Особенности экологической политики развитых стран (на примере США и ЕС). Основные направления эколого-экономической политики развитых стран мира Рыночные механизмы эколого-экономической политики

5. Основные эколого-экономические принципы на которых базируется экологическая политика в развитых странах.

А) Принцип стоимости упущенных возможностей.

Этот принцип требует чтобы при использовании ограниченного ресурса учитывалась стоимость и неиспользованной альтернативы. Стоимость упущенных возможностей, состоит в разнице прибылей, которые мы получим при использовании окружающей среды как приемника и вместилища отходов и использования той же местности в качестве сельскохозяйственных угодий. Надо отметить, что принцип действует и в обратную сторону, то есть охрана окружающей среды имеет свою стоимость с точки зрения не использования среды в хозяйственных целях.

Б) Принцип “загрязнитель платит”.

В соответствии с рекомендацией ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) 1972 г., принцип “загрязнитель платит” означает, что “загрязнитель должен нести расходы по проведению мер экологического оздоровления по решению властей”.

В “Рекомендации Совета 75/436 Евратом, ЕОУС (Европейское объединение угля и стали), ЕЭС от 3.03.75 о распределении затрат по охране окружающей среды и действиях органов общественной власти в этой области” дается определение и руководство по применению данного принципа. Отнесение расходов по борьбе с загрязнениями и другими неблагоприятными воздействиями на окружающую среду на непосредственных виновников заставляет их в условиях рынка искать пути снижения загрязнения, использовать более приемлемые с экологической точки зрения технологии, принимать меры по более рациональному использованию природных ресурсов. Определение ЕЭС гласит, что “физические и юридические лица, действующие в рамках публичного частного права, ответственные за загрязнение, должны нести все расходы по мероприятиям, необходимым для ликвидации этого загрязнения или сокращения его до уровня, который соответствовал бы стандартам или эквивалентным требованиям, обеспечивающим соблюдение целевых показателей качества окружающей среды, или, при отсутствии таких показателей, стандартам и нормативам установленным общественными властями”.

Современную трактовку принципа “загрязнитель платит” можно свести к двум основным положениям:

Загрязнитель должен нести все расходы по средоохранной деятельности;

Загрязнитель имеет право возмещать свои природоохранные издержи через цены на свою продукцию и услуги.

Следует отметить, однако, что практическое применение принципа "загрязнитель платит" показывает множество отклонений от теоретических постулатов.

Во-первых, существует проблема идентификации загрязнителя. Юридически ответственным за загрязнение признается физическое или юридическое лицо, которое прямо или косвенно наносит ущерб окружающей среде или создает условия, приводящие к возникновению такого ущерба. Однозначное же определение ответственного за загрязнение может быть затруднено, особенно тогда, когда загрязнение связано одновременно с несколькими источниками (кумулятивное загрязнение) или с последовательными причинами (цепное загрязнение): например, в загрязнении воздуха выхлопными газе виновен как производитель, так и владелец автомобиля. В этих случаях соответствующие расходы должны быть распределены таким образом, чтобы обеспечивалось оптимальное с административной и экономической точки зрения решение и достигался бы максимальный эффект улучшения состояния окружающей среды.

Во-вторых, политические причины (потеря популярности среди избирателей) могут препятствовать принятию решений о проведении политики в соответствии с принципом "загрязнитель платит".

В-третьих, экономические причины, особенно на региональном уровне (безработица, закрытие основных производств) создают внешне убедительный аргумент против применения данного принципа.

Тем не менее, не существует другого принципа экологической политики, который мог бы сравниться по эффективности с данным. Различные инструменты экологической политики по разному способствуют реализации этого принципа, о чем речь пойдет ниже.

В) Принцип долгосрочной перспективы.

Стоимость экологической деградации или охраны окружающей среды не может рассматриваться статично. Загрязняющие вещества аккумулируются с течением времени, и лишь по прошествии его может выявиться полный ущерб.

Не только ущерб, но и стоимость охраны окружающей среды должна рассматриваться перспективно. Экологическая деятельность очень капиталоемка. Требуется несколько лет для накопления капитала (например, строительство водоочистных сооружений и канализации). Адаптация производственных процессов, изменение отраслевой структуры, переразмещение фирм требуют одного-двух десятилетий. Поэтому экологическая политика должна проводиться постоянно.

Сейчас же мы порой наблюдаем обратные явления, старые свалки служат ярчайшим примером необдуманной экологической политики без предвидения будущего ущерба.

Г) Принцип взаимозависимости.

Экологическая политика должна учитывать взаимозависимость между природными средами, технологиями производства, загрязнения и сокращения загрязнения, между самими загрязняющими веществами.

В качестве отрицательного примера можно привести экологическую политику в США и некоторых европейских странах в начале 70-х гг., концентрировавшуюся на управлении качеством воздуха и вод и пренебрегавшую почвой и свалками твердых отходов, загрязненных опасными веществами.

Д) Принцип “пользователь платит”.

