Внешние эффекты и государство. Экономические внешние эффекты в примерах

В экономике - это влияние деятельности одного человека на благосостояние другого. Это интереснейший раздел, который не только изучает новые форматы взаимоотношений предприятий и потребителей, но и регулирует проблемы, возникающие на почве недостатка общественных благ и ресурсов.

С чего все началось

Иногда рынок перестает работать как положено, и в нем возникают так называемые провалы. Часто рыночная модель не может справиться самостоятельно с такого рода явлениями. И тогда для восстановления баланса приходится вмешиваться государству.

Все дело в том, что люди используют одни и те же ресурсы: мир и землю нельзя разделить на участки частного пространства. Действия одного человека могут нанести урон другому человеку без присутствия каких-либо злых умыслов. Если говорить на языке экономистов, то позитивный фактор в виде потребления или производства одного может привести к негативному воздействию на потребление или производство другого.

Вот такие воздействия являются причинами рыночных провалов. Называются они внешними эффектами, или экстерналиями.

Определение внешних эффектов и их виды

Формулировок внешних эффектов много. Самая короткая и внятная из них звучит следующим образом: внешние эффекты в экономике - это выгоды или потери от рыночных сделок, которые не были учтены и в итоге не отразились в цене. Чаще всего такие вещи наблюдаются при потреблении или производстве благ.

Блага - это все, что приносит пользу и доставляет удовольствие человеку. Если же иметь в виду экономические блага, то это желанные, но ограниченные по количеству товары и услуги.

Положительные и отрицательные внешние эффекты в экономике различаются по природе воздействия на субъект: отрицательные эффекты ведут к уменьшению полезности какого-либо потребителя или продукции какой-либо фирмы. Положительные, наоборот, к повышению полезности.

Классификации видов внешних эффектов в экономике определяется по нескольким критериям, одна из них - по типу влияния на субъект:

  • технологические (как следствие экономической деятельности, не подпадающей под рыночные процессы);
  • денежные (выражаются в изменениях стоимости факторов производства).

Эффекты по уровню влияния на субъект:

  • предельные;
  • интра-маржинальные.

По способу трансформации или устранения:

  • внешние эффекты, с которыми может справиться только государство;
  • эффекты, которые нейтрализуются путем переговоров между реципиентом внешнего эффекта и производителем.

Четыре направления действий внешних эффектов

1. Производство - производство

Пример отрицательного эффекта: крупное химическое производство спускает в реку отходы. Завод по производству бутилированного пива, расположенный ниже по течению, подал иск в суд из-за наносимого ущерба в технологии обработки пивоваренного оборудования.

Положительный эффект - взаимная польза от расположенных по соседству пчелиной пасеки и фруктового хозяйства (прямая связь между количеством собранного меда и числа фруктовых деревьев).

2. Производство - потребитель

Отрицательный пример: вредные выбросы в атмосферу из труб местного завода снижают качество жизни городских жителей. И при этой же расстановке сил положительный эффект: ремонт железнодорожных подъездных путей и подземного перехода от вокзала к заводскому проезду принесли жителям соседних районов пользу в виде удобного передвижения и чистоты в городе.

3. Потребитель - производство

Отрицательное воздействие: многочисленные семейные пикники наносят огромный вред лесным хозяйствам из-за возгорания лесных пожаров. Положительный эффект: появление волонтерских организаций по сохранению чистоты во внешней среде привело к систематическим уборкам и чистоте в городских парках.

4. Потребитель - потребитель

Отрицательный эффект: классические разборки соседей из-за громкой музыки у одного из них поздними вечерами. Качество жизни остальных «слушателей» резко снижается. Позитивное воздействие: любительница цветов каждую весну разбивает цветник под окнами многоэтажного дома. Для соседей - сплошные положительные эмоции визуального происхождения.

Положительные внешние эффекты в экономике

Разберемся с «увеличением полезности», которое выражается в приросте и расценивается как внешняя выгода какого-либо вида деятельности.

Крупное предприятие, построившее по своим производственным нуждам подъездные дороги и магистрали высокого качества в черте города, принесло пользу жителям этого города: они также пользуются этими дорогами.

Еще одним примером положительных внешних эффектов в экономике может служить довольно распространенная ситуация с реставрацией исторических зданий в городе. С точки зрения большинства горожан, это наслаждение красотой и архитектурной гармонией, что является абсолютно положительным фактором. С точки зрения владельцев таких старых зданий, процесс реставрации принесет лишь серьезные затраты и никакой выгоды. В таких ситуациях часто с инициативой выступают городские власти, предоставляя налоговые льготы или иную поддержку владельцам ветхих зданий либо, наоборот, устанавливая препятствия для их сноса.

Отрицательные внешние эффекты в экономике

К сожалению, отрицательное воздействие встречается в реальной жизни чаще. Если деятельность одного субъекта негативно сказывается на деятельности другого, это внешний эффект в экономике с отрицательным эффектом. Многочисленными примерами являются случаи загрязнения внешней среды промышленными предприятиями - от дисперсных частиц в воздухе до загрязненной воды в реках и океанах.

В мире проводится огромное число судебных заседаний по поводу роста заболеваемости людей из-за снижения качества воды, грязного воздуха или химического засорения почвы. Очистное оборудование, равно как и все другие действия по минимизации загрязнений любого вида, стоят дорого. Это серьезные расходы для производителей.

Примером отрицательных внешних эффектов в экономике может послужить кейс с бумажной фабрикой, которая по технологии производства использует чистую воду в соседней реке. Фабрика эту воду не покупает и ничего не платит за нее. Но она лишает возможности других потребителей пользоваться речной водой - рыбаков и купальщиков. Чистая вода стала ограниченным ресурсом. Фабрика никак не учитывает внешние затраты, она действует в парето-неэффективном формате.

Теорема Коуза: проблему решить можно

Рональд Коуз - Нобелевский лауреат в сфере экономики, автор знаменитой теоремы под собственным именем.

