Будущее беларуси мнение ясновидящих. Эксперты: Не за горами бунты озлобленных людей, которым не за что жить Реформы и реструктуризации госкомпаний


4 января 2017, 08:44

Площадь Независимости в Минске

Ушедший год Беларусь закончила с растущими проблемами. В 2017-м власти страны ожидают мощного импульса для экономики. Эксперты говорят о нащупывании дна. собрала прогнозы для Беларуси.

Ушедший год Беларусь завершила со стагнирующей экономикой и продолжающимся нефтегазовым конфликтом с Россией. В новогоднем обращении президент Александр Лукашенко заявил, что возлагает большие надежды на 2017 год: "Он должен стать переломным и дать мощный импульс для развития страны". Опрошенные DW аналитики смотрят в будущее с заметно меньшим оптимизмом. Они сделали для DW свои прогнозы на наступивший год, обозначив основные тенденции в экономике и внутренней политике Беларуси.

1. Нащупывание дна в экономике

"Большая часть мер, запланированных правительством на 2017 год, была обещана еще несколько лет назад. Даже если они и будут реализованы, то уже запоздали" , - отметил в интервью DW главный редактор "Экономической газеты" Леонид Фридкин . Он полагает, что в наступившем году белорусам не следует ожидать роста экономики.

Руководитель проекта "Кошт урада" Владимир Ковалкин в беседе с DW высказал предположение, что 2017 год "готовит завершение периода макроэкономической стабилизации и нащупывания того самого заветного дна" . Вместе с тем эксперт указывает, что с большей долей вероятности "руководству Беларуси удастся удержать экономику в тех параметрах, которые заложены в бюджете".

2. Возврат к обещанию 500-долларовых зарплат

В новогоднем обращении Александр Лукашенко пообещал: "Чего бы нам ни стоило, мы уже в наступающем году существенно повысим доходы граждан". 21 декабря при назначении Натальи Кочановой новой главой президентской администрации Лукашенко озвучил более конкретную цель: "500 долларов в будущем году средняя зарплата. При всех сложностях, чего бы это ни стоило - украдите, откопайте, найдите, что угодно, но 500 долларов должно быть выполнено".

По данным Белстата, в ноябре средняя начисленная заплата в Беларуси составляла 717 рублей (366 долларов в пересчете). Выполнение аналогичного требования Лукашенко перед президентской кампанией 2010 года на следующий год после выборов привело к трехкратной девальвации рубля. Опрошенные DW экономисты не считают вероятным повторение того обвала.

Эксперт Белорусского института стратегических исследований (BISS) Александр Автушко-Сикорский предположил, что никто не будет всерьез выполнять данное устное поручение президента: "Насколько я понимаю, это (средняя зарплата в 500 долларов. - Ред.) нигде не прописано в целевых показателях программных документов. А значит, с чиновников не за что будет спросить" . Эксперт подчеркнул, что для достижении 500-долларовых зарплат придется снова включать печатный станок, запускать инфляцию и снижать стабильность курса рубля, "а на этом уже много раз обожглись".

Между тем 30 декабря Лукашенко, общаясь с журналистами, вернулся к теме 500-долларовых зарплат, уточнив: "Кто призван это сделать, но не хочет - с ними мы расстанемся. Чего бы нам это ни стоило, мы будем идти к этой цели".

3. Реформы и реструктуризации госкомпаний

Каждая накачка белорусской экономики деньгами заканчивалась очередным кризисом и девальвацией, загоняя накопленные структурные проблемы вглубь, напоминает Владимир Ковалкин. "Есть определенный риск, что власти поддадутся уговорам и искушению решить задачу роста с помощью эмиссии. Но такая вероятность минимальна, пока есть надежда получить кредиты от МВФ и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР)", - уверен Леонид Фридкин.

Структурные реформы, на необходимости которых настаивают независимые экономисты, с их точки зрения, возможны либо под воздействием внешних факторов (требования иностранных кредиторов), либо как реакция на развал экономики.

Павел Данейко, гендиректор минского Института приватизации и менеджмента, в интервью DW основным вопросом 2017 года назвал принятие белорусскими властями решения о реструктуризации госкомпаний. Данейко не видит для правительства другого выхода. Кстати, такая реструктуризация является и одним из главных условий предоставления Беларуси кредита от МВФ.

