Режим валютного курса. Валютная котировка, её виды

Режим валютного курса характеризует порядок установления курсовых соотношений между валютами. Исторически сложились фиксированный, плавающий курсы валют и их варианты.

Типы режимов валютного курса

Режим фиксированного валютного курса

Центральный банк устанавливает курс национальной валюты на определенном уровне по отношению к валюте страны, к которой "привязана" данная валюта. Таким образом, курс валюты покорно следует за курсом страны-лидера и не зависит от состояния валютного рынка. Вариантами могут быть привязка к валютной корзине (с набором валют стран – основных торгово-экономических партнеров или партнеров на рынке капитала); к валюте, которая сама является корзинной валютой (евро); к международной денежной единице (СДР).

Режим плавающего валютного курса. Валютный курс свободно меняется под влиянием спроса и предложения на валюту. Такой режим характерен для развитых стран с минимумом валютных ограничений. Центральный банк практически не вмешивается в процессы курсообразования.

Между этими противоположными режимами существуют отдельные модификации валютных режимов. Международный валютный фонд в отчетах использует следующую градацию валютных режимов (табл. 6.4).

Таблица 6.4

Режимы валютного курса

Режимы плавающего курса

Плавающий курс

Свободно плавающий курс

Independently floating

Режимы фиксированного курса

Курсовой режим без отдельного законного средства платежа

Exchange arrangement with no separate legal tender

Режим валютного управления, или валютного совета

Currency board arrangement

Прочие традиционные режимы фиксированного курса

Other conventional fixed peg arrangement

Переходные режимы

Режим стабилизированного курса

Stabilised arrangement

Фиксированный курс с возможностью корректировки

Прочие режимы с возможностью корректировки курса

Crawl-like arrangement

Фиксированный курс в рамках горизонтального коридора

Pegged exchange rate within horizontal bands

Прочие режимы управляемого курса

Other managed arrangement

Более подробная и вольная неофициальная характеристика, несущественно отличающаяся от классификации МВФ, представлена ниже. Она углубляет представление об особенностях валютных режимов и их проявлениях.

Гибкие (плавающие) курсы

  • 1. Независимый плавающий курс, или свободное плавание (free floating). Это система, при которой обменный курс определяется исключительно спросом и предложением на валютном рынке. В основе режима лежит идеология laissez-faire – совершенная конкуренция, невмешательство государства, рыночное саморегулирование. Центральный банк не включает в монетарную политику ориентир целевого обменного курса и не проводит интервенции на валютном рынке. Наиболее показательный пример – США, где курс не регулируется и не таргетируется даже на уровне высказываний и комментариев монетарных властей. Система свободного плавания эффективна в условиях экономической и политической стабильности, невысокого инфляционного фона.
  • 2. Управляемое ("грязное") плавание (managed, dirty floating), или система управляемого плавающего обменного курса без заданного коридора. Обменный курс устанавливается как под воздействием рыночных сил, так и в результате интервенций центральных банков по собственному усмотрению. Этот режим, пришедший на смену системе фиксированных валютных курсов, в наибольшей степени отражает состояние современной экономики – волатильной, но все-таки поддающейся регулированию. Возможны, к примеру, сложные меняющиеся комбинации из корзинной привязки, управляемого плавания и целевого коридора.

Фиксированные курсы

  • 1. Реальная (истинная, жесткая) фиксация курса (truly fixed peg). Это режим привязки валюты по фиксированному курсу к свободно обратимой (обычно резервной) валюте, т.е. обязательство покупать и продавать валюту только по этому курсу. Эта система часто применялась развивающимися странами в валютных союзах и зонах, где курс местных валют фиксировался к валюте-гегемону. Примеры – стерлинговая зона, зона франка, Западно-Африканский валютный союз, в рамках которых валюты были привязаны к стерлингу или французскому франку, а теперь, при распаде этих зон, фиксируются к доллару или евро.
  • 2. Режим валютного управления, или валютный совет, валютный комитет (РВУ) (currency board arrangement). Этот режим фиксированного обменного курса предполагает жесткую связь количества денег в обращении с количеством золотовалютных резервов, т.е. полное покрытие наличной денежной массы валютными резервами со строгими ограничениями на денежную эмиссию.

При этом режиме создается специальный орган – Валютный совет (Currency board), отвечающий за проведение денежной эмиссии в стране, а функции центрального банка серьезно ограничиваются. Валютный совет обладает валютными активами, включающими внешние резервы страны (в иностранной валюте и (или) золоте). В законодательном порядке жестко фиксируется курс национальной валюты к выбранной резервной валюте, и закрепляются ограничения на изменения курса. Ограничивается свободный выпуск денег – любая эмиссия должна быть обеспечена валютными активами, которые должны соответствовать установленной доле национальной денежной массы (обычно 1:1). Одна новая национальная денежная единица может эмитироваться только при приросте иностранной валюты на одну единицу. Таким образом, в модели РВУ реализуется равенство денежной массы и валютных резервов.

Мировой опыт показывает, что РВУ не гарантирует от финансовых кризисов (пример Аргентины), поскольку валютные резервы законодательно связаны и не могут использоваться для регулирования курса, как при альтернативной свободной денежной политике. Режимы валютного управления применяются, как правило, в небольших странах, бывших колониях, исторически связанных со страной-метрополией экономическими и валютно-кредитными отношениями. В разное время этот режим использовали Аргентина, Босния, Болгария, Гонконг (Китай), Литва, Эстония, Джибути, Бруней. В связи с вхождением Эстонии и Латвии в зону евро в мире осталось два валютных совета – Литва и Болгария.

Монетарный союз, или валютная система без независимого законного средства платежа

Союз может принимать две формы. В нервом случае валюта одной страны (или ряда стран) практически упраздняется в пользу валюты другой страны, становящейся законным платежным средством. Примерами являются Сальвадор, где экономика полностью официально долларизована, а также Панама, Эквадор, где местная монета имеет символический характер либо используется как разменная монета при хождении бумажного доллара США. Вторая форма монетарного союза предполагает упразднение валют многих стран в пользу одной общей валюты. Этот вариант реализован при создании Европейского валютного союза и введении евро.

Режимы фиксированных валютных курсов обычно используются в странах с менее стабильной экономикой и более высокой инфляцией. Фиксация курса с оглядкой на движение курса валюты-гегемона позволяет избежать дестабилизирующих колебаний на валютном рынке. Исключением является идеология Европейского валютного союза. Мотивом его создания было не укрытие в тени сильных валют, а закрепление интеграционных процессов и преобразование мощи валют членов союза в потенциал единой валюты.

Характеристика режимов валютного совета, монетарного союза и жесткой привязки указывает на возможность сильной ориентации экономики страны на иностранную валюту, включая ее чрезвычайно активное использование во внутреннем национальном экономическом обороте. Такое явление получило название "долларизация". Она может иметь разные масштабы. Официальная (формальная или полная) долларизация (official , formal или full dollarization) в рамках монетарного союза означает, что страна не эмитирует национальные платежные средства банкноты и монеты, а в качестве официальной внутренней денежной единицы страны выступает ключевая резервная валюта – как правило, доллар. Долларизация может выступать и в более мягкой, полуофициальной форме (semiofficial dollarization). По определению МВФ это означает, что в экономике параллельно функционирует иностранная валюта, считающаяся другим легальным второстепенным платежным средством.

