Что изображено на монетах разных стран. Монеты евро регулярного чекана: полный список с изображениями монет

Принято считать начало русской государственности 882 годом нашей эры, когда новгородский князь Олег со своей дружиной взял город Киев. Именно с этого момента начинается официальная история нашего государства. Как и другие страны, на Руси с самого начала появились не только государственные органы, но и деньги.

Самыми старинными монетами, найденными на Руси, являются византийские серебряные и золотые монеты.

С одной стороны на монете изображался портрет императора, другую могли занимать различные изображения, надписи и номинал монеты. Именно такой тип монеты на Руси взяли за образец. Именно, благодаря византийцам, мы имеем такой современный вид монеты в настоящей России.

Менялись эпохи и правители, гербы и названия, а Россия развивалась и процветала, а с ней эволюционировала и монета.

Начало чеканки монет непосредственно на Руси ведёт нас, благодарных потомков, в Киевскую Русь, где ориентировочно в конце Х века появляется «Сребреник». На монете изображался Киевский князь, а рядом с ним герб Рюриковичей - парящий сокол в виде трезубца.

Однако, полноценного цеха по производству монет на Руси того времени так и не появилось. Основной денежной единицей стал серебряный слиток, называемый Гривной.

В ХIII веке меняется техника производства денег. Теперь монеты стали изготавливать из серебряной проволоки. Отсюда появляется знакомое нам всем название «Рубль» от того, что слитки «рубили» из проволоки. Размеры слитков были различны по весу и форме. Свои рубли выпускали Москва и Новгород. Из рубля изготовляли монеты.

Но всё это было кустарным производством. Первые массовые монеты на Руси стали делать в начале ХV века в Москве, затем в Суздальском княжестве, а после в Рязани и Твери. На первых Московских монетах изображался в основном Дмитрий Донской, но часто встречаются монеты с изображением со всадниками, воинами с оружием в руках, животными как существующими, так и мифическими. Это было связано с тем, что как такового монетного двора не существовало, и монеты производили серебряных дел мастера, которым князь лично разрешал чеканить монету для пополнения монетного фонда. Так монеты чеканили даже уездные князья и богатые бояре. На московской монетах с другой стороны изображалась надпись на татарском языке. Дело в том, что уже в то время Московия активно завоёвывала рынки Поволжья, где основным языком был татарский, поэтому деньги были «мульти язычными». Это дало свои плоды, во второй половине ХV века и до включения этих земель в состав России, российская старинная монета, называемая «денгой» прочто удерживала лидерство в регионе и была аналогом доллара в современном мире.

По мере централизации государства и создания внутреннего рынка, деньги стали чеканиться только с русскими надписями, да и потребность в распространении денег за границу отпала.

Следующей вехой в истории медных денег на Руси принято считать 1534 год, год, когда оканчивается денежная реформа Елены Глинской. Теперь на Руси стали чеканить деньги единого государственного образца. На монете был изображён всадник с копьём, отсюда пошло новое название - «копейка». Копейка стала на долгое время самой крупной монетой московского царства.

Серебро стало единственным материалом для производства денег на долгое время. Многие цари пытались проводить денежную реформу, вводились и медные деньги, а Василий Шуйский даже выпустил первые золотые деньги, но всё это было каплей в море и часто проваливалось. Так, медный бунт даже получил отдельную главу в учебниках истории и москвоведения.

Очередной шаг в развитии российских денег сделал царь-реформатор Пётр Алексеевич Романов, известный больше, как император Пётр I . В 1704 году Пётр проводит денежную реформу. Появляются серебряные рублёвые монеты, полтинники, полуполтинники, гривенник, пятачок с надписью «Десять денег» и Алтын, равный трём копейкам.


Теперь с одной стороны царской монеты изображался двуглавый орёл - герб Российской империи, как было принято во всех европейских странах. С 1730 года на теле орла появляется герб московского царства - Георгий Победоносец.

Помимо серебра, велись работы и над медной монетой. Дело в том, что всё правление Петра I велись поиски номинала медной монеты, поэтому медные этого периода часто менялись по весу и форме.

Дальнейшее развитие монеты в России шло по нарастающей. Монеты становились больше в объёме, ценнее по весу, изображение императоров становилось всё более чётким и искусным.


С развитием государства, постепенно стали появляться бумажные деньги, первые появились в Российской Империи ещё при матушке-императрице Екатерине II . Окончательной точкой чеканки монеты в Российской империи стал 1917 год, Первая Мировая война, революция. Экономика России того периода характеризовалась фразой И.А. Вышнеградским, министра финансов России в 1887-1892 годах, «Не доедим, но вывезем».

В 1915 году дошло до того, что в царской армии не было снарядов и патронов, солдатам некоторых частей выдали топоры на длинных палках, для отражения атак немцев и австрийцев. В стране всё больше богатели богатые и всё сильнее беднели бедные. Такое положение дел привело к революции в феврале 1917 года, когда ситуацией воспользовались буржуазные круги, и к Великой Октябрьской Социалистической Революции. Новая власть быстро осознала потребность в своих собственных, новых деньгах. О монетах советской эпохи будет рассказано в другой статье...

Внимание! Если Вы хотите купить или продать монеты, описанные в статье, - . Наш сайт посещают тысячи человек в день, Вы обязательно найдете покупателя или продавца.

