Проблемы и перспективы еаэс. Внутренние проблемы еаэс и возможности их преодоления Центральноазиатское направление интеграции

Предоставил слово киргизскому политологу и эксперту по региональной торговле Денису Бердакову.

- Денис, что в Бишкеке считают главным итогом первой пятилетки Евразийского союза?

ЕАЭС - это наиболее действенный проект из всех тех, которые я называю «алфавитные могилы», такие как, например, то же самое СНГ и в какой-то степени ОДКБ. В этом плане ЕАЭС совершил большой рывок с 2010 по 2014 годы сначала как Таможенный, а потом уже как экономический союз, ставший более или менее полноценным с 2015 года. Если мы говорим о тех уставных целях, которые изначально заявлялись: свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, то достигнуто многое.

Евразийский союз - модель не новая, по сути, это простое восстановление кооперационных связей бывших союзных республик.

Мы к этому давно шли, это было потеряно с развалом Советского Союза. Вопрос приграничной торговли, который шел в первые годы работы Таможенного союза, показывает, что эту вещь мы потеряли абсолютно зря.

Есть огромный прогресс, если не брать нефть и газ, то процентов на 90 мы действительно имеем довольно облегченное перемещение товаров, произведенных внутри Евразийского союза. Это значительный плюс.

По движению капиталов достигнуто крайне мало: в Кыргызстане (КР) нет толком ни одного российского банка. Капиталы не перетекают, деньги бегут из всей зоны ЕАЭС в другие места, потому что банально не доверяют.

По передвижению услуг вопрос тоже крайне сложный: услуги всегда требуют «поддержки на земле» - административной, финансовой, силовой, знакомств, связей. Для производителей услуг пока это не получается реализовать на практике. Им даже не законодательство мешает, скорее, на местах это просто не работает: да, теоретически вы можете оказывать услуги, но теоретически у вас их могут и не купить.

- Зато в свободном перемещении рабочей силы проблем нет.

Здесь наибольший прогресс между Кыргызстаном и Россией, Арменией - Россией, Белоруссией - Россией. В РФ трудовые мигранты из этих стран получили большие права, особенно по сравнению, например, с выходцами из Вьетнама или Таджикистана. Россия нуждается в рабочей силе, и идет на серьёзные уступки. Почти каждый пятый гражданин КР работает в Казахстане или в основном в РФ, и их переводы поддерживают социально-политическую стабильность в республике.

Статистика говорит о достаточно серьезных суммах, если говорить о том, что в этом плане дал ЕАЭС Кыргызстану.

Сохранение социально-политической стабильности. По разным оценкам, на заработках в России находится около 750 тысяч человек. Они стали получать больше, получили большие послабления, им не надо сдавать экзамен на знание русского языка.

Товары, произведенные в Кыргызстане, особенно продукция сельского хозяйства, животноводства, швейная продукция, достаточно беспрепятственно попадают на общий рынок ЕАЭС. Причем это все достаточно хорошего качества.

Но если для России это нефть и газ, для Казахстана - металлы и ценные руды, то для Кыргызстана его ключевым экспортным товаром является рабочая сила, которая дает поступлений больше, чем размер его государственного бюджета. В прошлом году [от киргизских трудовых мигрантов] поступило 2,6 млрд долларов, а госбюджет КР составил в районе 2,1 млрд долларов.

- А что, на Ваш взгляд, является главной проблемой ЕАЭС?

Главная проблема Евразийского союза - его недоинтрегрированность.

В 2010 году на создание Таможенного союза элиты пошли не по доброте душевной, а понимая, что рост благосостояния населения нужен для того, чтобы не получить массовых социальных протестов. Поэтому и решили восстановить интеграционные связи, которые можно было и 10, и 15 лет назад восстановить.

Вот и вернулись к этой идее.

Поэтому ключевая проблема - это недоинтегрированность. Но все же то, где мы находимся сейчас, - это большое достижение для ЕАЭС.

Хотя видно, что каждое последующее решение выгрызается с огромным трудом. Евразийская экономическая комиссия, как и все эти институты в целом, никакой политической волей не обладают, и никаких политических решений принимать не могут. Абсолютно все политические решения принимаются [только] на уровне пяти президентов. Де-факто это делает союз крайне уязвимым при смене политических лидеров. То есть ЕАЭС - это элитная интеграция сверху.

- Тогда есть смысл говорить о политической интеграции стран-участниц?

Политической интеграции нет, и речи о ней не идет. Она не нужна элитам этих стран. А раз так, то проводить ее - это самоубийство.

- Что в таком случае ждет ЕАЭС во второй пятилетке?

Ближайшие пять лет - они турбулентны для всего Евразийского союза. Мне кажется, что по ряду пунктов еще удастся найти согласие, додавить, продавить, но в целом… Есть ряд тенденций, которые подрывают союз основательно, то же вхождение Казахстана в ВТО. Это серьезный подрыв самой идеи ЕАЭС.

(Напомним: договор о создании ЕАЭС был подписан 29 мая 2014 года, а 11 ноября 2015 года Казахстан вступил во Всемирную торговую организацию. Кыргызстан стал членом ВТО 20 декабря 1998 года, Армения - 5 февраля 2003 года, Россия - 22 августа 2012 года. И вопрос балансирования евразийских стран между двумя этими структурами требует отдельного рассмотрения).

Идея Таможенного союза была такой: создаем зону пяти стран, огораживаем ее таможенной границей, поднимаем пошлины, и за счет этого растет внутренне производство, намечаются ростки новой индустриализации внутри союза. Сама идея ЕАЭС, который сам основывается на таможенном союзе, обесценивается. Ни индустриализации, ни создания крупных корпораций, которые могли бы встать в глобальной цепочке добавленной стоимости, этого нет. А ведь только это может сделать ЕАЭС макрорегионом. Для этого нужна согласованная фискальная политика: где-то можно выгодно обесценить валюту, где-то налоги [унифицировать], то есть как-то приводить к единому знаменателю. Это раз.

Без единого рынка энергоносителей это все не двинется. Это два. О единой валюте даже через пять лет говорить не стоить. Хотя теоретически взаиморасчеты на основе виртуальной валюты возможны.

(К слову, страны Европейского платежного союза с 1979 года использовали во взаиморасчетах экю. - Авт. ).

На мой взгляд, политически через пять лет ЕАЭС будет близок к полнейшей дезинтеграции, хотя экономически, возможно, мы еще подвигаемся.

И очень много зависит от мировой ситуации. Сейчас все идет к тому, что мир будет расколот на пять-шесть экономических макрорегионов. С одной стороны, это играет на ЕАЭС, с другой - существует глобально противостояние. Куда это толкнет элиты пяти стран - крайне сложно сказать.

Евразийский союз крайне неустойчив, завязан на политических лидеров, и далеко не все элиты каждой страны его поддерживают. А смена политического лидера, особенно в России, может привести к рассыпанию всего проекта

Олег И. Гусев

1. К нынешнему состоянию ЕАЭС был проделан долгий и трудный путь, начало которому было положено лекцией Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева в МГУ имени М.В. Ломоносова в 1994 году.

Тем не менее, какие-то результаты интеграции на постсоветском пространстве за столь длительный период времени всё же были объективно достигнуты через осуществление многострадальных и вымученных процедур. Основными этапами на этом пути стали:

1) заключение в 1995 году Соглашения о Таможенном Союзе между Россией и Белоруссией, к которому в том же году присоединился Казахстан;

2) подписание в 1996 году Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях;

3) подписание в 1999 году Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (ЕЭП );

4) подписание в 1999 году Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС );

5) заключение Соглашения о формировании Единого экономического пространства, к которому в 2003 - 2006 годах присоединились Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина;

6) подписание в 2007 году Россией, Белоруссией и Казахстаном Договора о Комиссии Таможенного союза, а также Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза ;

7) подписание в 2009 году Россией, Белоруссией и Казахстаном Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза;

8) создание в 2010 году Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана с объединением таможенных территорий государств «тройки» в единую таможенную территорию на основе единого Таможенного кодекса;

9) подписание в 2011 году Россией, Белоруссией и Казахстаном Договора о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК ) и Декларации о евразийской экономической интеграции, а также принятие Решения Высшего Евразийского экономического совета о вступлении в силу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство;

10) подписание между Россией, Белоруссией и Казахстаном Договора о Евразийской экономической комиссии и начало функционирования Единого экономического пространства с 1 января 2012 года;

12) осуществление работ Евразийской экономической комиссией и уполномоченных органов России, Белоруссии и Казахстана по подготовке Договора о Евразийском экономическом союзе (EАЭС ), подписание Меморандума об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Киргизией, принятие главами государств «таможенной тройки» и Армении Заявления «Об участии Республики Армения в евразийском интеграционном процессе» в 2012 - 2014 годах;

13) подписание 29 мая 2014 года Россией, Белоруссией и Казахстаном Договора о Евразийском экономическом союзе;

14) вступление в силу Договора о Евразийском экономическом союзе с 1 января 2015 года;

15) присоединение Армении к Евразийскому экономическому союзу со 2 января 2015 года;

16) присоединение Киргизии к Евразийскому экономическому союзу с 12 августа 2015 года;

17) начало работы нового состава Коллегии Евразийской экономической комиссии с представителями России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии с 1 февраля 2016 года;

18) подписание Россией, Белоруссией, Казахстаном, Арменией и Киргизией Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза и составление «Белой книги» барьеров, изъятий и ограничений в 2017 году.