Наконец, неофициальная (теневая) долларизация (unofficial or shadow dollarization) предполагает, что национальная валюта используется в основном для совершения небольших сделок и официальных платежей (налоги, сборы, пошлины). Доллар (евро, фунт) играет ключевую роль в проведении крупных операций, накоплении сбережений, превалирует как валюта банковских вкладов.

Промежуточные курсы

  • 1. Целевая зона , или "горизонтальный коридор (target zone (hand)). В основе этого режима лежит фиксация обменного курса при его свободном колебании только в пределах горизонтального коридора. Диапазон возможных колебаний измеряется в виде предельных отклонений от центрального значения. При выходе за верхние или нижние границы коридора монетарные власти совершают валютные интервенции. Примером ограниченного колебания курса является совместное плавание в режиме европейской валютной змеи в странах еврозоны в 1979–1999 гг., до введения евро.
  • 2. Корзинная привязка (basket (composite) peg). Курс национальной валюты привязывается не к одной валюте, а к корзине валют, взвешенной либо по объему внешней торговли с разными странами, либо по объему взаимных инвестиционно-кредитных потоков. В России в настоящее время действует похожий механизм, только корзину составляют валюты не партнеров по торговле или инвестициям, а мировые резервные валюты – доллар и евро. Не стоит забывать, что евро, в свою очередь, по происхождению гоже является корзинной (композитной) коллективной валютой.
  • 3. Плавающая , или ползущая , привязка (crawling peg (band)) – это пример симбиоза плавающего и фиксированного курса. Национальная валюта привязана к другой валюте, но эта привязка публично регулярно пересматривается путем ревальвации или девальвации валюты. При этом используются специальные формулы с инфляционными дифференциалами. Чаще используются не ревальвации, а плановые девальвации в странах с высокой инфляцией.
  • 4. Регулируемая привязка (adjustable peg) представляет собой гибкую систему периодической фиксации курса при возможности изменения степени фиксации и проведения девальвации (или ревальвации) при наличии серьезного экономического дисбаланса, например при нарастании дефицита (профицита) платежного баланса. Во времена действия Бреттон-Вудского соглашения курсы многих европейских валют фиксировались по отношению к доллару, но время от времени пересматривались.

Переход в 1976 г. от Бреттон-Вудской к Ямайской валютной системе ознаменовал право свободного выбора режима валютного курса и переход от системы преимущественно фиксированных к системе плавающих валютных курсов. Эта система в представлении развитых стран планеты предпочтительна и теперь. Страны – участницы группы G20 намерены продвигаться к системам валютных курсов, в бо́льшей степени определяемых рынком, повышая гибкость валютных курсов для отражения базовых фундаментальных экономических факторов.

По оценке МВФ (2012 г.) из 188 стран в 31 реализовано свободное плавание национальной валюты, 35 стран выбрали управляемое плавание (dirty float). Разные виды фиксации обменного курса применяются в 124 странах. При этом 99 стран используют мягкую привязку (в том числе Россия с корзинной привязкой).

При выборе того или иного режима валютного курса следует учитывать известное правило Манделла – Флеминга, или правило невозможной троицы {impossible trinity). Это правило в 1962 г. сформулировали лауреат Нобелевской премии по экономике Роберт Манделл и сотрудник МВФ Джон Флеминг в работе "Внутренняя финансовая политика в условиях фиксированного и плавающего валютных курсов" . Правило гласит, что невозможно достичь одновременно свободного движения капитала стабильности обменного курса и монетарной автономии, т.е. независимой кредитно-денежной политики. Из этих трех благ страна может выбрать только два. Третье всегда будет в оппозиции к ним.

Таким образом, при различных сочетаниях этих приоритетов формируются различные типы валютной политики. Так, фиксированный валютный курс в сочетании со свободой движения капитала исключает независимость монетарной политики (примером служит режим валютного управления). Другие страны, строя автономную денежно-кредитную политику с фиксацией курса, не могут обеспечить свободу движения капитала. Примеры – некоторые страны Латинской Америки (Венесуэла), Юго-Восточной Азии (Малайзия). Наконец, развитые страны (США, Япония, Великобритания, Канада, страны – члены ЕВС) могут позволить свободное плавание курса. Это дает возможность проводить независимую денежно-кредитную политику без ограничения потоков капитала. Поскольку глобализация обеспечивает все большую свободу движения капитала, у значительной части стран остается выбор – самостоятельное формирование монетарной политики либо фиксация обменного курса.

Какой режим валютного курса обеспечивает наилучшее функционирование валютной системы? На этот вопрос ответа нет. За период до глобального кризиса, в 1970–2007 гг. в мире произошло более 200 локальных валютных кризисов, из них половина произошла в странах с фиксированными валютными режимами, половина – в странах с плавающими режимами. Таким образом, тип режима валютного курса не влияет на частоту кризисных явлений.

Однако обычно в странах с фиксированными курсами кризисы являются более сильными, а в экономике возникает давление на заработную плату и цены. Плавающий валютный курс страхует от риска колебаний курса, но главной проблемой является риск его неустойчивости при значительных притоках и оттоках краткосрочного капитала. Возникает высокий риск спекулятивных атак на валюту. Таким образом, для небольших экономик плавающий курс в долгосрочной перспективе достаточно опасен. По этой причине такие открытые страны, как Бахрейн, Болгария, Словакия, Словения, выбрали фиксированный валютный курс.

Встает и такой вопрос: "Влияет ли валютный режим на экономический рост?" Выводы зарубежных исследователей обычно не подтверждают наличие прямой связи. Тем не менее, есть некоторые верифицированные наблюдения. Как правило, лишь в наиболее открытых для торговли и движения капиталов экономиках более высокий рост достигается при гибких валютных курсах. Для более закрытых экономик гибкие валютные режимы могут быть опасными для экономического развития. К примеру, азиатскими странами с высокой динамикой роста выбран не свободный режим валютного курса, а режим управляемого плавания.

Во время кризиса 2008–2009 гг. также не было зафиксировано существенных выигрышей или потерь в зависимости от варианта курсового режима. Тем не менее, в развивающихся странах с жесткой привязкой геометрия выхода из кризиса была менее благоприятной, чем в странах, выбравших инфляционное таргетирование со свободным курсообразованием. Кризис развивался по схеме большего спада и более медленного восстановления.

  • Нобелевская премия Р. Манделлу была присуждена в 1999 г. за анализ денежной и фискальной политики в рамках различных режимов валютного курса и анализ оптимальных валютных зон.

Режим валютного курса (Exchange Rate Regime) — совокупность принципов, правил и механизмов, которые используют и органы государственной власти по установлению курса национальной валюты к иностранным валютам. Режим валютного курса является основой страны и определяется состоянием экономики и уровнем внешнеэкономических отношений. В условиях глобализации и высокой мобильности капитала режим валютного курса играет важную роль в регулировании экономического развития страны. В международной практике используют фиксированные и «плавающие» (гибкие) режимы валютных курсов, а также их определенное сочетание.

Фиксированный режим валютного курса предполагает наличие установленного официального паритета, обычно к валюте () экономически более развитой страны, который поддерживают органы государственного .

