Осваиваем электронные средства платежа. Что такое электронное средство платежа? Использованием электронного средства платежа с его предъявлением

Организации рассчитываются между собой электронными средствами, не предъявляя их. Что относится к электронным средствам платежа и нужно ли применять ККТ в таких случаях - читайте в статье.

Вопрос: Как можно на практике трактовать фразу "не предъявлять электронное средство платежа" из закона:п.9. Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.Статья 2. Особенности применения контрольно-кассовой техники Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗО применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа

Ответ: Кассовая техника не нужна, если организации, предприниматели рассчитываются между собой электронными средствами, не предъявляя их ( , ).

Согласно Закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ « электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств».

Например, оплата товара через Интернет с использованием системы Банк-клиент.

Обоснование

В каких случаях надо применять ККТ

Ситуация: нужно ли применять ККТ при безналичных расчетах с гражданами. Покупатели оплачивают счета через банк без платежных карт

Да, нужно.

Организации и предприниматели должны применять ККТ при расчетах в России. Безналичные расчеты с гражданами - не исключение.

Все случаи, когда ККТ можно не применять, перечислены в Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ. В частности, кассовая техника не нужна, если организации, предприниматели рассчитываются между собой электронными средствами, не предъявляя их (п. 9 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ , ч. 19 ст. 3 Закона от 27 июня 2011 № 161-ФЗ).*

Безналичный платеж гражданина через банк по счету, квитанции или платежному поручению без карты - это тоже электронное средство платежа. При этом не важно, где гражданин оформил платеж, непосредственно в банке или через личный кабинет к банковскому счету. Поэтому организации и предприниматели, которые принимают такие платежи, обязаны применять ККТ. Пробейте кассовый чек, когда получите извещение об оплате от банка. Минфин России разъяснил это в письме от 28 апреля 2017 № 03-01-15/26324 .

Все случаи, когда можно работать без ККТ

Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»

Подробности Категория: Бухучет Создано: 30.06.2017 00:00 Опубликовано: 30.06.2017 00:00 Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ) в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее – Закон № 290-ФЗ) получил новое название («О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа») и совершенно новое содержание. Уверены, бухгалтеры уже изучили основные требования данного документа. В настоящей консультации мы, не касаясь процедурных применения онлайн-касс, рассмотрим принципиальную проблему: в каких случаях УК обязана применять ККТ по новым правилам?

БСО и услуги населению: отсрочка еще на год

Как известно, 1 июля 2017 года – переломная дата. После нее применение так называемых онлайн-касс становится всеобщей обязанностью. Переходные положения сформулированы в ст. 7 Закона № 290-ФЗ. В частности, согласно ч. 8 данной статьи организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих БСО в порядке, Законом № 54-ФЗ в прежней редакции.

Обратим внимание, что ранее установить, оказывает ли организация услуги населению, позволял ОКУН, который утратил силу с 2017 года. В Письме от 10.02.2017 № 03-01-15/7511 Минфин пояснил, что при определении перечня услуг населению следует руководствоваться ОКВЭД 2 и ОКПД 2. Приказом Росстата от 23.05.2016 № 244 утверждена собирательная классификационная группировка «Платные услуги населению» на основе указанных классификаторов. Она предназначена для целей формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг, оказываемых населению, но одновременно подтверждает, что деятельность, которой присвоен код 68.32.1 «Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе», относится к оказанию услуг населению. Значит, вплоть до 01.07.2018 УК вправе не применять ККТ, выдавая потребителю заполненный БСО.

К сведению: до 01.07.2018 компании, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при осуществлении наличных расчетов и расчетов с использованием платежных карт при условии выдачи плательщикам БСО, оформляемых в прежнем порядке (в частности, типографским способом).

Также нужно подчеркнуть, что БСО должны выдаваться в ранее действовавшем порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (см. Письмо Минфина РФ от 12.05.2017 № 03-01-15/28918). Данный порядок предполагает два варианта создания БСО по форме, разработанной предприятием самостоятельно:

    изготовление типографским способом (наименее затратный способ, предпочитаемый компаниями с небольшими оборотами наличных);

    формирование с использованием автоматизированных систем (программно-технический комплекс, имеющий защиту от несанкционированного доступа, фиксирующий информацию о выпущенных БСО в течение пяти лет, выпускающий БСО с уникальными серией и номером, доступ к информации о БСО следует предоставлять налоговому органу по запросу).