Да, теперь 20 европейских государств имеют одну валюту — евро. Хорошо это или плохо? Оставим этот вопрос экономистам, а сами займёмся любимым делом — монетами. Итак, мы немного расскажем о монетах ЕС, которые выпускаются регулярно. Само собой, что мы попробуем составить список монет евро регулярного чекана. Естественно, что эти монеты выпускаются правительствами стран-участниц. Все монеты имеют определённое сходство, хотя имеются и различия. Так, например, реверс всех монет практически одинаков, аверс же является «национальной стороной», рисунок которого использует каждая страна на своё усмотрение. Это может быть географический объект, портрет политического деятеля, архитектурное сооружение, юбилейная дата. Начнём с монет евро, выпускаемых в Австрии.

Выпустила монету номиналом 2 евро. На аверсе изображена австрийская писательница-пацифистка Берта фон Зутнер. Отчеканена и монета 1 евро. На её аверсе выбит профиль великого композитора — Моцарта. Есть деньги номиналом поменьше. Это 50 центов, на которых изображён Венский Сецессион.

На 20 же центах аверс украсили главными воротами к Верхнему Бельведеру. Есть ещё 10 центов, где изображён Собор Святого Стефана. Дальше идёт мелочь, отлитая из стали с медью. Это 5 центов, на аверсе которых отчеканен цветок первоцвета и 2 цента с цветком эдельвейса. Последняя монетка — 1 цент с цветком горечавки.

Бельгия

Бельгийцы, не мудрствуя лукаво, поместили на аверс всех монет своего короля — Альберта II. В отношении номинала тоже никаких изменений. Бельгией выпущены монеты: 2 евро, 1 евро, 50 центов, 20 центов, 10 центов, 5 центов, 2 цента и 1 цент. Выходили монеты в разные годы. Первые чеканились с 1999 по 2007 год.

Также были выпуски в 2008 и в 2009 годах.

Ватикан

Отличилась и эта страна, изобразив на аверсе своих монет первого выпуска Папу Римского — Иоанна Павла II. Произошло это в 2002 году. Далее последовал чекан 2005 года.

На аверсе этих монет уже выбит герб камерленго Тарчизио Бертоне. Был выпуск и в 2006 году. На аверсе этих монет выбит фас Бенедикта XVI, который долгое время занимал папский престол.

Германия

На монете 2 евро изображён герб страны — федеральный орёл. Точно такой же орёл присутствует и на монете номиналом 1 евро. Далее идут 3 монеты: 50 центов, 20 центов и 10 центов, которые имеют одинаковый аверс. На нём выбиты Бранденбургские ворота. На 5 центах, 2 центах и 1 центе изображена ветвь дуба, являющаяся символом Германии.

Греция

Эта страна решила быть оригинальнее и выпустила монеты разной тематики. Аверс 2 евро представлен сценой из греческого мифа, а на 1 евро изображена сова, являющаяся символом богини Афины. На 50, 20, 10 центах красуются фасы известных политических деятелей Греции разных эпох. Мелочь номиналом 1, 2 и 5 центов посвящена истории греческого мореплавания.

Ирландия

В этой стране решили аверс всех монет сделать одинаковым. Изобразили на нём, конечно же, арфу, которая является символом этой страны. Все ирландские монеты отчеканены в 2002 году.

Испания

Тут решили не экономить и выпустили монеты 2 раза. Первые монеты отлиты в период с 1999 по 2009 годы. Следующий же чекан состоялся в 2010 году. На аверсе крупных монет выбит фас короля Испании — Хуана Карлоса I.

На 50, 20 и 10 центах изображён Сервантес — величайший писатель. 1, 2 и 5 центов украшает собор Святого Якова — христианская святыня. В 2010 году в соответствии с требованиями Еврокомиссии изменён дизайн монет. Тематика же осталась прежней.

Италия

Итальянские 2 евро представлены Данте Алигьери. Монета 1 евро украшена рисунком Леонардо да Винчи. 50, 20 и 10 центов посвящены художественным символам страны.

Это памятники, скульптуры, картины. На 5 же центах изображён Колизей, на 2 -известная башня и на 1 центе — средневековый замок.

Кипр

На крупных монетах киприотов выбит Крестообразный идол — один из символов страны. Оригинал хранится в музее Кипра.

На 50, 20 и 10 центах изображено древнее торговое судно, восстановленное после крушения. На 1, 2 и 5 центах изображена дикая овца, являющаяся символом страны.

Латвия

Здесь на крупных монетах отчеканили профиль девушки в национальном костюме. На аверсе 50, 20, 10 центов изображён герб республики. На 1, 2 и 5 центах отчеканили уменьшенный вариант герба. Монеты выпустили в 2014 году.

Эстония

Эстония не поступила по примеру соседки. Она отчеканила свои монеты с абсолютно одинаковым аверсом, на котором изобразила контуры границ Эстонии. Произошло это в 2011 году.

Литва

Литовцы тоже поступили подобным образом, изобразив на аверсе своих монет фрагмент герба республики. Было это совсем недавно — в 2015 году.

Люксембург

Это государство тоже поступило просто. Оно отчеканило на всех монетах профиль Великого герцога Люксембургского — Генри. Было это в 2002 году.

Мальта

Островитяне поместили на крупных монетах свой главный древний символ — Мальтийский крест. На монетах номиналом 50, 20 и 10 центов красуется герб страны с традиционной символикой. А на 1, 3 и 5 центах изображён алтарь древнейшего храма, построенного задолго до нашей эры.