Под «плавающим» режимом валютного курса (Floating Exchange Rate) понимают такие курсы, уровни которых определяются на рынке под влиянием спроса и предложения, что, в свою очередь, зависит от состояния платежного баланса страны, соотношения процентных ставок и , ожиданий участников рынка, официальных валютных интервенций и тому подобное. Свободно называется флоатинг. При условии введения дополнительных ограничений такой режим валютного курса называют «грязным» флоатингом, или управляемым «плаванием».

Большинство стран мира ориентируются именно на «плавающие» или «регулировано плавающие» режимы валютного курса. Смешанные режимы валютного курса вводятся с целью стимулирования или сдерживания определенных видов или направлений внешнеэкономической деятельности или финансово-кредитной политики государства. На практике указанные режимы валютного курса могут трансформироваться в следующие виды.

1. Режим обменного курса без суверенного платежного средства (Exchange Arrangements with no Separate Legal Tender), при котором валюта другой страны функционирует как единственное законное средство платежа (формальная долларизация), или страна входит в валютный союз, в котором используется единственный способ платежа. Установление таких режимов означает полный отказ от контроля над внутренней .

2. Режим валютного бюро (Currency Board) — валютный комитет, валютное регулирование, механизм стопроцентного резервирования, валютный щит, валютное обеспечение, валютная привязка. Этот режим валютного курса основан на законодательном обязательстве обменивать национальную валюту на определенную иностранную валюту по твердому курсу в сочетании с ограничениями эмиссионных органов на выполнение их основных обязанностей. Это означает, что национальная валюта выпускается только в обмен на иностранную валюту, полностью подкрепляется , оставляя лишь небольшую свободу для дискреционной монетарной политики центрального банка.

Внедряя режим валютного бюро, страна импортирует доверие к валюте из страны, валюта которой выбрана как якорь. Поэтому введение такого режима целесообразно в случае недостаточного доверия к монетарной власти, или когда центральный банк только создается как новый институт или внедряется новая валюта. Режим Currency Board используется также для предупреждения нестабильности или для восстановления конвертируемости валюты во время кризисов.

Основная черта такого режима валютного курса — гарантия внутренней конвертируемости валюты обеспечивается полным покрытием резервами в иностранной валюте. Следствием внедрения валютного бюро также может быть изменение в . Они приближаются к уровню в стране, к валюте которой привязана национальная валюта. Благодаря росту доверия к режиму валютного бюро более гибкими становятся цены.

3. Режим фиксированной привязки (Conventional Fixed Peg Arrangements), согласно которому страна «привязывает» свою валюту в определенных пределах к валюте экономически более развитой страны в соответствии с общей договоренностью, как в механизме регулирования валютных курсов (Exchange Rate Mechanism), или к «корзине валют» стран, крупнейших торговых и финансовых партнеров. Набор валют может быть стандартизирован, как, например, структура СДР. Чаще всего для этих целей используют доллар США и евро. Условиями такого режима валютного курса разрешаются колебания обменного курса в определенных пределах установленного центрального, максимального или минимального уровня .

Монетарные власти поддерживают фиксированный курс с помощью прямых интервенций или косвенного влияния (процентная политика, валютный контроль). При этом гибкость денежно-кредитной политики остается большей, чем при режимах без суверенного платежного средства и валютного бюро, так как выполняются традиционные функции центрального банка. Вариантом такого режима валютного курса может быть фиксированная привязка с коридором (Pegged Exchange Rates within Horizontal Bands), при котором обменный курс поддерживается в указанных пределах. Реализация денежно-кредитной политики ограничивается «шириной» валютного коридора.

4. Режим ползучей привязки (Crawling Peg). Курс национальной валюты привязывается к иностранной валюте, но может быть скорректирован в соответствии с установленными правилами. Поддержка режима ползучей привязки накладывает определенные ограничения на денежно-кредитную политику, подобные режиму фиксированной «привязки». В случае режима ползучей привязки с коридором (Exchange Rates Within Crawling Bands) курс национальной валюты поддерживается в пределах колебаний от центрального курса. Уровень гибкости валютного курса зависит от «ширины» коридора, который может быть симметричным относительно центрального курса или может расширяться асимметрично в соответствии с изменением верхней или нижней границы. Обязательство поддерживать валютный курс в пределах коридора ограничивает независимость денежно-кредитной политики центрального банка.

В Украине в конце 1997 г. решением Кабинета Министров и Национального банка Украины был установлен валютный коридор гривны к доллару США в пределах 1,75 — 1,95. В январе 1998 г. его границы были расширены до 1,80 -2,25, в сентябре 1998 г. — изменены до 2,5 -3,5 грн., а в феврале 1999 г. установлены в пределах 3,4 — 4,6 грн. за 1 долл. США. Кроме того, в отдельных случаях Национальный банк Украины устанавливал предельные размеры маржи по валютно-обменными операциями как на межбанковском рынке, так и для обменных пунктов. С 2000 г. практика установления «валютного коридора» была отменена, хотя с 2008 г. Национальный банк опять стал ее использовать.

Анализ показывает, что в начале 1990-х годов в мире наиболее популярным было применение фиксированных режимов валютного курса и механизмов их привязки к другим валютам. С середины 1990-х годов преимущества предоставлялись управляемому или свободному «плаванию». В 2000-х годах ситуация практически не изменилась, что свидетельствует об относительной стабильности глобальных институциональных основ мирового валютного рынка.

В Украине в 1996-2000 гг. практически существовал режим «валютного бюро», а в 2000-2016 гг. — режим управляемого «плавающего» курса.

Регулирование валютного курса является настолько важной проблемой, что многие исследователи и аналитики, следуя за М. Фридменом, в первую очередь анализируют именно режим валютного курса, т.е. механизм поддержания соотношения между обменным курсом валюты одной страны к валюте другой страны, а не сущности валютного курса как цены денег, в которой выражается покупательная способность одной валюты по сравнению с другой.

Следуя исторической логике развития мирового валютного рынка, эволюция режима валютного курса происходила одновременно с изменением роли золота на мировом валютном рынке. Трансформация золотомонетного стандарта в золотодевизный сразу после Первой мировой войны, который затем, в 1944 г., был закреплен Бреттон-вудской валютной системой, привела к полному прекращению расчетов между частными участниками внешнеэкономических связей с помощью золота. Ведущее положение в расчетах заняли национальные кредитные деньги (доллары США) со статусом международной резервной валюты. Одновременно был сохранен золотой стандарт.

В соответствии с кейнсианскими идеями, послужившими теоретической базой Бреттон-вудской системы, сторонниками усиления роли государства было признано необходимым использование золота для создания стабильной валютной системы. Это закреплено в Уставе МВФ, в соответствии с которым все страны - члены МВФ должны были выражать паритеты своих национальных валют в определенном количестве золота в качестве общего мерила стоимости (статья IV, раздел 1/а). Золото продолжало использоваться как международное платежное средство, и как резервное средство, и как эквивалент доллара.

Фиксированный режим валютного курса

По Бреттон-вудскому соглашению впервые был введен фиксированный режим валютных курсов, что допускало отклонение рыночных обменных курсов валют от официально заявленных паритетов в ту или другую сторону в очень небольших пределах (0,75-1%). Другими словами, впервые был создан механизм фиксированных валютных курсов, просуществовавший почти 30 лет и обеспечивший относительно длительную стабильность обменных курсов валют.