Смысл теоремы заключается в следующем: частные и общественные издержки всегда равны, вне зависимости от распределения прав собственности между экономическими субъектами. Согласно исследованиям Коуза и главным тезисам его теории, проблему внешних эффектов можно решить. Способ решения - расширение или формирование дополнительных прав собственности. Речь идет о приватизации ресурсов и обмене правами собственности на эти ресурсы. Тогда внешние эффекты превратятся во внутренние. А уж внутренние коллизии легко решаются посредством переговоров.

Легче всего понять теорему на реальных примерах, которых на сегодняшний день множество.

Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии

Теорема Коуза раскрывает два способа регулирования положительных и отрицательных внешних эффектов в экономике:

  1. Корректирующие налоги и субсидии.
  2. Приватизация ресурсов.

Корректирующий налог - это налог на выпуск благ с отрицательным внешним воздействием для повышения предельных частных издержек до уровня предельных общественных.

Корректирующая субсидия выдается в случаях положительного внешнего эффекта. Цель ее - также максимальное приближение предельных частных выгод к предельно общественным.

И налоги, и субсидии имеют целью перераспределение ресурсов для повышения их эффективности.

Приватизация ресурсов

Это второй подход от Рональда Коуза, который заключается в приватизации ресурсов в виде обмена правами собственности на них. В этом случае внешние эффекты изменят статус и модифицируются во внутренние, которые решить намного проще.

Есть еще один способ решения проблем внешних эффектов: уговорить покрыть все затраты того, кто является источником внешнего эффекта. Если такое удастся, производитель внешних затрат начнет оптимизировать баланс выгод и затрат, а такая ситуация носит название парето-эффективности.

Если оплата полученного положительного эффекта невозможна или нецелесообразна, то это благо превращается в общественное - меняется право собственности. Оно становится чисто общественным благом с двумя свойствами:

  • «Неизбирательность»: потребление блага одним субъектом не исключает его же потребления другими субъектами. Пример - регулировщик ГИБДД, чьими услугами пользуются водители всех автомобилей, проезжающих мимо.

  • «Неисключаемость»: если люди отказываются платить, нельзя запретить им пользоваться общественным благом. Пример - система обороны государства, обладающая сразу двумя вышеизложенными свойствами.

Примеры из жизни

  • Выхлопы от двигателей автомобилей - это внешние эффекты в экономике с отрицательным воздействием в виде отравленного воздуха, которым дышат многие миллионы людей. Вмешательство государства заключается в попытке уменьшить число автомобилей посредством введения налога на бензин и жестких нормативов к автомобильным выхлопам.
  • Отличным примером положительного внешнего эффекта является развитие новых технологий, а вместе с ними появления целого пласта новых знаний, которыми пользуется общество. Никто за эти знания не платит. Авторы и изобретатели новых технологий не могут получить средства от выгоды, которую получает все общество. Объем ресурсов для исследований снижается. Государство решает эту проблему в виде оплаты патентов ученым, перераспределяя, таким образом, право собственности на ресурсы.

Интернализация внешних эффектов: жениться на соседке

Выше уже упоминалось о превращении внешних эффектов во внутренние. Этот процесс называется интернализацией. А самым популярным способом является объединение субъектов, связанных с внешним эффектом, в объединенное общее лицо.

К примеру, вы смертельно надоели соседке со своей громкой музыкой с низкими частотами поздними вечерами. Но если вы женитесь на этой соседке и объединитесь в одно лицо, снижение полезности данного эффекта будет восприниматься единой семьей как общее снижение полезности эффекта.

А если упомянутые выше химическое производство и пивоваренная компания объединятся под зонтиком общего собственника, внешний эффект в виде загрязнения воды исчезает, потому что издержки от сокращения выпуска пива теперь будут покрываться этой же фирмой. Так что загрязнение воды теперь будет по возможности минимизироваться.

Заключение

Внешний эффект в экономике, или экстерналия, — влияние деятельности одного человека на благосостояние другого. Внешние эффекты и институциональная экономика (новый и чрезвычайно перспективный раздел экономической науки) составляют отличный тандем для изучения и реализации самых передовых социальных и экономических технологий для повышения благосостояния граждан.

Продуманная, точная и научно обоснованная экономическая политика в отношении общественных благ и прав собственности на ресурсы - это будущая модель взаимоотношений государства, собственников и граждан. Влияние внешних эффектов на экономику возрастает в силу возрастания ограниченности ресурсов. Так что равновесие и соблюдение интересов всех сторон - реальная и оптимальная возможность существования современного социального общества.


Она является предметом дискуссии. Высказывается мнение, что государство не должно активно участвовать в экономической жизни. В частности, так считают сторонники либеральной экономики. Представители кейнсианства, напротив, доказывают необходимость воздействия государственной политики на хозяйственные процессы.
Аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, государство обеспечивает корректировку рыночного механизма, воздействует на формирование доходов и функционирование рынков.
Таким образом, организационная, социальная и экономическая функции обусловливают необходимый объем финансовых ресурсов, структуру расходов бюджета и соответствующую структуру его доходов.

Все экономические системы, которые существуют в реальном мире являются смешанными (с усиленным влиянием государства или рынка). В таких системах государство и рыночная система делят между собой ответственность за выполнение пяти экономических функций:

  • Формирование и осуществление правовой и социальной деятельности
  • Поддержание конкуренции на рынках
  • Перераспределение доходов
  • Перераспределение ресурсов
  • Стабилизация экономики страны

Данные экономические функции способствуют укреплению и упрощению работы рыночной системы, модифицируют чистый капитализм в направлении достижения экономических и социальных целей общества.