Опрошенные DW специалисты сомневаются, что власти в Минске отважатся на массовое банкротство неплатежеспособных предприятий. "Скорее они попытаются тянуть резину и искать способы исправить положение привычными административными мерами", - считает Фридкин.

4. Продолжение нефтегазового конфликта Беларуси и России

В новый год Беларусь вступила с неурегулированным спором с Россией относительно условий поставок углеводородов. В этой связи вице-премьер правительства Беларуси Владимир Семашко 29 декабря заявил агентству БЕЛТА, что "мы не теряем оптимизма" . По словам Семашко, белорусское правительство надеется "достигнуть компромиссного решения по нефтегазовому вопросу не позднее первого квартала 2017 года".

Александр Автушко-Сикорский не разделяет оптимизма вице-премьера. По словам эксперта BISS, 2016 год был последним, когда Беларусь имела более или менее выгодные условия закупки нефти и газа в РФ. "Выгодность российских поставок будет падать, а договариваться станет все сложнее", - прогнозирует эксперт.

5. Депрессия, местные выборы и 100-летие Октябрьской революции

Белорусские левые намерены в 2017 году пышно отпраздновать 100-летие Октябрьской революции, а церковь и правые политики - помянуть жертв коммунистического террора. Глава варшавского Центра политического анализа и прогнозов Павел Усов в интервью DW отметил, что белорусы, с одной стороны, устали жить в состоянии постоянной политической депрессии, а с другой - не имеют сил на то, чтобы изменить ситуацию, и не надеются на лучшее.

"Вероятнее всего, население столкнется с новыми формами экономического принуждения (вроде налога "на тунеядство") со стороны властей, что будет усиливать протестные настроения и недовольство. Но оно вряд ли найдет выражения в открытом противодействии властям за исключением локальных бунтов", - полагает Усов.

Для председателя Объединенной гражданской партии (ОГП) Анатолия Лебедько 2017 год - преимущественно год рисков и вызовов: "Для граждан - кризис и тупиковая экономическая политика правительства. Для властей - российский фактор и окончательное разрушение социального контракта с населением. Для сторонников перемен - перезагрузка Западом отношений с официальным Минском".

В ноябре 2017 года начнется кампания по выборам в местные советы. Первый зампредседателя Либерально-демократической партии (ЛДП) Олег Гайдукевич и лидер кампании "Говори правду" Андрей Дмитриев высказали надежду, что выборы пройдут вместе с референдумом по изменению избирательной системы. С нынешней мажоритарной на смешанную, предусматривающую выборы в парламент по партийным спискам.

2016 год завершался очередным обострением экономических споров между Минском и Москвой: Беларусь считает цену на российский газ завышенной, а Россия подсчитывает и напоминает соседке о растущем долге. Накануне нового года Александр Лукашенко отказался ехать в Санкт-Петербург для подписания Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, правда, затем одобрил его, но только в качестве основы для проведения переговоров.

Политолог Андрей Егоров, глава Центра политической трансформации, полагает, что Минск в 2017 году продолжит реализовывать осторожный уход из-под опеки Москвы.

Андрей Егоров : Противоречия между тем, чтобы решать проблему институционального строительства реально независимого государства и уходить от сателлитной зависимости от России - она будет как-то решаться. Но при том, чтобы уходить так, чтобы не навлечь на себя особо резкие телодвижения со стороны «большого брата». С Европой, я думаю, все будет опять же идти по накатанной. То есть мы будем двигаться к постепенному улучшению, если не случится каких-то эксцессов, на которые опять же чревата наша власть: то есть она может кого-то брутально разогнать, побить, посадить, случайно убить, неслучайно убить и так далее. И это может вызвать обострение отношений, но если такого рода эксцессов не случается, то они (официальный Минск и Брюссель - RFI) заполняют простор намеченных отношений.