Принцип “пользователь платит” является применением принципа “загрязнитель платит” в отношении ресурсопользования, хотя и не вполне адекватным. Он требует, чтобы пользователь любого природного ресурса полностью оплатил его использование и последующее восстановление.


Необычайно расширился. Ныне наряду с биологией это экономическая и географическая науки, медицинские и социологические исследования, физика атмосферы и математика и многие другие науки. Экологические проблемы современности по своим масштабам условно могут быть разделены на локальные, региональные и глобальные и требуют для своего решения неодинаковых средств решения и различных по характеру...

Сколько бы не выливали, задача никогда не будет выполнена. При любых, самых невероятных затратах, результат всегда будет нулевым. Поэтому все попытки решения экологической проблемы стандартными методами обречены на провал. Противопоставить материальной заинтересованности абсолютно нечего. Спасать разрозненные части неделимого организма - бессмысленно. Спасать весь организм целиком, не...

Среды. Экологические стандарты в цепочке: "исследование - технологический процесс - производство - маркетинг - использование - утилизация ". Экологическая направленность современных технологий и производств на основе внедрения прогрессивных технологий / безотходные технологии, внутри цикличное движение веществ/. Основные факторы размещения производства: учет технико-технологических особенностей...

Актов, направленных на сокращение ядерного вооружения, борьбу с «боевым» терроризмом и его финансированием. 1.2 Преодоление отсталости слаборазвитых стран Другая острейшая глобальная проблема современности заключается в преодолении отсталости в развитии большей части человечества. Отсталость – результат пересечения, теснейшего взаимодействия всех глобальных проблем, и чем глубже мы...

Экологическая политика развитых и развивающихся стран: сравнительный анализ

Сообразуясь со своими национальными интересами, каждая страна проводит собственную политику, в том числе экологическую. В наибольшей степени различается экологическая политика в двух группах стран - развитых и развивающихся.

В развитых странах экологические проблемы являются результатом достигнутого изобилия товаров и услуг. Они раньше других государств столкнулись с необходимостью выработки экологической политики. Еще в 1920-х гг. западные ученые обсуждали два пути выживания человечества, один из которых связан с созданием искусственной среды обитания, второй - с сохранением природных условий. С начала 1990-х гг. широкое распространение получила концепция устойчивого развития. Предпосылкой возникновения концепции устойчивого развития стала концепция «нулевого роста», которая была выдвинута в начале 70-х гг. Д. Медоузом и Дж. Форрестером в рамках исследований Римского клуба. Она заключается в признании объективного противоречия между интересами охраны среды и традиционными формами удовлетворения материальных потребностей. От высокоразвитых стран требуется, чтобы они перешли к минимальному (нулевому) экономическому росту. По существу эта концепция заключается в призыве к замораживанию потребностей и ограничению роста народонаселения.

Концепция устойчивого развития - модель развития цивилизации, которая исходит из необходимости обеспечить мировой баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением

окружающей среды. Впервые термин «устойчивое развитие» введен в докладе «Наше общее будущее», представленном в 1987 г. Всемирной комиссией ООН по окружающей среде и развитию под руководством Г.Х. Брунтланд. На Конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро была принята Декларация, в которой провозглашены обязательства государств по основным способам достижения нашей цивилизацией устойчивого развития.

Большое значение в экологической политике развитых стран имеют индивидуальные права человека на проживание в благоприятной окружающей среде, в том числе право на свободу доступа к информации о ее состоянии. Законодательство развитых стран предусматривает участие населения в процессе принятия решений по вопросам окружающей среды. Практически во всех западных странах значительным влиянием и поддержкой населения пользуются партии «зеленых». Особенно сильны их позиции в Германии, где партия «зеленых» в настоящее время является третьей по популярности.

Важнейшим направлением экологической политики развитых стран является ресурсосбережение. В силу высокой плотности населения в большинстве таких стран приоритет в охране природных ресурсов отдается землепользованию. Проводится инвентаризация и создание базы данных земельных ресурсов. Государство выплачивает компенсацию фермерам за отказ от продажи земли под застройку. Одним из альтернативных способов использования земельных ресурсов является их консервация. Проблема водосбережения решается путем создания системы повторного и многократного использования воды. Энергосбережению придается более широкий смысл, чем просто экономия энергии. Предпринимаются попытки перехода на возобновляемые энергоресурсы и альтернативные ис-

точники энергии - солнечной энергии, энергии из биомассы, энергии, ветра, геотермальной энергии, энергии Мирового океана (использования энергетического потенциала вертикальных перепадов температур), энергии морских приливов. В соответствии с концепцией устойчивого развития каждая последующая фаза экономического роста должна быть менее энергоемкая, чем предыдущая.

Регенерация и повторное использование отходов рассматриваются как реальный и прогрессивный способ одновременного решения экономических и экологических проблем, а также как стратегия предотвращения загрязнения окружающей среды. Наибольшая степень утилизации отходов (60%) достигнута в Японии. Для обозначения сфер деятельности, связанных с охраной окружающей среды, в развитых странах появилось понятие «экобизнес». Ведущим производителем экотехнологий является Германия.