Как правило, страны - участницы Бреттон-вудского соглашения стремились поддерживать выбранный режим валютного курса. Но если наблюдаемое отклонение курса валюты от паритета отражало фундаментальные изменения в условиях обеспечения состояния долгосрочного равновесия экономики, то корректировалась основа обменного курса валюты, т.е. устанавливался новый паритетный обменный курс валюты.

К способам, с помощью которых правительство могло воздействовать на валютный курс в условиях фиксированного обменного курса, относились: во-первых, использование механизма валютных интервенций; во-вторых, осуществление девальвации и ревальвации своей валюты для поддержания ее паритета.

Фиксированность валютных курсов вовсе не означала их стабильность . Практически валюты всех стран были подвержены неожиданным скачкообразным изменениям в результате официальных девальваций и ревальваций.

К достоинствам системы фиксированных валютных курсов относится уменьшение риска и неопределенности, связанных с международной торговлей и финансами, что способствует расширению объемов взаимовыгодной торговли и финансовых операций.

Однако возможность поддержания фиксированного валютного курса зависит от двух взаимосвязанных условий:

  1. наличия достаточных резервов;
  2. случайного возникновения незначительных по своим размерам дефицитов или активов платежного баланса.

Большой и постоянный дефицит может свести на нет золотовалютные резервы страны. Валютная политика должна осуществляться во взаимосвязи с денежно-кредитной политикой. Поскольку инфляция способствует сокращению экспорта и росту импорта, она ведет к расходованию золотовалютных резервов и снижению курса валюты данной страны относительно валют других стран.

Плавающий валютный курс

Переход от Бреттон-вудской валютной системы, просуществовавшей с 1944-го по 1971 г., основанной формально на режиме фиксированных валютных курсов, к системе свободно колеблющихся или плавающих валютных курсов был осуществлен в середине 70-х годов. С переходом в 1976 г. к Ямайской валютной системе начался период усиления тенденций дерегулирования валютных отношений и ограничения государственного вмешательства в функционирование валютного рынка.

Переход к рыночному курсообразованию должен был обеспечить приспособление экономики отдельных стран к постоянно меняющимся условиям мирового рынка и автоматически поддерживать равновесие платежных балансов. Эта система получила название управляемых плавающих валютных курсов, поскольку государства часто вмешивались в функционирование валютных рынков для изменения международной стоимости своих валют и финансовых активов.

Достоинства и недостатки плавающих валютных курсов

Сторонники системы гибких валютных курсов считают, что она обладает несомненным достоинством: гибкие валютные курсы автоматически корректируются таким образом, что в конечном счете исчезают дефициты платежных балансов.

Однако возможно проявление ряда серьезных проблем. Во-первых, неопределенность в изменении валютного курса ведет к сокращению торговли и свертыванию внешнеэкономической деятельности.

Во-вторых, условия торговли страны могут ухудшаться при падении международной котировки ее валюты.

В-третьих, свободное колебание валютных курсов может оказывать депрессивное воздействие на отрасли, производящие товары на экспорт. С точки зрения государственного регулирования принятие гибких валютных курсов может затруднить использование налоговой и денежной политики для достижения полной занятости и стабильности цен.

Факторы, влияющие на выбор режима валютного курса

При выборе режима валютного курса принимается во внимание ряд факторов.

Макроэкономического характера - степень конвертируемости национальной валюты, уровень инфляции в стране, состояние ее платежного баланса, размеры золотовалютных резервов, масштабы миграции капиталов, темпы экономического роста, перспективы политического развития.

Конъюнктурного характера - состояние мирового валютного рынка, динамика цен на товары, являющиеся основными статьями экспорта данной страны.

Выбор режима валютного курса

Измененный в 1978 г. Устав МВФ предоставил странам-членам свободу выбора режима установления валютного курса. Возникли различные модификации систем регулирования обменных курсов.

Из 183 стран - членов МВФ (на конец 2001 г.) больше половины стран - 103 государства, на долю которых приходится 75% совокупного валового продукта, используют плавающие валютные курсы, из них валюта 55 государств находится в самостоятельном свободном плавании (США, Великобритания, Япония, Канада, Швейцария и др.). 48 стран осуществляют регулируемое плавание валют: Венгрия, Китай, Бразилия, некоторые страны СНГ (Армения, Азербайджан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Молдова), Румыния и ряд других стран, к которым после августа 1998 г. присоединилась Россия. До введения евро (с 1 января 1999 г.) валюты государств-участниц Европейской валютной системы совместно "плавали" относительно других денежных единиц, а взаимные курсовые колебания ограничивались установленными пределами. Некоторые страны используют корректируемый валютный курс , т.е. автоматически изменяемый в соответствии со сменой определенного набора экономических параметров, например, при изменении уровня инфляции в данной стране и в стране - торговом партнере (Чили, Эквадор и др.).

Целый ряд стран использует управляемо плавающий валютный курс , т.е. курс, устанавливаемый и изменяемый центральным банком, а не валютным рынком. При изменении валютного курса принимается во внимание состояние макроэкономических показателей, таких, как состояние платежного баланса, объем международных резервов, темпы экономического роста. Управляемое плавание своей валюты используют как развитые страны (Норвегия, Швеция), так и развивающиеся (Алжир, Египет, Пакистан и др.) страны с переходной экономикой (Китай, Хорватия, Словения и др.).

В целом, учитывая степень вмешательства государства (в лице центрального банка) в механизм регулирования плавающего валютного курса, выделяют:

  1. "чистое плавание" - формирование валютного курса в стране без вмешательства центрального банка;
  2. "грязное плавание" - формирование валютного курса при активном участии центрального банка.

В 80 странах был установлен фиксированный режим денежных единиц. Ряд стран фиксировали свои валюты к одной из иностранных валют, например валюты 21 страны привязаны к доллару США (Аргентина, Барбадос, Либерия и др.). Зафиксирован к доллару курс восточнокарибского доллара, используемого восемью государствами Карибского бассейна: Ангилья, Антигуа и Барбуда, Доминика, Гренада, Монтсеррат, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия и Сент-Винсент, Гренадины. У 14 франкоязычных африканских стран курс их валют был зафиксирован к французскому франку: Бенин, Буркино-Фасо, Камерун и др. У отдельных стран для фиксации валютного курса выбран курс валюты стран, являющихся главными торговыми партнерами, например у Бутана - индийская рупия, у Лесото и Намибии - южноафриканский ранд. Некоторые страны фиксировали свои валюты по отношению к валютной корзине, например к СДР (Ливия, Мьянма, Сейшельские Острова). 19 стран - к различным валютным корзинам, составленным по усмотрению самих стран: Бангладеш, Бурунди, Кипр, Исландия, Непал, Таиланд, Чехия и др. Как разновидность фиксированного валютного курса применяется валютное управление ( currency board ), при котором выпуск национальной валюты полностью обеспечен запасами иностранной валюты. Валютное управление в разные периоды времени с различными модификациями использовало более 70 стран мира: Аргентина, Сингапур, Эстония, Литва и др.