В 2015-м и 2016 годах Минску удалось отбиться от навязчивой идеи Москвы разместить в Беларуси военную авиабазу, но, как отмечает в комментарии для RFI военный обозреватель Андрей Поротников, вероятность возвращения проблемы в этом году достаточно высока. При этом, как подчеркивает эксперт, с практической точки зрения такая авиабаза Кремлю уже и не нужна: концентрация войск на западной границе России позволяет уже и не брать Беларусь во внимание в противостоянии с НАТО. Но авиабаза в Беларуси - серьезный аргумент внутри самого российского общества накануне президентских выборов в России 2018 года.

Андрей Поротников : Что касается единой системы ПВО, то после принятия на вооружение комплексов С-400 Россия в состоянии со своей территории отслеживать ситуацию в воздушном пространстве практически всей Беларуси, радиус применения радиолокационных станций новых - 600 километров. Согласно характеристикам, заявляемым предприятием-производителем комплексов С-400, они в состоянии контролировать своими системами ПВО со своей территории больше половины воздушного пространства Беларуси. Это чисто имиджевый, политический вопрос. И идеологический: показать, что это (Беларусь) - зона влияния России, и остальным здесь делать нечего. Никакого практического соображения с точки зрения безопасности России эта база не несет. Но она создает проблемы для безопасности Беларуси.

Что касается отношений с Европой, заметно потеплевших в 2016-м, то тут, по мнению Андрея Поротникова, ничего «революционного и прорывного» не произойдет.

Андрей Поротников : Белорусские власти не понимают Запад, они не воспринимают западные ценности... И давайте будем откровенны, они не собираются идти ни на какой Запад и ни в какую Европу. Все это риторика с целью, во-первых, расширить поле для политического маневра, во-вторых, получить дополнительные финансовые ресурсы в виде прямой поддержки, кредитной поддержки либо в виде инвестиций. Ну и плюс, конечно, выйти на европейские рынки. Не более того. Все стороны это понимают, в Европе тоже очень четко это видят. Второй момент: Евросоюзу сейчас не до Беларуси. Масса внутренних проблем, грядущие президентские выборы во Франции, правительственный кризис в Италии, непонятная ситуация с выборами в Германии, как будет проходить Brexit, позиция Трампа - Европа будет занята внутренними вопросами и вопросами сохранения трансатлантического единства. Это повестка дня на ближайшие два года - и тут будет не до Беларуси.

Старший аналитик Белорусского института стратегических исследований Денис Мельянцов, в свою очередь, полагает, что развитие отношений Беларуси и ЕС принесет в 2017-м вполне осязаемые результаты.

Денис Мельянцов: В 2017 году вполне вероятно будет наконец-то подписано Соглашение об упрощении визового режима и реадмиссии с ЕС. Велика вероятность отмены или, по крайней мере, пересмотра Евросоюзом квот на белорусский текстиль. Для Беларуси откроются новые возможности для финансирования из фондов ЕС.

Александр Лукашенко три раза в декабре 2016 года упомянул о своем указании любой ценой поднять среднюю зарплату в Беларуси с нынешних 350-и до 500 долларов в месяц. Старший финансовый аналитик компании «Альпари» Вадим Иосуб подчеркивает, что такой рост возможен только при включении печатного станка, так как экономика страны показывает падение два года подряд. «Рост возможен, но только на короткое время. Экономика отреагирует инфляцияей - и после краткосрочного подъема зарплаты опустятся ниже нынешних, до 300 долларов в месяц», - считает Вадим Иосуб.

Вадим Иосуб : Более того, если проанализировать самые серьезные обвалы национальной валюты за последние несколько лет - и 2011 год, и конце 2014 года - каждому из этих обвалов как раз предшествовал административный рост средних зарплат. Мне кажется, что уже ни для кого не секрет, что печатать деньги на рост зарплат нельзя по одной простой причине: это не работает. Краткосрочный рост зарплат заканчивается обвалом. Более того, сейчас Беларусь очень сильно надеется на получение последующих траншей кредита антикризисного фонда ЕврАзЭС, надеется заключить кредитную программу с МВФ - ни одна, ни другая организация, очевидно, не поддержит подобный искусственный рост зарплат за счет печатного станка. Вероятнее всего, таким образом (заявлениями о росте зарплат) неумело пытаются успокоить население. Но бесперспективность такого роста зарплат за счет станка уже очевидна не только всем в правительстве, Нацбанке, любому здравомыслящему экономисту, но это очевидно уже и широким слоям населения. Подобные заявления уже вызывают не столько положительный эффект, а ровно обратную реакцию со стороны населения: рост инфляционных и девальвационных ожиданий.