двойной клик - редактировать изображение

2. В результате роста процессов глобализации мир становится ещё более связанным и ещё более зависимым от всех его субъектов. В целом глобализацию мировой экономики можно охарактеризовать как усиление взаимозависимости государственных экономик, взаимовлияния и взаимопереплетения различных сфер и процессов в мировом хозяйстве.

Сами явления глобализации носят противоречивый характер.

ЕАЭС - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о ЕАЭС.

Формирование и интеграция экономических союзов различных государств имеет как объективные, так и субъективные преимущества и порождает соответствующие проблемы в объективных условиях глобализации мировой экономики.

Имеются объективные факторы того, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве осуществляются гораздо медленнее, чем хотелось бы. Их в свою очередь можно было бы разделить на внешние и внутренние факторы, препятствующие быстрому и поступательному развитию интеграционных процессов в рамках ЕАЭС.

2.1. Главным внешним фактором можно смело назвать следующий.

В современных условиях турбулентности процессов глобализации влияние глобальных акторов на политику руководителей государств - членов ЕАЭС оказывает важное тормозящее воздействие на быстрое и поступательное развитие интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. Это влияние осуществляется посредством угроз арестов тех или иных активов государств, компаний и граждан этих стран, уголовного преследования знаковых фигур этих государств, введения тех или иных санкций в случае невыполнения их лидерами определённых условий, тормозящих процессы интеграции на постсоветском пространстве.

2.2. Главным внутренним фактором является следующий.

Из-за неотстроенности элит каждого из государств - членов ЕАЭС по отдельности , в каждом из них отсутствует политический субъект, который возлагал бы на себя историческую и политическую ответственность за судьбу своего народа (подразумевается - граждан своего государства), ввиду чего не имеется чёткого вектора развития у каждого из этих государств, так как не сформулированы долгосрочные цели и задачи развития этих обществ, а также ценности самого этого развития.

Другими словами, исключая только Россию, отсутствует историческая субъектность у всех постсоветских государств, которые становятся объектами конкурентной борьбы субъектов мирового развития между собой, à la guerre comme à la guerre, и эту войну Россия должна выигрывать на постсоветском пространстве в обязательном порядке. В этом должно отдавать себе отчёт российское руководство, и ему не следует исключительно взывать к здравому смыслу руководства постсоветских государств. Применение российской «мягкой силы» должно стать главным механизмом российской концептуальной власти на постсоветском пространстве.

двойной клик - редактировать изображение

3. При этом помимо объективных факторов имеются ещё субъективные факторы. Постараемся обозначить наиболее существенные из них.

3.1. Так, нарастает вал невыполненных задач, достижение которых было внесено отдельными пунктами в утверждённый План мероприятий ЕАЭС, а также непринятых базовых нормативных правовых актов, регулирующих вопросы углубления интеграции не на словах, а на деле. В ноябре 2017 года имелось множество неисполненных пунктов Плана мероприятий ЕАЭС, сроки по которым были установлены на 2014, 2015, 2016 и 2017 годы.

3.2. Различные государства - члены ЕАЭС стремятся к интеграции как на региональном, так и на международном уровне . Это не всегда устраивает других членов ЕАЭС, кроме того, часто в дополнение наслаиваются также проблемы двусторонних отношений, которые спорящие между собой государства - челны ЕАЭС предлагают рассматривать в рамках деятельности самого Союза, что неверно, по крайней мере, до тех пор, пока не отлажен эффективный механизм его деятельности.

3.3. К сожалению, ЕАЭС не имеет политических целей, а стремится удовлетворить исключительно экономические интересы, обеспечить взаимовыгодные условия для входящих в него государств с целью дальнейшего развития и укрепления экономических отношений.

Процессы интеграции экономических союзов различных государств в условиях роста динамизма глобализации мировых рынков и обострения вызовов и угроз в мире, исходящих от нынешних источников глобальных внешнеполитических напряжений, сталкиваются с различными проблемами.

Например, выход Соединённого Королевства из Европейского Союза, который получил название Brexit. Связанные с ним события свидетельствуют о том, что даже у длительно существующего интеграционного объединения государств с единым рынком возникают проблемы, несмотря на то, что перед этим более 60 лет последовательно осуществлялось формирование единого экономического, социального и правового пространства. Был пройден очень долгий путь от простого к сложному, тщательным образом учтён накопленный опыт, гармонизированы интересы отдельных государств и европейского сообщества в целом.

Тем не менее, Brexit стал реальностью для Европейского Союза. Что касается ЕАЭС, то это - относительно молодая организация по сравнению с Европейским Союзом, несопоставимо меньшая по своим нынешним экономическим показателям. Однако, даже у долгое время существующего экономического объединения государств могут возникнуть проблемы типа Brexit, а для молодой организации в современных условиях усиления динамизма глобализации мирового рынка и обострения вызовов и угроз в мире такая проблема более чем актуальна.

Иначе говоря, ЕАЭС, возможно, уже в ближайшие годы может ожидать негативная судьба Европейского Союза. В частности, те или иные государства могут захотеть выйти из состава ЕАЭС. И всё же озвучивать названия таких государств и как-либо пророчествовать не хотелось бы, так как ещё есть много проблем, от грамотного решения которых во многом зависит будущая жизнеспособность ЕАЭС и его дальнейшая интеграция.

3.4. К формальной проблеме, препятствующей развитию интеграции государств - членов ЕАЭС, можно отнести выбор малоперспективного названия объединения государств при его образовании, а именно, включение в исходный проект названия - «Евразийский Союз» - слова «экономический», после чего объединение стало называться «Евразийский экономический союз» из-за позиции отдельных его основателей, что предопределило и его затянувшуюся сущностную рыхлость. Можно сказать, что кроме России все другие государства - члены ЕАЭС пока преследуют исключительно цели получения б о́льших преференций со стороны России , но при сохранении собственной «самостийности» и «особливости» , что мешает поступательному развитию интеграционных процессов .

3.5. На пути к единому рынку ЕАЭС в условиях роста неопределённости в политической и экономической сфере для государств - членов ЕАЭС лежит ещё много препятствий, в том числе противоречий государственных интересов, которые будут возникать или проявляться в ходе внутреннего взаимодействия государств - членов ЕАЭС, а также при взаимодействии с другими международными организациями региональной экономической интеграции и отдельными государствами.

3.6. 7 марта 2017 года в Бишкеке состоялось очередное заседание Евразийского межправительственного совета. В нём приняли участие главы правительств государств - членов ЕАЭС, которые обсудили интеграционную повестку ЕАЭС.

Общий вывод: интеграционные процессы в последнее время идут совсем непросто, никаких прорывных успехов в евразийской интеграции нет, хотя ни одна из сторон от неё пока не отказывается. Обозначилась проблема, состоящая в том, что все стороны согласны двигаться вперёд, но они же также выступают против того, чтобы делать вид, что движение вперёд осуществляется.

Назрела необходимость в пересмотре механизмов принятия решений ЕАЭС, а именно, в разработке и внедрении новых прогрессивных механизмов принятия решений и обязательств по их выполнению.

Российской стороной было высказано мнение, что перенос партнёрами по ЕАЭС двусторонних проблем в общие дела ЕАЭС сродни попыткам шантажа, с напоминанием того, какие преференции члены объединения получают от евразийской интеграции.

Но, видимо, прежние механизмы принятия решений ЕАЭС уже не способны дать новый мощный импульс развитию экономических связей . Они уже сыграли свою роль.

3.7. Наиболее слабым звеном современной России является её система социального управления на всех уровнях. Первичной фазой управления, предусматривающей постановку генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с назначением (миссией) системы, стратегическими установками и характером решаемых задач, является целеполагание. Нынешняя правящая «элита» неспособна выявить и определить адекватное и естественное целеполагание для российского общества, а тем более - предложить обоснованную и эффективную методологию (хотя бы план мероприятий) его достижения. Получается «элита» развивается сама по себе, в полном отрыве от нужд развития российского общества. При этом нарастает вал проблем общественного и социального развития, подрывающих и подтачивающих духовные основы единства российского общества и существования российского государства, но при этом на всех управленческих уровнях постоянно обсуждаются вопросы комфортного и вольготного самочувствия экономических элит, искусственного продления такого их состояния, как будто бы от его сохранения что-то зависит сущностно для остальной части общества (его большинства). О формировании какой-либо общественной стратегии, даже просто о серьёзном обсуждении или затрагивании этой темы говорить практически не приходится, если речь идёт о подлинной общественной стратегии, а не о программе приватизации федерального имущества или так называемом «социально-экономического развития» на какой-то период.

Именно по этим причинам, Россия находится вне процесса культурно-цивилизационного созидания, и в этом направлении её отставание от других цивилизаций нарастает. Более того, из трёх трёх матриц, синтезирующих русскую цивилизацию , одна, «советская» , к сожалению, уже почти полностью разрушена, а две остальные ранее сколько-нибудь перспективные: православно-славянская и евразийская (русско-тюркская) , - активно разрушаются. Среди бывших советских социалистических республик Средней Азии и Закавказья растёт разочарование поведением российских властей и бизнеса, так как Россия не предложила развёрнутой взаимовыгодной геополитической концепции формирования будущего евразийского пространства. Православно-славянский ареал также не имеет никакой ясной перспективы, помимо практически утраченной Украины. Единственный союзник на Балканах - Сербия - активно движется в сторону Европейского Союза и НАТО, а ведь около 20 лет назад Союзная Республика Югославия просила о вступлении в Союзное Государство России и Белоруссии.