В ходе макроэкономического регулирования государство выполняет следующие экономические функции:

  • Разрабатывает и утверждает правовые основы экономики
  • Определяет приоритеты макроэкономического развития т.е. выделяет среди макроэкономических целей те, которые являются важнейшими на данном этапе экономического развития.
  • Обеспечивает нормальные условия для работы рыночного механизма, в том числе осуществляет антимонопольную политику.
  • Осуществляет регулирование экономической деятельности для достижения поставленных целей на основе проведения определённой экономической политики
  • Дополняет рыночный механизм в тех сферах экономической деятельности, где недостаточная эффективность.
  • Решает проблемы социальной защиты населения, обеспечивая его социально-экономические права и более справедливо распределяя доходы между членами общества.

Общественные блага — это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др. Эти блага одинаково доступны для всех людей, и за пользование ими не взимается плата. Вы можете сами привести примеры подобных благ.

Производство общественных благ берет на себя государство, потому что в большинстве своем оно невыгодно для частных производителей, а развитие таких, например, сфер, как здравоохранение, образование, фундаментальные науки, охрана окружающей среды, не может происходить только на основе частного предпринимательства. Для производства общественных благ необходимы значительные финансовые средства, и государство получает их, собирая налоги. Тем самым все граждане вносят свой вклад в оплату общественных благ.

Значительна роль государства и в тех сферах, в которых работают исключительно частные предприятия, действующие по законам рынка. Вмешательство государства в эти сферы вызвано проблемой внешних (побочных) эффектов или воздействий.

Внешние эффекты — связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц. Экономическая деятельность одних может вызывать такие последствия, которые отражаются на лицах, непосредственно не участвующих в производстве и потреблении данных товаров.

Существуют отрицательные и положительные внешние эффекты. Отрицательные эффекты возникают в случае появления издержек у других лиц (напомним, не участвующих в производстве), в результате производства или потребления товара, а положительные — в случае появления у этих лиц выгоды, которая не компенсируется ими производителям товара. Рассмотрим конкретные примеры.

Представим деревообрабатывающий комбинат на берегу реки, который загрязняет отходами производства эту реку на многие километры вниз по течению. Это пример отрицательного производственного внешнего эффекта для населения, живущего по берегу реки. При этом на цене продукции комбината подобный побочный эффект производства может и не сказаться. Производитель как бы переносит часть издержек, связанных с производством товаров (в данном случае это могли быть затраты на переработку отходов производства или строительство очистных сооружений), на население, никак не компенсируя эти затраты. Кто же поможет населению справиться с отрицательными последствиями производства? Государство вынуждено производить дополнительные затраты на очистку воды, поддержание здоровья людей и др. Оно компенсирует побочный эффект деятельности комбината. Примерами отрицательного внешнего эффекта деятельности потребителей могут быть курение в общественных местах, разбрасывание мусора в парках отдыха ит. п.

Примером положительного внешнего эффекта может быть деятельность военных заводов. Стремясь обеспечить такую государственную услугу населению, как оборона и безопасность (за нее потребитель платит налоги), производители одновременно способствуют научно-техническому прогрессу, результатами которого мы все пользуемся бесплатно. Для компенсации военным предприятиям этого внешнего эффекта государство может поднимать цены на военную продукцию или предоставлять им субсидии.

Компенсация внешних эффектов — важная функция государства в рыночной экономике.

С развитием общества происходит расширение, уточнение функций государства. Этот процесс идет по следующим направлениям: последовательный переход от прямых (административных) к косвенным (экономическим) методам регулирования экономики; усиление роли государства в решении социальных проблем (снижение дифференциации доходов населения, обеспечение стабильности в обществе, регулирование трудовых отношений) . Возникают и качественно новые функции государства, связанные со становлением постиндустриального общества. Это поддержка фундаментальной науки, участие в решении таких известных вам глобальных проблем человечества, как преодоление экологического кризиса и его последствий, устранение экономического отставания стран третьего мира от ведущих держав Запада, сокращение вооружений.

Важнейшая функция государства в рыночной экономике — поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы. Обычно государству в экономике отводят роль компенсатора несовершенств рынка. Однако оно имеет функции, относящиеся к его исключительной компетенции. С усложнением отношений между государством и предпринимательством экономические задачи современного государства не только связываются с созданием условий для функционирования рынка, но и предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и защите общенациональных интересов.

Государство в обновляющейся на рыночных основах России занято не столько организацией и регулированием производства, оставляя решение этой задачи преимущественно рынку, сколько осуществлением контроля над экономикой и выбором приоритетных направлений экономической политики.

Реализация экономической политики предполагает применение определенного инструментария (методов, форм регулирования). Его выбор определяется состоянием национальной экономики, приоритетным направлением экономической политики, господствующей в данный момент теоретической концепцией регулирования.

В рыночной экономике называют попечителем общественного интереса? Что выгодно экономике: рост или снижение налогов?

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

В настоящее время, как вы знаете, практически все реально действующие экономические системы характеризует тесное переплетение рыночных отношений с элементами государственного контроля и регулирования. Мировой опыт доказывает, а многочисленные научные исследования подтверждают, что не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Для осуществления этой роли оно использует разные рычаги воздействия на экономику.

Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы в разных странах существенно различаются. Они отражают и историю, и традиции , и масштабы страны и т. д. С давних времен идет дискуссия между теми, кто абсолютизирует и преувеличивает роль рынка, недооценивая роль государства, и теми, кто преувеличивает возможности современного государства, не признавая роль рыночной саморегуляции. Поиск путей рационального соотношения этих двух подходов ведется и в настоящее время. Какова же роль и функции государства в рыночной экономике?

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей. Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике следующие: обеспечить экономический рост; создать условия экономической свободы (право хозяйствующих субъектов самим выбирать форму и сферу экономической деятельности, методы ее осуществления и использования дохода от нее); обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность (способность всей экономики получить максимальный результат из имеющихся ограниченных ресурсов); заботиться об обеспечении полной занятости (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу); оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др.

