Ханты-Мансийский автономный округ–Югра. Экономика хмао-югры Югра на страже энергетической безопасности России

На протяжении веков характер экономики Обь-Иртышского Севера определялся как природно-климатическими особенностями, так и относительно низкой плотностью населения. Основными занятиями северян были рыбная ловля, охота на зверей, птиц, сбор кедровых орехов, грибо и ягод. Однако открытие огромных залежей нефти и газа в 1960-х гг. круто изменило жизнь края. В настоящее время ХМАО по экономическому потенциалу входит в первую десятку субъектов Российской Федерации. Он первый по добыче нефти, второй по выработке электроэнергии, второй-третий по добыче газа. На территории округа производится около 3% внутреннего валового продукта страны, 5,6% промышленной продукции. Десятая часть налоговых платежей в федеральный бюджет поступает из ХМАО.

Структура промышленного производства округа выглядит следующим образом: нефтегазодобывающая отрасль - 79,8%; электроэнергетика - 12,2%; газоперерабатывающая - 6,1%; стройиндустрия - 0,7%; лесная и деревообрабатывающая - 0,6%.

Началом изменения жизни края и экономики всей страны послужило открытие богатых залежей нефти и газа. В 1964 г. на Усть-Балыкском месторождении (Нефтеюганский район) была получена первая промышленная нефть. С этого времени началась эксплуатация нефтяных месторождений округа. В 1965 г. было открыто уникальное Самотлорское месторождение (нижневартовский район). В конце 1980-х гг. на территории округа ежедневно добывалось около миллиона тонн нефти. Максимальное количество нефти было добыто в 1988 г. - 335 млн т, а с начала эксплуатации недр в округе извлечено свыше 7 млрд т нефти.

Сегодня поиском и разведкой плезных ископаемых занимаются 61 геофизическое и 46 геологических предприятий. Всего на территории округа открыто 410 нефтяных, газовых и нефтегазовых месторождений. Выданы лицензии на разработку 249 месторождений, из которых 145 введены в эксплуатацию, остальные ожидают разбуривания и обустройства. В нераспределённом фонде недр находится 161 месторождение, ежегодно часть из них выставляется на конкурсы и аукционы. Лицензии на право добычи нефти на территории округа оформили 50 компаний. В тендерах наряду с российскими предприятиями приняли участие такие известные в мире фирмы, как "Шелл", "Экссон", "Мобил".

Доля нефреперерабатывающей промышленности в общем объёме производства округа невелика и составляет 0,7%. Почти весь объём добываемой нефти перерабатывается за пределами ХМАО. Данная отрасль находится пока только в статии становления, но у неё большое будущее, о чём говорят достаточно быстрые темпы её развития в последние годы. Так, в 1996 г. введены в эксплуатацию нефтеперерабатывающий завод в Нягани, Черногорнефтепераработка в Нижневартовске; в 1997 г. начал работу завод моторных топлив в Когалыме; в 1999 г. закончен монтаж оборудования на нефтеперерабатывающем объединении в Нижневартовске, построен и начал работать завод моторных топлив в Сургуте, специализирующийся на переработке газового конденсата, поставляемого с месторождений Ямала. Производством и реализацией нефтепродуктов на территорию округа занимаются 10 предприятий, которые выпускают бензин мари АИ-92, АИ-80, А-76, газовый стабильный бензин, дизельное топливо, реактивное топливо (ТС-1) и др.

Газопереработка в округе налажена гораздо раньше нефтепераработки, и с каждым годом количество горящих факелов уменьшается. Попутный нефтяной газ перерабатывается предприятиями АО "СИБУР", в составе которого работают 8 заводов с общим объёмом переработки свыше 16 млрд. куб.м газа в год. Основная продукция - сухой газ, на котором работают электростанции округа, и нестабильный газовый бензин, поступающий для дальнейшей переработки на Тоболький нефтехимический комбинат.

В округе создан один из крупнейших в стране электроэнергетических комплексов. Установленная мощность электростанций составляет 9500 МВт. Сургутские ГРЭС-1 и ГРЭС-2, Нижневартовская ГРЭС работают на попутном газе. ГРЭС-2, мощностью 4800 МВт, крупнейшая в мире. Ежегодно генераторами электростанций округа вырабатывается не менее 50 млрд кВт/ч электроэнергии. Окружная энергосистема стала избыточной и поставляет энергию другим территориям, например, в Ямало-Ненецкий округ - 5%, на юг Тюменской области - 7%, в Уральский регион поступает 24% выработки энергии.