В целом нынешняя российская власть проигрывает в процессе цивилизационного строительства всё, что может, очень долго стремясь войти в «сообщество цивилизованных государств». Надежды на формирование Евразийского Союза, как политического и культурно-цивилизационного фундамента, развитие ШОС как регионально-политического образования , БРИКС как объединения цивилизаций, не относящихся к «коллективному Западу» , и модели будущего мироустройства , - пока не оправдываются. Похоже, идёт искусственное торможение этих процессов, но не понятно, почему кроме экономических вопросов постоянно отвергаются вопросы концептуальные, стратегические и политические. По крайней мере, Россия на этих направлениях утратила активность и наступательность, а культурно-цивилизационное строительство замещается попытками обыденной экономической выгоды, причём порой - на китайских условиях.

3.8. Для успешности развития ЕАЭС, прежде всего, необходим отказ от «голого экономизма» с приданием этой организации смыслового статуса «большого проекта», то есть, начальной фазы какой-то глобальной альтернативы «однополярному миру». Для этого потребуется концептуально-системное изложение основ нового миропорядка, построенного на иных принципах, чем ныне существующий «однополярный мир». Однако самого по себе глобального проекта, альтернативного существующему, недостаточно, даже если проект детально разработан. Необходим в той же мере проработанный механизм его реализации: элиты, идеи, ресурсы, акторы, технологии, отраслевые проекты. Системная угроза для государств постсоветского пространства требует и системного ответа, а не развития только лишь взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества в рамках глобализма.

Находясь внутри чужого глобального проекта, Россия так и будет оставаться «страной-мишенью», реагирующей на угрозы и вызовы в режиме «постфактум», не действуя всякий раз на опережение противника (глобальных элит), а плетясь в хвосте глобальных процессов, вяло и вынужденно как-то реагируя на продуманные вызовы глобалистов.

3.9. Ещё не изменилось внутреннее содержание государств - членов ЕАЭС, которое в условиях динамичной глобализации мировой экономики может вступить в противоречие с целями и задачами ЕАЭС.

Вмешательство глобальных сил в политику руководителей государств - членов ЕАЭС могут ослабить принятые в рамках прежних механизмов решения ЕАЭС и стать одной из причин торможения экономической интеграции государств ЕАЭС или даже его развалу. Это происходит из-за того, что элиты государств - членов ЕАЭС имеют различные (да и зачастую размытые) государственные интересы и не однонаправленные векторы внешней политики, что при отсутствии поэтапных базовых принципиальных консолидирующих факторов ведёт к ослаблению какой-либо интеграции.

Государства - члены ЕАЭС, понимая сложность и противоречивость современной ситуации на мировых рынках, должны стремиться к отысканию принципиально новых путей позитивного решения имеющихся проблем и противоречий, а они лежат опять-таки также в сфере целеполагания. Ясное целеполагание в элитах государств - членов ЕАЭС также отсутствует, в некотором смысле они оглядываются на российское руководство (что возможно пока ещё является российским стратегическим ресурсом), но оттуда не идут соответствующие указующие сигналы. А если утрачена «связь с бывшим центром» , а свой собственный аутентичный центр у каждого из постсоветских государств либо никогда не существовал (Киргизия), либо давно уже забыт и несовременен (Армения), то начинаются поиски какого-то нового центра, который всякий раз оказывается чужим (Европейский Союз , Соединённое Королевство , США или отдельные крупные европейские государства, КНР , Турция , Иран ).

двойной клик - редактировать изображение

4. Представляется, что руководящие органы ЕАЭС должны придавать большое значение механизму принятия решений ЕАЭС, а также созданию системы, гарантирующей выполнение принятых его членами обязательств, в качестве непременного условия успешного продвижения интеграционных процессов ЕАЭС. Однако, без общего единого целеполагания государств - членов ЕАЭС успешного движения на этом пути также быть не может. Всё упирается в вопросы политики, стратегии и целеполагания.

В связи с этим предлагается внедрить новые прогрессивные механизмы принятия решений ЕАЭС, гарантирующие выполнение государствами - членами ЕАЭС своих обязательств.

Новые механизмы принятия решений ЕАЭС должны отличаться от существующих практичностью, гибкостью и возможностью дробления противоречивых задач на общие единые подзадачи.

Такие механизмы позволили бы в современных условиях усиливающейся глобализации мировых рынков и обострения вызовов и угроз в мире минимизировать и поэтапно преодолевать противоречия государственных и евразийских интересов, включая противоречия двусторонних межгосударственных соглашений и общих единых интересов государств - членов ЕАЭС, и углублять интеграционные процессы в рамках ЕАЭС.

Как представляется, без новых механизмов принятия и исполнения решений ЕАЭС, гарантирующих выполнение взятых государствами - членами союза своих обязательств, в ближайшие годы не стоит ожидать ощутимых результатов интеграции в ЕАЭС, более того, могут проявиться негативные настроения государств - членов ЕАЭС, а также их населения.

С необходимостью внедрения новых механизмов неразрывно связан вопрос введения в научный обиход новых терминов, среди которых наиболее актуальны словосочетания: «общее единое целеполагание ЕАЭС», «пакетное решение ЕАЭС», «пакетное обязательство государства - члена ЕАЭС», «пакетная экономическая политика ЕАЭС», «пакетная промышленная политика ЕАЭС» и «государственная внешнеэкономическая политика государства - члена ЕАЭС».

Поскольку государства - члены ЕАЭС входят в союз как субъекты экономических отношений и как деятельные их участники, эти новые научные термины смогут точнее отражать формирование и разработку поэтапных задач интеграции ЕАЭС, а также результаты интеграции.

4.1. Так, для ЕАЭС перспективными будут научная разработка и реализация пакетных решений ЕАЭС и пакетных процессов интеграции ЕАЭС с целью развития интеграции в объединении.

Начальным пакетным решением ЕАЭС, как представляется, должно стать пакетное решение о пакетной экономической политике ЕАЭС, учитывающее специфику экономик каждого из государств - членов ЕАЭС, причём по всем отраслям их хозяйства.

Последующими пакетными решениями ЕАЭС станут, например, пакетные решения ЕАЭС: о пакетной промышленной политике ЕАЭС; о государственной внешнеэкономической политике государства - члена ЕАЭС и другие.

Пакетные решения ЕАЭС и пакетные обязательства государств - членов ЕАЭС станут поэтапными базовыми принципиальными консолидирующими факторами в условиях динамичной глобализации мировой экономики.

Для такого утверждения есть основания, так как решающим критерием оценки региональных экономических соглашений является то, насколько существенное различие проводят они между государствами - членами экономического соглашения и теми государствами, которые в этих соглашениях не участвуют. А также то, как определена экономическая политика в отношении третьих государств.

Поэтапные базовые принципиальные консолидирующие факторы в современных условиях роста динамизма глобализации мировых рынков и обострения вызовов и угроз в мире обеспечат запуск пакетных процессов интеграции ЕАЭС, то есть будут способствовать усилению интеграционных процессов.

4.2. Представляется, что общий макроэкономический эффект от своего членства в ЕАЭС для каждого государства - члена состоит в быстром росте следующих факторов, при условии научной разработки и внедрения пакетных решений ЕАЭС, пакетных обязательств государства - члена ЕАЭС, пакетной экономической политики ЕАЭС, пакетных проектов ЕЭАС и пакетных процессов интеграции ЕАЭС с целью развития интеграции в объединении:

1) устойчивый и стабильный рост ВВП, выравнивание уровней экономического развития государств - членов ЕАЭС;

2) рост благосостояния граждан государств - членов ЕАЭС вследствие увеличения занятости их населения;

3) рост уровня заработной платы благодаря снижению издержек и повышению эффективности и производительности труда;

4) снижение цен на услуги и товары за счёт устранения торговых ограничений, уменьшения логистических издержек от перевозки сырья и экспорта товаров;

5) рост промышленного производства, соответствующий увеличению спроса на товары и услуги.

4.3. Глобализация мировой экономики усиливает взаимозависимость государственных экономик и проявляется в синхронизации экономических процессов различных государств.

Значительную роль в глобальных интеграционных процессах экономики играют внешнеэкономические связи.

В настоящее время для развития мировых хозяйственных связей характерны динамизм и диверсификация видов и форм внешнеэкономической деятельности. Одной из существенных тенденций в развитии мировых хозяйственных связей выступает диверсификация форм сотрудничества.

двойной клик - редактировать изображение

5. Вступление Армении и Киргизии в ЕАЭС привело к тому, что этим двум государствам необходимо менять модель государственных экономик с реэкспортной на производственную, возрождать промышленность, создавать новые предприятия в сфере государственного хозяйства.

Необходимо развитие тех отраслей, которые имеют потенциал для создания региональных производственных цепочек. В сельском хозяйстве развитие кооперации и перерабатывающей промышленности должны быть приоритетными направлениями, причём переработка продуктов сельского хозяйства должна быть максимально глубокой, чтобы достигать финальной стадии цепочки добавленной стоимости.

Перспективны создание энергетического рынка, а также реализация транспортной политики Армении и Киргизии, не имеющих выхода к морю, необходимо определить, какие виды продукции они должны производить сами, которые были бы востребованы государствами - членами ЕАЭС, а также определить, чем экономики Армении и Киргизии привлекательны для инвесторов.

Исходя из этой точки зрения должны быть выработаны соответствующие государственные экономическая и промышленная политики, утверждённые на официальном государственном уровне Армении и Киргизии.