Экономическая политика строится на умелом сочетании перспективных и текущих целей. К перспективным целям российской экономической политики относится, например, формирование социально ориентированного рыночного варианта экономики . К текущим целям можно отнести, например, решение проблем государственного долга, устранение чрезмерной дифференциации доходов населения и борьбу с бедностью, снижение налогов на бизнес и др.

В экономической политике выделяют, в частности,финансовую, инвестиционную, аграрную, научно-техническую, внешнеэкономическую политику. (Попробуйте сами дополнить перечень направлений экономической политики.)

Какие экономические функции выполняет государство в современном обществе? За государством всегда сохраняются такие классические функции, как стабилизация экономики; защита прав собственности; регулирование денежного обращения; перераспределение доходов; регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками; контроль над внешнеэкономической деятельностью; производство общественных благ и т. д.

На последней функции остановимся более подробно. Почему государству приходится заниматься производством общественных благ?

Общественные блага - это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др. Эти блага одинаково доступны для всех людей, и за пользование ими не взимается плата. Вы можете сами привести примеры подобных благ.

Производство общественных благ берет на себя государство , потому что в большинстве своем оно невыгодно для частных производителей, а развитие таких, например, сфер, как здравоохранение, образование, фундаментальные науки, охрана окружающей среды, не может происходить только на основе частного предпринимательства. Для производства общественных благ необходимы значительные финансовые средства, и государство получает их, собирая налоги. Тем самым все граждане вносят свой вклад в оплату общественных благ.

Значительна роль государства и в тех сферах, в которых работают исключительно частные предприятия, действующие по законам рынка. Вмешательство государства в эти сферы вызвано проблемой внешних (побочных) эффектов или воздействий.

Внешние эффекты - связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц. Экономическая деятельность одних может вызывать такие последствия, которые отражаются на лицах, непосредственно не участвующих в производстве и потреблении данных товаров.

Существуют отрицательные и положительные внешние эффекты. Отрицательные эффекты возникают в случае появления издержек у других лиц (напомним, не участвующих в производстве), в результате производства или потребления товара, а положительные - в случае появления у этих лиц выгоды, которая не компенсируется ими производителям товара. Рассмотрим конкретные примеры.

Представим деревообрабатывающий комбинат на берегу реки, который загрязняет отходами производства эту реку на многие километры вниз по течению. Это пример отрицательного производственного внешнего эффекта для населения, живущего по берегу реки. При этом на цене продукции комбината подобный побочный эффект производства может и не сказаться. Производитель как бы переносит часть издержек, связанных с производством товаров (в данном случае это могли быть затраты на переработку отходов производства или строительство очистных сооружений), на население, никак не компенсируя эти затраты. Кто же поможет населению справиться с отрицательными последствиями производства? Государство вынуждено производить дополнительные затраты на очистку воды, поддержание здоровья людей и др. Оно компенсирует побочный эффект деятельности комбината. Примерами отрицательного внешнего эффекта деятельности потребителей могут быть курение в общественных местах, разбрасывание мусора в парках отдыха ит. п.

Примером положительного внешнего эффекта может быть деятельность военных заводов. Стремясь обеспечить такую государственную услугу населению, как оборона и безопасность (за нее потребитель платит налоги), производители одновременно способствуют научно-техническому прогрессу, результатами которого мы все пользуемся бесплатно. Для компенсации военным предприятиям этого внешнего эффекта государство может поднимать цены на военную продукцию или предоставлять им субсидии.

Компенсация внешних эффектов - важная функция государства в рыночной экономике.

С развитием общества происходит расширение, уточнение функций государства. Этот процесс идет по следующим направлениям: последовательный переход от прямых (административных) к косвенным (экономическим) методам регулирования экономики; усиление роли государства в решении социальных проблем (снижение дифференциации доходов населения, обеспечение стабильности в обществе, регулирование трудовых отношений) . Возникают и качественно новые функции государства, связанные со становлением постиндустриального общества. Это поддержка фундаментальной науки, участие в решении таких известных вам глобальных проблем человечества, как преодоление экологического кризиса и его последствий, устранение экономического отставания стран третьего мира от ведущих держав Запада, сокращение вооружений.

Важнейшая функция государства в рыночной экономике - поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы. Обычно государству в экономике отводят роль компенсатора несовершенств рынка. Однако оно имеет функции, относящиеся к его исключительной компетенции. С усложнением отношений между государством и предпринимательством экономические задачи современного государства не только связываются с созданием условий для функционирования рынка, но и предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и защите общенациональных интересов.

Государство в обновляющейся на рыночных основах России занято не столько организацией и регулированием производства, оставляя решение этой задачи преимущественно рынку, сколько осуществлением контроля над экономикой и выбором приоритетных направлений экономической политики.

Реализация экономической политики предполагает применение определенного инструментария (методов, форм регулирования). Его выбор определяется состоянием национальной экономики, приоритетным направлением экономической политики, господствующей в данный момент теоретической концепцией регулирования.

КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ВЫБРАТЬ?

В государственной экономической политике можно выделить два главных направления: стабилизационное и структурное . Если стабилизационная политика направлена преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики, то структурная - на обеспечение ее сбалансированного развития .

Первое направление включает в себя в основном бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную (монетарную) политику. Второе структурное направление использует такие методы влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий и др.

Воздействие государства на рыночный механизм осуществляется путем прямого и косвенного регулирования . Прямое регулирование предполагает использование преимущественно административных методов, а косвенное - экономических.

Проявлением прямого регулирования является прежде всего законодательная деятельность государства, расширение государственных заказов, развитие госсектора в экономике. Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов фискальной и монетарной политики. Именно ему принадлежит приоритет в рыночной экономике. Схематично механизмы государственного регулирования рыночной экономики можно представить следующим образом:

В спорах ученых-экономистов о способах и масштабах вмешательства государства в экономику можно выделить два взгляда, отражающих различные направления в экономической теории, - монетаризм и кейнсианство.