Сегодняшние правила выдачи БСО заключаются в использовании кассы, которая вместо чеков ККТ печатает БСО, а также в требованиях к составу реквизитов документа. Эти правила можно не применять еще год (Письмо Минфина РФ от 27.04.2017 № 03-01-15/25765).

Добавим, что прежняя редакция Закона № 54-ФЗ подразумевала лишь выдачу БСО на бумажном носителе. Направление его на абонентский номер или адрес электронной почты не предусматривалось (сегодня такое требование прописано в ч. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Учитывая прямое указание в ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ на прежний порядок, можно прийти к выводу, что у потребителя не следует запрашивать дополнительные контакты и дублировать БСО в электронном виде.

Платежные карты и электронные средства платежа (ЭСП)

Обратите внимание: если ранее ККТ необходимо было применять при осуществлении наличных расчетов и расчетов с использованием платежных карт в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ч. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в прежней редакции), то теперь ККТ применяется при приеме или выплате денежных средств с использованием наличных и (или) ЭСП за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги (ч. 1 ст. 1.2, ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).

Что такое ЭСП?

Определение ЭСП приведено в п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон № 161-ФЗ).

Электронное средство платежа – средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Из данного определения видно, что платежная карта – это одно из ЭСП. Чтобы установить, какие другие ЭСП существуют (при расчетах с помощью которых следует применять ККТ), разберем это определение подробно по элементам.

Оператор по переводу денежных средств – организация, которая в соответствии с законодательством РФ вправе осуществлять перевод денежных средств (п. 2 ст. 3 Закона № 161-ФЗ). Операторами по переводу денежных средств являются ЦБ РФ, организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (ч. 1 ст. 11 Закона № 161-ФЗ). Перевод денежных средств по поручению физических и юридических лиц по их счетам, а также осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств, являются банковскими операциями (п. 4, 9 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»), для проведения которых необходима лицензия.

Перевод денежных средств – действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю денежных средств плательщика (посредством их зачисления на банковский счет получателя, выдачи ему наличных денег либо учета денежных средств в пользу получателя без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств) (п. 12 ст. 3, ч. 3 ст. 5 Закона № 161-ФЗ).

Согласно п. 1.1 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного ЦБ РФ 19.06.2012 № 383-П, перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов:

    расчетов инкассовыми поручениями;

    расчетов чеками;

    расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

    расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Таким образом, если распоряжения о переводе денежных средств (в частности, платежное поручение, инкассовое поручение, платежное требование, платежный ордер) составляются, удостоверяются и передаются с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств, следует говорить о применении ЭСП.

Что следует считать ЭСП, кроме платежных карт?

Помимо платежных карт к ЭСП относятся:

    системы дистанционного банковского обслуживания, позволяющие составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств (так называемые мобильный банк, интернет-банк, клиент-банк и пр., которые позволяют удостоверять право распоряжения денежными средствами на счете, а также самими ЭСП с использованием аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей), см. Письмо ЦБ РФ от 06.03.2012 № 08-17/950;

    автоматические устройства, позволяющие без участия уполномоченного лица кредитной организации, банковского платежного агента (субагента), платежного агента выдавать и принимать наличные денежные средства, передавать кредитной организации распоряжения об осуществлении перевода денежных средств, например, банкомат (п. 28 ст. 3 Закона № 161-ФЗ), платежный терминал (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ);

    электронные кошельки, доступ к которым может осуществляться с использованием компьютеров, мобильных устройств, в том числе посредством устанавливаемого на этих устройствах специального (п. 1.3 Памятки «Об электронных денежных средствах» (приложение к Информационному письму ЦБ РФ от 11.03.2016 № ИН-017-45/12));

    программные приложения платежных систем, платежных агрегаторов, позволяющие передавать распоряжения о переводе денежных средств непосредственно на интернет-странице в режиме онлайн путем ручного ввода в специальную форму данных платежной карты.

Как видим, ЭСП охватывает все формы безналичных расчетов. Учитывая этот факт, становится вполне справедливым вывод, сделанный в Письме Минфина РФ от 28.04.2017 № 03-01-15/26324: Законом № 54-ФЗ не предусмотрено особых условий (исключений) в отношении применения ККТ для пользователя (продавца) при оплате покупателем товара посредством платежного поручения через кредитную организацию . Данное разъяснение имело большой резонанс в профессиональном сообществе, вызвав недоумение у бухгалтеров-практиков и сомнения у экспертов, противопоставлявших ЭСП и расчеты платежными поручениями. Полагаем, что читать данный документ следует в таком ключе: Закон № 54-ФЗ устанавливает случаи, когда применение ККТ является обязательным, а именно при осуществлении расчетов (при приеме или выплате денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа). С использованием ЭСП осуществляются переводы денежных средств в рамках всех форм безналичных расчетов. Действительно, для расчетов платежными поручениями никаких исключений закон не предусматривает.