Монако

Это княжество отметилось 2 выпусками евро монет. В 2001 году вышла первая серия. На монете 2 евро мы видим профиль принца Ренье III. На 1 евро к нему добавили ещё профиль принца Альберта. На 50, 20 и 10 центах изобразили рыцаря династии Гримальди. Ну, а 1, 2 и 5 центов удостоились родового герба этой же династии.

В 2006 году вышла новая серия. На её крупных монетах отчеканили профиль Альберта II, правящего князя Монако. На 10, 20 и 50 центах выбили его же монограмму. А на 1, 2 и 5 центах отчеканили герб Гримальди.

Нидерланды

Первый выпуск прошёл ещё в 1999 году. На аверсах всех монет отчеканили профиль королевы Беатрикс, правящей с 1980 года. Следующий выпуск пришёлся на 2014 год. Здесь уже на всех монетах присутствует профиль Виллема-Александра — короля Нидерландов.

Португалия

Чеканит евро с 2002 года. Все монеты это страны имеют национальный дизайн. По периметру аверса изображены древние гербы и замки королей Португалии. В центре же аверса находится оттиск королевской печати первого монарха страны — Альфонсо Энрикеша.

Сан-Марино

Это карликовое государство выпустило монеты, отличающиеся разнообразием. Так, на 2 евро изображён древний замок, отреставрированный в позапрошлом веке. На 1 евро расположился герб страны, украшенный короной с крестом, на 50 же центах — 3 башни, являющиеся символом независимости. На других монетах вплоть до 1 цента тоже отчеканены исторические и культурные объекты республики.

Словакия

На крупных монетах этой страны отчеканен Кирилло-Мефодиевский крест, который является двойным. На 50, 20 и 10 центах изображён Братиславский замок, в котором долгое время заседал парламент страны. На 1, 2 и 5 центах высится гора Криван, являющаяся одной их самых высоких точек Татр.

Словения

Евро этой страны не назовешь одинаковыми. На 2 евро выбит профиль известного словенского поэта, на 1 — создателя словенского языка. На аверсах других монет изображены географические и архитектурные объекты, представители животного и растительного мира республики.

Финляндия

Финны 2 раза выпускали монеты. Первый в 1999 году, второй же — в 2007. На 2 евро выбит куст морошки — северной ягоды. На 1 евро изображены лебеди, являющиеся любимыми птицами финнов.

На более мелких монетах тоже используется тема фауны. На них отчеканен лев — символ страны. Второй выпуск монет имеет точно такой же дизайн.

Франция

Это последняя страна, которая регулярно чеканит свои евро. На 1 и 2 евро изображено дерево, символизирующее жизнь и развитие. На 50, 20 и 10 центах изваяли девушку, засевающую поле. На 1, 2 и 5 центах представлен собирательный образ женщины, олицетворяющий единую Европу.

Мы коротко представили монеты евро регулярного чекана, полный список которых постоянно будет меняться. Некоторые страны готовы войти в зону евро, но некоторые могут и выйти. История евро только начинается. Будет ли она счастливой? Это неизвестно. Здесь можно сказать только одно, она будет интересной для многих коллекционеров монет.

Двуглавый орел – один из самых древних геральдических символов. Изначально он использовался в Хеттском царстве, существовавшем в Малой Азии во втором тысячелетии до нашей эры. В VI веке до н.э. изображение двуглавого орла прослеживается в Мидии, находившейся к востоку от бывшего государства хеттов.

В конце XIV века золотой двуглавый орел становится государственным символом Византийской Империи, которая унаследовала его от Римской Империи. Величественная птица, смотрящая одновременно на запад и восток, стала олицетворять единство Европы и Азии. Другая версия объясняет символическое значение орла с двумя головами как постоянную боевую готовность отражать вражеские набеги с обеих сторон.

Причины появления двуглавого орла на русской земле до конца не выяснены. Известно только, что этот символ появился в качестве государственного геральдического знака при Иване III, объединившем вокруг Великого княжества Московского тверские, ярославские, пермские и новгородские земли. Примерно в те же годы Русь окончательно избавилась от гнета со стороны Золотой Орды и стала развивать связи с европейскими государствами.

Объединив земли, Иван III Васильевич превратился из Великого Князя в царя Московского и взял в жены византийскую царевну Софью Палеолог. Возможно, желание подчеркнуть свое равенство с европейскими правителями и побудило Ивана III принять двуглавого орла в качестве геральдического символа.

Широко известна княжеская печать 1497 года, на лицевой стороне которой изображен всадник, а на обороте — двуглавый орел. Далее российского двуглавого орла начинают использовать повсеместно: при изготовлении оружия, на знаменах, гравюрах, предметах придворного обихода и, конечно же, на монетах. На протяжении 500 лет орел многократно изменялся и дополнялся различными геральдическими элементами. Соответственно, на русских монетах двуглавый орел тоже видоизменялся.

На монетах встречаются самые разные варианты государственного орла, в том числе под одной, двумя или тремя коронами, со скипетром и без, с державой или без оной, с изображением вензелей, Андреевского креста и даже единорога.

При царе Алексее Михайловиче на рубле 1654 года (т.н. «ефимке») двуглавый орел изображен под одной короной:

После 1654 орла начинают изображать с поднятыми крыльями. Двуглавый орел под тремя коронами со скипетром и державой в лапах изображен на серебряных монетах 1699-1729 гг., и на медных монетах 1700-1755 гг. выпуска.