Позиция монетаристов (Д. Юм, М. Фридмен): как можно больше освободить экономику от опеки государства, сократить налоги и государственные расходы, давая возможность рыночному механизму самому обеспечивать устойчивую экономическую систему.

Представители кейнсианского направления, связанного с именем английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946), считают, что один только рыночный механизм не в состоянии решать многообразные проблемы в экономике. (Подумайте, например, можно ли успешно регулировать такие сферы жизни общества, как наука, образование, экология, полагаясь только на действие закона спроса и предложения.) Кейнс пришел к выводу, что только активная финансовая политика государства, стимулирующая спрос, способна справиться с массовой безработицей. Для удовлетворения современных экономических потребностей общества, считают его последователи, необходимы и неизбежны правительственные меры.

До 70-х гг. XX в. главенствующую роль в экономической политике многих государств играло кейнсианское направление. В дальнейшем распространение получил монетаризм. На практике правительства большинства государств используют широкий набот стабилизационних мер как монитарных, так и кейнсианского характера.

В условиях российской экономики старт рыночным преобразованиям был дан за счет активного использования методов монитарной политики, а в настоящее время государство стремиться в целях укрепления стабильного экономического развития, сохранения бездефицитного бюджета использовать оба механизма воздействия на экономику.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ (МОНЕТАРНАЯ) ПОЛИТИКА

Монетарная политика означает контроль над денежной массой в экономике. Ее цель - поддержка стабильного развития экономики. Государство обычно увеличивает количество денег в период экономического спада и сдерживает его рост при подъеме.

Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный банк во взаимодействии с коммерческими банками. Рассмотрим различные варианты денежно-кредитной политики.

Центральный банк выдает денежные средства коммерческим банкам, а последние - своим клиентам за определенную плату, называемую «процент за кредит». Например, если фирма берет у банка 20 тыс. рублей на год под 50% годовых, то возвращать ей придется 30 тыс. рублей.Учетная ставка процента - норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредит более дорогим или более дешевым.

Если кредиты становятся более дорогими, то соответственно сокращается число желающих их брать. Это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизитьинфляцию (инфляция возникает, когда объем денежной массы превышает количество производимых товаров и услуг). Но при этом усиливается спад производства, так как фирмы лишаются возможности получить кредит.

Понижая учетную ставку процента и делая кредит дешевым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производства. Но увеличение денежной массы в обращении ведет к усилению инфляции.

Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимулируя или ограничивая производство и потребление.

По закону коммерческие банки обязаны часть своих средств держать в виде резервов в центральном банке, чтобы осуществлять выплаты клиентам, желающим получить деньги со своих счетов. Устанавливая норму обязательных резервов, центральный банк оказывает влияние на возможность банков предоставлять кредиты, изменяя тем самым общее количество денег в обращении.

Увеличение нормы обязательных резервов приводит к уменьшению количества денег у банков для кредитования, что делает кредит «дорогим», сокращает число заемщиков и соответственно уменьшает денежную массу в обращении.

Уменьшение нормы резервирования, наоборот, позволяет увеличить объемы кредитования фирм, что ведет к росту денежной массы. К каким последствиям в экономике это приводит, вы уже знаете.

Так оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействуя на денежную массу в обращении, помогать экономике развиваться стабильно.

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) ПОЛИТИКА

Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета называется фискальной политикой. Она направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.

Государственный бюджет - это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение. Основное место в расходах российского правительства занимают: национальная оборона, правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности и судебная власть, государственное управление, экономическое развитие различных отраслей хозяйства, обслуживание государственного долга, социальное обеспечение. Главные источники доходов государства - налоговые доходы.

Через бюджет государство перераспределяет созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам. Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы. Основные рычаги этого влияния - регулирование налогообложения и государственных расходов.

Налоги являются основным источником доходов госбюджета. С различными видами налогов (прямые, косвенные) и конкретными налогами, уплачиваемыми гражданами, вы познакомились в основной школе. Ведущее место в налоговых доходах занимают налоги, уплачиваемые предприятиями: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на внешнюю торговлю и др. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы зафиксирована в Конституции РФ. Некоторые российские предприниматели считают, что единственная возможность сохранить свой бизнес - это уклонение от уплаты налогов, сокрытие от учета части своих доходов. Далеко не все граждане, особенно получающие высокие доходы, вовремя и полностью платят налоги. Это не только затрудняет выполнение государством своих экономических функций в обществе, но и искажает данные о состоянии российской экономики, затрудняет разработку программ ее развития.

Как влияет налоговая политика любого государства на экономику? Если экономика страдает от высокой инфляции, для снижения ее, как вы уже знаете, необходимо уменьшить денежную массу в обращении. Для этого государство увеличивает налоги, снижая тем самым экономическую активность фирм и населения.

Если в экономике страны наблюдается спад производства и потребления, то государство стремится уменьшить налоговое бремя. Это способствует оживлению экономики. У фирм появляются дополнительные средства для выпуска товаров, а потребительская активность населения возрастает в результате роста его платежеспособности.

Регулирование государством своих расходов может способствовать преодолению спада в производстве. Так, в кризисных ситуациях в экономике государство старается увеличить расходы на поддержку особо нуждающихся в помощи предприятий и отраслей хозяйства , расширяет государственную закупку товаров и услуг (например, государственный заказ оборонным предприятиям), стимулируя производителей к развитию производства и сокращая безработицу.

Бюджетная политика также направлена на балансирование (достижение количественного равенства) доходов и расходов, так как значительный рост государственных расходов и недобор налогов приводит к дефициту бюджета - одному из негативных экономических показателей. В этой ситуации государство для покрытия своих расходов вынуждено брать кредиты, которые могли бы быть использованы фирмами, а это сдерживает экономический рост. Государство может покрыть дефицит бюджета, выпустив в обращение дополнительные деньги или взяв в долг у населения. Но возможности кредитования государства населением обычно ограниченны, а выпуск государством новых бумажных денег, не обеспеченных товарами, ведет к инфляции .