Рассмотрим особенности экологической политики развитых стран - США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Швеции и Японии. В США экологическая политика становится важнейшим приоритетом начиная со второй половины 1970-х гг., когда загрязнение воды и воздуха достигло опасной черты. В 1980-х гг. к ним добавилась проблема токсичных веществ, негативно воздействующих на организм человека. 1990-е гг. характеризуются смещением центра тяжести на предотвращение загрязнения окружающей среды. В настоящее время значительная часть полномочий в области экологической политики в США сосредоточена в мощном централизованном органе -Агентстве по охране окружающей среды. В Канаде борьба за экологию началась еще раньше, чем в США. Если в 1960-е гг. канадские природоохранители выступали вообще против всякого развития общества, то в настоящее время в

Канаде придерживаются принципов устойчивого развития. Общая экологическая политика стран ЕС базируется на схожести многих экологических проблем, обязательности совместно принятых решений, единых мерах по борьбе с загрязнениями и согласованной позиции на международных переговорах. От ликвидации последствий загрязнения экологическая политика ЕС перешла к их предупреждению. Широко распространены налоги на загрязнение. Великобритания, которая всегда стояла особняком в вопросах европейской интеграции, имеет свои особенности экологической политики. Великобритания никогда не страдала от трансграничного загрязнения: господствующее направление ветров юго-западное, по территории страны не протекают международные реки. Островное положение делает ее менее чувствительной к проблемам загрязнения окружающей среды и менее зависимой от других стран. Основными принципами экологической политики Франции являются: отношение к качеству окружающей среды как элементу глобальной политики; сокращение издержек путем инноваций и предупреждения ущерба; децентрализация ответственности, широкое сотрудничество всех структур; соблюдение принципа «платит тот, кто загрязняет». Густонаселенная и высокоиндустриальная Германия обладает незначительными ресурсами, что вынуждает ее рационально использовать их, экономить электроэнергию, охранять почву, воду, атмосферный воздух. Экологическая политика Швеции ориентирована на разработку экологически чистых мало- и безотходных технологий и оборудования.

В Японии экологическая политика развивалась в три этапа. Первый начался до Второй мировой войны и характеризовался борьбой против профессиональных заболеваний. Второй этап вызван японским «экономическим чудом» 1960 - 1970-х гг. и проявился в концепции экополиса - создании благоприятных условий обитания в

городе, где человек проводит большую часть своего времени. Третий, современный этап связан с глобализацией экологического мышления.

В 1980-х гг. центр экологической напряженности стал перемещаться из развитых стран в развивающиеся, экологическая политика которых выглядит иначе. Если в развитых странах экологический кризис развивался постепенно, в течение нескольких столетий, то в развивающихся странах он разразился неожиданно и стал быстро нарастать1. Основной причиной экологических проблем в развивающихся странах является общая экономическая отсталость. Чем беднее страна, тем меньше ее заботят вопросы охраны природы. По словам И. Ганди, бедность - мощный загрязнитель окружающей среды. На состояние экологии в развивающихся странах негативное воздействие оказывает международное разделение труда, приводящее к размещению в них загрязняющих производств.

В последние годы лидером загрязнения окружающей среды стал Китай, стоящий перед лицом экологического кризиса. Китай лидирует в мире по общим выбросам диоксида серы, окиси углерода, происходит загрязнение рек, морей, подземных вод, продолжается вырубка лесов. Промышленное развитие Китая шло резкими скачками, и в таком режиме было трудно контролировать проблемы с окружающей средой. В настоящее время лишь 69,3% всего объема потребляемой питьевой воды соответствует экологическим нормам, а 500 млн. граждан КНР не имеют доступа к чистой воде. Коэффициент использования водных ресурсов превышает рациональный мировой уровень. Например, данный коэффициент по рекам Хуанхэ, Хуайхэ и Дяохэ превышает 60%, по реке Хайхэ - 90%, что гораздо выше

1 Environmental Implications of the Economic Crisis and Adjustment Reforms in East Asia. The World Bank Discussion Paper Series 1. Washington, January 1999, p. 3.

предопределенной экологической линии на 30-40%. На равнине Северного Китая появилась самая большая в мире воронка понижения уровня подземных вод. Только 1 % городского населения дышит воздухом, который считается чистым по стандартам ЕС. По данным Всемирного банка, уже сейчас 16 из 20 наиболее загрязненных городов мира находятся в Китае. Не в последнюю очередь это вызвано растущим количеством автомобилей. Только в Пекине за последние два года их количество увеличилось более чем в два раза - до 2,6 млн.