С 1710 года начинают изображать геральдическую императорскую корону, хотя до принятия Петром I титула императора остается еще 11 лет. На полковых знаменах 1712 года также прослеживается это изменение.

Двуглавый орел под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах, а также со Святым Георгием на груди и знаком ордена Святого Андрея чеканится на:

  • золотых монетах 1701-1796 гг.
  • серебряных монетах 1730-1796 и 1801-1826 гг.
  • медных монетах 1758-1796 и 1801-1830 гг.

Впервые цепь со знаком ордена Святого Андрея изображена на пробной полтине 1699 года. Это был первый образец знака ордена в виде Андреевского креста с тремя орлами, который позднее был изменен на общепринятый образец в виде двуглавого орла с Андреевским крестом на груди.

Иногда на груди орла размещали нетрадиционные изображения:

  • гербы Риги и Ревеля на монетах для Прибалтики;
  • соединенные гербы России и Шлезвиг-Гольштейн по случаю провозглашения герцога Петра наследником российского престола;
  • щит с датой чекана;
  • щит с гербом княжества Иевер, который напоминал, что Павел I имел титул князя Иеверского;
  • герб Польши.

Особый тип государственного орла под одной короной, без скипетра и державы изображен на золотых монетах 1817-1831 гг., серебряных 1826-1831 гг., медных 1827 года и 1830-1839 годов. Этот образец орла был популярен в российской военной геральдике, особенно на знаменах и штандартах.

Одновременно с вышеописанным орлом в первой половине XIX века в русской геральдике используют и другой тип двуглавого орла — с поднятыми крыльями, под 3 коронами, со Святым Георгием, цепью ордена Святого Андрея, со скипетром и державой в лапах и титульными гербами на крыльях. Такой орел изображен на государственной печати и на платиновых, золотых и серебряных денежных знаках 1832-1858 гг., медных монетах 1849-1858 гг. и на всех монетах с двойным обозначением номинала (на русском и польском языках).

Пример серебряной монеты Николая I 1954 года выпуска:

В 1856 году в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Бернгарда Васильевича Кене, в России был введен новый тип государственного орла, встречающийся на всех монетах 1859-1917 годов.

Пример монеты Николая II достоинством в 1 рубль 1897 года выпуска:

В 1917 году для печати Временного правительства художником И. Билибиным был сделан рисунок государственного орла, имевший в основе изображение орла с печати великого князя Ивана III. Это изображение можно видеть на монетах 1917-1918 гг.

Этот же орел был повторен на монетах, выпущенных 1992 году Центральным банком России:

По материалам Г. Вилинбахова (Государственный Эрмитаж).


Многие начинающие заниматься нумизматикой несколько скептически относятся к определению монетного двора , который выпустил данную монету. А это скажем неправильно для будущего коллекционера редких монет. Ведь знание монетного двора иногда помогает определить рыночную стоимость попавшего к вам в руки раритета. Один и тот же номинал, выпущенный разными монетными дворами, может розниться в цене в несколько раз.

Так как же определить монетный двор на монетах России. Для начала надо знать, что в современной России существует два монетных двора: Московский и Санкт-Петербургский . И на современных монетах их названия чеканится в виде вензелей: ММД и СПМД . На копеечных монетах знак стоит на реверсе в виде букв М и С-П. Иногда на некоторых монетах обозначение двора отсутствует. И в результате такого брака стоимость монеты вырастает в разы. Так же начинающего коллекционера не должен настораживать тот факт, что штамп московского монетного двора на монетах несколько выглядит несколько больше Питерского. Это так и есть.

Для определения монетного двора для нумизмата может понадобиться лупа. Но если позволят обстоятельства можно использовать фотоаппарат или сканер. Но последние два способа более подходяще для старых или потертых монет. Так что лупа – это основной инструмент нумизмата.

Но даже с лупой не всегда легко отыскать на монете эмблемы монетных дворов. Поэтому сразу подсказываем, что на 10 рублевых монетах знак монетного двора можно найти на аверсе монеты под её номиналом. На фото ниже это наглядно проиллюстрировано.

А копеечные монеты порадуют коллекционера буквами М или С-П под передними копытами коня.

На монетах начала девяностых годов монетные дворы обозначены на лицевой стороне монеты в виде букв М (Москва) или Л (Ленинград).

Также монетный двор можно определить по гурту(ребру) монеты – на монетах ММД, надписи имеют более округлую форму, нежели чем на монетах СПМД.

У обычных монет, которые находятся в ходячке, эмблемы монетных дворов находятся на реверсе монеты под лапой орла с правой стороны. Вензеля монетных дворов стандартные, поэтому вы без труда их различите.

Вот. теперь вы знаете как определить монетный двор на монете и сможете расположить все свои монеты не только по порядку, но и разграничить по монетным дворам, как настоящий нумизмат профессионал.

Н екоторые замечания о палеографии средневековых монет.
Центральная часть л. с. и о. е., где помещается основное изображение или надпись (обычно в две или более строк), носит название поля монеты. Нижняя, меньшая часть поля иногда отделена от остальной - большей части горизонтальной чертой или полосой. Часть поля монеты под такой чертой называется обрезом; здесь обычно помещаются второстепенные надписи или знаки.