Значительная часть территории округа покрыта лесами, в которых растут кедр, сосна, ель, пихта, лиственница, береза. Площадь земель лесного фонда составляет 48,4 млн га (4,5% всего лесного фонда России) с общим запасом древесины около 3248 млн куб.м. Расчётная лесосека позволяет вырубать 23,2 млн куб.м. В настоящее время расчётная лесосека испльзуется примерно на 15-18%. Наибольшие объёмы заготовок были достигнуты к концу 1980-х гг. Они составляли в среднем 12,2 млн куб.м в год. В настоящее время заготавливается около 4 млн куб. м древесины в год. Переработка составляет 25% от объёма заготовок. Именно на её развитие делается упор сегодня. Основные лесозаготовительные районы (Советский, Кондинский и Октябрьский) расположены в западной части округа. Лесозаготовительные предприятия базируются в основном по берегам лесосплавных рек Оби, Иртыша, Конды, а также вдоль железных дорог Ивдель - Приобье и Тюмень - Сургут.

Сегодня Ханты-Мансийский автономный округ один из самых преуспевающих среди субъектов Российской Федерации. По мнению экспертов -экономистов преимущества региона с точки зрения инвестиционных проектов очень велики. Во-первых, это развитая структура среди средств связи - они уже на мировом уровне. Во-вторых, это едва ли не самый политически стабильный регион России. И наконец, местное законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность предпринимателей, разумно и понятно - считают юристы. По мнению администрации округа, наиболее перспективны в ближайшее время такие инвестиционные проекты, как строительство 2-го блока Нижневартовской ГРЭС, возведение нефтеперерабатывающего завода, целлюлозно-бумажного и фанероного комбинатов, организация производства высокочистых кварцевых концентратов на базе ОАО "Полярный кварц". Последний проект особенно любопытен, поскольку в данный момент производство 90% высокочистого кварца приходится на долю США. Без чистых кварцевых концентратов невозможно выращивание кремниевых кристаллов, которые, в свою очередь, являются основой производства современной электроники. Именно ханты-мансийское кварцевое сырьё наилучшим образом подходит для выпуска сверхчистого кварца, в котором нуждаются медицина и электронная промышленность, - это подтвердили, в частности, и немецкие специалисты.

Приоритеты государственной политики в сфере экономики региона: внедрение проектной методологии, использование технологии бережливого производства в реальном секторе экономики, формирование новой промышленной политики, реализация национальной предпринимательской и технологической инициатив, программ импорт замещения и развития конкуренции.

валовой региональный продукт (ВРП) представляет собой стоимость товаров и услуг, произведенных для конечного использования

*По оценке Депэкономики Югры

Положительная динамика валового регионального продукта Югры способствует не только стимулированию экономического роста региона, но и созданию условий, повышающих качество жизни населения автономного округа – росту доходов и снижению уровня безработицы

Тенденции роста экономики поддерживаются открытостью регионального рынка товаров и факторов производства. Определенные усилия Правительства Югры формируют экономически открытый регион, не замкнутый в рамках национальной экономики. Выход на рынки сбыта других стран является одним из факторов стабильного роста ВРП.

объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу производителей (млрд. рублей)

Югра на страже энергетической безопасности России

индекс физического объема инвестиций в основной капитал, %

Доля в общероссийском объеме инвестиций – 5,2% (922,1 млрд. рублей)

Правительством автономного округа разработаны программные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата, созданы необходимые институциональные инструменты, содействующие привлечению финансовых вложений, обеспечивающие создание новых рабочих мест, в том числе высокотехнологичных и инновационных, рост производства товаров, работ, услуг и достижение на этой основе устойчивого социально-экономического развития.

Региональные инвестиции эффективно поддерживают экономический рост

Привлечение инвесторов в условиях моносырьевой модели экономики возможно только при развитии современных технологий, направленных на снижение издержек бизнеса. Развитая инфраструктура повышает возможности бизнеса и стимулирует инвесторов. Немаловажные факторы – наличие высококвалифицированных кадров и увеличение производительности труда.

индексы потребительских цен на товары и услуги, к предыдущему периоду %

Инфляционные ожидания стимулируют экономику

В России на инфляцию влияет высокая волатильность цен на нефть и сезонные изменения стоимости плодоовощной и мясной продукции, внешнеполитическая ситуация. Снижение коэффициента вариации свидетельствует о стабилизации ценовых колебаний с пиковых значений 2015 года.