Страна, установившая фиксированный паритет своей валюты, может в любое время вернуться к плавающему курсу.

Гибкий режим валютного курса

Вполне допустимым считается, если фиксация устанавливается в определенных границах, т.е. возникает ограниченно гибкий курс к одной валюте. Например, Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты определяют обменный курс своей национальной валюты как ограниченно гибкий по отношению к доллару США в пределах 7,25%. Разновидностью ограниченно гибкого курса является установленная временная целевая зона ( target zones), т.е. параметр , к которому необходимо стремиться. В отдельных случаях правительство может считать целесообразным временное поддержание несколько заниженного курса национальной валюты в интересах стимулирования экспорта и выравнивания диспропорций платежного баланса.

Модификацией стратегии целевой зоны является установление пределов колебания валютного курса, т.е. валютного коридора, который государство обязуется поддерживать. Такой режим валютного курса поддерживался в Чили с 1986-го по 1992 г. по отношению к доллару, в Израиле с 1986 г. - по отношению к корзине валют, состоящей из валют стран - основных торговых партнеров.

При установлении пределов колебаний курса национальной валюты учитывается возможность его поддержания. Чем шире валютный коридор, тем больше свобода маневра в макроэкономической сфере и тем реже возникает необходимость изменения его параметров. В случае, если валютный коридор имеет узкие пределы колебания курса, то необходима жесткая государственная политика для его сохранения. Иначе может достаточно часто возникать потребность пересмотра его границ, а это предполагает значительную автономию монетарных властей в области валютного регулирования. При изменении валютного коридора необязательно пересматриваются оба предела, в отдельных случаях возможна твердая фиксация, как правило, нижней границы, при изменении верхнего предела колебаний. Как это было, например, в Мексике, где нижняя граница была зафиксирована твердо, а верхняя граница ежедневно повышалась на заранее объявленную величину, позволяя мексиканскому песо постепенно удешевляться в интересах экспортеров.

Для регулирования пределов колебаний границ валютного коридора может устанавливаться определенное соотношение между валютным курсом и паритетом покупательной способности, при нарушении которого центральный банк проводит валютные интервенции для выравнивания курса. В случае сокращения валютных резервов до неприемлемых масштабов проводится изменение границ коридора. Как правило, введение валютного коридора оправдано, если в стране достигнута стабилизация основных макроэкономических показателей, но уровень инфляции продолжает оставаться высоким и это не позволяет осуществить переход либо к фиксации валютного курса, либо к свободному плавающему валютному курсу. Целью введения валютного коридора является сокращение темпов инфляции либо стабилизация реального валютного курса и выравнивание платежного баланса.

Иногда валютный коридор устанавливается по отношению к центральному паритету, который может пересматриваться через определенный период времени в связи с истощением валютных резервов или их увеличением. Поскольку центральный паритет как бы ползет, то такой механизм установления валютного курса называется ползучей фиксацией. Например, в Чили изменение центрального паритета в начале 90-х годов XX в. объявлялось ежемесячно, а процент изменения вычислялся как разность темпа инфляции в предыдущем месяце и прогнозируемой инфляции на ближайший год. Система ползучей фиксации валютного курса существовала в 80-е годы в Колумбии. Ползучая фиксация валютного курса придает валютному рынку некоторую определенность, позволяет избежать резких спекулятивных атак на валютный курс и вносит элемент дисциплины в денежное хозяйство. Однако эта политика неприемлема, если макроэкономические показатели требуют изменений валютного курса, например, в случае необходимости оказать поддержку национальным экспортерам. При режиме ограниченно гибкого валютного курса возрастает роль государства в процессе регулирования денежной политики для воздействия на валютный курс в необходимом направлении.

Режим валютного курса в странах с переходной экономикой

Для стран с переходной экономикой проблема выбора режима валютного курса должна учитывать необходимость решения внутренних задач. Это такие, например, как стабилизация финансовой системы и подъем национальной экономики в сочетании с расширением их участия во внешнеэкономических связях. Поэтому возможно изменение режима валютного курса при достижении определенных успехов. Известный американский экономист Джеффри Сакс рекомендует при осуществлении программы стабилизации и либерализации экономики принять режим фиксированного валютного курса, а после того как программа стабилизации начата, перейти к использованию системы плавающего курса.

На фоне валютных кризисов в Мексике в 1995 г., в странах Юго-Восточной Азии в 1997 г., в России в 1998 г., в Турции в 2001 г. и в Аргентине в 2002 г. призыв к возврату регулирующего механизма Бреттонвудской валютной системы находит свое практическое выражение . Это касается введения фиксированных валютных курсов в Малайзии, Индонезии как мере, способной защитить национальную экономику от возможности негативного внешнего воздействия.

В этих условиях для стран с переходной экономикой выбор режима валютного курса играет двоякую роль. С одной стороны, механизм валютного регулирования предполагает поддержание такого режима валютного курса, который будет выполнять роль "номинального якоря" для стабилизации кредитно-денежной политики. С другой стороны, он будет способствовать решению внешнеэкономических задач, таких, как поддержание конкурентоспособности отечественных товаров (чем обычно мотивируется привязка обменного курса к корзине валют основных торговых партнеров), уровня валютных резервов страны.

Ограничения в регулировании валютного курса

Вероятность кризисов в мировой финансовой системе заставляет искать способы и формы коллективного регулирования и повышения "прозрачности" мировых финансовых рынков, обеспечения открытости информации о состоянии валютного регулирования и банковского надзора.

Свобода стран в проведении курсовой политики имеет определенные ограничения, установленные МВФ. Это выражается в том, что страны - члены МВФ должны избегать такого манипулирования валютными курсами, которое противодействует долгосрочному движению капиталов, и наоборот, должны осуществлять валютную интервенцию для противодействия дезорганизующим краткосрочным колебаниям стоимости валютной единицы. Страны, осуществляющие интервенции, не должны получать несправедливые конкурентные преимущества по отношению к другим странам - членам МВФ. (Устав МВФ, приложение "С".)

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко


Почти месяц тому назад Банк России перешел к плавающему курсу рубля. За этот период рубль ослаб по отношению к доллару на 8,8 единиц. Рубль продемонстрировал высокую волатильность при свободном курсе. Однако официальная позиция властей по-прежнему состоит в поддержке этого решения Центрального Банка.

В 2005 году А. Улюкаев, который тогда занимал пост заместителя председателя ЦБ РФ, говорил о переходе к плавающему курсу рубля в среднесрочной перспективе (3-5 лет). Тогда необходимость такого маневра объяснялась потребностью ослабления рубля в ситуации значительного притока экспортной выручки. Это решение принималось в принципиально иных экономических условиях: финансовая стабильность, высокие цены на нефть, устойчивость курса, благоприятный платежный баланс. С 2012 года началась подготовка к переходу к плавающему курсу, завершение которого было назначено на начало 2015 года. Новые экономические условия, в которых оказалась страна – падение цены на нефть, санкционное давление, рецессия в экономике, требуют стабилизации рубля через активную политику Центрального Банка, который напротив принимает решение о фактическом самоустранении.