Определяющими для внешнего вида и характера монеты являются не только ее форма и размеры, но и изображения и надписи, монетный тип. В нумизматической литературе нет единого определения понятия тип монеты, или монетный тип. Некоторые полагают, что типом монеты следует считать совокупность всех ее признаков - характера выделки, формы, изображения, что его можно скорее почувствовать, чем объяснить и описать. Однако более реальным следует считать другое определение: тип монеты - совокупность ее изображения и легенды. Причем легенда здесь важна не по содержанию, а по своему расположению и декоративному значению. Но так как надписи на монетах по своему расположению довольно однообразны, то тип монеты, как правило, определяется ее изображением (конечно, речь не идет о монетах, не имеющих изображений). Если одна монета отличается от другой лишь деталями изображения или несколько иным расположением легенд, говорят о варианте монетного типа. При различиях в начертании букв, в расстояниях между ними, в расстоянии между изображением и легендой, т. е. при таких различиях, которые возникли при воспроизведении того же типа на новом штемпеле, принято говорить о варианте штемпеля.

В смене изображений на монетах имеются свои закономерности. Изменение изображений обычно связано с переменами в качестве металла монеты, в технике чеканки или же с политическими переменами. Типы полноценных монет экономически крепких для своего времени государств были устойчивы, иногда сохранялись в течение десятков и даже сотен лет, вызывали многочисленные подражания. Монеты-подражания нередко не только имитировали изображение, но и удерживали легенду образца, которому они следовали. В подобных случаях определение времени и места выпуска вызывает значительные трудности и может быть сделано часто только путем сличения штемпелей. При подражаниях чаще всего копировали изображение, а та часть легенды, которая указывала на государственную принадлежность монеты и называла правителя, менялась.

В античную эпоху были распространены подражания афинским тетрадрахмам, золотым статерам Александра Македонского (336-323 гг. до н. э.), серебряным и золотым монетам Лисимаха (323-281 гг. до н. э.), тетрадрахмам греко-бактрийского царя Евтидема I (вторая половина III в. до н. э.), многочисленны подражания римским денариям и ауреусам. Чеканка так называемых варварских государств, возникших на развалинах Западной Римской империи, на начальном этапе представлена подражаниями монетам Византии. Значительно число подражаний дирхемам Арабского халифата (например, чекан Волжско-Камской Болгарии, так называемые хазарские подражания и др.). Из монет, вызвавших многочисленные подражания в более позднее время, можно назвать кёльнские денарии X-XI вв., английские стерлинги, французские гротурнуа, итальянские флорины и цехины, венгерские и голландские дукаты. В Эрмитаже хранятся редчайшие подражания венгерскому дукату и английскому ноблю - они имеют русские легенды с именами Ивана III (1462-1505) и его сына Ивана Ивановича Молодого. Известны также голландские дукаты, чеканившиеся в России в XVIII-XIX вв. вплоть до 1868 г. (главным образом для межгосударственных расчетов) - так называемые лобанчики.

Монеты-подражания следует отличать (особенно для античности и средних веков) от фальшивых монет, поскольку первые, как правило, чеканились правителями, обладавшими правом монетной чеканки. Изготовление монет-подражаний могло, однако, задевать интересы тех стран, где чеканились монеты, служившие образцом.

Для каждой эпохи можно выделить наиболее характерные изображения. На древнейших монетах Греции (середина VII - начало V в. до н. э.) изображение в связи с особенностями чеканки часто помещалось только с одной стороны. Изображения этого архаического периода - боги и предметы культа, животные и растения. Голова и нижняя часть туловища человеческой фигуры дается в профиль, а грудь расположена впрямь. В классический период (начало V - конец IV в. до н. э.) изображения естественны, детализированы, становятся все более сложными по содержанию. Тематика изображений сохраняется в основном прежняя. В эллинистический период особую роль приобретают изображения правителей (обычно - голова правителя).

Изображения на греческих монетах часто позволяют определить место их чеканки: черепаха изображалась на монетах острова Эгина, голова Афины и Пегас - на монетах Коринфа, голова Афины и сова - на монетах Афин, орел Зевса и краб - на монетах Акраганта, колос - Метапонта, бык - Сибариса, тунец - Кизика, лев - на монетах Милета, Регия, Леонтин, Самоса, Пантикапея и т. д. На римских медных ассах и их фракциях изображается голова того или иного божества: на ассах - Януса, на 1/2 асса - Юпитера, на 1/3 асса - Минервы, на 1/4 асса - Геркулеса, на 1/6 асса - Меркурия, на 1/12 асса - Беллоны (италийской богини войны; иногда считают, что изображена голова Ромы). Ранние римские денарии имеют изображение Ромы и Диоскуров - близнецов Кастора и Поллукса - на конях. Часты изображения римской волчицы, Ромула и Рема, богов и персонификаций - воплощений отвлеченных понятий (таких, как свобода - Либертас, согласие - Конкордия, счастье и успех - Фе-лицитас, изобилие - Абунданция, военная доблесть - Виртута) в виде человеческих фигур. Нередки изображения архитектурных памятников, скульптур, военных доспехов. Со времени Юлия Цезаря все чаще на монетах портреты правителей. Римские императоры постоянно изображены на монетах.

В Византии долгое время следовали позднее римским образцам: с одной стороны - портрет императора, с другой - богиня победы Виктория, ступенчатый крест. При Юстиниане II (685-695) на монетах впервые появляются изображения Христа, занявшие их лицевые стороны. После перерыва, вызванного правлением императоров-иконоборцев (726-843), на монетах снова появляются изображения Христа, а затем Марии, христианских святых (например, св. Евгения).