Большинство правительств в условиях дефицита госбюджета предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организаций (отечественных и международных). Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Наиболее часто используемая форма одалживания - продажа государственных ценных бумаг. Сумма задолженности государства владельцам его ценных бумаг представляет собой часть государственного долга. Умелое проведение операций с государственными ценными бумагами позволяет не только выгодно привлекать деньги в государственный бюджет, но и влиять на развитие всей экономики. Так, путем покупки и продажи государственных ценных бумаг центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. К каким последствиям в экономике
это приводит, вы уже знаете, познакомившись с действием основных механизмов денежно-кредитной политики государства.

Дефицит бюджета и величина государственного долга - важнейшие показатели состояния экономики.

Как видим, государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные механизмы воздействия на экономику. Выбор варианта регулирования определяется разными факторами, которые были охарактеризованы в вышеизложенном материале.

НУЖНА ЛИ РЫНКУ ПОМОЩЬ ГОСУДАРСТВА?

В первом разделе параграфа мы выделили такую экономическую функцию государства, как поддержание и обеспечение функционирования рыночной системы.

Для того чтобы были реализованы такие важные институты рынка, как частная собственность, свобода предпринимательства и свобода экономического выбора, необходима разработка специального законодательства. (Вспомните, например, какими законами Российское государство регламентирует предпринимательскую деятельность .)

Государство призвано играть активную роль в поддержании и защите конкуренции, ослаблении монополистических тенденций в экономике. Это вмешательство государства, как вы знаете, осуществляется посредством различных антимонопольных мер, разработкой антимонопольного законодательства.

Государственное регулирование рыночной экономики проявляется в виде поддержки предпринимательства. Это имеет особое значение в нашей стране, где бизнес проходит сложный этап становления на рынке. Помощь предпринимательству имеет такие формы, как льготное налогообложение в первые годы работы фирм, упрощение правил их регистрации, предоставление субсидий предприятиям малого бизнеса.

Еще раз напомним: приоритет в рыночной экономике принадлежит косвенным (экономическим) методам государственного воздействия, не разрушающим систему рыночных отношений и не противоречащим им.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Для компетентной защиты своих экономических и социальных прав и интересов старайтесь следить за основными тенденциями экономической политики российского правительства, анализировать проблемы развития рыночных отношений в экономике.

2 Анализ причин и последствий социально-экономических преобразований в стране позволит вам найти способы и формы рационального и цивилизованного участия в экономической жизни, принятии правильных решений, исполняя такие роли, как потребитель, производитель, участни к рынка труда, собственник и др.

3 Формирование собственной позиции по вопросам экономической политики государства, своей оценки эффективности используемых им методов регулирования экономических процессов необходимо для выбора формы влияния на эту политику и ее методы (участие в выборах законодателей, акциях протеста или поддержки социально-экономической политики, работа в общественных объединениях, партиях и др.) .

4 Вы будущие налогоплательщики. Необходимо помнить, что от вашей добросовестной (полной и своевременной) уплаты налогов зависит ваша возможность полноценно пользоваться предоставляемыми государством общественными благами, а также личное благосостояние, как ваше, так и окружающих вас людей.

ДОКУМЕНТ

О роли государства в условиях рыночной экономики. Из работы современного российского ученого-экономиста А. Н. Пороховского «Российская рыночная модель: путь реализации» .

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты.. . Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере -функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и.. . расширение производства общественных благ - особенно в сфере услуг, образования , науки, здравоохранения, культуры, - создание правового поля в предпринимательской сфере.. . Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль - сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных, интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

Вопросы и задания к документу

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

13.1 Внешние эффекты

Внешние эффекты (их еще называют экстерналии (англ. externality) – влияние деятельности одного экономического агента на благосостояние другого, которое не находит отражения в рыночной цене блага. При отрицательном внешнем эффекте третьи лица, не вовлеченные в сделку (то есть это ни продавцы, ни покупатели), несут издержки. При положительном внешнем эффекте третьи лица имеют выгоды.

Как мы показывали в предыдущих главах, цены являются лучшим носителем информации в рыночной экономике, позволяя миллионам покупателям и продавцов получать релевантные сигналы и координировать усилия . Однако при наличии внешних эффектов рыночный механизм дает сбой: ведь цены не отражают интересов всех участников рынка, и рыночное равновесие уже не является эффективным.

Рассмотрим подробнее действие отрицательных и положительных внешних эффектов

Для того, чтобы оценить влияние внешних эффектов на рыночное равновесие, мы обратимся к знакомым графикам спроса и предложения. По главе «Спрос» мы помним, что спрос представляет собой готовность заплатить за товар предельного покупателя, который выбирает между различными вариантами удовлетворения потребительского спроса. То есть спрос отражает частные предельные выгоды (marginal private benefits, MPB). Предложение товара отражает предельные издержки на производства товара производителей, которые имеют ресурсы и делают выбор между производством различных товаров. Кривая предложения отражает предельные частные издержки (marginal private cost, MPC).

При наличии внешних эффектов на рынке существуют неучтенные в цене интересы третьих лиц, экстернами (externalities). Это и есть внешние эффекты: неучтенные предельные выгоды (marginal external benefit, MEB) или неучтенные предельные издержки (marginal external cost, MEC).

Рассматривают следующие виды внешних эффектов:

  1. Отрицательный внешний эффект в производстве
  2. Отрицательный внешний эффект в потреблении
  3. Положительный внешний эффект в производстве
  4. Положительный внешний эффект в потреблении

13.1.1.Отрицательный внешний эффект в производстве

Наиболее популярный пример отрицательного внешнего эффекта в производстве – это загрязнение окружающей среды. Например, крупный промышленный завод сливает сточные воды в реку и выбрасывает диоксид углерода в атмосферу. В результате этого ущемляются интересы многих лиц: люди больше не могу купаться в чистой воде и дышать свежим воздухом, недвижимость и земля в стоящем рядом на берегу реки коттеджном поселке начинает падать, а располагающееся рядом рыбное хозяйство начинает терять уловы рыбы. Ни один из данных эффектов не учтен в цене продукции завода.