Уже сейчас состояние окружающей среды в Китае приводит к рождению детей с физическими недостатками, а в будущем предстоят более суровые испытания. В процессе индустриализации будут развиваться целлюлозно-бумажная, горнодобывающая,

электроэнергетическая, химическая отрасли промышленности. В процессе урбанизации отстает строительство городской экологической инфраструктуры, в результате чего большое количество сточных вод и мусора не сможет быть подвергнуто безопасной переработке. Будет долго сохраняться структура источников энергии при доминанте угля, что приводит к загрязнению земли. В процессе трансформации социального потребления произойдет стремительное увеличение количества разнообразных новых загрязняющих веществ, таких как отходы электронных аппаратов, вредных стройматериалов и т.п., что нанесет огромный ущерб здоровью человека.

Одним из самых впечатляющих примеров быстрого экономического роста в начале XXI в. является Тайвань. К 2004 г. рост его ВВП составлял 8-10% в год1. При этом

PROCESSING OF MUNICIPAL SOLID WASTE AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY IN A CRISIS CONDITION

BURLAKOV V.V., KRASNOSLOBODTSEVA E.D. - 2015 г.

Соединенные Штаты Америки - одна из наиболее экономически развитых стран мира. В ней высоко развиты современные отрасли промышленности, энергетика, транспорт, сельское хозяйство. Интенсивное экономическое развитие общества, с одной стороны, повысило уровень производственного и непроизводственного комфорта, а с другой - многократно увеличило разрушающую антропогенную нагрузку на природу и породило опасность экологической катастрофы.

Наряду с нормами общего права в США действует законодательство, направленное на регулирование общественных отношений, являющихся предметом экологического права. Большинство их включено в тома "Охрана", "Земли минеральных ресурсов и добыча полезных ископаемых", "Судоходство и судоходные воды" Свода законов США. Помимо федерального законодательства существует законодательство отдельных штатов. Каждый штат в пределах своей компетенции может издавать законы об охране и рациональном использовании природных ресурсов, находящихся на территории данного штата.

Особую роль в экологическом законодательстве играют не столько сами эти нормы, сколько судебное толкование конституционных положений. Конституция США является основой для современного экологического законодательства этой страны, которое включает совокупность федеральных и штатных законов, объединенных в три большие группы: законы, нацеленные на предупреждение загрязнения отдельных природных сред, обеспечение рационального использования природных ресурсов, сохранение особо ценных природных объектов.

Наличие таких относительно самостоятельных направлений является особенностью системы экологического законодательства США и объясняется спецификой правового регулирования различных видов экологических отношений, законодательными традициями.

Важное место в системе природоохранных органов США занимает Министерство внутренних дел, в компетенцию которого входит руководство системой национальных парков, службой рыбного хозяйства и живой природы. Оно осуществляет национальный реестр исторических мест и учет интересных природных объектов, разрабатывает программы по их защите, охране архитектурных и инженерных ансамблей, а также археологических памятников, обеспечивает техническое содействие в планировании и развитии рекреационных ресурсов и т.д.

Цель данной работы – рассмотреть государственную экологическую политику США.

Выявить особенности экологической политики США;

Рассмотреть законодательную базу экологической политики;

Выявить вопросы регулирования экологической политики.

1. Организация экологической политики

В организационном смысле можно выделить несколько основных сфер проявления политики:

1. политико-правового признания - в виде осмысления важности проблемы, выделения в ней правовых аспектов (государство должно сделать это потому, что человек имеет на это право) и официального документального провозглашения правовых норм;

2. законодательную - в виде системы законов, покрывающих соответствующую отрасль права;

3. административно-управленческую - в виде создания системы специальных органов государственного управления, занимающихся конкретной деятельностью.

Что касается других сфер, то они оформляются в экономических и социальных структурах гражданского общества при их взаимодействии с государством.

В условиях современной глобализации выделяется и географическая иерархия политической организации на международно-глобальном, региональном, государственном, локальном уровнях.

При наличии столь объемного и сложного организационного механизма, как правило, возникает необходимость его концептуального осмысления, определения принципов и направлений дальнейшего развития. Это делается и в сфере политико-правового признания, и в виде законов, т.е. в любых документальных формах, приемлемых для государства. Такая концепция становится отправным шагом и важнейшим стратегическим ориентиром в проведении политики

Как свидетельствует история, государства часто проводили разнообразные природоохранные мероприятия, вызванные экономическими потребностями или экологическими кризисами, причем как антропогенного, так и природного происхождения. Однако, масштабная, комплексная экологическая политика стала складываться только с 60-70-х годов ХХ века в ответ на проявления глобального социально-экологического кризиса. Сегодня в индустриально развитых странах мира можно говорить о существовании экологической политики в качестве самостоятельного, структурно оформленного и очень важного направления государственной деятельности.

Известный специалист-эколог Н.Реймерс в общетеоретическом плане под экологической политикой понимает такое функционирование политической системы в целом и отдельных ее компонентов, деятельности государства в целом и его отдельных органов, которое позволяет наиболее оптимально и эффективно осуществлять регулирование комплексных социально-экономических взаимосвязей в системе "природа – общество".

Экологическая политика выражает интересы подавляющего большинства населения и является основой и необходимым катализатором дальнейшего общественного развития.