На л. с. монет «варварских» государств помещалось обычно погрудное изображение правителя, на о. с. - различные виды крестов (например, ступенчатый, якорный) или фигура Виктории, нередко искаженная до неузнаваемости. Довольно часто на монетах встречаются различные монограммы. С середины VIII по середину XII в., в период господства мелкой серебряной монеты - двустороннего денария, наиболее распространены были различные формы креста (часто с буквами или изображениями в углах), стилизованное изображение храма, погрудное изображение правителя в профиль (анфас встречается лишь изредка). На денариях ряда государств время от времени появляется изображение благословляющей руки.

Монограммы, обычные до IX в., долгие годы еще не сходят с итальянских и французских монет.

С середины XII по XIII в. включительно погрудное изображение правителя анфас начинает преобладать над подобными же изображениями в профиль, все чаще появляется изображение правителя на троне. Изредка мы видим на монетах изображение всадника, а встречавшиеся и ранее изображения святых теперь появляются на монетах чаще. Стилизованное изображение храма продолжает преобладать во Франции и отчасти сохраняется в Италии, сменяясь более реалистическим изображением постройки с двумя, а чаще с тремя башнями. Изображение орла получает в этот период большее распространение. Широко известные геллеры XIII-XV вв. (их название сохранилось в современной Чехословакии) чеканятся с изображением руки. Всё чаще встречаются так называемые говорящие геральдические изображения, представляющие собой переходную ступень к гербам: в Дофине - дельфин (Дофине - лат. Delphinatus), в Генуе - ворота (janua), во Флоренции - лилия (florenus - цветущий), в Штральзунде - стрелообразный луч (Strahl), и т. д. В XIII в. на монетах появляются гербовые щиты. Монетные типы XIV-XV вв. еще более разнообразны. Основное число монет имеет изображения человеческих фигур впрямь, среди них становится сравнительно больше, чем в предшествующее время, изображений поясных и во весь рост. На монетах ряда стран - изображение ангела. Гораздо чаще встречается изображение корабля (как, например, на знаменитых английских золотых ноблях, которые на Руси называли корабельниками. На монетах различных частей Европы, от Франции до острова Готланд, нередко можно видеть овцу (агнца) со знаменем. С развитием геральдики изображения орла и льва начинают играть весьма важную роль. То на одной, то на другой монете можно видеть шлем с нашлемниками, а также корону.

XVI-XVIII вв. знаменуются дальнейшим усложнением изображений. Значительная поверхность новых крупных монет, прогресс искусства и техники были основой этого развития. В XV -XVI вв. изображение человека на монетах, вслед за медалями эпохи Возрождения, впервые получило портретное сходство, стало художественным изображением. На крупных монетах можно видеть панорамы городов - Венеции, Базеля, Цюриха и др. Чеканится большое количество памятных (коммеморативных) монет: по случаю рождений, бракосочетаний, смертей, военных побед и других событий. Важное место занимают гербы - многопольные, украшенные шлемами с щитодержателями (различными фигурами по сторонам гербового щита, поддерживающими его). Геральдика начинает играть в изображениях на монетах столь значительную роль, что необходимо кратко остановиться на некоторых геральдических правилах, имеющих отношение к нумизматике.

В XV-XVI вв. наряду с однопольными появляются и получают большое распространение четырехпольные и многопольные гербовые щиты. Правая (А - Б) и левая (В - Г) стороны щита определяются как бы по отношению к воину, его держащему. Правое верхнее поле щита (I) считают главным, с него ведется счет всех полей. Именно по нему или по срединному щитку, который иногда помещался в центре основного щита, устанавливается принадлежность последнего определенному владетельному лицу или городу. На архиепископских, епископских, аббатских многопольных гербах на первом поле обычно помещается герб церковного владения, а срединный щит бывает занят фамильным гербом духовного сеньора. Над гербом мог находиться один или несколько шлемов. Украшение щита многими шлемами - не свидетельство высокого ранга его владельца, а признак соединения нескольких гербов на одном щите. Так как шлем - принадлежность рыцаря, то гербовые щиты городов, духовных лиц и женщин им, как правило, не украшались. С XVI в. шлем над щитом иногда заменялся короной.

Наиболее распространенная геральдическая корона состояла из обруча, над которым возвышались три больших и два меньших острых листовидных зубца (в геральдике в счет принимаются только видимые на изображении зубцы). Королевские короны имели различные формы, обычно они были закрытыми и сверху украшались державой и крестом. С конца XVII в. графские и баронские короны имели пять листовидных зубцов, рядового дворянства - три. Позже графская корона украшалась девятью жемчужинами, баронская - семью, дворянская - пятью. Довольно часты изображения правителей в герцогских или курфюршеских шапках. Папские гербы украшались многоступенчатой тиарой, архиепископские и епископские - митрой. Над гербовыми щитами высшего духовенства могли изображаться шляпы - кардинальская с 15 кисточками, архиепископская - с 10-9 кисточками и епископская - с 6 (на монетах в количестве кисточек бывают некоторые отклонения).

На монетах XIX в. портретные и гербовые изображения продолжают преобладать. Теперь щит часто украшается мантией (драпировка из ткани), а по штриховке щита, обычно передаваемой на монетах с конца XVIII в., можно определить его цвета.