Финансовый аналитик отмечает, что не стоит преувеличивать влияние российского кризиса на белорусский. Белорусская модель на данный момент полностью исчерпала себя и будет падать даже при росте у соседей, считает Вадим Иосуб.

Вадим Иосуб : Основные причины белорусского кризиса - это не проблемы в российской экономике и не низкая стоимость нефти. Это - предельно неэффективная структура белорусской экономики. И даже начало роста в России, устойчивые цены на нефть при такой структуре белорусской экономике помогут белорусам мало. В лучшем случае это может помочь перейти от падения экономики к стагнации, но роста ждать не стоит. Разговоры о переориентации на другие рынки, о притоке каких-то иностранных инвестиций - это, грубо говоря, разговоры в пользу бедных. Нет в белорусской экономике продукции, которая при существующих издержках производства, может в больших объемах кого-то в мире заинтересовать. Очередей иностранных инвесторов, желающих вложить, а может быть, похоронить свои деньги в белорусской экономике, тоже не наблюдается.

По мнению финансиста, при начале реформ в 2017 году через три-пять лет можно было бы рассчитывать на пусть и небольшой, но устойчивый рост. «Но политической воли к реформам пока не видно», - сказал Вадим Иосуб.

А что же видно? В новогоднем поздравлении Александр Лукашенко заявил, что 2017-й «должен стать переломным и дать мощный импульс для развития страны». Ставку глава государства намерен сделать «на создание новых производств и рабочих мест, активизацию бизнеса». «Уровень жизни народа должен быть гораздо выше, чем сегодня, - заявилАлександр Лукашенко. - Достичь этого непросто. Однако, чего бы нам ни стоило, мы уже в наступающем году существенно повысим доходы граждан».

Деградация, падение уровня жизни, почти незаметный рост зарплат и небольшая вероятность структурных реформ - прогнозы экспертов на будущее неутешительны.


В Беларуси прошли очередные выборы президента. Эксперты сделали прогноз, что ждет 9,5 миллионов белорусов в ближайшем будущем.

Болточко: Уровень жизни белорусов снизится

Ожидать коренных изменений простым белорусам, по мнению эксперта в экономике Либерального клуба Антона Болточко, не стоит.

– Нет никаких оснований полагать, что власти пойдут на очередное повышение заработных плат, опережающих производительность труда. Доходы населения если и будут расти, то лишь до 1% в реальном выражении, – отмечает эксперт.

Однако различные министерства намерены поработать над расходами белорусов: с тарифами ЖКХ и другими товарами и услугами, стоимость которых регулируется государством. Вместе с этим может уменьшиться контроль со стороны Минторга за ценообразованием в остальных сферах.

– Все это приведет к падению уровня жизни населения в реальном выражении, – считает Антон Болточко.

По его прогнозам, чтобы население не так сильно ощутило пагубные последствия, власть попытается раскрепостить предпринимательскую инициативу, возможно, даже даст определенные послабления для ведения малого и среднего бизнеса.

Эксперт считает: Александр Лукашенко подает неоднозначные сигналы о том, что власти планируют делать с реформами. Бросив бюллетень в урну для голосования, глава государства заявил, что готов к изменениям и реформам, но только в том случае, если население даст ему карт-бланш.

В любом случае, считает эксперт, предстоит еще научиться проводить реформы, понять, в какую сторону двигаться, балансируя между экономическими и политическими интересами официальной власти.

– Придется жить в стране, которая в ближайший год будет пытаться нащупать, какие реформы нужны. Де-факто реальных реформ не проводилось с момента обретения независимости, – отмечает экономист.

Карбалевич: Беларусь ждет медленная деградация

По мнению политолога Валерия Карбалевича, во внутренней политике после выборов ничего не изменится, и не стоит белорусам ожидать либерализации или намека на демократию.