Политико-правовое признание важности экологических проблем состоялось уже в начале 70-х годов. Символично, что наиболее весомо и зримо оно проходило на международном уровне, чем подчеркивался глобальный характер современного социально-экологического кризиса и необходимость совместных трансграничных усилий в решении экологических проблем.

Законодательная и административно-управленческая сферы экологической политики четко проявляются на государственном уровне. Хотя экологическая политика в принципе строится на унифицированном подходе к организации природоохранного механизма, но в различных странах сохраняются свои особенности. Эксперты выделяют две группы стран:

1. США и Канада;

2. западноевропейские страны и Япония.

Одним из важнейших различий является подход к законодательной сфере. В странах первой группы основной упор делается на систему законов. Общая концепция политики тоже принимается в виде закона. В странах второй группы большое внимание уделяется различным программам, планам, рекомендациям, являющимся предписанием и обоснованием политических мероприятий. В такой же форме принимается и общая концепция политики.

2. Законодательная база

В США считают, что за последние четверть века их страна достигла значительного прогресса в деле защиты окружающей среды. Американцы возлагают на себя обязанность продолжать эту миссию и в последующие 25 лет потому, что у них есть все необходимые механизмы.

В национальном отчете США Рио-де-Жанейрской конференции его авторы подчеркивали, что экологическое законодательство и институты в США прошли долгую эволюцию от "серии несвязанных статутов до огромной, взаимосвязанной, многоуровневой системы законов, обеспечивающей защиту ресурсов, здоровое состояние окружающей среды, сохранение биоразнообразия, контроль и предотвращение загрязнения, проведение экологической политики и менеджмента. Только перечисление системы экологических законов и регулирующих норм, действующих сейчас на федеральном уровне, составляют множество томов...".

Систему экологического законодательства США венчает конституция, являющаяся источником всех законодательных норм. Федеральное законодательство делится на две основные группы: статуты в области экологической экспертизы и статуты, посвященные конкретным ресурсам.

Первая группа открывается Актом о национальной политике в области окружающей среды 1969 года (National Environment Policy Act - NEPA), который по существу стал основным законом в экологической сфере, концептуально наметив главные принципы, институты и механизмы государственной экологической политики. Конкретизируя эти моменты, закон требует обязательного анализа экологических последствий деятельности различных субъектов на федеральном уровне. Его продолжает и дополняет Акт об улучшении качества окружающей среды 1970 года. Среди второй группы статутов отметим Акт о чистом воздухе, Акт о чистой воде, Акт о сохранении и восстановлении ресурсов, Акт о контроле за ядовитыми веществами и т.д.

Параллельно двум типам статутов были созданы государственные органы в системе исполнительной власти. В период президентства Р.Никсона, в 1970 году, в системе аппарата президента был учрежден Совет по качеству окружающей среды с целью содействия президенту в подготовке ежегодного доклада по качеству окружающей среды, сбора информации, оценки различных программ, разработки рекомендаций, проведения исследований и т.д. Созданное в том же 1970 году Агентство по защите окружающей среды (U.S. Environmental Protection Agency - EPA) занимается контролем за исполнением второй группы экологических статутов. Все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная в рамках своих полномочий признаны ответственными за разработку, утверждение, выполнение и контроль в области экологической политики. Каждое министерство, агентство, комитет, комиссия, совет системы исполнительной власти имеет свои четкие обязанности в деле защиты окружающей среды, например, министерство труда ответственно за здоровые условия на рабочих местах, министерство юстиции за разработку экологического законодательства и организацию судопроизводства и т.д.

Признание стратегии устойчивого развития на организационном уровне воплотилось в учреждение в 1993 году Президентского совета по устойчивому развитию с совещательными полномочиями с целью осмысления и осуществления идеи комплексного решения экономических, социальных и экологических проблем для достижения устойчивого развития.

Экология - очень распространенное понятие. Ее, как правило, называют хорошей или плохой. Она влияет на нашу жизнь, здоровье, самочувствие. Обывательское мнение об экологии тесно связано с загрязнением окружающей среды. Считается, что основная ее задача - сохранить наш мир. Это не совсем так: экология многогранна и имеет множество направлений своей деятельности.

Что такое экология?

Это наука о живых существах, их связях между собой и связях с неживой (неорганической) природой. Точнее, это представление о природе как о системе, изучение ее структуры и взаимодействий между частями этой структуры.

Основные направления экологии:

1. Биоэкология. Является основой, или базой, экологии. Она изучает естественные биологические системы и по степени организации всего живого делится:

  • на молекулярную экологию;
  • экологию тканей и клеток (морфологическую);
  • аутоэкологию (на уровне организма);
  • демэкологию (на уровне популяций);
  • эйдокологию (на уровне видов);
  • синэкологию (на уровне сообществ);
  • глобальную экологию, изучающую биосферу.

2. Геоэкология. Изучает геосферную оболочку Земли как основу биосферы и влияние на нее природных и техногенных факторов.