К сведению: ККТ применяется всегда при расчетах с физическими лицами за товары, работы, услуги, даже в рамках форм безналичных расчетов, то есть когда денежные средства поступают на расчетный счет компании. Главное условие – использование в расчетах ЭСП, что имеет место в подавляющем большинстве случаев.

Исключение – расчеты между организациями и (или) ИП

Общие правила Закона № 54-ФЗ, приведенные выше, говорят о том, что при получении денежных средств за товары, работы, услуги при помощи ЭСП следует применять ККТ. Но это фактически означает, что любая приходная операция на расчетном счете (от потребителей услуг) должна быть зафиксирована ККТ. Это не совсем так, поскольку из данного правила есть исключение.

Читайте также

  • Продажа товаров через интернет-магазин с оплатой посредством платежных карт: возникает ли у организации-продавца обязанность по применению ККТ?

Согласно ч. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ ККТ не применяется при осуществлении расчетов с использованием ЭСП без его предъявления между организациями и (или) ИП. Что следует считать предъявлением ЭСП? Учитывая приведенное выше понятие ЭСП (это средство или способ удостоверения распоряжений о переводе денежных средств), логично предположить, что предъявить можно, прежде всего, электронный носитель информации, ту же самую платежную карту. Систему дистанционного банковского обслуживания вряд ли можно каким-либо образом предъявить, поэтому расчеты платежными поручениями, сформированными в системе «клиент-банк», не подпадают под действие Закона № 54-ФЗ. Это исключение не касается перевода денежных средств, распоряжение о котором сформировано при помощи системы дистанционного доступа к счету физического лица (например, «Сбербанк Онлайн»), ведь ч. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ касается только организаций и ИП, но не физических лиц, не являющихся ИП.

Поступления на расчетный счет: безналичные расчеты, ККТ

До вступления в силу новой редакции Закона № 54-ФЗ (точнее, до 15.07.2016) у организаций и ИП не было обязанности применять ККТ при осуществлении расчетов с использованием ЭСП, кроме платежных карт. Если денежные расчеты в оплату товаров, совершаемые покупателями в интернет-магазине с сайта организации в сети Интернет, осуществляются без использования платежных карт через кредитные учреждения (посредством безналичных расчетов) с последующим зачислением денежных средств на расчетный счет торговой организации по договору о расчетно-кассовом обслуживании между банком и организацией, то у торговой организации нет необходимости в применении контрольно-кассовой техники, так как выручка при оплате товара покупателем по договорам, заключенным через интернет-магазин с использованием официального сайта в сети Интернет, поступает не в кассу организации, а на ее расчетный счет в порядке безналичных поступлений денежных средств (Письмо Минфина РФ от 31.03.2014 № 03-01-15/14052).

Следовательно, здесь подлежит применению ч. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ о том, что в случае, если организации и ИП в соответствии с Законом № 54-ФЗ в прежней редакции вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018. Опираясь на эту норму, чиновники пришли к такому выводу: при расчетах в Интернете посредством ЭСП (за исключением платежных карт), использование которых в соответствии с Законом № 54-ФЗ в прежней редакции не предусматривало применение ККТ, обязанность применения ККТ возникает после 01.07.2018 (письма Минфина РФ от 01.03.2017 № 03-01-15/11627, 03-01-15/11635, ФНС РФ от 21.03.2017 № ЕД-3-20/1911).

Одновременно Закон № 54-ФЗ в прежней редакции не содержал положений, освобождающих от применения ККТ организации и ИП, которые осуществляют наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием такого вида ЭСП, как платежная карта (см., например, Письмо ФНС РФ от 02.02.2017 № ЕД-4-20/). Традиционно под использованием платежной карты все понимали предъявление ее уполномоченному лицу организации (ИП), как это и было закреплено в Положении об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359.

К сведению: до 01.07.2018 можно не применять ККТ при расчетах с физическими лицами с применением любых ЭСП, кроме платежных карт. Отсрочка не действует в отношении расчетов с применением платежных карт независимо от того, предъявлял ли плательщик такую карту кассиру или совершал платеж дистанционно (например, через Интернет).