На древнерусских златниках и сребрениках рубежа X-XI вв. изображены князь, Христос и так называемый знак Рюриковичей. Удивительно разнообразны изображения на небольших по размеру русских монетах XIV- XV вв.: мифологические сюжеты с Китоврасом, Сирином, Самсоном, изображения хищных животных, сцен охоты, а также воина, монетчика, чеканящего монету, и т. п.

С XVI в. основным изображением становится всадник с саблей, а затем с копьем, со времени Петра I - портретные изображения царствующих лиц и коронованный двуглавый орел. Интересны изображения на памятных рублях XIX - начала XX в., но чеканка русских памятных монет была очень незначительна.

XX век внес разнообразие в тематику изображений как в СССР, так и в зарубежных странах. Становится обычным, что на монетах появляются изображения памятников искусства и культуры, портреты выдающихся ученых, художников, композиторов. Нашли свое отражение в многочисленных монетных выпусках различных стран вопросы экологии и охраны природы, заняла видное место в нумизматике космическая тема. Освоению космоса советскими космонавтами, их совместным полетам с космонавтами других стран посвящен ряд монет, чеканенных в Болгарии, на Кубе, в Польше, Чехословакии, Гвинейской Республике.

Интересны монеты, посвященные Олимпийским играм. Одна из лучших серий такого рода выпущена в СССР в связи с Играми XXII Олимпиады в Москве в 1980 г. Монеты в честь XXII Олимпиады с изображениями различных видов спорта выпустили также Западное Самоа, Экваториальная Гвинея, Сан-Марино, Кипр, Куба, Польша, остров Мэн и даже Гаити. Большая серия монет была выпущена в Сеуле по случаю проходивших там с 17 сентября по 2 октября 1988 г. XXIV Олимпийских игр. Золотые монеты весом в унцию (31,10 г) и 1/2 унции в 50 000 и 25 000 вон, а также серебряные, кроме изображения знаменитой пагоды Таботхап, имеют сюжетами различные виды спорта (корейская борьба, велосипедные гонки, футбол и др.).

В 1961 г. был создан Международный фонд охраны дикой природы - WWF (World Wildlife Fund). Поддерживаемый банками и монетными торговыми фирмами (например, нумизматической фирмой Спинк в Лондоне), фонд осуществляет широкую монетную программу.

31 августа 1989 г. в СССР были выпущены монеты, посвященные 500-летию единого Русского государства. На одной серебряной монете достоинством 3 рубля - панорама Московского Кремля конца XV в., на другой - изображение первых общерусских монет - копейки, денги и полушки времени реформы 1534 г. На 100 золотых рублях изображение оттиска печати Ивана III. На 50 золотых рублях - сооруженный в 1478 г. Успенский собор Московского Кремля - творение архитектора и монетчика Аристотеля Фиораванти. На платиновой монете достоинством 150 рублей изображено так называемое «Стояние на Угре» войск Русского государства и Большой орды в 1480 г., положившее конец длительному монголо-татарскому игу. На палладиевой монете достоинством 25 рублей - изображение Ивана III, завершившего объединение русских земель в единое государство. Портрет дан на фоне символического изображения границ Русского государства и представителей различных его сословий.

На подавляющем большинстве монет, кроме изображения, имеется еще и надпись - легенда. Правда, есть некоторое количество монет, вовсе не имеющих надписей: это так называемые немые, или анэпиграфные монеты. К ним относятся древнейшие греческие монеты, а в средние века анэпиграфных монет достаточно много среди брактеатов XII-XV вв. - односторонних монет, чеканившихся на тонкой серебряной пластинке. На многих мелких разменных монетах германских государств нового времени надпись бывает очень скупа - обозначение достоинства монеты и - иногда - буквенное обозначение монетного двора. Это очень затрудняет определение таких монет, но все же мы их не можем отнести к анэпиграфным. Имеются и моноэпиграфные монеты - такие, которые имеют не изображения, а только надписи. Таких монет много среди восточных (например, все куфические дирхемы), но в европейской чеканке их не больше, чем анэпиграфных. К анэпиграфным монетам относятся также монеты с нечитаемой надписью. Таких монет много среди средневековых подражаний. Например, ряд легенд на подражаниях англосаксонским монетам нечитаем.

Легенды бывают: 1) круговые, по краю монеты; 2) в поле монеты; 3) под обрезом (если такой имеется); 4) по гурту монеты.

Первые могут быть в один круг (самые распространенные), в два и три круга. Двойная круговая легенда на европейских монетах появляется в XIII в. на гротурнуа и других монетах типа гроша. Двойная, а также тройная круговая легенда имеется на некоторых талерах начиная с XVI в.

Надпись в поле монеты может быть в одну, две или несколько строк (наиболее распространенная форма такой легенды); состоять из одной, двух или нескольких букв; иметь декоративный характер, находясь в углах креста, на фасаде здания, иногда заменяя ему колонны (например, на южно германских денариях X-XI вв.), образуя крест из букв или слов легенды (например, крест из 8 букв на французских монетах Людовика XIII и Людовика XIV). В поле монеты может находиться монограмма либо цифра (цифры).

Под обрезом обычно ставится дата чеканки или буквенный монетный знак, обозначающий тот или иной монетный двор.

