенными яйцами бабочки, семенами дивного растения и благополучно вернулись с ними домой.
Так тайна шелкопрядства, удерживаемая китайцами более 3 тыс. лет была раскрыта, дойдя со временем до Валенсии. Изготовлением чудо-ткани стали заниматься многие местные жители. К 1487 г. в городе насчитывалось до 300 умельцев по производству шелковой нити, а к XVIII в. уже 25000 человек были задействованы в этой отрасли.
Сюда начали устремляться покупатели изо всех уголков земли. Возникла острая необходимость объединить горожан, торговавших заморским и отечественным дивом, в едином центре. Приняли решение основать здание, являющее собой символ процветания, могущества Арагона, призванное стать действующим неповторимым храмом, но не духовным, а торговым. Для осуществления замысла 25 домовладельцев продали собственные жилища государству, территорию расчистили, пригласили талантливейших мастеровых, и закипела работа.
Под руководством Пере Компте опытные каменщики, скульпторы, резчики по дереву принялись за дело (Хуан Иварра, Жуан Корбера, Доминго Уртиага). Строительство продолжалось с 1482 по 1548 г. Постройка превратилась в важнейшее любимейшее детище зодчего, став средоточием заключений сделок, потрясающим знаковым сооружением, отобразившим Золотой век града, символизируя его богатство и величие. Удивительным бриллиантом засияла Валенсия в королевской короне.
К торговому перепутью потянулись чужестранцы, старались их опередить испанцы - всем не терпелось взглянуть на шедевр из известняка, лучший не только в Испании, но и на всем континенте. В разное время его использовали по-всякому: приют для заболевших чумой, место собраний нумизматов, филателистов, склад зерна, казарма для военных, нанесших наибольший ущерб, но в памяти народа оно осталось Шелковой биржей.

Поздняя готика в экстерьере

Именно так характеризуют стиль, в котором построено здание. При первичном обзоре оно воспринимается, как средневековой замок, завершающийся зубцами-стенами, украшенными гербами, медальонами, колоритными водостоками. Все части строения сосредоточились вокруг уютного патио с восьмиугольным фонтаном, мраморными скамейками да плодоносящими тенистыми апельсиновыми деревьями.
Пристальное внимание привлекает скульптурная отделка дверей, окон. 28 магических существ поселились под крышей - горгульи, служащие для отвода дождевых вод с кровли. Можно часами стоять, изучая каждую отдельно. Здесь жуткие чудовища, фантастические звери и птицы, мифические герои, фигурки людей. Большинство изваяний выполнено гротескно, в непристойных позах. Отдельные оригинальные скульптуры потерялись, их талантливо воссоздавали по имеющимся образцам.
Портал увенчан килевидной аркой. Капитель вмещает в себе сцену чародейства и гневно изгоняющую ведьм Деву Марию с младенцем, окруженных херувимами. С обеих сторон - огромные продолговатые окна, забранные ажурным хитросплетением, выше - ангелочки, расправив крылья, поддерживают эмблему столицы края. Недалече - геральдика Арагонского королевства. Сверху, в центре треугольника, - крылатый ангел, застывший в молитве. Наружная арочная поверхность инкрустирована крестоцветом, колючими листьями чертополоха. Иногда это место величают Порталом грехов, ибо обнаженные человеческие статуи олицетворяют порочность земного бытия, безнравственные поступки общества, слабость плоти, несовершенство духа.
Откосы, архивольты сплошь заполнены драконами, пугающими демонами, парочками, занимающимися прелюбодейством. Здесь - ощерившиеся волки, гордые кентавры, медлительные черепахи, клыкастые кабаны. С ними мощный лев, олицетворение сомнения - улитка и добродушный пес.
Посредине комплекса - четырехугольная башня, возводимая поэтапно, достроенная в XIX столетии, в чем можно убедиться, внимательно разглядев отличие в оттенке кладки. Снизу - уродливая сущность раскрыла пасть, выпучила глазища, злобно рассматривая прохожих, напоминая о непреложном наказании, поджидающем каждого, нарушившего закон.
Солнечные лучи проникали сквозь три окошка в застенки тюремных камер, разместившихся вверху башенки, где нечестные торгаши, воры, обманщики сидели в ожидании суда, надеясь на смягчение приговора. Именно сюда кидали банкротов, не желавших расплачиваться по счетам, заключать справедливые сделки. Сначала таким хитрецам отпиливали одну ножку скамьи, на которой они восседали, потом - другую, а затем - камера.
Внизу - капелла Богоматери Милосердия, покрывающей омофором чиновников, стоящих у власти. Под ее покровительством образовалось общество производителей шелка. Каменные евангелисты: Марк, Матвей, Лука, Иоанн застыли по углам молельни. Витражное оконце пропускает поток света, преламывая его на разноцветные блики, пятна. Следующее окно-розетка выходит в апельсиновый дворик.
Левая фасадная сторона представляет собой 3-ярусный Консульский павильон. На нижнем этаже служат восхитительным украшением узорные, поддерживающие оконные блоки консоли. Ваятели со смешливым нравом, а, может, презрительным, прилепили туда особь мужского пола, справляющую большую нужду - каганера. Поодаль - сказочное существо с невинной, милой улыбающейся мордашкой и пара сражающихся между собой рыцарей.
Большущие окошки второго яруса с легкими, воздушными переплетами соединены импостом. Колонны-средники делят каждое из них на равные части. На третьем уровне - уже восемь оконцев, оканчивающихся килеобразными арками. Ниже - балюстрада из камня с гербом города и фризом, декорированным портретными медальонами, запечатлевшими, как нереальных, так и исторических личностей: обилие богов Олимпа, очаровательная Изабелла с Фердинандом, могущественный Максимилиан I, венценосный Карлос V. Все лики (до 40 штук) протянулись изящной лентой, а завершается это представление славы императорской короной и импозантными стоками.
Задний фасад - ярчайший пример пламенеющей готики. Гигантский проем оформлен стрельчатыми арками, сливающимися в одну килевидную, разукрашенную декоративным стилизованным цветком и геральдическими знаками. Стройные пинакли окаймляют портал, демонстрирующий тончайшую работу каменотесов: пышная растительность Средиземноморья, странные животные, высовывающие морды из-под листвы, загадочные, непонятные монстры с людскими головами.