Во-первых, переход к плавающему курсу недопустим при экономической нестабильности, поскольку плавающий курс лишь повышает риски неустойчивости. Даже советы «лучших мировых экспертов», на которые опирается руководство страны, в текущих реалиях российской экономики абсолютно противоположны. К примеру, Инвестбанк Morgan Stanley считает, что в условиях санкций режим свободного курса рубля выглядит невероятным, учитывая огромный корпоративный внешний долг России. Инвестбанк прогнозирует угрозы для финансовой и ценовой стабильности в России. Помощник президента России Андрей Белоусов заявлял о том, что Россия не готова к плавающему курсу рубля. Волатильность валюты также способна дестабилизировать внешнеторговые сделки, привести к убыткам в связи с невозможностью выполнения ранее заключенных контрактов, к примеру как это случилось в 1993 году. Тогда в марте из-за «обвального» падения курса рубля многие российские компании были вынуждены расторгнуть долгосрочные контракты в убыток себе.

Во-вторых, мировая практика показывает, что эффективным плавающий курс может быть только в странах с развитой промышленностью, где основная статья экспорта – это продукция производства.

В мире 34% всех стран мира установили режим плавающего валютного курса. Это 65 стран, из которых 29 придерживаются курса свободного плавания, при котором интервенции возможны только в особых случаях, 36 - плавающего курса, то есть цена валюты складывается исходя из рыночного формирования спроса и предложения на них. Из полностью перешедших к свободному плавающему курсу 17 – это страны зоны евро. В остальных 13-и государствах доля промышленности в экспорте превышает 70%. Из нефтедобывающих стран в этот список попали только Мексика, но даже в ее структуре экспорта топливо и сырье - 15,9%, промышленность – 74,9%, и Норвегия. Есть также группа стран с плавающим курсом (36 государств), в состав которой входят африканские государства, азиатские, а также два постсоветских- Армения и Молдавия. Из стратегических партнеров России плавающий курс имеют Турция, Индия и Бразилия. В сравнении со свободным плаванием для этих стран предусмотрены менее жесткие требования к валютным интервенциям Центральных Банков. Именно развитые страны располагают развитым рынком страхования валютных рисков, которые усиливаются из-за характерного для плавающего курса роста волатильности валюты.

Для стран-экспортеров нефти с моноспециализацией характерны иные валютные курсы. На рис.1 представлены страны, доходы которых зависят от нефтяного сектора (доля энергетических товаров в экспорте), и их режимы валютных курсов. За исключением Норвегии все нефтедобывающие государства придерживаются режима стабильных или фиксированных курсов.


Рис.1. Режим валютного курса крупнейших стран-экспортеров нефти и доля топливно-энергетических товаров в структуре экспорта, на дату - май 2014 (по данным МВФ, ВТО)

Несостоятельные аргументы «за»

Несмотря на явные аргументы против ЦБ осуществил переход к плавающему курсу. Обоснования этого решения не выдерживают критики.

«ЦБ не придется тратить золотовалютные резервы на игре со спекулянтами». В задачу Центрального Банка входит защита и обеспечение устойчивости рубля (ст.3 закона о Банке России). Когда валюта ежедневно отклоняется на несколько пунктов (рис.2), возникает вопрос о том, насколько ЦБ действует в соответствии с возложенными на него задачами.


Рис.2. Ежедневное колебание курса рубля, в рублях (по данным Банка России)

«И чем больше Центральный банк будет предпринимать попыток искусственно его удерживать или регулировать, тем большее количество спекулянтов будет наживаться на наших золотовалютных резервах». Спекулянты выигрывают и при плавающем курсе, когда его волатильность становится выше и на курсообразование влияет любое событие.

Если ранее ЦБ мог стабилизировать ситуацию на рынке и хоть как-то ей управлять, то теперь наиболее влиятельными игроками могут стать крупнейшие экспортеры, которые располагают валютной выручкой.

Поскольку на их долю приходится 72% поступающей в страну выручки в иностранной валюте, и список крупнейших сырьевых поставщиков не изменен, именно они получили возможности спекулировать на рубле в свою пользу.

«Имея в виду однобокость нашей экономики дальнейшее падение цен на энергоносители давит на курс и рубль продолжает дешеветь по отношению к доллару и к евро». Действительно динамика цен на нефть совпадает с динамикой курса рубля. Но, во-первых, сам факт самого признания однобокости экономики не решает проблем, а дальнейших предложений не выдвигается в силу того, что для этого нужен продолжительный срок (но разве это не задача долгосрочного стратегического планирования, которое в идеале уже осуществляется в стране 14 лет?). Во-вторых, снижение котировок на нефть не влияет столь существенно на валюты других стран-нефтеэкспортеров. На рис.3. представлены графики изменения курса валют нефтеэкспортеров (крупнейшие нефтеэкспортеры и нефтеэкспортеры на постсоветском пространстве) в % начиная с августа 2014 года, когда снижение цены на нефть стало трендом (до этого были периоды возврата к более высокому уровню цены).


Рис.3. Недельные колебания валют крупнейших стран-экспортеров нефти и газа (по данным OANDA), в % к предыдущей неделе

Курс рубля следует за ценой на нефть, но влияют на него и такие факторы, как геополитические условия, санкции и целенаправленная политика российской власти, для которой слабый рубль позволяет устранять дыры в бюджете, «увеличивать их на курсовой разнице». Однако это неперспективная политика, которая ведет к обнищанию людей, так как дорожает основная продукция, которые они потребляют (импортная). Рост цен и сокращение платежеспособности граждан ведет к падению спроса, а именно потребительский спрос долгое время выступал драйвером российской экономики. При падении спроса предложение будет сокращаться, то есть промышленное производство падать, это снизит налоговые поступления. Тогда и бюджет столкнется с трудностями пополнения доходной части не из нефтегазовой сферы, динамика темпов роста ВВП станет отрицательной. Усугубит эту негативную тенденцию еще больше плавающий курс рубля, который используется как механизм выравнивания диспропорций платежного баланса. При дальнейшем его ухудшении (а это происходит из сокращения разницы между экспортом и импортом, из-за отрицательного инвестиционного дохода в связи с высоким оттоком капитала, в том числе из-за необходимости оплачивать огромный корпоративный внешний долг) курс рубля будет падать.

Ошибочная идея о необходимости плавающего режима даже пропагандируется на уровне системы высшего образования. Так, в одном из учебников по экономической теории предлагается следующее объяснение эффективности плавающего курса рубля: «рассмотрим использование «плавающего» валютного курса в условиях постоянного дефицита платежного баланса России. Если платежный баланс страны будет регулярно сводиться с дефицитом, то вследствие уменьшения суммы долларовых поступлений на российский рынок цена национальной валюты по отношению к другим иностранным валютам будет снижаться. Это вызовет удешевление российских товаров на внешних рынках и рост российского экспорта. Увеличившийся приток иностранной валюты снизит спрос на нее, и курс рубля повысится». Схема идеально работает для государств, продающих товары, себестоимость которых складывается из издержек на внутреннем рынке. Поскольку Россия на внешний рынок продает нефть и газ (это 72% ее экспорта), цена на которые формируется на внешнем рынке, удешевления российских товаров не произойдет, также как и рост их экспорта. Напротив, та незначительная доля промышленных товаров, которые поставляются на внешний рынок, подорожают вследствие того, что при их производстве используется импортное оборудование и импортные сборочные компоненты, цена на которые вырастет с ослаблением рубля. Это в очередной раз доказывает, что плавающий валютный курс выгоден странам-производителям промышленных товаров. Для сырьевой державы он чреват рисками, поскольку стоимость валюты в таких условиях может сильно колебаться в зависимости от конъюнктуры на сырьевых рынках и притока иностранного капитала. Поэтому прежде чем приходить к плавающему валютному курсу, стране как минимум нужно было диверсифицировать свой экспорт по товарной номенклатуре, а не по странам-партнерам, как это сейчас реализуется под лозунгом диверсификации.