Надписи по гурту стали использовать сравнительно поздно, они имеют для определения монеты важное, но подчиненное значение по отношению к легендам круговой и в поле монеты (кроме, вероятно, токенов, для определения которых гуртовая легенда имеет существенное значение).

Надписи на греческих монетах появились очень рано, уже в первой четверти VI в. до н. э. Это обычно обозначенное первой буквой или сокращенно название города, выпустившего монету. В классический период на монетах помещается полное название города, а иногда также имена монетчиков. Встречаются надписи справа налево. Надписи обычно заполняют поле монеты. При Александре Македонском в легенде появляется имя царя, а после его смерти (323 г. до н. э.) имя правителя на монетах становится обычным (нередко - в виде лигатур или монограмм). К именам правителей прибавляются почетные эпитеты (благодетель, спаситель, победитель), а также даты по местным эрам, обозначенные буквами греческого алфавита.

В Древнем Риме надписи на монетах появились одновременно с чеканкой серебряных денариев, где сначала помещалось лишь название города - ROMA. Затем легенда расширяется дополнением имен магистратов. С 87 г. до н. э. к имени магистрата присоединяется название его должности: квестор, проконсул и т. п. Со времени империи надписи на монетах становятся подробными, это в первую очередь так называемые круговые легенды. Например, на сестерции императора Веспасиана - следующая легенда: IMP-CAES- VESPASI-AN-A VG-PM-TR-P-PP-COS VII. Полностью она читается так: Imperator Caesar Vespasianus Augustus Pontifex Maximus Tribunicia Potestate Pater Patriae Consult VII («Император Цезарь Веспасиан Август Верховный жрец, в должности трибуна, Отец Отечества, Консулом [год] VII»).

Из сокращений, встречающихся на римских монетах, приведем лишь некоторые: COS - Consul - консул

DN - Dominus noster - наш повелитель (государь)

Ex SC - Senatus consulto - по решению сената

SC - Senatus consulto - по решению сената

I, IM, IMP - Imperator - император

LEG - Legatus - легат

Р - Pius - милостивый, справедливый

РМ - Pontifex Maximus - верховный жрец

PR - Pretor - претор

PROC - Proconsul - проконсул

Q - Quaestor - квестор

TR РОТ - Tribunicia potestas - в должности трибуна.

Приведем также основные сокращения названий монетных дворов:

A, AL, ALE, SMAL - Александрия

ANT, AN, ANTOB, SMAN - Антиохия (ныне Антакья)

AQ, AQVIL, AQOB, SMAQ - Аквилея

AR, ARL - Арелат (ныне Арль)

CON, CONST, KON, KONSTAN - Константина (до 328 г. Арелат) CON, CONS, С, CP, CONSP, CONOB - Константинополь (ныне Стамбул) CYZ - Кизик

К, РК, KART - Карфаген (ныне в черте г. Тунис) L, LN, LON, ML, PLON, PLN - Лондиниум (ныне Лондон) L, LVG, LVGD, LG, LVGPS, PLG - Лугдунум (ныне Лион) М, MD, MED, MDOB - Медиоланум (ныне Милан) N, NIC, NICO, NIK, SMN, MN - Никомедия (ныне Измид) R, RM - Рим

SIRM, SIROB - Сирмий, Сирмиум

ТЕ, TS, TES", THES, THSOB, SMTS - Фессалоники (ныне Салоники) TR, TRE, TROB, TRPS - Треверис (ныне Трир).

На греческих монетах нет обозначения номинала (стоимости), но на некоторых он отмечен особенностями изображения. Такой же прием мы видели на римских ассах и их фракциях. Но в Риме «очень рано появилось цифровое, буквенное или точечное обозначение номинала: для асса - цифра I, для 1/2 асса - буква S (semis - половина), для 1/3 асса, или триенса - 4 точки (т. е. 4 унции), для 1/4 асса или квадранса - 3 точки (3 унции), для 1/6 асса, или секстанса - 2 точки (2 унции), для 1/12 асса (унции) - одна точка. Денарий имел цифру X (10 ассов), квинтарий - V (5 ассов), сестерций - смешанное обозначение: цифрой II и буквой S (2 1/2 асса). Стоимость на медных монетах начали обозначать в Византии при императоре Анастасии (491-518) с введением фоллиса, равного 40 нуммиям. Количество нуммий в том или ином номинале указывалось буквами, имеющими числовое значение: М - 40, L - 30, К - 20, IS - 16, IB - 12, I - 10, Н - 8, S - 6, Е - 5. Иногда номинал обозначался римскими цифрами: X, XX, XXX, XL.

На античных монетах даты чеканки- случаи исключительные. Некоторые из них датируются - и притом довольно широко - только по признакам косвенным. Но в эллинистическую эпоху часто на монетах указывается либо год правления того либо иного царя, или год по местной эре. Назовем некоторые наиболее важные для нумизматов местные эры:

Олимпийская (лето 776 г. до н. э.)

От основания Рима (21 апреля 753 г. до н. э.)

Селевкидская (1 октября 312 г. до н. э.)

Вифинская (Понтийская, Боспорская) (297 г. до н. э.)

Византийская (Константинопольская), «от сотворения мира» (1 сентября 5508 г. до н. э.; использовалась на Руси).

На монетах понтийского царя Митридата VI Евпатора отмечен (греческими буквами) не только год, но и месяц чеканки. Как поздние афинские, так и римские монеты часто достаточно точно датируютс



error: Контент защищен !!