– Это подтвердил Лукашенко во время выступления на избирательном участке, призвав оппозицию после 20:00 11 октября «соблюдать закон». Значит, ровно в 20:00 закончилась либерализация, которую власти допустили в предвыборный период. Теперь же любой выход оппозиции на улицу будет жестко преследоваться, – считает политолог.

Эксперт уверен, что Лукашенко никуда уходить не собирается, «он планирует руководить Беларусью до конца своих дней».

Надежды на реформы у Валерия Карбалевича небольшие. Белорусская социальная модель исчерпала весь свой ресурс. Чтобы страна могла развиваться, эту модель пришлось бы менять. Но власть не готова к таким переменам, считает олитолог. И это значит, что Беларусь будет деградировать: не будет ни экономического роста, ни роста уровня жизни и благосостояния людей.

У Александра Лукашенко есть комплекс Горбачева. Тот пытался осуществить реформы, чтобы укрепить свою систему, но в результате система развалилась, и он потерял власть. Лукашенко очень боится повторения этого сценария и всячески держится за существующую систему, – говорит Валерий Карбалевич.

Иосуб: Выборы не повлияют на экономику и финансы

Для экономики и финансовой системы сами выборы не принесут ничего нового, считает старший аналитик Альпари Вадим Иосуб. Изменения могут произойти позже. И в первую очередь они вероятны в связи с тем, что стране очень нужны деньги.

– После выборов продолжится активная фаза переговоров с Международным валютным фондом и Антикризисным фондом ЕАЭС. Во второй половине октября правительство обещало обнародовать программу структурных реформ, с которой мы и будем просить деньги у кредиторов, – говорит эксперт.

И только после озвучивания программы реформ, появится хоть какая-то ясность о тех изменениях, на которые готова пойти власть.

Мельянцов: Отчет ОБСЕ определит вектор отношений Беларуси и ЕС

Как будут развиваться отношения с Евросоюзом, по мнению старшего аналитика Белорусского института стратегических исследований (BISS) Дениса Мельянцова,будет зависеть от того, как оценит выборы Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Ее представители наблюдали в Минске за выборами.

– Евросоюз дал понять, что если к оппонентам политического режима не будет применено никакое насилие, то нормализация отношений, которая длится больше года, продолжится, – говорит Денис Мельянцов.

Эксперт уверен: если отчет ОБСЕ будет более или менее положительным, этого достаточно, чтобы были заморожены или сняты санкции, а также для продолжения курса политического сближения Беларуси с Европейским союзом.

Сложнее окажется ситуация внутри Евразийского союза (ЕАЭС). В связи с кризисом, который разразился в России, и с ситуацией в международных отношениях, будущее ЕАЭС достаточно туманно.

– Белорусские власти уже сейчас не стесняются говорить, что тех выгод, которые мы хотели получить от Евразийского союза, пока нет. И в связи с кризисом ситуация еще больше усугубляется, - считает эксперт. - Однако выходить из ЕАЭС никто не станет. Эта структура останется функционировать, потому что в ней заложен большой компонент политики и геополитики.

Однако эксперт не прогнозирует углубления интеграции из-за небольшой заинтересованности членов союза, по крайней мере, до тех пор, пока не закончится кризис в отношениях России и Запада.

С недавних пор в СМИ стала просачиваться отрывочная информация о планах властей по развитию экономики в будущем году.

Список предсказаний и должности штатных ванг внушают трепет и уважение. banki24.by собрались с духом и проанализировали перлы чиновничьей мысли.

16 августа состоялось заседание президиума Совмина. На заседании ответственные лица обсуждали, в какой реальности будет жить страна в 2018 году. Премьер-министр Андрей Кобяков сообщил, что правительство и Нацбанк собираются передать на утверждение главе государства 7 важнейших параметров прогноза.

В целевом варианте прогноза ВВП Беларуси вырастет на 3,4%, производительность труда - на 2,8%. И это удивительная вещь. Объясняем, почему так.

Согласно прогнозу на 2017 год ВВП должен увеличиться на 1,7%, производительность труда - на 1,8%. Это логично: прогноз предусматривает уменьшение числа занятых в экономике.