По заявлению либерального экономиста Е. Ясина рынок мог бы отрегулировать курс национальной валюты лучшим образом, стабилизироваться, дойдя до дна. Это и демонстрирует рубль – планомерно опускается к своему дну, в то время как в задачу Центрального Банка входит его защита и обеспечение стабильности.

Глава Банка России Э. Набиуллина утверждает, что «плавающий курс смягчает воздействие на экономику со стороны негативных внешних факторов. Сейчас ослабление рубля помогает экономике адаптироваться к изменившимся условиям, поддерживает рост экспорта, создает условия для импортозамещения». Если тезис о поддержке экспорта не вызывает сомнений, то оптимизм по поводу условий для импортозамещения не обоснован. Импортозамещение в данном случае сводится к удорожанию импортной продукции, которая окажется неконкурентоспособной с российской.

В идеальных рыночных условиях так и могло быть, но для России, которая не производит, испытывает нехватку инвестиций в обрабатывающую промышленность, это не приведет к вытеснению импортной продукции, а увеличит цены на рынке.

Центральный Банк и экономисты также указывают на то, что плавающий курс позволит лучше управлять инфляцией, однако для России, где 81,9% одежды, 90,5% обуви, 70,8% медикаментов, 40-95% видов бытовой техники, 70% автомобилей, более 30% пищевой продукции – импортные товары, плавающий курс порождает инфляцию: продавцы стараются заложить в цену продукции риски волатильности валюты, себестоимость продукции повышается при снижении курса рубля, и это ведет к отклонению от целевого уровня инфляции, к резкому росту цен. Не таргетирование инфляции может помочь российской экономике, а устранение дефицита денежной массы. При действующем уровне монетизации инфляция не будет ниже 6%.

При свободно плавающем курсе рубля ЦБ имеет возможность совершать интервенции. Но согласно стандартам МВФ Центральный Банк имеет право осуществлять интервенции не чаще чем 3 раза в полгода продолжительностью не более трех дней. В ином случае курс определяется не как свободно плавающий, а как плавающий. При таком жестком регулировании усилия по поддержанию стабильности национальной валюты будут иметь минимальный эффект.

Центральный Банк активно стал использовать другой инструмент влияния на курсы валют – процентную политику. Банк России через изменение ключевой ставки воздействует на рублевую массу. Для укрепления рубля происходит ее сокращение (изъятие), что создает риски ликвидности банковского сектора и сдерживает экономический рост в стране. Стоимость кредитов возрастает, они становятся недоступным источником инвестиций для секторов экономики.

Хотя слабый рубль – это и результат политики ЦБ, когда он еще старался поддерживать национальную валюту, плавающий курс не несет в себе положительных элементов. Его негативное влияние будет проявляться в резких курсовых скачках, а это и порождает ажиотажный спрос у населения и спекулятивные настроения на рынке. Курсовые скачки и дальнейшее ослабление рубля (а это неминуемо при плавающем курсе в текущих экономических условиях) ударит по компаниям, которые кредитовались на внешнем рынке. Не исключено, что историй, аналогичных Мечелу, в России появится множество, также и то, что помощь будет оказана в первую очередь крупнейшим нефтяным компаниям. Пострадают и компании, работающие на импортной продукции – а это вся сборочная отрасль, легкая, фармацевтическая, пищевая и другие отрасли промышленности. Падение платежеспособного спроса на их продукцию неминуемо.

Прогнозируя будущий курс, стоит отметить, что отыграть позиции рубль не сможет. Наиболее благоприятный прогноз на конец года – это 45 рублей за доллар (это по оптимистичной оценке), более вероятный – от 60 рублей и ниже.

Плавающий курс рубля – это очередной этап программы самоустранения государства из экономики страны, которая планомерно осуществляется российским руководством под лозунгом эффективности частного собственника и рыночных механизмов. Это путь легкой настройки экономики - выравнивания платежного баланса без корректировки внутреннего курса, модели экономического развития страны.

Плавающий курс рубля - это полный отказ государственной власти Российской Федерации от процесса регулирования национальной денежной единицы относительно валют других мировых государств. Направление движения валютного курса формируется исключительно на основе рыночных законов предложения и спроса. На данный момент лишь немногие страны успешно практикуют данный формат политики по отношению к своему денежному знаку. Более распространенный экономический режим - это регулируемый курс валюты.

Специфика плавающего курса рубля и фиксированного

Переход на плавающий курс рубля подразумевает остановку использования единого в пределах которого стоимость национальной валюты варьируется в четко установленных рамках. При достижении верхнего предела либо нижнего, свои силы активизируют монетарные власти, которые направляются на стабилизацию курса. Вмешательство в большинстве случаев проходит в формате интервенций. На открытом рынке активно реализуются операции конверсионного типа с национальной денежной единицей и резервными знаками.

До момента принятия плавающего курса на Бреттон-Вудском соглашении еще в 1944 году фиксированная система курса определяла обязательства Центральных банков, самостоятельно установивших курс своей валюты, брать на себя полную ответственность менять иностранные деньги в соответствии с принятыми котировками.

Недостатки фиксированной системы курса

Плавающие валютные курсы были узаконены в 1944 году, после того как были замечены явные недостатки фиксированного курса. Основной минус - это жесткие границы в аспекте развития внутренней экономики государства и жесткие рамки для выхода на мировую арену. Второй явный недостаток политики - это необъективность котировок по отношению друг к другу. Это имеет прямую связь со спецификой индивидуального развития каждого государства. Так, одна страна может испытывать сильные экономические трудности, в то время как для другой будет характерно сильное и крепкое финансовое здоровье. Такой дисбаланс приведет к тому, что расцветающая страна будет сталкиваться с рядом проблем в связи с неблагополучной ситуацией на территории другого государства.

Недостатки плавающего курса

В свою очередь, система плавающих курсов, которая полностью исключает все описанные минусы, также характеризуется рядом недостатков. Стоит сказать о высокой волатильности рынка, которую многие трейдеры очень быстро превратили в преимущество и основу своего заработка. Негативный отпечаток резкие колебания валютных курсов накладывают только на экспортно-импортные операции международного рынка.

Плавающий курс на территории России

Впервые режим регулируемой валюты был инициирован на территории России начиная с 1999 года. Решение было принято в связи с дефолтом, который имел место в 1998 году. После неблагоприятных явлений в обществе, правительство РФ получило возможность устранять негативные влияния внешней экономики на национальный финансовый сектор. Уже в 2005 году было введено такое понятие, как бивалютная корзина, в которой использовался тандем доллара и евро. Она открыла широкие перспективы для регулирования валюты страны. После того как была осуществлена привязка рубля к двум самым сильным денежным единицам мира, ориентация на экономику исключительно США мгновенно ослабела.