Между тем законом была предусмотрена возможность удостоверять право распоряжения суммами, находящимися на банковском счете, а также электронными средствами платежа с использованием аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств. Такое условие могло быть прописано в договоре с банком (п. 3 ст. 847 ГК РФ). Использование платежной карты при оплате товаров, работ, услуг через Интернет либо с помощью какого-либо автоматического устройства всегда обусловливало обязанность продавца применять ККТ. Однако возникал вопрос: как передать этот чек покупателю в момент расчетов? Ведь законодательство предусматривало только выдачу чека при непосредственном взаимодействии плательщика и уполномоченного лица продавца (кассира) (впоследствии была установлена обязанность платежного агента выдавать чек ККТ при приеме наличных платежей через терминалы и банкоматы (см. Федеральный закон № 103-ФЗ)). Выдача (направление вместе с товаром) чека при дистанционной торговле не практиковалась.

В свою очередь, с 15.07.2016 в обновленную редакцию Закона № 54-ФЗ было введено новое положение – ч. 5 ст. 1.2.

Пользователи при осуществлении расчетов с использованием ЭСП, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к Интернету и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанный покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или БСО на бумажном носителе пользователем непечатается .

Данное правило распространяется на все ЭСП, в том числе на платежные карты. В то время как отсрочка, установленная ч. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, действует в отношении ЭСП, за исключением платежных карт. Иначе говоря, отсрочка на год не работает в отношении платежных карт, следовательно, при их использовании в расчетах (как при непосредственном взаимодействии плательщика и пользователя ККТ, так и при их дистанционном взаимодействии) «включается» требование ч. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ. Значит, еще с 15.07.2016 у организаций, принимающих от потребителей платежи с использованием платежных карт (неважно, в кассе организации или через Интернет), возникла обязанность применять ККТ.

Другое дело, что кассовые аппараты, обеспечивающие не только передачу сведений оператору фискальных данных, но и направление чека плательщику, появились лишь к весне текущего года. Следовательно, организация (ИП) физически не могла обеспечить выполнение данного требования.

На сегодняшний день компании весьма инертны и противятся применению ККТ при безналичных расчетах с физическими лицами. Наиболее часто встречающийся вопрос заключается в том, как может получатель денежных средств узнать о возникновении у него обязанности по применению ККТ, а именно о том, что потребитель уплатил их:

    с использованием ЭСП (либо без использования ЭСП, а путем составления распоряжения банку на бумажном носителе);

    с использованием конкретного вида ЭСП – платежной карты (либо без использования таковой).

Прежде всего, следует отдавать себе отчет в том, что подавляющая часть расчетов физических лиц с использованием ЭСП так или иначе связана с платежными картами. Банковские карты «привязаны» к банковскому счету, которым плательщик управляет дистанционно, к электронным кошелькам, платежные системы (агрегаторы) принимают оплату на сайте путем ввода данных именно платежной карты. Кроме того, некоторые банки вовсе отказываются от приема наличных непосредственно в кассу, предлагая сеть банкоматов и терминалов. Точную информацию о способе платежа пользователь ККТ может получить при взаимодействии с банком. Также следует учитывать, что избежать административной за неприменение ККТ можно и в том случае, когда обязанность применять ККТ существовала и не была исполнена, но организация приняла все зависящие от нее меры по соблюдению обязательных требований (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

К сведению: применять ККТ при интернет-платежах можно успешно только при условии информационной поддержки оператора по переводу денежных средств (банка), который владеет всеми необходимыми данными для формирования кассовых чеков в режиме реального времени.

Добавим, что цель введения обязанности по применению ККТ и выдаче (направлению) кассового чека потребителю при отсутствии непосредственного взаимодействия между ним и продавцом описана, в частности, в Письме Минфина РФ от 07.02.2017 № 03-01-15/6586. Необходимость применения ККТ при осуществлении расчетов посредством автоматических устройств для расчетов обусловлена тем, что такое устройство осуществляет прием денежных средств без участия хозяйствующего субъекта, при отсутствии зачастую информации о таком хозяйствующем субъекте в местах осуществления расчетов, и в случае необходимости возврата товара у покупателя могут возникнуть затруднения с доказыванием факта приобретения такого товара у соответствующего хозяйствующего субъекта .

Об исполнении обязанности по направлению кассового чека в электронной форме

Согласно приведенной выше ч. 5 ст. 2 Закона № 54-ФЗ пользователь ККТ обязан обеспечить передачу клиенту кассового чека или БСО в электронной форме при осуществлении расчетов.

В какой момент?