3. Прикладная экология. Не только научная, но и практическая часть экологии, результатом которой является проект по комплексному преобразованию экосистем. В таких проектах используются последние достижения в области экологии, например новые технологии по очистке воздуха, воды, почв.

4. Экология человека. Предметом исследования является взаимодействие человека и окружающей среды.

Почему же появилась потребность создания такой науки, как экология? Из-за несбалансированной деятельности человечества возникли и достигли угрожающих размеров изменения окружающей среды. Проблемы экологии приобрели глобальный масштаб.

Экологические проблемы

По некоторым подсчетам, за время существования человеческой цивилизации было нарушено около 70 % биологических систем, способных перерабатывать негативные продукты жизнедеятельности человека. По оценкам ученых через 40 лет возможно наступление так называемого необратимого процесса, когда доля загрязнения превысит возможности окружающей среды по нейтрализации вредных выбросов и наступит глобальная экологическая катастрофа.

Уже сейчас состояние окружающей среды характеризуется как глубокий кризис. Экологические проблемы приобретают глобальный, региональный и местный характер. Глобальные проблемы экологии представлены изменением климата, уменьшением озонового слоя, загрязнением Мирового океана, истреблением животного мира, а региональные и местные - загрязнением воды, почвы, воздуха на определенных географических пространствах.

Факторами, оказывающими пагубное влияние на экологию, являются:

  1. Чрезмерное и неконтролируемое расходование природных ресурсов.
  2. Создание оружия массового поражения (ядерное, химическое, биологическое).
  3. Неравномерное экономическое развитие стран.
  4. Отрицательное (антропогенное) воздействие на природу (изменение ландшафта, вырубка леса, осушение болот, производственные выбросы и многое другое).

Для создания экологического равновесия в нашей жизни появилась экологическая политика.

Экологическая политика

В общем смысле экологическая политика - это комплекс политических, экономических, юридических, образовательных и иных мероприятий, направленный на урегулирование воздействия человечества на природу. В более узком смысле это мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Экологическая политика подразделяется на следующие виды (уровни):

  1. Глобальная (международная).
  2. Государственная.
  3. Региональная.
  4. Местная.
  5. Экополитика предприятия.

Экологическая политика имеет свои элементы: принципы, приоритеты, цели, субъекты, инструменты (механизмы реализации).

Принципы подразделяются на политические и социально-экономические. Политические принципы:

  1. Демократичность.
  2. Гласность.
  3. Добровольность.

Социально-экономические принципы:

  1. Соответствие экологии и экономического развития.
  2. Новые пути решения экологических проблем за счет научно-технического прогресса.
  3. Регулирование потребления.
  4. Планируемый прирост населения.

Основной целью экополитики является сбалансированное развитие экономики, общества и окружающей среды.

Глобальная экологическая политика

  • использование новых возобновляемых источников энергии;
  • прекращение вырубки тропических лесов;
  • сокращение потребления энергии;
  • уменьшение отходов.

2. Борьба с эрозией почв:

  • использование полей небольших размеров;
  • посадка деревьев и кустарников для борьбы с ветром и разрушающими водными потоками.

3. Борьба с наступлением пустынь:

  • применение орошения как метода борьбы с пересушиванием почвы;
  • посадка деревьев и кустарников;
  • использование новых сельскохозяйственных технологий, культур.

4. Восстановление популяций животных:

  • организация новых природных парков как среды обитания;
  • строгий контроль численности животных;
  • запрещение охоты на редких и вымирающих животных.

5. Борьба с кислотными дождями:

  • сокращение выбросов химических производств;
  • сокращение использования химических удобрений;
  • использование фильтров и других источников очистки.

Следует помнить: охрана природы - долг каждого, дальнейшее загрязнение планеты может привести к вымиранию очередного вида живых организмов - людей!

Климат меняется - с этим утверждением мало кто поспорит. С изменениями климата связан целый набор проблем и противоречий современной мировой экономики: обостряющийся дефицит пресной воды и продовольствия, проблема стихийных бедствий и эпидемий и связанная с этим миграция. Будущий вектор развития и мировая конкурентоспособность ключевых отраслей в экономике каждой страны, таких как энергетика и энергостроение, автомобилестроение, самолетостроение и сельское хозяйство, также зависят от климатической политики правительства и конкретных программ поддержки, направленных на ее реализацию.


Кто виноват и что делать?
Попытки определить, виноват ли человек в изменении климата на планете, кажутся бесплодными. Один из ключевых принципов Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) гласит: недостаточная научная определенность не должна использоваться в качестве причины для отсрочки принятия мер, направленных на предотвращение или сведение к минимуму причин изменения климата и смягчение его отрицательных последствий.
Последние 10–12 лет страны Евросоюза, Япония, а чуть позднее США, Китай, Индия попытались разработать механизмы государственной поддержки, выработать законодательную базу для развития «чистых» и ресурсосберегающих технологий и решений в энергетике, автомобилестроении, производстве строительных материалов, водообеспечении и переработке отходов.