До 2009 года государственные власти активно вмешивались в котировки валютного рынка только в той ситуации, если стоимость денежной единицы начинала активно двигаться к границе коридора. После мирового кризиса в 2008 году правило упразднилось. Правительство может активно вмешиваться в движение котировок не зависимо от того, находятся они в пределах коридора или вне его границ.

Экскурс в историю

Впервые о переходе России к плавающему курсу заговорил еще на то время заместитель председателя ЦБ РФ Улюкаев в 2005 году. Он предлагал переход на данный тип политики в период с 2010 по 2015 год. В тот период рациональность смены политики объяснялась необходимостью ослабить рубль из-за резкого увеличения объема экспортной выручки. Решение обдумывалось в совершенно нехарактерных для настоящего момента экономических условиях. Это и финансовая стабильность, и высокая стоимость нефти, и устойчивость курса, и благоприятный платежный баланс.

Почему программа плавающего курса не оправдала себя?

Плавающий курс рубля - это серьезная программа трансформации экономики, которая активно подготавливалась с 2012 года. Ее реализация предварительно назначалась на начало 2015 года. В силу изменившейся в сравнении с 2005 годом ситуации: санкционное давление, падение стоимости «черного золота», рецессия в экономики, эффект от действий правительства оказался противоположным. Рубль ослабел по отношению к доллару и продемонстрировал небывалую волатильность. В то время когда исправить ситуацию могла только активная политика ЦБ России, он, напротив, принял решение о своем самоустранении и активно придерживается своей позиции. Что означает плавающий курс рубля для России, сказать проблематично, так как эффект от его внедрения не достигнут.

Плавающий курс и экономическая нестабильность

Плавающий курс рубля - это которую недопустимо применять в условиях нестабильной экономики. Это связанно с тем, что данный паттерн поведения правительства только усиливает риск неустойчивости валюты. Интересен тот факт, что советы лучших «мировых экспертов», которые консультируют правительство государства, сегодня очень расходятся. В частности, по словам представителя Инвестбанка режим плавающего курса абсолютно неприемлем в связи с жесткими санкциями, выдвинутыми государству при достаточно большом корпоративном внешнем долге государства. Финансовый эксперт делает уверенный прогноз относительно нестабильности государства, как финансовой, так и ценовой. Андрей Белоусов, занимающий пост помощника президента во всеуслышание заявляет, что, несмотря на внедрение плавающего курса, страна к этому еще готова недостаточно. Опасения связаны с тем, что волатильность денежной единицы может привести к полной дестабилизации внешних торговых сделок в результате неспособности выполнить обязательства по ранее заключенным контрактам.

Аналогия проводится с 1993 годом, когда в середине весны из-за падения рубля большинство крупных компаний страны вынуждены были расторгнуть долгосрочные договоры, понеся весьма существенные убытки. Как показала мировая практика, плавающий курс рубля - это монетарная политика которая может эффективно себя проявлять только в государствах, где экономика развивается активными темпами, а промышленность находится в самом расцвете сил. Основная статья экспорта при этом должна принадлежать производству.

Плавающий курс в странах мира

Режим плавающего курса установлен всего в 34% стран мира. В показатель включено 65 стран, из которых 29 практикуют плавающий курс с интервенциями в редких случаях, а 36 государств практикуют формирование курса национальной валюты отталкиваясь исключительно от рыночного формирования спроса с предложением. Абсолютный плавающий курс национальной валюты - это явление, которое удалось полностью реализовать в 17 странах европейского союза. Оставшиеся 13 стран отличаются 70% долей промышленности в экспорте. В список государств, практикующих вольное плавание национальной валюты и специализирующихся на добыче нефти, попали только Мексика и Норвегия. Курс активно практикуют и стратегические партнеры России. Это Турция, Бразилия и Индия. Эти государства имеют весьма мягкие валютные интервенции ЦБ. Плавающий курс рубля, последствия которого уже начали активно проявляться, не эффективен, так как России не свойственно наличие развитого рынка страхования валютных рисков. Страны-экспортеры нефти с одной специализацией имеют другие курсы валют, преимущественно стабильные и фиксированные.

Позиции «За»

Рассматривая вопрос о том, что значит плавающий курс рубля для России, стоит сказать, что ситуация просто не выдерживает критики. ЦБ не выполняет свои обязательства, определенные законодательством, в результате котировки ежедневно проходят значительное расстояние. Плюс для финансовой структуры в том, что ей не приходится тратить свои золотые запасы на игру со спекулянтами. Мимо внимания упускается тот факт, что спекулянты прекрасно себя чувствуют даже в условиях сильной волатильности. Место самого влиятельного игрока рынка в лице ЦБ сегодня уже заняли крупные эксперты с валютной выручкой, которые владеют 72% денежного потока. Чем грозит плавающий курс рубля для страны и ее населения в будущем, сказать весьма проблематично, ведь все в большей мере зависит от действий или бездействия ЦБ.

Ошибочные идеи

О том, что означает плавающий курс рубля и насколько он полезен для России, рассказывают в высших учебных заведениях, несмотря на то что вся предоставленная информация является ошибочной. В одном из учебников по экономике предоставляются следующие данные: «Плавающий курс в условиях недостатка платежного баланса страны будет сопоставляться с дефицитом, что неоспоримо приведет к сокращению притока долларов на территорию государства. Стоимость национальной валюты будет систематически опускаться, как результат - снижение стоимости отечественных товаров, их популяризация на отечественном рынке и увеличение экспорта. Далее рост экспорта усилит приток долларов, и спрос на упадет, курс рубля повысится». В какой-то мере это правильно, но, рассматривая данный вопрос, нужно учесть, что правило актуально для государств, которые поставляют товары, себестоимость которых формируется исключительно из издержек внутреннего рынка. Объяснить, будет проще, если учесть что экспорт государства на 72% состоит из нефти и газа, а стоимость энергоносителей формируется исключительно на международном рынке. В итоге «свободное плавание рубля» не может привести ни к росту курса национальной валюты, ни к увеличению объемов экспорта. Чтобы направить преимущества этой монетарной политики в свою сторону, Россия должна была диверсифицировать экспорт по товарной номенклатуре, а не по странам партнерам, что сейчас активно делается под предлогом диверсификации.

Чего ожидать в будущем?

Плавающий курс рубля, последствия которого по-прежнему неизвестны, открывает возможности перед ЦБ в плане совершения интервенций. При этом в стандартах МВФ четко прописано, что ЦБ имеет право проводить интервенции не более 3 раз в течение 6 месяцев, при этом их продолжительность не должна быть более 3 дней. Жестким регулированием стабильность национальной валюты удастся удерживать в минимальном объеме.

ЦБ России активно применяет изменения процентной ставки для регулирования денежной массы. Укрепление валюты осуществляется сокращением ее количества, что ведет к формированию высоких рисков ликвидности и препятствует экономическому росту государства. Кредиты растут, становясь недоступным источником инвестиций для экономических секторов. Рассматривая вопрос о том, что значит плавающий курс рубля, можно смело сказать, что явление, собственно как и снижение самого курса, - это последствия политики ЦБ. Последствия - это скачки валюты на рынке и агрессивные спекулятивные настроения.



error: Контент защищен !!