В силу ч. 5 ст. 5 Закона № 161-ФЗ перевод денежных средств (за исключением электронных) осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или дня предоставления плательщиком наличных денег в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета. То есть на расчетный счет продавца денежные средства поступят не в режиме онлайн, а в течение максимум трех дней. Каким образом следует применять ККТ и в какой момент нужно передать клиенту кассовый чек в электронной форме?

К сведению: чек ККТ формируется в момент осуществления платежа потребителем (при подтверждении исполнения распоряжения о переводе денежных средств обслуживающей потребителя кредитной организацией), а не в момент поступления денежных средств на расчетный счет УК.

В ответ на этот вопрос выпущено несколько разъяснений, которые связывают искомый момент с моментом исполнения обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров, работ, услуг путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов. Согласно п. 3 ст. 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» это момент подтверждения исполнения распоряжения о переводе денежных средств обслуживающей потребителя кредитной организацией (см. письма Минфина РФ от 10.05.2017 № 03-01-15/28293, от 05.05.2017 № 03-01-15/28069, от 21.04.2017 № 03-01-15/24312, от 16.03.2017 № 03-01-15/15261 и др.). То есть чек ККТ должен быть сформирован и направлен клиенту не при зачислении денежных средств непосредственно на расчетный счет получателя, а гораздо раньше. Во всех приведенных разъяснениях есть приписка: по вопросам технической реализации указанных расчетов целесообразно обратиться в ФНС .

Самый логичный вариант – об информационном взаимодействии с банком, ведь именно банк является в данном случае единственным достоверным источником актуальной информации.

Здесь следует обратить внимание на один момент. Раньше у организации было основание для составления записей по кредиту счета 62 в корреспонденции со счетами учета активов (в частности, денежных средств на расчетном счете) только по данным банковской выписки по факту поступления денежных средств. Теперь законодательство о применении ККТ обязывает компанию иметь информацию об осуществлении физическими лицами платежей в ее пользу в рамках форм безналичных расчетов (с использованием ЭСП) в режиме онлайн (и, соответственно, незамедлительно направлять подтверждение платежа в виде кассового чека потребителю). Таким образом, полагаем, денежные средства, переводимые потребителем в пользу компании, следует отражать с применением счета 57 «Переводы в пути» так, как это обычно делается при приеме денежных средств с использованием платежных карт при непосредственном взаимодействии плательщика с уполномоченным лицом компании. Впоследствии при поступлении денег на расчетный счет в учете оформляется запись Дебет 51 Кредит 57 .

На какой номер или адрес?

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона № 161-ФЗкассовый чек в электронной форме должен быть направлен на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанный покупателем (клиентом) до совершения расчетов. Самый логичный вариант – предусмотреть обязательное для заполнения поле при проведении интернет-платежей (для этого опять-таки необходимо установить специальные условия в договоре с банком).

У некоторых УК возникает вопрос: можно ли заранее получить от собственников (нанимателей) помещений в МКД абонентские номера и (или) адреса электронной почты и именно их использовать для направления электронного чека?

К сведению: чек ККТ направляется на номер или адрес, указанный плательщиком непосредственно при осуществлении платежа.

Лицом, обязанным вносить плату УК, является собственник (наниматель) помещения, названный потребителем в Правилах предоставления коммунальных услуг. Потребитель вправе как оплачивать услуги сам, так и поручать другим лицам внесение платы вместо себя (пп. «б» п. 65 Правил предоставления коммунальных услуг). А УК (кредитор) обязана принять исполнение, предложенное за потребителя третьим лицом (п. 1, 3 ст. 313 ГК РФ). В статье 1.1 Закона № 54-ФЗ дано следующее определение кассового чека.

Кассовый чек – первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства РФ о применении ККТ.

Чек подтверждает факт осуществления расчета и формируется в момент расчета. Согласно п. 5 ст. 313 ГК РФ к третьему лицу, исполнившему обязательство должника, переходят права кредитора по обязательству. Именно поэтому представляется, что кассовый чек должен быть направлен на номер или адрес почты, указанный непосредственно лицом, производящим платеж, поскольку сам чек может выступать в качестве доказательства исполнения обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг конкретным лицом.

Обновленная редакция Закона № 54-ФЗ возлагает на исполнителя, получающего платежи за оказанные услуги от физических лиц, обязанность применять ККТ не только при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с предъявлением кассиру платежной карты, но и при приеме платежей с использованием любых других ЭСП (системы «клиент-банк», электронных кошельков, сервисов платежных агрегаторов и пр.). С долей сарказма можно сформулировать следующий принцип: «Если у Вас возник вопрос, должны ли Вы применять онлайн-кассу, то да, Вы должны».