На текущем этапе одной из проблем интеграции предприятий Армении и Киргизии с предприятиями других государств - членов ЕАЭС является отсутствие соответствующей информационной системы предприятий этих стран.

Для решения проблем интеграции предприятий Армении и Киргизии с ЕАЭС, прежде всего, необходимо разрабатывать информационную систему предприятий Армении и Киргизии для сети трансфера технологий, субконтрактинга и кооперации предприятий ЕАЭС, которая естественным образом должна быть создана в ближайшие 2 - 3 года или даже в более сжатые сроки.

Создание информационной системы предприятий Армении и Киргизии позволит оптимизировать процесс производства и существенно повысить конкурентоспособность как на уровне предприятий Армении и Киргизии, так и на уровне ЕАЭС в целом.

Евразийская сеть трансфера технологий, субконтрактинга и кооперации предприятий ЕАЭС как общий информационный ресурс образует евразийскую информационную систему предприятий. Центром этой системы станет интегрированный в неё единый реестр сведений о предприятиях ЕАЭС. Функционирование названной евразийской сети в конечном итоге должно обеспечить увеличение темпов роста и объёмов производства предприятий в государствах - членах ЕАЭС.

В данных условиях перспективы интеграции предприятий Армении и Киргизии с предприятиями остальных государств - членов ЕАЭС станут более широкими, конкретными и экономически выгодными.

Создание информационной системы предприятий Армении и Киргизии, прежде всего, обеспечит оптимизацию процессов производства и качественно усилит конкурентоспособность как на уровне предприятия, так и на уровне региона; повысит эффективность деятельности предприятий в целом и даст возможность использовать освободившиеся финансовые, организационные и человеческие ресурсы для развития новых направлений и новых предприятий этих стран.

двойной клик - редактировать изображение

6. ЕАЭС проходит непростой путь становления, ЕАЭС предстоит развиваться в условиях роста динамизма глобализации мировых рынков и обострения вызовов и угроз в мире , исходящих от нынешних глобальных акторов, формирующих внешнеполитическое напряжение в постсоветских государствах.

ЕАЭС может стать выразителем интересов большинства государств постсоветского пространства, экономическим мостом между Европейским Союзом и активно развивающимся КНР, но главной задачей должна стать не транзитная функция между кем-то и кем-то, а собственная интеграция всех государств постсоветского пространства, причём не только экономическая.

Успехи экономического развития каждого отдельного государства - члена ЕАЭС смогут убедить другие государства постсоветского пространства в целесообразности присоединения к ЕАЭС. Тогда уже в ближайшие годы ЕАЭС сможет расшириться и стать крупным субъектом мировой экономики, а также мировым политическим субъектом.

Уже сейчас можно определить хотя бы несколько межгосударственных программ развития, охватывающих все государства - члены ЕАЭС. Если такие программы будут определены и станут реализовываться, то тогда можно было бы постараться увеличить их количество, охватив ими все отрасли хозяйства.

В дальнейшем можно было бы создать единый бюджет для реализации всей совокупности этих межгосударственных программ развития, охватывающих все государства - члены ЕАЭС.

Со временем так могли бы возникнуть дееспособные органы исполнительной власти ЕАЭС. Пока, несмотря на наличие 25 департаментов по различным направлениям как структурных подразделений Евразийской экономической комиссии, такого нельзя сказать о ней самой, что подчёркивается и количеством международных служащих в её составе и их полномочиями.

В настоящее время нельзя строго судить или оценивать деятельность Евразийской экономической комиссии, ввиду отсутствия ясного и чёткого общего единого целеполагания государств - членов ЕАЭС .

Для перспектив развития ЕАЭС есть масса оснований, но начинать необходимо с главного - выявления глубокого общего единого целеполагания государств - членов ЕАЭС .

Подписывайтесь на в Яндекс.Дзен!
Нажмите " ", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Евразийский экономический союз - это новое интеграционное объединение, созданное с целью помочь его странам-участницам реализовать свой экономический потенциал и потенциал хозяйственных связей внутри региона, создать условия для повышения глобальной конкурентоспособности. Можно констатировать, что Союз стал экономически привлекательным, что позволило присоединиться новым странам таким как Армения и Киргизия. При этом на наш взгляд, дальнейшее интеграционное развитие в рамках ЕАЭС должно сопровождать дальнейшим территориальным расширением. Следовательно, в более отдаленной перспективе возможно вступление в ЕАЭС большинства стран Центральной Азии, например Таджикистан, Азербайджан и Узбекистан.

Вхождение в союз перечисленным странам помогло бы с решением многих социально-экономических проблем, связанных с модернизацией и диверсификацией экономики, а также чрезвычайно высоким уровнем внешней трудовой миграции и другими сложностями ее развития. Таким образом, процедура вступления третьих стран в ЕАЭС состоит из следующих этапов, а именно:

    процедура интеграции основана на добровольности, желании и готовности той или иной страны работать на общем рынке и выполнять сформировавшиеся принципы и право ЕАЭС;

    страна, желающая вступить в Союз, должна направить за подписью президента свое желание, после чего представители пяти государств обсуждают экономическую взаимовыгодность;

    создается рабочая группа, формирующая план действий в рамках чего страна-претендент берет на себя обязательства по срокам и определенным направлениям и начинает их реализовывать.

При осуществлении всех этих задач государство может стать членом Союза, далее Президенты пяти стран подписывают Договор о присоединении. Процедура выхода из Евразийского экономического союза также осуществляется на добровольной основе.

Несмотря на некоторые трудности в понимании интересов друг друга, определенные разногласия нормативно-правовой базы, а также множество все еще нерешенных вопросов, Евразийский союз сумел доказать свою жизнеспособность как один из самых перспективных проектов на постсоветском пространстве. Это подтверждается тем, что к объединению уже проявили интерес около 40 различных стран, заявивших о своей готовности заключить с ЕАЭС соглашения о свободной торговле.

В свою очередь, результаты, которых удалось добиться в первый год союза, еще не повод останавливаться на достигнутом. Основная задача стран ЕАЭС стремится к тому, чтобы ЕАЭС и дальше укреплял свои позиции, тем самым мог развиваться и был устойчив перед препятствиями различных санкций и кризисных явлений.

Первый этап предполагает формирование общего рынка труда, который предусматривает открытие экономических границ между государствами, с целью обеспечить более свободное перемещение через них товаров, услуг, рабочей силы, капитала и других экономических факторов.

ЕАЭС ставит перед собой амбициозные цели, которые предусматривают не просто сокращение торговых барьеров, таких как таможенные пошлины, количественные ограничения, квоты, а также запреты на импорт и экспорт, мешающие их развитию, а объединить национальные экономики государств-членов ЕАЭС как одно целое в общий рынок.

Следующим этапом выступает формирование общего рынка лекарственных средств и изделий. Согласно Договору о ЕАЭС, единый рынок лекарственных средств должен был начать функционировать 1 января 2016.

Соглашения «О единых принципах и правилах обращения лекарственных средств, в рамках ЕАЭС» от 23 декабря 2014 года и «О единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники)», было ратифицировано в установленный срок до конца 2015 года всеми государствами-членами кроме, Российской Федерации.

В итоге Россия завершила процесс ратификации Соглашения лишь 12 февраля 2016 года. Однако для того, чтобы рынок заработал, Евразийской экономической комиссией был подготовлен пакет из 25 документов наднационального регулирования.

В сфере обращения лекарственных средств соглашение предусмотрело создание специализированного органа – Фармакопейного комитета Союза, выступающего экспертным центром по изготовлению и употреблению лекарственных средств, при Евразийской экономической комиссии.

Решениями Комиссии также должны быть установлены другие общеобязательные правила, относящиеся к обращению лекарственных средств и контролю за этим процессом: правила регистрации и экспертизы лекарственных средств, требования к регистрационному досье, форма регистрационного удостоверения. правила надлежащей производственной практики, правила фармацевтических инспекций.

Лекарственные средства и медицинские изделия, произведенные и зарегистрированные в государстве-члене согласно утвержденным Комиссией единым правилам, допускаются к обращению на всей территории ЕАЭС.

Следующим этапом интегративного направления развития стран ЕАЭС – это формирование общего энергетического рынка, реализация которых потребует принципиально иных подходов к энергетике.

Энергетика является основополагающей отраслью экономики, от которой зависит нормальное функционирование всех остальных отраслей, а равно национальная безопасность государства и благосостояние его граждан.

Государства-члены ЕАЭС в разной степени обеспечены энергетическими ресурсами. Казахстан и Россия выступают крупными производителями и экспортерами этих ресурсов, другие страны: Армения, Беларусь, Кыргызстан, напротив, вынуждены импортировать многие из этих ресурсов.

Правовую основу скоординированной энергетической политики образует раздел 20 Договора о ЕАЭС «Энергетика», конкретизированный и дополненный рядом протоколов:

    протокол об обеспечении доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики;

    протокол о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики;

    протокол о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов.

Конечным результатом осуществления скоординированной энергетической политики должно стать формирование общих рынков энергетических ресурсов, которые будут регулироваться специальными международными договорами в рамках Союза. После их вступления в силу вышеупомянутые протоколы прекратят применение.

К настоящему времени конкретизируются задачи ЕАЭС на указанных приоритетных направлениях. Определены этапы формирования общего электроэнергетического рынка государств – участников ЕАЭС, одобрена Рамочная программа по сотрудничеству в области мирного использования атомной энергии, в качестве инструмента согласования энергетической политики разработан прогноз производства и потребления энергоресурсов на период до 2020 года, реализуется проект создания ЕАЭС Межгосударственного центра по разработке энергосберегающих технологий.