Уникальность интерьера

Наиболее впечатляет Колонный зал, занимающий около половины всего ансамбля. П. Компте завершил его возведение достаточно быстро. Ему для этого понадобилось всего 15 лет. Творение столь понравилось городскому совету, что зодчему установили пожизненное жалование. Здесь заключались контракты. Великолепие исполинского пространства с тремя продольными нефами длиной 35,6 м, пятью поперечными шириной 21,4 м, минимум мебели - все располагало к плодотворной деятельности. Потолок высотой 17,4 м поддерживают 24 витые колонны, напоминающие стволы пальм, распускающиеся кверху веерами-листьями.
Свод похож на сетку с множеством квадратных ячеек, прожилками-нервюрами, замковыми камнями. Четыре объединенных между собой величественных регалий королевства образуют центральный ключ, остальные, поменьше, представлены образами покровителей, существовавших валенсийских цехов.
Поражает простотой и оригинальностью пол, уложенный геометрическим рисунком мраморными плитами: черными, белыми, коричневыми. Пальмы-колонны и потолок глубокого синего цвета, усеянный золотистыми звездами; нервюры, выкрашенные в зеленый и красный тон, создавали яркое ощущение пребывания в Эдеме. После реставрации зал приобрел несколько упрощенный вид.
На 17-метровой вышине - темный бордюр с надписью золотистыми буквами, гласящей на латыни о добропорядочности христиан, думающих о райских кущах, не допускающих обмана и лицемерия - союз этических и экономических правил. Особо выделяется двухарочный дверной проем, поддерживаемый опорами в виде кентавров с музыкальными инструментами, воинственных всадников, Самсона, побеждающего льва.
Широкая каменная лестница, берущая начало во внутреннем дворике, ведет к Консульскому залу. Над дверью устроился обитатель преисподней, уплетающий живность. Рядом - могучий грифон. В этой комнате заседали судовые исполнители, решались проблемы, касающиеся судоходства, торговли, выносил вердикты первый испанский трибунал. Она сделана в стиле ренессанса. Главное ее достоинство - наборный потолок из дерева (артесонадо) (1428 г). Говорят, Альфонсо V Великодушный целенаправленно приезжал посмотреть, дабы лично удостовериться в непревзойденной его красоте. Исключительные позолоченные детали (670) изображают различные сценки жизни: резвящаяся детвора, воины в латах, пораженные физическими изъянами тела, играющие музыканты, знаки зодиака, представители флоры и фауны, элементы геральдики. С медальонов взирают мудрые пророки. Есть возможность заглянуть в прямоугольную просторную палату Морского консулата с выходящими в сад окнами. Сегодня здесь проходят многочисленные экспозиции, выставки, учредителем которых является Академия культуры.
Все рассмотреть невозможно, но позволено сфотографировать и потом любоваться дома. Разнообразие фрагментов, пышность декора, высокое качество используемых материалов возводит эту достопримечательность в ранг самых значимых культурных и художественных национальных памятников. С 1931 г. он оберегается законом, с 1996 внесен в список наследия ЮНЕСКО.

Не бредут сейчас караваны. Дорога с Востока давно освоена, позабыта. По морю, железной дорогой, самолетами прибывают в Испанию туристы. Желающие посетят Лонха-де-ла-Седа, познакомятся со славными страницами истории страны, порадуются прекрасному. Вспомнят и обретут невесомые бесподобные наряды из волшебной ткани, увезут с собой частицу души испанских мастеров, ничем не уступающих по умению китайским первооткрывателям шелка.



error: Контент защищен !!