В прогнозе на 2018 год все поставлено с ног на голову. При росте ВВП на 3,4% и производительности на 2,8% занятость в экономике должна увеличиться на 0,6%.

Но дело в том, что в белорусских условиях это что-то невообразимое. Занятость в экономике Беларуси непрерывно падает с июля 2011 года. С июня-2011 по июнь-2017 количество занятых обвалилось на 351,5 тыс. человек!

Откуда вдруг при нынешней демографии у нас возьмутся «лишние» занятые? Вариантов может быть несколько.

Во-первых, власти могут начать массированное привлечение иностранной рабочей силы (например, из Китая).

Во-вторых, есть вероятность, что самыми жесткими методами будет претворяться в жизнь новая версия декрета о «тунеядцах». Возможно, власти серьезно рассчитывают принудить к труду сотни тысяч людей. Ну и в-третьих вероятен некий микс из названных выше методов.

Другие толкования, откуда появятся новые занятые (кроме поименованных), пока выглядят слишком уж фантастично.

Внушает опасения упоминание о прогнозе по инвестициям в основной капитал. По задумке властей, инвестиции в основной капитал превысят ожидаемые инвестиции 2017 года на 6,8%.

Прогнозный показатель по инвестициям не включался в указы президента уже несколько лет. И это отнюдь не случайно. Именно инвестиционная накачка со стороны государства до кризиса приводила к вытеснению частных инвестиций и стимулировала рост импорта со стороны предприятий. Мало для кого является секретом, что продукция белорусских производителей по большей части крайне импортоёмка.

В свою очередь, перекосы в экспортно-импортном балансе приводили к образованию дыр во внешней торговле. Раньше эти дыры власти закрывали через новые долги.

Но к текущему моменту размер долга угрожает выйти за максимально допустимые пределы. Значит из радикальных средств решения проблемы с чрезмерными инвестициями остается лишь девальвация белорусского рубля. Не исключено, что именно таким путем будут достигнуты рост экспорта на 6% и «практическая сбалансированность» внешней торговли.

В 2018 году Беларусь останется инвестиционной пустыней. По официальному прогнозу прямые иностранные инвестиции на чистой основе составят лишь 1,45 млрд USD. Для сравнения: прогноз на 2017 год составляет 1,4 млрд USD, на 2016 год был равен 1,35 млрд USD, на 2015 год - 1,875 млрд USD, на 2014 год - 2,5 млрд USD.

Ни одна из оценок властей за последние годы не оправдалась: инвестиций было еще меньше, чем думали привлечь в правительстве. Под угрозой срыва находится и прогноз на 2017 год. Это немудрено: поступления от продажи госимущества не первый год почти нулевые, а брать на себя заводы-банкроты зарубежные инвесторы не спешат.

Интересна оценка инфляции. Почему-то власти не собираются снижать ее темпы по сравнению с 2017 годом. В правительстве и Нацбанке считают, что до конца года инфляция не выползет за границу в 7%. Однако тот же ориентир они ставят себе и на 2018-ый.

По какой причине может прекратиться замедление инфляционных процессов? Например, из-за смягчения денежно-кредитной политики НБРБ или за счет наращивания бюджетных расходов Минфином.

К слову, Минфин отчего-то не раскрыл оценку прироста расходов бюджета в 2018 году по отношению к ожидаемому исполнению за 2017-ый. Есть только процент по доходам. Доходы республиканского бюджета в будущем году вырастут на 6,2%.

Этот процент весьма примечателен. При сохранении инфляции на уровне 7% по сути власти нацелены лишь на сохранение реальных доходов бюджета на уровне 2017 года. И это в лучшем случае. Сейчас дефлятор ВВП, с помощью которого номинальные доходы бюджета переводятся в реальные, больше потребительской инфляции. Поэтому, если все так и останется, нас ждет сокращение реальных доходов бюджета.

Конечно, есть оговорка, что проект бюджета спланирован исходя из консервативной оценки роста экономики - на 1,1–1,2%. Поэтому рост реальных доходов бюджета возможен, но при условии 3%-ой прибавки к ВВП.