Следующий этап предусматривает к 2025 году сформировать общий рынок углеводородов, где будет положено начало функционированию общего рынка в области нефти, газа и нефтепродуктов ЕАЭС, что само по себе является одним из крупнейших решений в области интеграции.

Создание единого рынка углеводородов позволит странам Евразийского экономического союза быть более конкурентоспособными на мировых рынках.

Формирование общего рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС будет осуществляться на основании пяти принципов, одобренных всеми государствами, входящими в Союз, а именно:

    неприменение во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных или иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение. Порядок уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты при вывозе их за пределы таможенной территории Союза определяется отдельными, в том числе двусторонними соглашениями государств-членов;

    приоритетное обеспечение потребностей в нефти и нефтепродуктах, входящих в ЕАЭС стран;

    унификация норм и стандартов на нефть и нефтепродукты государств - членов Союза;

    обеспечение экологической безопасности;

    информационное обеспечение общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.

1 января 2016 года Высший совет ЕАЭС утвердил концепцию формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза.

До 1 января 2018 года Высший совет должен утвердить программу формирования этих рынков. Включенные в нее мероприятия должны быть выполнены до 1 января 2024 года. А после этой даты запланировано заключение государствами - членами ЕАЭС международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов, содержащего единые правила доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, расположенным на территориях стран союза. Документ должен вступить в силу не позднее 1 января 2025 года.

Завершающим этапом выступает Договор о ЕАЭС, который предусматривает формирование еще одного наднационального органа, имеющего специальную компетенцию по регулированию финансового рынка. Этот орган должен будет регулировать общий рынок финансовых услуг ЕАЭС (банковских услуг, страховых услуг, услуг в области ценных бумаг). Его планируется создать к 2025 г. Предполагается, что данный орган будет обеспечивать решение задач финансово-экономического регулирования во взаимосвязи с государственной политикой по обеспечению макроэкономической стабильности и развитию финансовых рынков. 24

В валютно-финансовой сфере многостороннее сотрудничество должно быть ориентировано на взаимную либерализацию финансовых рынков, унификацию валютного законодательства, расширение использования мультивалюты в торговле между странами ЕАЭС, а также создание системы коллективных платежно-расчетных механизмов. Кроме руководящих органов обшей компетенции и проектируемого органа по регулированию финансового рынка, в рамках ЕАЭС предусмотрена возможность создания вспомогательных и консультативных органов. Эти органы являются органами специальной компетенции и действуют в отдельных сферах, они не наделяются властными полномочиями, а их количество неограниченно. К вспомогательным органам относятся советы руководителей государственных органов, рабочие группы, специальные комиссии. Их уполномочен создавать Высший Евразийский экономический совет в целях содействия выработке, скоординированной или согласованной политике государств-членов союза. Консультативные органы действуют при ЕЭК и учреждаются для подготовки рекомендаций по отдельным вопросам. В состав консультативных органов входят эксперты, обладающие знаниями и опытом в таких вопросах как энергетика и транспорт.

В заключении можно констатировать, что начинающему свою деятельность Евразийскому экономическому союзу предстоит существовать и развиваться в условиях нестабильной экономики, исходящих из кризиса вокруг Украины. Запад, вполне возможно, будет увеличивать экономическое давление на Россию, отстраняя ее от международных финансовых рынков. В этих условиях России следует более активно взаимодействовать с постсоветскими странами на принципах равенства, уважения территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела государства. В целом можно сказать, что ЕАЭС является необходимым и перспективным интеграционным объединением, он успешно развивается и за последний год проделал огромный объем работы, тем самым доказал свою эффективность в функционировании.

Можно указать и на несколько основных проблемных узлов, связанных с расширения ЕАЭС:

1) Перенос национальных и региональных проблем на ЕАЭС как международный институт . Примером гибкого и взвешенного подхода к интеграции подобных государств в состав объединения является интеграция в ЕАЭС Армении. Спор с Азербайджаном за обладание Нагорным Карабахом, вылившийся в 1990-е гг. в полноценную войну и ситуацию «замороженного конфликта» стал объектом международного урегулирования. Возможность переноса армяно-азербайджанского конфликта на уровень ЕАЭС грозил дестабилизировать интеграционную структуру. Неблагоприятное геополитическое окружение Армении, отсутствие у нее границ с другими членами ЕАЭС осложняли взаимодействие нового участника с членами устоявшегося «ядра» ЕАЭС. Ключевой стала позиция президента Казахстана Нурсултана Назарбаева: Армения будет вступать в ЕАЭС в границах, определенных ООН. Это способствовало снятию политического напряжения и дало руководству Азербайджана ясный сигнал о том, что ЕАЭС является экономической структурой и не планирует затрагивать вопросы межнациональных конфликтов и территориальных споров, подменяя собой политические объединения. Аналогичным образом удалось избежать внесения в повестку деятельности ЕАЭС этнополитической и этноконфессиональной проблематики, которую пыталось акцентировать прежнее правительство Кыргызстана.

2) Необходимость для стран-членов ЕАЭС реагировать на международные конфликты, в которые вынужденно вовлечены другие его участники . Известную тревогу ряда стран-участниц ЕАЭС вызывают события на Украине и воссоединение Крыма с Россией. Руководство Казахстана заявило, что воспринимает референдум в Крыму как свободное волеизъявление населения украинской автономии и с «пониманием» относится к решению России. Несмотря на попытки некоторых казахстанских экспертов провести аналогии между ситуацией вокруг Крыма и положением дел на севере самого Казахстана, подобные оценки не получили признания в большей части казахстанского общества и элиты. Руководство Казахстана продолжило курс на развитие отношений с Россией, считая его максимально отвечающим интересам страны. Более того, Казахстан и президент Н. Назарбаев сыграли важную посредническую роль в налаживании диалога между Россией и ЕС по ситуации на востоке Украины, стимулировав запуск Минского процесса. В то же время Кыргызстан, – тогда еще потенциальный член Таможенного союза и ЕАЭС, – пошел еще дальше, официально признав результаты референдума.

Недостаточно определенное и по-разному трактуемое заявление распространено Арменией. По официальной информации, в телефонной беседе с президентом России Владимиром Путиным его армянский коллега Серж Саргсян сообщил, что Ереван считает крымский референдум реализацией права на волеизъявление (очевидно, проведя мысленную параллель с возможной судьбой Нагорного Карабаха). Балансирующую позицию заняло руководство Беларуси, не поддержав ни одну из сторон и отказавшись от официального признания итогов крымского референдума. Вместе с тем фактическое признание новой ситуации с Крымом состоялось. Президент Беларуси Александр Лукашенко весной 2014 года констатировал: «Де-факто Крым стал частью России… И мы будем с Российской Федерацией. Что будет де-юре – это будет потом». Такая позиция позволила руководству Беларуси сохранить возможность маневра и предложить себя в качестве посредника на переговорах между представителями России, Украины и Донбасса.

Сохраняя верность союзническим отношениям с Россией, Минск тяготеет к развитию отношений и с Украиной, и с Европейским союзом (далее – «ЕС») . Первая является довольно крупным внешнеторговым партером Белоруссии, а от второго зависят перспективность белорусского экспорта в Европу и относительная политическая стабильность в стране. Непосредственный экспорт «цветной революции» в саму Беларусь в ближайшем будущем едва ли возможен, но ее геополитическое положение в свете новых реалий и активности Запада заметно усложнилось. А. Лукашенко заявил, что не допустит в своей стране повторения киевских событий. Единственной страной, которая может помочь ему в этом, остается Россия.

Таким образом, кризис в отношениях России и Запада, вызванный ситуацией на Украине, не привел к сколько-нибудь масштабному кризису в рамках евразийских структур и не препятствовал созданию ЕАЭС. Вместе с тем будущее процессов евразийской интеграции во многом будет зависеть от развития отношений России и Запада , от отмены либо сохранения санкций в отношении РФ, от общей стратегии действий ЕС на постсоветском пространстве.

3) Попытка новых членов ЕАЭС добиться односторонних льгот и привилегий , выйдя за рамки соглашений, формирующих правовые рамки деятельности ЕАЭС. Последнее, в частности, проявилось в поведении Кыргызстана, пытавшегося получить весьма масштабные компенсации, поскольку закрытие границ с Китаем ухудшит экономическое положение значительной части населения, занятой реэкспортом китайских товаров, а также в связи с затруднениями из-за интеграции в ЕАЭС в деле осуществления совместных с Китаем инфраструктурных проектов. Интеграция, как опасались в свое время в Бишкеке, могла нарушить логистику проектов, затруднить перемещение техники, людей и оборудования, необходимого для их реализации. Введение дополнительных пошлин, в свою очередь, вело к удорожанию таких проектов. Сюда же следует добавить пожелание Кыргызстана не распространять на него требования ЕАЭС по санитарному контролю за его сельскохозпродукцией. Необходимо напомнить, что Договор о вступлении Кыргызстана в Евразийский экономический союз был подписан еще 23 декабря 2014 г., после чего власти республики должны были выполнить 181 пункт Дорожной карты для окончательного вступления в ЕАЭС. Бишкек смог добиться дополнительных льгот, которых, например, не было у Белоруссии, увеличив свою долю от общих таможенных сборов ЕАЭС до 1,9% (у Армении эта доля составляет 1,11%) и получив ряд торгово-экономических преференций на пять лет. Дополнительно к этому было объявлено о создании кыргызско-российского фонда с капиталом в 1 млрд. долларов, средства которого будут направляться на восстановление и развитие промышленности страны. Значительность предоставленных Кыргызстану при вступлении ЕАЭС льгот возложила дополнительную ответственность на плечи других участников, и прежде всего – России и Казахстана.