Особыми переходными положениями Закона № 290-ФЗ на один год отсрочено применение ККТ:

    при приеме платежей с использованием всех ЭСП, кроме платежных карт;

    организациями, оказывающими услуги населению (в том числе УК), при условии выдачи БСО при приеме наличных денежных средств и использовании платежных карт.

Здесь нужно обратить особое внимание на ситуацию, когда граждане платят за услуги дистанционно с использованием платежных карт (чек ККТ направляется плательщику в электронной форме). Данный случай не назван в числе исключений или в числе переходных положений, поэтому применять онлайн-кассу необходимо уже сейчас.

Выполнение требований Закона № 54-ФЗ предусматривает передачу информации о принятых платежах в налоговые органы в режиме реального времени. Но для этого сам исполнитель должен обладать такой информацией, что позволит исключить невыясненные платежи.


ККТ БСО эквайринг

Ответ на вопрос «Что такое электронное средство платежа?» можно найти в законодательстве РФ.

Электронное средство платежа

Выдержка из Федерального Закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ»:

Электронное средство платежа в терминологии Закона N 161-ФЗ (п. 19 ст. 3) — это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств с использованием специальных технологий и носителей информации.
Операторы по переводу денежных средств являются ключевыми субъектами национальной платежной системы. Это организации, имеющие право осуществлять перевод денежных средств. Ими являются:

— Банк России;

— Внешэкономбанк;

— кредитные организации, обладающие правом на осуществление переводов денежных средств.

2. Виды электронного средства платежа

Существует два вида электронного средства платежа, которыми могут воспользоваться физические лица – это персонифицированное и неперсонифицированное средство платежа.

Персонифицированное средство платежа используется при перечислении физическими лицами сумм, превышающих 15 000 руб., либо эквивалентной суммы в валюте.при данном виде электронного средства платежа устанавливается сведения о клиенте с применением оригинальных документов или заверенных у нотариуса копий. Оператор дает гарантию о неразглашение данной информации третьим лицам. Все платежи идентифицируются при таком виде средства платежа, а остаток электронных денег не должен превышать 100 000 рублей (или эквивалентную сумму в валюте по курсу Банка России).

Электронное средство платежа является неперсонифицированным, если в отношении клиента не была проведена идентификация, т. е. оператор не установил сведения о клиенте. В этом случае, лимит по операциям и остатке денежных средств меньше, чем при персонифицированном средстве платежа.

Общий объем переводимых денежных средств с одного неперсонифицированного средства платежа не должен превышать 40 000 руб. в месяц, а остаток в любой момент времени должен быть менее 15 000 руб.

Можно сделать вывод, что при идентификации своего клиента, оператор доверяет ему больше – это отражается в сумма, которыми клиент может оперировать. Неперсонифицированный же счет урезан в таких возможностях.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязательно проходят идентификацию при создании корпоративного электронного средства платежа. Остаток денежных средст на таком средстве платежа на конец рабочего дня не должен превышать 100 000 руб., либо суммы в иностранной валюте эквивалентной 100 000 руб. по курсу Банка России.

3. Назначение электронного средства платежа

Электронное средство платежа предназначено для увеличение скорости передачи платежных инструкций. Благодаря данному виду средства платежа упрощается обработка информации по банковским операциям, а так же снижается стоимость обработки платежных документов.

Следующие назначения больше относятся к преимуществам:

  • Удобство. Так покупателю удобнее иметь несколько платёжных карт, чем кучу денег и мелочи в кошельке, но также следует знать, что электронные средства платежа не обладают официальным статусом законного платежного средства.
  • При использовании пластиковой карты, она может использоваться как виртуальное хранилище денежных средств.
  • При краже карты владелец может сохранить денежные средства, заблокировав карту.

Всё вышесказанное отражает ответ на вопрос «Что такое электронное средство платежа?».

В связи с простотой и мобильностью осуществления операций по через электронные системы ими в последнее время активно пользуются как физические лица, так и компании. Наиболее популярные на сегодня электронные системы без открытия банковского счета: Webmoney, Яndex.Деньги, Qiwi, а с открытием банковского счета - "Сбербанк ОнЛ@йн", "Альфа-Клик" от Альфа-Банка и "Телебанк" от ВТБ 24. С их помощью можно проводить оплату товаров, услуг, интернет-платежи, мобильные связи, покупку билетов (на самолет, поезд или в кино) и др. Таким образом, сфера применения электронных средств платежей быстрыми темпами набирает количество участников, действия которых необходимо регулировать для бесперебойного и эффективного функционирования системы.