Государственная политика – основа основ
Согласно словам Акима Штайнера, заместителя генерального секретаря ООН, общий эффект от постановки целей на государственном уровне, оказания законодательной поддержки и выделения средств на возобновляемые источники энергии выражается в продолжающемся росте альтернативной энергетики и приближает остро необходимую трансформацию мировой энергетической системы.
Значение государственной поддержки трудно переоценить, именно с первых программ, принятых в 1990-х годах в Японии, Германии, Дании, началось развитие коммерческого рынка альтернативной энергетики. Первые программы поддержки солнечной энергии появились в Японии, это программа «70 000 солнечных крыш» 1994 года, в Германии это программа «100 000 солнечных крыш» 1999 года, с тех пор обе страны уверенно держатся в пятерке стран с самым большим количеством солнечных батарей.
Основные формы поддержки сектора возобновляемой энергии перечислены в таблицах 1 и 2. Как показывают практика и анализ eвропейского опыта, «зеленые» тарифы являются наиболее эффективной мерой для придания ускорения сектору альтернативной энергетики.
Так называемая чистая индустрия, направленная на сокращение выбросов парниковых газов, включает в себя большое количество технологий и затрагивает множество отраслей. В настоящее время основное внимание уделяется энергетике и снижению выбросов СО2 за счет увеличения энергоэффективности, доли возобновляемых источников энергии и распространения «умных» технологий (концепция Smart Grid) в электросетях. Ведь именно на сектор энергетики приходится основная масса выбросов антропогенных парниковых газов.

Германия впереди планеты всей
Германию смело можно назвать первопроходцем в развитии возобновляемой энергетики. Немецкий закон о возобновляемых источниках энергии, введенный в действие в 2000 году, придал необходимый импульс развитию альтернативной энергетики не только в Европе, но и по всему миру. Основной механизм закона – «зеленые» тарифы, дифференцированные по технологиям и уменьшающиеся с течением времени. Закон выступает в качестве инструмента для реализации амбициозных целей, направленных на повышение:
– доли возобновляемого электричества до 35% к 2020 году и 80% к 2050 году;
– доли возобновляемой первичной энергии до 18% к 2020 году, до 30% к 2030 году и до 60% к 2050 году;
– энергоэффективности с тем, чтобы к 2050 году потреблять не более 50% от показателей 2008 года.
Германия комплексно подошла к решению проблемы, максимально упростив решение административных и юридических вопросов, таких как получение разрешения на присоединение к сетям, согласие экологов и органов местного самоуправления и т.д. В результате в 2010 году она занимала 1-е место по вводу мощностей солнечной и 3-е место – по ветряной энергии в мире.
Развитие альтернативной энергетики способствовало появлению новых рабочих мест, стимулировало экономическое развитие страны и закрепило лидерство немецких компаний в динамично развивающейся индустрии «зеленых» инноваций.

Великобритания приручает энергию ветра и моря
До 2010 года в Великобритании оперировала система квот (ROC – Renewable Obligation Certificate), согласно которой часть поставляемого энергетическими компаниями электричества должна быть «зеленой». Данная система была введена в 2002 году, но показала себя малоэффективной ввиду наличия бюрократических проволочек в процессе согласования проектов с населением, что могло затянуть начало строительства объектов на несколько лет.
В 2010 году для некоторых видов возобновляемой энергии были введены «зеленые» тарифы, что немедленно оживило рынок. Например, тарифы на солнечную энергию привели к буму на рынке солнечных батарей и услуг по их установке, несмотря на то что Великобританию нельзя назвать самой солнечной страной в Европе.
Море – один из самых значительных источников возобновляемой энергии в Великобритании. Развитие шельфовой ветроэнергетики, а также технологии по энергии волн, приливов и отливов – именно на эти направления альтернативной энергетики делает ставку правительство страны. В долгосрочной перспективе программа включает в себя создание новых рабочих мест в стране и экспорт технологий и ноу-хау.
США – действуй локально
Уклонившись от ратификации Киотского протокола, США тем не менее не остались в стороне от «зеленого» марша. Штаты, муниципалитеты и компании создавали собственные программы и инициативы по поддержке и развитию энергосбережения и возобновляемой энергетики. После прихода к власти Барака Обамы принципы климатической политики поднялись с регионального на федеральный уровень.
План Обамы–Байдена «Новая энергия для Америки» ставит целью достичь 10% уровня возобновляемого электричества от общего производимого в стране к 2012 году и 25% к 2025 году. На содействие частным инициативам по строительству «чистого» будущего планируется выделить 150 млрд. долл. из федеральных средств. Еще около 50 млрд. долл. планируется инвестировать в «чистую» энергетику в рамках антикризисного плана «Создание рабочих мест с использованием чистой эффективной американской энергетики».
Таблица 3 рассматривает типы законодательных инициатив в ключевых штатах.