Формирование подобной «зоны исключений» может создать неблагоприятный прецедент с учетом вероятного расширения ЕАЭС. Необходимы консолидированные экономическое, социальное и экономико-правовое пространства, единство институализированных «правил игры» для всех участников одновременно с активизацией механизмов обеспечения гибкого учета интересов отдельных стран-участниц. От того, насколько эти исключения будут глубокими и системными, зависят результаты евразийской интеграции.

4) Вопрос, связанный с обеспечением реального и фактического равноправия стран-участниц ЕАЭС , о недопущении дисбалансов в отношениях между «ядром», которые образуют страны-первоучредители ЕАЭС, и его новыми членами, и прежде всего между входящими в этот союз государствами, отличающимися друг от друга по экономическому потенциалу. Особенно важной с точки зрения перспектив расширения и углубления интеграции в рамках ЕАЭС является ответственная позиция России, которая не допускала возникновения в рамках формирующегося общеэкономического пространства условных центра и периферии . Актуальность этого вопроса связана со структурными особенностями ЕАЭС, поскольку потенциал государств, входящих в него, мало сопоставим. Во избежание возникновения у других стран-участниц ЕАЭС опасений о возможности некоего «неоимперского курса» России следует выдвигать новые инициативы, связанные с комплексным развитием социально-экономического потенциала этих государств, обосновывать взаимовыгодность кооперационных начинаний .

Преодолению подобных опасений также способствовало бы официальное признание на уровне институтов ЕАЭС возможности разноуровневой и разнотемповой интеграции, а также многообразия возможных форм включения новых членов и партнеров в структуру объединения.

5) Опасения «действующих» участников ЕАЭС в отношении новых стран-соискателей , прежде всего касающиеся готовности их быть надежными партнерами, а также того, насколько их участие в деятельности Союза является стратегическим и долгосрочным, а не продиктовано тактическими и краткосрочными выгодами. С последней проблемой связан вопрос о готовности многих государств строго и пунктуально подходить к исполнению своих международных обязательств, о наличии у них необходимых для этого политических институтов и политической воли, а также необходимого уровня поддержки среди населения и элит.

Тем не менее, несмотря на трудности и противоречия, развитие ЕАЭС, включая совершенствование его институциональной организации и репозиционирование его традиционных стран-участниц, продолжается.

Так, был сформирован новый состав Евразийской коллегии – по два члена от каждой страны-участника. Назначение руководителем Коллегии представителя Армении Т. С. Саргсяна подчеркивает заинтересованность других стран-членов объединения в более плотной интеграции Армении в структуры ЕАЭС, а также в укреплении политических позиций ее руководства. Армения, сделавшая свой выбор в пользу ЕАЭС в конце 2013 г., находится в сложных условиях. Ее полноценная интеграция потребует времени и усилий, будет осложняться геополитическими факторами (прежде всего, конфликтом с Азербайджаном) и непростой внутриполитической ситуацией.

Что же касается Грузии, то, как известно, позиция ее элиты и значительной части населения предполагает интеграцию в евроатлантические структуры, а не в евразийский проект. Единственным препятствием для этого остается проблема Абхазии и Южной Осетии, независимость которых официальный Тбилиси не признает. Сохраняющаяся напряженность в отношениях с Россией делает включение Грузии в зону свободной торговли сугубо гипотетической перспективой.

Для Азербайджана, несмотря на стремление России «мягко» подключить его к структурам ЕАЭС в соответствии с формулой «широкого партнерства», судя по всему, более привлекательным пока является формальное пребывание вне этого объединения, в которое входит Армения. Трудно представить ситуацию, при которой Баку и Ереван, не решив крайне сложные политические вопросы, в ближайшей перспективе обоюдно могли бы открыть границы для свободного перемещения товаров и рабочей силы. Позиционирование себя как нейтрального «внеблокового государства», входящего в «тюркский мир» и выступающего в роли стратегического партнера одновременно НАТО и России, позволяет азербайджанскому руководству рассчитывать на политические и экономические дивиденды. Напряжение вокруг Нагорного Карабаха, а также недавнее обострение в отношениях России и Турции, являющейся одним из приоритетных партнеров Азербайджана, не позволяет в ближайшее время рассчитывать на его последовательное включение в евразийскую интеграцию. Участие Азербайджана в ряде проектов энерготранзита, конкурирующих с российскими, также затрудняет участие в ЕАЭС. Азербайджан отказался от подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС, не делая никаких указаний на возможность вступления в Таможенный союз или ЕАЭС. Некоторые азербайджанские эксперты считают, что Баку следует подумать об участии в евразийском интеграционном проекте, но это остается только экспертным мнением. «Размороженный» в начале апреля 2016 г. вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе делает партнерство ЕАЭС с Азербайджаном, опирающимся на поддержку Турции, и вовсе эфемерным, а его участие в евразийских проектах нереальным в существующих условиях.

Расширение ЕАЭС не ограничено рамками постсоветского пространства. Наряду с установлением тесных взаимоотношений с Вьетнамом, который превращается в важное связующее звено со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (далее - «АСЕАН»), вероятным выглядит заключение соглашения о зоне свободной торговли с Лаосом, сходным во многих экономических аспектах с Вьетнамом. Объединение стремится к сближению с Китаем, к участию в масштабных проектах, прежде всего в «Новом Шелковом пути». Растущая китайская экономика нуждается в сырье, которым богата Центральная Азия, и в доступе к транзиту в Европу. Это побуждает Китай к реализации масштабных инфраструктурных проектов. Для России и стран Центральноафриканской Республики подключение к китайским проектам означает инвестиции в транспортную инфраструктуру, оживление экономики во включенных в проект и сопредельных с ними регионах, дополнительные возможности для экспорта энергоресурсов в КНР.

Китай, распространяющий свое влияние и элементы инфраструктуры на регион Центральной Азии с целью доступа к местным источникам энергоресурсов и рынкам сбыта, пока предпочитает действовать в рамках собственного проекта «Нового шелкового пути», не проявляя интереса к региональным экономическим объединениям. Создание Китаем зоны свободной торговли совместно с ЕАЭС сталкивается с проблемой конкурентоспособности последнего. Поэтому ее полноценная реализация может занять от 10 до 30 лет. Первым шагом к созданию такой Зоны свободной торговли (далее – «ЗСТ») должно стать соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС и Китая. Создание более устойчивых и институциализированных механизмов является делом более отдаленного будущего.

Сотрудничеством с Китаем не ограничивается спектр партнерских отношений, выстраиваемых ЕАЭС. 29 мая 2015 г. страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Вьетнам подписали соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Документ, предполагающий в течение 10 лет обнуление пошлин почти на 90% товаров, позволит увеличить товарооборот более чем в два раза, а также положит начало последующей интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Что касается возможности распространения подобного опыта на другие страны, то в Евразийской экономической комиссии пока не берутся прогнозировать, когда и с кем будет подписано новое соглашение о зоне свободной торговли, но подтверждают, что предложений о заключении подобных соглашений на сегодня достаточно.

Евразийский экономический союз для углубления и повышения качества интеграции нуждается в политическом «подкреплении», связанным с усилением параллельно действующих структур, обеспечивающих системную безопасность в Евразии . Столь же необходимым выглядит формирование странами ЕАЭС самостоятельной региональной политики , не только содействующей межрегиональной кооперации и трансграничному сотрудничеству, но и позволяющей лучше использовать ресурсы входящих в пространство Союза регионов для общего социально-экономического развития. В равной мере представляется важной разработка и реализация общей демографической и миграционной политики, что позволит избежать многих рисков и сделать процесс евразийской интеграции более управляемым и предсказуемым, избежав катастрофических и кризисных сценариев.

29 мая в столице Казахстана пройдёт заседание Высшего евразийского экономического совета на уровне глав государств. Это мероприятия приурочено сразу к двум юбилейным датам - пятилетию подписания договора ЕАЭС и 25-летию идеи Нурсултана Назарбаева о евразийской интеграции. Ключевой идеей интеграции было обеспечить действие на пространстве Евразии четырёх свобод, а именно: рынка товаров, труда, капитала и услуг.

По мнению первого главы Евразийской экономической комиссии, президента делового совета Евразийского экономического союза Виктора Христенко, все четыре свободы - передвижение капитала, услуг, рабочей силы и товаров - в ЕАЭС уже реализованы.

"При этом, конечно, если говорить о реализации в каждом из этих секторов, есть свои особенности, но если говорить в целом, то задача решена. А то, что ещё не решено, то тут главное об этом не забывать, потому что такие вещи, оставленные в тылу, могут завтра навредить. Поэтому их надо всегда держать перед собой, как белую книгу ограничений и изъятий, которые существуют, но при этом делать всё, чтобы они были преобразованы и сняты. Очевидный совершенно в этом смысле прогресс и успех", - прокомментировал Виктор Христенко, в 2012-2016 годах возглавлявший коллегию Евразийской экономической комиссии.

сайт подготовил обзор, где разобрался, каких интеграционных успехов достиг союз, а какие проблемы ещё остаются нерешёнными.