Изрядно привносят беспокойства и недавние заявления по «удержанию» размера зарплаты на уровне декабрьской сразу после Нового года. Падение январской зарплаты по отношению к декабрьской на 10–12% - естественный процесс в нашей экономике. Если предприятия принудят выплачивать сверхвысокую зарплату еще и в «мертвый» зимний сезон, ни к чему хорошему это не приведет. Уж на внутреннем валютном рынке так точно.

Впрочем, может так статься, что планов громадье окажется имитацией бурной деятельности, а чиновники просто следуют заветам времен Петра I. Ведь с подачи императора известно, что подчиненный перед начальством должен иметь вид лихой и придурковатый, чтобы разумением своим не смущать его.

Покупательная способность, инфляция и курс рубля — эксперты прогнозируют, какие изменения могут произойти в белорусской экономике в следующем году.

Что будет с покупательной способностью белорусов?

Покупательная способность белорусов в 2018 году будет или находиться на нынешнем уровне, или расти совсем немного — на несколько процентов в год в реальном выражении, прогнозирует старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб . По его мнению, самый благоприятный сценарий позволяет белорусской экономике рассчитывать в следующем году на рост приблизительно на 2%. Это при высоких ценах на калийные удобрения и продукты нефтепереработки, а также при росте экономики России, которая станет покупать белорусскую продукцию, говорит Вадим Иосуб.

— Нет повода для заметного роста благосостояния белорусов. А если внешние условия будут менее благоприятными, то и вовсе возможно падение экономики, — полагает старший аналитик «Альпари».

Руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук отмечает, что номинальная зарплата в стране пусть и , но не вследствие роста производительности труда. А потому в реальном выражении зарплаты существенно не вырастут.

— К сожалению, в Беларуси нет факторов, которые увеличивают производительность труда. Стране нужен новый капитал, инвестиции, но без изменения законодательства этого трудно добиться. Я не вижу, чтобы в следующем году появилось нечто принципиально новое, что позволило бы говорить о здоровом росте доходов населения, — отмечает Ярослав Романчук.

Что будет с инфляцией?

Нацбанк провел опрос белорусских предприятий, согласно которому те ожидают ускорения инфляции в ближайшие месяцы. Руководитель Научно-исследовательского центра Мизеса говорит, что эти ожидания «вполне оправданны».

— Идет стимулирование внутреннего спроса за счет роста зарплат, что приводит к дисбалансу денежной массы и товарной. А если Нацбанк начнет более активно поддерживать корпоративные проекты, а Минфин финансировать госпрограммы, тогда инфляции не избежать, — считает Ярослав Романчук.

На 2018-й год правительство запланировало инфляцию в 7%. Сможет ли экономика уложиться в этот показатель?

— Проблема нашей экономической модели в том, что на нее действуют многие внеэкономические, политические факторы. Если Нацбанку позволят проводить ту экономическую политику, которую он наметил, то инфляция будет меньше 7%. В ином случае может быть больше 10%, — отвечает экономист.

Вадим Иосуб считает, что если после декабря прекратится административными методами на рост средней зарплаты и после получения красивой картинки от этой политики откажутся, то после некоторого скачка цен затем «все ляжет на прежнюю траекторию».

— Возвращение двузначной инфляции, не говоря уже о 20−30−40%, сегодня выглядит крайне маловероятным. Мне кажется, не стоит опасаться такого развития событий, — говорит старший аналитик «Альпари».

Как изменится курс белорусского рубля?

Вадим Иосуб делает прогноз с большой осторожностью.

— Очевидно, что белорусский рубль будет снижаться к корзине валют — пропорционально инфляции или чуть быстрее. Но еще важно учитывать влияние на курсы отдельных иностранных валют внешних факторов, которые никак не связаны с белорусской экономикой, — говорит собеседник.

Для показательности он предлагает обратить внимание на две цифры: с начала года курс доллара вырос на 4% к белорусскому рублю, а евро на 17%. То есть разница существенная. И как она будет дальше изменяться — вопрос.

Но если сделать два вышеуказанных допущения (рост корзины валют вслед за инфляцией на 7% и сохранение нынешнего соотношения между курсами иностранных валют), то к концу следующего года можно ожидать, что доллар подорожает до 2,20 белорусского рубля.



error: Контент защищен !!