В этом случае предельные общественные издержки (marginal social cost, MSC) оказываются больше предельных частных издержек (то есть издержек завода) на величину предельных внешних издержек (то есть на величину внешнего эффекта):

MSC = MPC + MEC

Графически данная ситуация изображается следующим образом:

При наличии отрицательного внешнего эффекта в производстве предельные общественные издержки оказываются выше предельных частных издержек. При этом предельные общественные выгоды равны предельным частным выгодам.

В этом случае равновесие рынка находится в точке, тогда как общественно оптимальное равновесие находится в точке B.

То есть с точки зрения общества товара должно производиться и потребляться меньше, а стоить он должен дороже.

13.1.2. Отрицательный внешний эффект в потреблении

Также возможна ситуация, когда потребление блага сопровождается отрицательным внешним эффектом для третьих лиц. Классическим примером является прослушиване громкой музыки. В этом случае ваше потребление создает издежрки для соседей.

В этом случае предельные общественные выгоды (marginal social benefit, MSB) оказываются ниже предельных чатсных выгод (marginal private benefit, MPB) на величину предельных внешних выгод (marginal external benefit, MEB).

MSB = MPB - MEB

С точки зрения общественных интересов товара должно производиться и потребляться меньше, и стоить он должен дешевле.

13.1.3. Положительный внешний эффект в производстве

Классическим примером положительного внешнего эффекта в производстве являются инновации. Фирмы в процессе производственной деятельности в поиске эффективных способов производства нередко прибегают к инновациям, которые вскоре становятся доступными для всего общества.

В этом случае предельные общественные издержки (marginal social cost) оказываются ниже предельных частных издержек (marginal private cost) на величину предельных внешних издержек (marginal external cost):

MSC = MPC - MEC

При положительном внешнем эффекте в производстве товара с точки зрения общественных интересов товара должно производиться и потребляться больше, а стоить он должен дешевле.

13.1.4. Положительный внешний эффект в потреблении

Допустим, вы решили облагоустроить собственный подъезд. На свои деньги вы покупаете красивые кустарники и деревья, вешаете на стены красивые картины. Но выгоду от вашей покупки получаете не только вы, но и остальные жители подъезда.

В этом случае третьи лица получают выгоды от процесса вашего потребления, и предельные общественные выгоды (marginal social benefit) становятся выше ваших предельных частных выгод (marginal private benefits) на величину предельных внешних выгод ваших соседей (marginal external benefit):

MSB = MPB + MEB

С точки зрения общественных интересов товара должно производиться больше и стоить он должен дороже.

Данные примеры внешних эффектов позволяют сделать вывод: при отрицательных внешних эффектах, в производстве или потреблении, с точки зрения общественных интересов товара должно производиться меньше, то есть он производится в избыточном количестве. При положительных внешних эффектах, наоборот, товар производится в недостаточном количестве. То есть с точки зрения общественных интересов товара должно производиться больше.

Поскольку внешние эффекты приводят к неэффективному распределению ресурсов, общество ищет способы их устранения. Устранение внешних эффектов заключается в обращении внешних эффектов во внутренние издержки или выгоды, и называется этот процесс «интернализация» .

Интернализация – обращение внешних эффектов третьих лиц во внутренние издержки или выгоды участников рынка.

Один из способов интернализации внешних эффектов заключается в налогообложении или субсидировании участников, которые производят отрицательный или положительный внешний эффект.

Одним из способов интернализации отрицательного внешнего эффекта в производстве, например при загрязнении окружающей среды, выступает налогообложение предприятий, осуществляющих вредные выбросы. Данные налоги называются «налоги Пигу» по имени американского экономиста Артура Пигу, который впервые предложил интернализацию внешних эффектов таким образом.

«Налог Пигу» увеличивает предельные издержки завода таким образом, чтобы новая цена и объем производства отвечали общественно оптимальным интересам:

В случае положительного внешнего эффекта в производстве государство может субсидировать производство товара, например, предоставляя налоговые льготы инновационным предприятиям.

Но кроме государственного вмешательства существуют и частные способы интернализации внешних эффектов, когда стороны самостоятельно могут договориться об устранении внешних эффектов, и это утверждает великая теорема Коуза.

13.1.6 Теорема Коуза

Материалы данного раздела не публикуются на сайте, а доступны в полной версии данного пособия, которое я использую на занятиях с учениками.

В начале главы «Рыночное равновесие» мы рассуждали о том, что именно наличие множества рынков, на которых потребитель могут альтернативно удовлетворять потребности, а производители альтернативно решить, какие товары производить из имеющихся ресурсов, делает экономику эффективной, позволяя участникам извлекать нужную информацию из цен. В случае урегулирования судом проблем внешних эффектов и споров между сторонами решается наилучшим образом, когда им доступно максимальное количество возможностей для выработки совместных решений.

Основываясь на приведенных выше рассуждениях, попробуем проанализировать, какой из методов регулирования внешних эффектов является эффективным. Рассмотрим известный случай загрязнения окружающей среды, который является отрицательным внешним эффектом.

Можно предложить три способа регулирования загрязнения окружающей среды:

  1. Принудительное сокращение объемов производства
  2. Обложение вредных производств налогов
  3. Организация рынка загрязнений
Рассмотрим каждый из способов подробнее

Принудительное сокращение объемов производства, одинаковое для каждой фирмы, не является эффективным экономическим решением. Разные компании могут по разному загрязнять окружающую среду. Если обязать все компании сократить производство на одинаковую величину, то это будет неэффективным решением. Далее, какие-то компании имеют низкие издержки устранения загрязнений, и могут предпочесть потратить деньги на дополнительное оборудование без сокращения выпуска, а какие-то компании имеют высокие издержки на устранение загрязнений и предпочтут сократить выпуск или же уплатить штраф.