Китай – время строить мельницы и солнечные батареи
Энергия солнца уже давно пользуется большой популярностью в Китае. Обеспечив весь мир солнечными батареями, а заодно снизив себестоимость их производства, китайские производители обратились к ветряной энергии. Насытив ветряными турбинами внутренний рынок, а заодно и приобретя опыт в производстве этого технологически непростого оборудования, китайские производители в скором времени будут готовы составить серьезную конкуренцию традиционным игрокам из Европы и США на их территории.
В марте 2011 года правительство Китая выпустило 12-й план развития страны на ближайшую пятилетку с 2011 по 2015 год. Согласно плану, уровень производства энергии из возобновляемых источников планируется довести до 9,5% от всех потребляемых энергоресурсов к 2015 году. Приоритетной является солнечная энергия, это подтверждается введением в 2011 году «зеленых» тарифов на этот вид энергии. Эта инициатива способна превратить Китай не только в самого крупного производителя солнечных батарей, но и в самого значительного их потребителя. Не менее агрессивные цели поставлены и для ветряной энергии. Согласно плану, планируется резкий рост проектов по ветряной энергии с текущих 13,9 ГВт до 100 ГВт в 2015 году.

Россия – робкие шаги к чистому будущему
На фоне стремительного развития новой модели энергетики в мире Россия выглядит спящим гигантом. В 2008 году Росгидромет совместно с Российской академией наук опубликовал «Оценочный доклад об изменениях климата на территории Российской Федерации и их последствиях», одним из выводов которого было признание необходимости расширения работ по созданию технологий, способствующих уменьшению глобального изменения климата, а также работ, направленных на повышение энергосбережения, развитие возобновляемых источников энергии и разработку технологий улавливания и захоронения антропогенных парниковых газов.
Потенциал сокращения энергоемкости экономики России огромен, по некоторым оценкам, реализация мер по увеличению энергоэффективности в энергетике, строительстве, недвижимости, промышленности и на транспорте может сэкономить значительную часть потребляемой энергии. Климатическая доктрина России, опубликованная в декабре 2009 года, лишь первый и очень маленький шаг на пути реализации данного потенциала. В апреле 2011 года был опубликован «План действий по выполнению климатической доктрины», однако он не обеспечен ни деньгами, ни ресурсами.
Государственная программа по энергосбережению может рассматриваться в качестве основного инструмента климатической политики России в настоящий момент. Лишь она поддерживается средствами из федерального и муниципального бюджетов и призвана снизить энергоемкость ВВП на 40% до 2020 года.
Также в 2009 году были разработаны шесть инициатив: «Считай, экономь и плати», «Новый свет», «Энергоэффективный город», «Энергоэффективная социальная сфера» и «Малая комплексная энергетика», в рамках которых были проведены пилотные проекты для отработки методологии, технических решений, организационных схем, типовых договоров и финансовых моделей.
Применения на практике опыта, приобретенного в рамках пилотных проектов, к сожалению, не произошло по ряду причин, среди которых: недостаток финансирования, координации, организации, мотивации, отсутствие опыта привлечения к проектам независимых финансовых институтов и низкая экологическая культура населения.
Для решения этих проблем было создано Российское энергетическое агентство, целью которого является всесторонняя поддержка и координация региональных усилий по практической реализации закона об энергоэффективности. Для преодоления проблем с финансированием проектов по повышению энергоэффективности планируется создать федеральную энергосервисную компанию, которая финансово поддержит проекты по энергосбережению.

Ряд общественных организаций, таких как Российский социально-экологический союз, наряду с региональными центрами по энергосбережению занимается образованием населения в вопросах экономии энергии. А это и является отправной точкой для качественных изменений – желание каждого из нас жить в чистой среде и знать, что наша деятельность не наносит вреда окружающей среде.


Таблица 1. Основные меры поддержки альтернативной энергетики

Таблица 2. Как работают механизмы поддержки

«Зеленые» тарифы

Объемы + сертификаты

Тендерные схемы

Финансовое стимулирование

Возобновляемая энергия может быть продана оператору по гарантированному на определенный период времени тарифу Тарифы могут быть фиксированными или определяться как премиум к рыночной цене

На каждую единицу выработанной «зеленой» энергии производитель получает «зеленый» сертификат, который может свободно продать, получив дополнительный доход

Устанавливается цель по введению новых мощностей или выработке энергии Посредством тендера участник с наименьшими планируемыми издержками получает финансовую поддержку (например, в форме долгосрочного «зеленого» тарифа)

Освобождение от налогов или их уменьшение Инвестиционные гранты (уменьшение капитальных затрат)

Таблица 3. Основные меры поддержки в некоторых штатах США

Система «объемы + сертификаты»

Обязательства по установке двунаправленных счетчиков

Обязательства по подсоединению к сетям

Калифорния

Коннектикут

Нью-Мексико

1-Ш, 1-Л, 1-К

Вашингтон

Программа на уровне: (число – кол-во программ) Ф – федеральном, Ш – штата, Л – локальная, К – на уровне компании



error: Контент защищен !!