Свободное движение товаров

Одна из четырёх "свобод", которые предполагаются договором о Евразийском экономическом союзе, - это свобода передвижения товаров. По логике авторов идеи союза, такая свобода должна гарантировать развитие торговли.

Началось движение в этом направлении ещё до подписания соглашения о ЕАЭС. Ещё в 2010 году начал работу Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России, который и был призван обеспечить свободное передвижение товаров внутри трёх экономик. Позднее он трансформировался в действующий ныне ЕАЭС, в котором состоят уже пять государств: помимо выше названных трёх к нему присоединились Армения и Кыргызстан.

Внутренние таможенные пункты были перенесены на внешний периметр Таможенного союза, однако полной свободы движения товаров достичь не получилось. Например, как известно из открытых источников, в ноябре 2014 года Россия запретила почти весь объём импорта белорусского мяса в Россию, а это порядка 400 тысяч тонн. При этом в Таможенном союзе возникла возможность реэкспорта. Из Беларуси, не имеющей выхода к морю, стали расти поставки рыбной продукции.

Позднее, несмотря на наличие единого рынка товаров, "Россельхознадзор" установил на границе с Казахстаном так называемые пункты предварительного уведомления для ветеринарного и фитосанитарного контроля. Как говорится на сайте Национальной палаты предпринимателей "Атамекен", на этих пунктах груз подвергают документарному и физическому контролю, несмотря на отсутствие в ЕАЭС внутренних границ.

Открытие внутренних границ вызвало рост конкуренции между компаниями-производителями, что в итоге вызвало возникновение спорных ситуаций, когда начались ограничения поставок товаров из одних стран союза в другие. Об этом мы расскажем ниже.

Тем не менее, согласно официальной статистике, торговля между государствами-участниками действительно идёт. В "Докладе о реализации основных направлений интеграции в рамках ЕАЭС" за 2018 год говорится, что в 2017-м по сравнению с 2016-м был замечен значительный рост взаимной торговли между странами-участницами договора - на 27,3%. В разрезе стран темпы разные: Армения нарастила торговлю внутри ЕАЭС на 45%, Беларусь - на 19,9%, Казахстан - на 33,9%, Кыргызстан - на 21,1%, а Россия - на 29,4%.

В 2018 году тенденция в целом сохранилась, но общий прирост объёмов торговли уже не был на уровне двузначных цифр и составил 9,2%. Всего тремя годами ранее - в 2015-м - наблюдалась и вовсе значительная "просадка" показателей торговли: взаимный товарооборот стран ЕАЭС упал на 25%. Связано это может быть с кризисными явлениями из-за падения цен на сырьё, а также внешнего негативного фона.

Валюты стран союза испытывали давление, и это отразилась на денежном выражении торговли в долларах. Физический же объём товарооборота при этом не снижался. На это неоднократно обращали внимание представители правительств государств на встречах по вопросам евразийской интеграции. В 2015 году, например, помощник президента России Юрий Ушаков заявил , что в первой половине 2015-го показатели взаимной торговли РФ и Казахстана по стоимости упали на 24%, что "главным образом связано с изменением курса рубля". При этом физический объём товарооборота увеличился на чуть более 3%.

В "Докладе о состоянии взаимной торговли между государствами-членами союза за 2015-2016 годы" в качестве факторов падения торговли в денежном выражении среди прочего называется девальвация национальных валют стран ЕАЭС. Она, говорится в документе, "происходила во всех государствах-членах ЕАЭС синхронно". Главным образом повлияло обесценение российского рубля: в этой валюте к концу 2015 года проводилось почти 73% всех торговых операций.

При всех этих изменениях удельный вес взаимной торговли внутри ЕАЭС несильно изменился в общем товарообороте стран, а местами даже упал за последние три года.

В 2017-м параллельно во всех пяти государствах заметно выросла и внешняя торговля - на 24,5%, то есть почти так же, как и взаимная. За следующий год внешняя торговля союза выросла заметно больше взаимной - на 18,8% против 9,2%. Хотя следует отметить, что в том же 2015-м она просела сильнее - на 34%.

В докладе за 2018 год говорилось о том, что благодаря увеличению взаимной торговли в рамках внутреннего рынка ЕАЭС удалось "обеспечить дополнительный экономический рост в размере 1,25% совокупного ВВП, расширение использования национальных валют во взаимных расчётах, а также экономическое и социальное сплочение государств-членов".

Динамика во взаимной торговле не в последнюю очередь связана с изменениями на сырьевых рынках. Цены там в среднем выросли, что увеличило долю внешней торговли, которая у крупнейших экономик ЕАЭС - Казахстана и России - основана во многом на поставках сырьевых товаров. Кроме того, непосредственно на саму статистику влияют единицы, в которых торговлю считают. Об этом уже говорилось выше.

Говоря об имеющихся трудностях, Виктор Христенко заметил, что в их основе лежат разные интересы государств-членов в разном бизнесе.

"К примеру, один настаивает на том, что надо продавать товары глубокой переработки, а второй говорит, что у него нет такого товара, но при этом первый говорит о том, что надо (делать. - Авт. ) экспорт сырья, а второй отвечает: "Слушайте, тогда я не смогу сырьё экспортировать и придётся вам отдавать". И так далее. Хорошо, отложили (решение вопроса. - Авт. ), решили подумать. Вот и возникает некая несогласованность и некоторая неувязка", - говорит Виктор Христенко.

Глава делового совета ЕАЭС считает, что для снятия ограничений во внутренней торговле нужно принимать "согласованные, скоординированные политики в важнейших секторах экономики".

"Должна появиться и стать реальной базой согласованная политика в индустрии, агропромышленном комплексе. И тогда будет понятно, какая общая задача, как мы её видим, чтобы агропромышленный комплекс всех стран ЕАЭС вышел на определённый уровень. Если нет такой принятой и согласованной политики, то тогда идёт борьба за конкретную вещь на основании силы лоббизма, то есть кто больше или лучше сумеет пролоббировать", - добавил спикер.

Сейчас же нередко возникают споры, которые можно назвать "необъявленными торговыми войнами": например, когда одни страны союза не пускают на свою территорию грузы из других. Осенью 2018 года сайт уже о том, почему Россия запрещает ввоз казахстанских продуктов.

Тогда, напомним, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору ("Россельхознадзор") заявила о ненадлежащем ветеринарном контроле в Казахстане и затягивании интеграции электронных баз двух стран. Казахстанский Минсельхоз в ответ о том, что произошло недоразумение. Но начался спор ещё весной того года - с обвинений трёх казахстанских предприятий в реэкспорте белорусского сухого молока. Затем в казахстанских шпротах нашли превышение канцерогена бензапирена.

Другой пример - заявление "Россельхознадзора" в сентябре 2018 года о превышении содержания кадмия в консервах казахстанского производителя "Кублей". Как тогда заявлялось, лабораторные исследования российской стороны показали наличие 0,18 миллиграмма кадмия на килограмм готовой продукции. Однако по техническому регламенту 021 "О безопасности пищевой продукции" в консервах из субпродуктов допускается содержание кадмия в размере 0,3 миллиграмма. Официально именно по этой причине уральский производитель виновным себя в нарушении не считал и заявил о серьёзных репутационных потерях.

Проблемы с пропуском товаров есть и у других стран-участниц союза. Например, издание Daily Storm рассказало о том, почему Россия не пускает на свои прилавки белорусские товары. Решения "Россельхознадзора" могут быть связаны помимо санитарных соображений и с политическими.

Взаимные ограничения были и между Казахстаном и Кыргызской Республикой. Напомним, 8 октября 2018 года Кыргызстан ввёл временные ограничения на ввоз мяса птицы из Казахстана из-за вспышки птичьего гриппа. Казахстан в ответ тоже ввёл ограничения на ввоз из этой страны мяса и мясной продукции. В итоге уже 13 октября Кыргызстан снял запрет, так же поступил и Казахстан 19 октября.

За последние два года - в 2017 и 2019 годах - между Казахстаном и Кыргызстаном дважды были ограничения на прохождения границы большегрузными автомобилями. Осенью 2017 года Бакытжан Сагинтаев, будучи тогда премьер-министром РК, заявлял, что незаконный провоз товаров из Китая наносит "огромный ущерб" ЕАЭС.

В апреле 2019 года на контрольно-пропускном пункте Кыргызстана "Актилек - Автодорожный" на границе с Жамбылской областью скопились больше сотни фур с грузами. В Министерстве финансов Казахстана это объясняли отсутствием нужных сопроводительных документов, а также возможным уклонением от уплаты косвенных налогов. В Министерстве экономики Кыргызстана досмотры посчитали нарушением соглашения о ЕАЭС и полагают, что они могут нанести ущерб экономике страны.

Есть вопросы и в торговле Казахстана с Беларусью - например, по молоку. Как сообщало Deutsche Welle, казахстанские власти заявляли о несоответствии молочной продукции, в том числе белорусской, требованиям техрегламентов. Эксперты же связали это с разногласиями внутри ЕАЭС.

Таким образом, из всех стран союза только Армения не участвует, по крайней мере открыто, в разного рода конфронтациях.

Несмотря на имеющиеся противоречия, сейчас в Евразийском экономическом союзе продолжается работа над созданием общих рынков: лекарственных средств и медицинских изделий, электроэнергии, нефти и нефтепродуктов, транспортных услуг, газа. И работа эта находится на разных стадиях.

Например, по рынку газа страны ЕАЭС на последнем заседании межправительственного совета в феврале 2019 года не смогли прийти к компромиссу по установлению цены на транзит газа. При этом ещё в декабре 2018-го была подписана программа по формированию этого рынка. А начать работать он должен к 2025 году.