Ключевым правовым актом, регулирующим использование электронных , является Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ. Часть его положений вступила в силу с 29 сентября 2011 г., но в полном объеме этот документ заработал с 1 января 2013 г. Данным Законом введен ряд новых понятий, связанных с электронными платежами, например таких как национальная платежная система, оператор по переводу денежных средств, оператор электронных денежных средств, электронные денежные средства, электронное средство платежа и другие.
Кроме этого, данным Законом предусмотрено применение нескольких видов электронных средств платежей (далее ЭСП) в зависимости от статуса клиента.
Для клиентов - физических лиц электронные средства платежа подразделяются на:

  • персонифицированные ЭСП, при использовании которых оператор проводит идентификацию клиента в соответствии с Законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". По такому ЭСП остаток электронных денежных средств в любой момент не может превышать 100 тыс. руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную ей (допускается превышение указанной суммы вследствие изменения официального курса иностранной валюты, устанавливаемого Банком России). Оператор электронных денежных средств не осуществляет перевод электронных денег, если в результате такого перевода будет превышена названная сумма. При этом по своему распоряжению физическое лицо вправе получить остаток (его часть) электронных денежных средств и вывести их из электронной платежной системы, получив реальные деньги несколькими способами: на открытый банковский счет, перевести без открытия банковского счета, например, на другое ЭСП или наличными. Однако за данную операцию оператором взимается комиссия;
  • неперсонифицированные ЭСП, при использовании которых идентификация клиента не требуется. По данному ЭСП остаток электронных денежных средств не может превышать 15 тыс. руб. (при этом операции в валюте не осуществляются), а общая сумма переводимых электронных денежных средств в течение календарного месяца не может превышать 40 тыс. руб. Физическое лицо, использующее неперсонифицированное ЭСП, может распорядиться о переводе электронных денежных средств только на банковский счет, а получить наличными остаток (его часть) электронных денежных средств не вправе.

Для клиентов - юридических лиц и ИП выделяют корпоративные ЭСП. Для них оператором установлена в обязательном порядке идентификация клиента. Порядок использования аналогичен персонифицированным ЭСП с небольшим отличием. Так, в случае превышения суммы остатка электронных денежных средств (более 100 тыс. руб.) оператор электронных денежных средств обязан зачислить или перевести их в размере превышения указанного ограничения на банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимателя без его распоряжения. А остаток (его часть) электронных денежных средств юридическое лицо (или ИП) может вывести из электронной платежной системы и преобразовать в реальные деньги только на банковский счет. Другие возможности исключены.
Осуществление расчетов электронными денежными средствами производит оператор электронных денежных средств. Так, согласно п. п. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона N 161-ФЗ им является кредитная организация, в т.ч. небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная п. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". А лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе осуществлять перевод электронных денежных средств.
Однако важно отметить, что юридические лица или индивидуальные предприниматели при помощи электронных денег могут рассчитываться только с физическими лицами, между собой такие расчеты им запрещены, т.к. организации и предприниматели не могут быть получателями данных средств во всех случаях, кроме одного, когда плательщиком является физическое лицо. То есть, например, платить налоги электронными средствами платежа организации или предприниматели, в отличие от граждан, не могут.

Сообщить куда следует

Теперь рассмотрим основные изменения, внесенные Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ, которые коснулись рассматриваемой темы.

Так, п. 2 ст. 23 НК РФ теперь дополнен пп. 1.1, согласно которому налогоплательщики - организации и ИП обязаны сообщать в налоговый орган, соответственно, по месту нахождения организации, месту жительства ИП о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств в течение 7 дней со дня возникновения (прекращения) такого права. За невыполнение вышеуказанного требования налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 126 или ст. 129.1 НК РФ.

Кроме этого, расширено понятие о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. Так, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) в банках и его электронные денежные средства (п. 1 ст. 46 НК РФ).

Помимо этого, при взыскании налога налоговым органом могут быть приостановлены операции по счетам налогоплательщика в банках и переводы электронных денежных средств (п. 8 ст. 46 НК РФ).

Бухгалтерский учет электронных денежных средств

Из анализа норм Закона N 161-ФЗ можно сделать вывод, что операции с электронными денежными средствами являются безналичной формой расчетов, поэтому учет их целесообразнее вести с использованием счета 55 "Специальные счета в банках", а аналитический учет по этому счету можно вести по каждому виду платежной системы по субсчетам.