В этом отношении налоги Пигу являются более эффективным методом устранения внешних эффектов. Некоторые компании предпочтут потратить деньги на очистные сооружения и платить меньше налогов, а некоторые предпочтут не снижать выбросы и платить налоги. Но при налогах Пигу мы забыли о выводах нашего предыдущего анализа: загрязнения неэффективны не сами по себе, а потому что они имеют негативный эффект на разнообразных внешних агентов, например, на владельцев расположенных рядом рыбных ферм. В случае налогов Пигу заводы имеют стимулы сокращать выбросы, но тогда владельцы ферм не имеют стимулов самим ставить очистное оборудование. Если же фермеры имеют более низкие издержки по устранению последствий загрязнений, чем заводы, то налоги Пигу будут неэффективным способом решения проблемы с точки зрения общественных издержек.

Третий способ заключается в организации рынка разрешений на загрязнение. Это означает, что завод, производящий загрязнения, должен купить на рыке право загрязнять окружающую среду в размере определенного количества единиц загрязнений (речь идет о квотах на загрязнение). Первоначальное распределение квот на загрязнение построено таким образом: тот, кто обладает технологией с низким уровнем загрязнения, получает большую квоту. Тот, кто обладает технологией с высоким уровнем загрязнения, получает меньшую квоту. Далее между участниками организуется рынок квот.

Рассмотрим модельную работу такого рынка на нашем примере про ферму и завод.

В нашем примере про завод и рыболовную ферму первоначальное распределение таково: ферма имеет все квоты на загрязнение (потому что ее деятельность не загрязняет воду вообще), завод их не имеет вообще. Теперь, для того, чтобы заводу осуществлять свою деятельность, он должен купить их у фермы. По какой цене ферма будет продавать заводу право загрязнять воздух? Посмотрим на логику действия фермы. Если завод не загрязняет воду, то ферма не несет издержек в результате отрицательного внешнего эффекта. Но в то же время она и ничего не получает от продажи квоты на загрязнение. Когда ферма начинает продавать квоты, то завод может начинать загрязнять воду. В этом случае ферма начнет нести издержки в размере отрицательного внешнего эффекта от загрязнения воды заводом, но, в то же время, начнет получать выручку от продажи заводу разрешений на загрязнение. Если подобных ферм и заводом будет много, и информация об их деятельности будет общедоступной, то цена на загрязнения установится на уровне издержек фермы по установке очистных сооружений. Если же издержки по установке очистных сооружений будут ниже у завода, то он предпочтет не платить ферме за разрешения на загрязнения, а поставить очистные сооружения самостоятельно и не осуществлять загрязнение. В любом случае, будет найдено оптимальное с точки зрения общества решение.

И в этом смысле организация конкурентного рынка разрешений на загрязнения оказываются еще более эффективным методом устранения внешних эффектов по сравнению с налогом Пигу.

Большинство современных западных экономистов разделяют взгляд о том, что даже в системе "свободного" рынка нельзя обойтись без государства. Оно берет на себя функции, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Это прежде всего следующие функции:

регулирование так называемых внешних (или побочных) эффектов;

удовлетворение потребностей в коллективных благах (или в общественных товарах).

Внешние эффекты

Внешние эффекты, экстерналии (externalities) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.

Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Трансформация внешних эффектов во внутренние (internalization of an externality) может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). А. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог (corrective tax) - это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.

Корректирующая субсидия (corrective subsidy) - это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.

Анализ проблемы социальных издержек привел Коуза к выводу, который Дж. Стиглер назвал теоремой Коуза. Суть ее заключается в том. что, если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода). Эту же мысль Дж. Стиглер выразил следующим образом: "... В условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны".

Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух-трех). При возрастании численности участников резко увеличиваются трансакционные издержки и предпосылка об их нулевом значении перестает быть корректной.

Регулирование внешних для рынка эффектов берет на себя государство. Большое значение для современной экономики имеет государственное регулирование внешних эффектов, связанных с экологическим аспектом производства. Ориентированная на спрос рыночная экономика в течение столетий стимулировала вовлечение все больших природных ресурсов в хозяйственный оборот, что в конце концов поставило на грань выживания современное общество. Ухудшение экологической ситуации привело к тому, что появились специальные государственные регуляторы, призванные предотвратить негативные социальные последствия рыночной конкуренции.

Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду:

  • 1) установление норм или стандартов по вредным выбросам;
  • 2) введение платы за выбросы;
  • 3) продажа временных разрешений на выбросы Панарин А.С. Политология. Учебник изд. «Проспект» М.; 2003. С. 339..

Стандарты по вредным выбросам (emissions standards) - это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах.

Большей гибкостью обладает плата за выбросы. Плата за выбросы - это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Такая система способствует сокращению общего объема вредных выбросов, о чем наглядно свидетельствует опыт применения ее в ФРГ. Однако полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, при такой системе нет.

Последний способ ограничения государством отрицательных экстерналий стал причиной образования рынка прав на причинение внешних издержек.

Государственные лицензии на сброс отходов выступают объектом купли-продажи на рынке на основе спроса и предложения на них. Загрязнители, купившие такие лицензии, но сократившие на период их Действия вредные выбросы, могут остаток по лицензии продать на Рынке, а если они полностью освобождаются от сброса отходов, то они могут продать лицензию тем, кто не укладывается в разрешенные нормы выброса.

На приведенном графике (рис.11.3) предложение сброса отходов изображено вертикальной кривой 5 и отражает установленный государством предельный объем допустимого загрязнения (100 тыс. т). Он соответствует оптимальному уровню загрязнения. На этот объем выпускаются лицензии. Равновесная цена лицензий на рынке определяется пересечением кривых спроса D и предложения S в точке Е (т.е.40 долл. за 1 т сброса).



error: Контент защищен !!