Свободный рынок труда

Договор о ЕАЭС закрепил равные права для граждан стран участников на работу и свободное перемещение трудящихся по всей территории союза, то есть фактически и юридически они перестали считаться иностранной рабочей силой на территории стран союза. К ним не применяется квотирование, работодатели не должны платить за них взносы как за иностранцев. Кроме того, отпала необходимость оформлять документы и проходить процедуры для признания степеней и квалификаций по многим профессиям.

Для того чтобы устроиться на работу в одно из государств союза, согласно нормам договора, необходимо иметь всего три документа: паспорт гражданина, диплом об образовании либо свидетельство о квалификации и документ, подтверждающий трудовой стаж (трудовую книжку). При пересечении границы и прохождении паспортного контроля необходимо указать причину въезда - "работа".

Однако возможность свободно устраиваться на работу не решила всех проблем, поскольку соглашение ЕАЭС не распространяется на паспортно-визовый режим пребывания в стране. Так, по-прежнему существуют ограничения по непрерывному пребыванию на территории другого государства члена союза даже при наличии трудового договора.

Также значительно отличается объём медицинской помощи трудящимся мигрантам в государствах союза. Например, в Казахстане и России трудящиеся из государств-членов союза уже получили доступ к системе здравоохранения, а в Армении и Беларуси вовсе отсутствует понятие обязательного медицинского страхования. Открытым является вопрос источников финансирования для оказания такой помощи. Проект соглашения до сих пор находится на рассмотрении.

Актуальным, но фактически не включённым в интеграционную повестку является вопрос о сотрудничестве государств-членов в части поэтапного сближения квалификаций специалистов различных видов профессиональной деятельности. Также в Евразийской экономической комиссии прорабатывают вопрос о целесообразности подготовки международного договора о взаимном признании документов об учёных степенях и званиях.

По мнению начальника отдела предпринимательства, услуг и инвестиций Департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК Валерия Захарова, на данный момент всё ещё существует масса недоработок, большая часть из которых возникает из-за недостаточной имплементации законодательств стран союза. Несмотря на то что международные договоры имеют приоритет над национальным законодательством, в государствах-членах союза сохраняются национальные нормы.

"К примеру, по миграции - это статья 97 в договоре ЕАЭС, где прописано, что при въезде на территорию страны-члена как представители бизнеса, так и трудового мигранты не должны заполнять миграционную карточку, то есть 30 дней они не должны вставать ни на какой учёт. Вместе тем порой бывают такие случаи, когда органы некоторых стран требуют предоставление такой карточки, тем самым нарушается требование статьи. А происходит это потому, что национальное законодательство не приведено в соответствие с договором", - пояснил Валерий Захаров.

Он отметил, нормы прописанные в договоре ЕАЭС в совокупности не позволяют не только дискриминировать, но и ограничивать деятельность инвестора в странах союза. Документ защищает от любых произвольных действий со стороны госорганов, должностных лиц и регуляторов, однако на практике всё обстоит немного иначе.

"Для этого была и создана комиссия, чтобы разрешать эти вопросы и видеть истинные проблемы. Когда граждане обращается, то в комиссии понимают, где есть проблемы, и пытаются их разрешить. Но жаль, что они не поступают раньше, когда проекты, инструкции и правила только готовятся, потому что когда закон принят, то уже сложнее комиссии на них реагировать. Но даже в таких случаях комиссия тоже реагирует", - дополнил эксперт.

Свободный рынок услуг

Единый рынок услуг на территории Евразийского экономического союза начал действовать с момента вступления в силу договора. На первом этапе в перечень свобод вошли 43 сектора , где предпринимателям могут свободно поставлять и получать услуги. В мае 2018 года данный перечень был дополнен ещё девятью секторами . Тем самым в единый рынок было переведено около 50% всех услуг.

Так, в список вошли сферы в области строительства, торговли, франчайзинга, проката предметов личного пользования, аренды машин и оборудования, архитектуры, программирования, услуги сельского, лесного и охотничьих хозяйств, по обработке грузов, транспортных агентств, услуги исследования рынка и фотоуслуги.

На практике это означает, что теперь, к примеру, строительные организации, у которых есть соответствующая лицензия, из любой страны союза могут работать на территории другого государства-члена ЕАЭС без повторной регистрации, получения разрешительных документов и подтверждения профессиональной квалификации персонала. Также в рамках единых рынков бизнес может рассчитывать на равные ставки налогообложения, автоматическое признание образования, но пока не по всем специальностям.

Вместе с тем при всех возможностях предоставляемых поставщикам услуг на рынке ЕАЭС существует и ряд ограничений: договором предусмотрены случаи, когда страны могут вводить ограничительные или даже защитные меры для своих внутренних рынков. Кроме того, трудностями в либерализации опять же является национальные законодательства стран, в которых заложено множество особенностей и требований. В результате из 43 секторов услуг единого рынка только 29 действуют для всех стран-участниц. При этом государства-члены в соответствии с договором о союзе закрепили для себя изъятия и сохраняемые "горизонтальные" ограничения в отношении всех секторов и видов деятельности.

На снижение стоимости экспортируемых товаров Беларуси, Армении и Киргизии повлияли два фактора: ценовой и валовый. Снижение физического объема закупок привело к сокращению стоимостного показателя. Другими словами, внешняя торговля ЕАЭС с третьими странами в 2016 году характеризовалась превышением спроса на товары, производимые внутри Евразийской экономической интеграции, на весьма неблагоприятных ценовых условиях.

Различия в специализации стран в международном разделении труда увеличивают взаимодополняющий потенциал и повышают преимущества интеграций и их экономик. Россия и Казахстан – крупные экспортеры сырья нефтегазовой продукции и металлов, экспорт сырьевых природных ресурсов занимает большую долю в экономиках этих стран. В Беларуси, для сравнения, существенную долю в экспорте занимают машины и оборудование.

Несмотря на временное снижение объемов торговли стран ЕАЭС на мировом рынке, сегодня можно говорить о безусловном положительном эффекте взаимодействия стран в международной интеграции для каждой страны в частности и для всей Евразийской интеграции в целом. Так, например, создание ЕАЭС, а также возможной перспективы присоединения новых членов, таких, как Таджикистан и ряда других стран СНГ, означают укрепление международного политического влияния России, а также ее экономического потенциала.

На сегодняшний день брать во внимание краткосрочные эффекты деятельности ЕАЭС не представляется возможным в силу того, что для проведения более глубоких исследований должно пройти больше времени, чтобы можно было судить о результатах всестороннего взаимодействия стран. Подходящий для глубокого изучения эффект может быть рассмотрен лишь в долгосрочной перспективе, например, в рамках конкретных проектов в технологичных и наукоемких отраслях экономики, при положительных изменениях на рынках труда и капитала, изменении методов работы предприятий, подстраивающихся под современные условия.

Для успешного развития ЕАЭС важно не столько расширение за счет новых членов, сколько выравнивание уровней экономического развития всех участников. В этом случае обеспечивается возможность экономического сотрудничества на высоком научно-техническом уровне с возможностью производства конкурентоспособной продукции и расширением возможностей выхода на внешний рынок технологичной продукции. Вообще учет уровней экономического развития стран, обеспечение их последовательного выравнивания – основа разработки идентичных для стран налоговых, таможенно-тарифных, финансово-кредитных и других нормативов экономической деятельности, что должно стимулировать согласованный экономический рост.

Одной из главных проблем для большинства стран-участниц ЕАЭС, в первую очередь для России, на сегодняшний день остается зависимость государственной экономики от экспорта энергоносителей и слабая степень диверсификации экономик.

Серьезным препятствием на пути диверсификации является и то обстоятельство, что в этом процессе государства в большей степени ориентируются на собственные модели выхода из неблагоприятной экономической ситуации. Разнонаправленность тактик и стратегических инициатив не дает на сегодняшний день ускорить процесс повышения конкурентоспособности производимых интеграцией товаров. Еще один фактор, препятствующий повышению качества и конкурентоспособности товаров, производимых в ЕАЭС, являются современные кризисные цены на энергоносители и девальвации национальных валют. Кроме того, не менее важной проблемой Евразийской экономической интеграции является сохранения нетарифных барьеров внутри единой таможенной территории. Иначе говоря, государства-члены ЕАЭС на сегодняшний день в большинстве случаев стремятся использовать экономическую интеграцию для достижения собственных экономических целей, а не для одновременного развития экономик союзных стран. В случае сохранения доминирующего на данном этапе развития ЕАЭС подхода стран к интеграции и интересам партнеров в планировании своей хозяйственной деятельности, ожидать резкое улучшение ситуации не приходится.

Источник: М.В. Дубинин ВЛИЯНИЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА НА РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс] : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. – 293 с. Структура взаимной торговли России со странами ЕАЭС в 2013-2016 гг. Формирование Евразийской экономической интеграции Глобализация и интеграционные зоны Типы международной интеграции В настоящее время можно выделить два ключевых типа интеграционного взаимодействия: финансовый и производственно-технологический. Появление транснациональных компаний в Европе Доля стран в мировой экономике (1750-1900 гг.) Таможенный союз: государственная регистрация и декларирование продукции Меркантилизм и бедность населения История ЕАЭС История развития отношений внутри ЕАЭС, современное состояние и проблемы дальнейшего сотрудничества.

(Пока оценок нет)


error: Контент защищен !!