Комиссию по операциям с использованием электронных денег следует относить на счет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы".

Например:

Дебет 55 Кредит 62 - получена оплата от покупателя электронными деньгами;

Дебет 51 Кредит 55 - денежные средства переведены из электронного кошелька на расчетный счет;

Дебет 76 Кредит 55 - учтена комиссия за перевод денег;

Дебет 91 Кредит 76 - комиссия за перевод учтена в составе прочих расходов.

Для документального подтверждения проводимых операций в бухгалтерском и налоговом учете необходимо иметь отчет оператора об оборотах по электронному кошельку или счету.

Налоговый учет электронных денежных средств

НДФЛ

При перечислении электронных денег физическому лицу за какой-либо товар, работу или услугу у вас возникает обязанность налогового агента по удержанию с этого дохода НДФЛ и перечисления его в бюджет (п. п. 1 и 2 ст. 226 Налогового кодекса РФ). Поэтому перечислить налог в бюджет нужно в тот день, когда будет происходить перечисление электронных денег физическому лицу (п. 6 ст. 226 Налогового кодекса РФ).

В момент оповещения оператором электронных денежных средств о наличии в вашем электронном кошельке денег можно сделать вывод о получении вами оплаты. Таким образом, если имела место оплата (частичная оплата) товара в счет предстоящих поставок товаров, у вас возникает обязанность исчислить НДС, применив нормы п. 1 ст. 167 НК РФ. То есть поступление денег от физического лица на ваш электронный счет до отгрузки товара является авансом. При этом документом, подтверждающим дату поступления денег, будет отчет оператора об оборотах.
Кроме этого напомню, что при приобретении товаров, работ или услуг у физлица выписывается счет-фактура в одном экземпляре для себя (т.к. физлицу счет-фактура не требуется для расчетов налогов) и на сумму полученного на электронный счет аванса начисляется НДС. А после отгрузки НДС принимается к вычету.

Налог на прибыль

Комиссию по операциям с электронными деньгами налогоплательщик может включить в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль (пп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

На момент публикации этой статьи новые поправки в закон 54-ФЗ о применении кассовых аппаратов ещё официально не приняты, но законопроект №344028-7 27 июня 2018 года был одобрен Советом Федерации и направлен на подпись Президенту России. Он вступит в силу сразу после его опубликования.

Законопроектом внесены изменения и в порядок расчетов между организациями и индивидуальными предпринимателями. Это касается расчетов и между двумя организациями и между двумя ИП.

Особенно "весело" будет с июля 2019 года.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что изменилась формулировка пункта 9 статьи 2.

Старая редакция

Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.

Новая редакция

Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

Принципиально ничего не поменялось. Как и прежде, если организация или ИП получает выручку на свой расчетный счет от другой организации или ИП, то чек пробивать не надо.

И, как и прежде, здесь есть одно исключение - если организация или ИП расплачивается с вами с помощью электронного средства платежа с его предъявлением.

Что такое "электронное средство платежа с его предъявлением"? Это, например, сотрудник с корпоративной картой пришел в магазин и предъявил её кассиру. В этом случае кассир обязан пробить чек.

Но вот тут начинается самое интересное....

Кассовый чек или бланк строгой отчетности, сформированные при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа, наряду с реквизитами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, должен содержать следующие реквизиты:

1) наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);

2) идентификационный номер налогоплательщика покупателя (клиента);

3) сведения о стране происхождения товара (при осуществлении расчетов за товар);

4) сумма акциза (если применимо);

5) регистрационный номер таможенной декларации (при осуществлении расчетов за товар) (если применимо).

То есть, если с вами расплачивается юридическое лицо или ИП корпоративной картой, то кроме стандартных реквизитов чека с 1 июля 2019 года придется вводить данные такого покупателя - его наименование, ИНН и т.д. по списку, приведенному в п. 6.1.

Как это будет реализовано технически, сейчас сказать трудно. В настоящий момент в онлайн-ККТ не предусмотрена возможность введения таких реквизитов покупателя.

А зачем это вводят? Зачем налоговой видеть какая именно организация у вас приобрела товар или услугу?

А потому что никто не отменял лимит расчетов наличными деньгами (а в п. 6.1 указано, что новые требования к кассовому чеку распространяются и на расчеты налом) между организациями или ИП.

С 2014 года действует Указание ЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов", согласно п. 6 которого наличные расчеты между организациями и/или ИП в рамках одного договора не могут производиться в размере, превышающем 100 тысяч рублей.



error: Контент защищен !!