Снижение потребительского спроса препятствует экономическому росту

Точки роста

Новые подходы к управлению

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре успешно внедряются методы управленческого проектирования и бережливого производства , способствующие оптимизации ресурсов, снижению издержек и повышению производительности труда при реализации новой промышленной политики автономного округа. Например, на каждый рубль внедрения бережливых технологий планируется получить до 200 рублей отдачи, минимум в 1,5 раза повысить производительность труда. В целях внедрения идеологии бережливого производства в сознание участников экономических отношений, в Югре используются все доступные общественные площадки.

Человеческий потенциал как ресурс модернизации

Современные инструменты проектной деятельности, основанные на лучшем российском и зарубежном опыте, позволяют гибко организовать межведомственное взаимодействие, планирование, управление, осуществлять эффективный экспертный и общественный контроль по ключевым (приоритетным) проектам социально-экономического развития региона. Повышение производительности труда, конкуренции – источник скрытых возможностей устойчивости бизнеса, снижения себестоимости товаров и услуг.

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.12.2015 № 485-п
Распоряжение Правительства автономного округа от 19.08.2016 № 455-рп «О Концепции «Бережливый регион» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

1 В современной экономике важно не только развитие, но и такой фактор - как устойчивость развития. Сегодня экономическое развитие ХМАО базируется в основном на добыче нефти и газа. В этом огромное преимущество региона, поскольку углеводородное топливо по-прежнему является основой современной энергетики. Но в этом же и уязвимое место. Зависимость экономики ХМАО исключительно от топливно-энергетического комплекса также негативно влияет на экономику региона, ставя его развитие в зависимость от мировых цен на сырье, а кроме того тормозит при этом развитие альтернативных отраслей.

С целью определения степени влияния мировых ресурсных цен на бюджет региона, а также на региональную экономику в целом, проанализируем изменения цен на нефть в последние 10 лет, а также изменения бюджета ХМАО в период с 1996 по 1993 годы и доли не связанных с ТЭК отраслей с 1995 по 2003 годы: Графики 1 и 2 иллюстрируют динамику выше указанного.

График 1

График 2

Легко видеть, что самое серьезное за последние годы падение цен на нефть в 1998 году вызвало довольно ощутимое снижение уровня бюджета ХМАО, и даже незначительное колебание мировых цен в 2001-2002 году вызвало снижение бюджетной обеспеченности округа.

Ко всему прочему, это гипертрофированное развитие нефтегазодобывающей отрасли тормозит развитие других отраслей экономики округа, такие выводы можно сделать проанализировав данные графика №1, а также приведенного ниже графика №3, в котором представлены изменения доли не связанных с топливной промышленностью отраслей в период с 1995 по 1996 годы:

График 3

Представленные на графике №3 данные, сопоставленные с данными об изменении цен на нефть за тот же период, говорят о том, что рост доходов от нефтяной отрасли, связанный с ростом цен на нефть, вызывает снижение доли не сырьевых отраслей в экономике региона, а на 1998год - год падения цен на нефть, наоборот, приходится увеличение доли других отраслей в экономике Югры.

На основании выше приведенных данных можно сделать вывод о том, что топливная промышленность округа приносящая баснословные доходы бюджету ХМАО является одновременно и отрицательным фактором, ставящим под прямую зависимость бюджет округа от коньюктуры на мировом рынке сырья, а также тормозящим развитие альтернативных сырьевым отраслей.

Таким образом, на первый план выходит задача диверсификации экономики ХМАО и формирования на перспективу стратегии устойчивого развития.

Альтернативными ТЭКу отраслями в ХМАО могут стать следующие:

  1. Лесная промышленность, способная принести огромные доходы от реализации как сырья, так и готовых пиломатериалов, бумаги, мебели и др. продукции. Еще во времена СССР существовали планы по строительству в округе целлюлозно- бумажного комбината, мебельной фабрики и др. деревообрабатывающих производств. Сегодня, когда нам доступны современные экологические технологии, мы можем получать огромные прибыли в данной отрасли, при этом не нанося значительного урона природе. Давно существуют планы по развитию данной отрасли и у руководства ХМАО, однако, дальше разговоров дело пока не доходит.
  2. Стекольная промышленность. В 80-х годах в округе производились исследования, которые показали, что округ располагает значительными месторождениями стекольного песка, отличающегося высоким качеством. Поэтому экономически оправдано также и развитие данной отрасли в нашем регионе, способной в значительной мере снизить зависимость экономики региона от ТЭК, а также стать дополнительным источником доходов бюджета Югры.
  3. Разработка ресурсов Приполярного Урала (кварц, уголь, драгоценные и полудрагоценные камни, металлы), о чем сейчас много говорят власти округа, однако, подвижек в данном направлении все еще не видно. На сегодняшнем этапе район Приполярного Урала, где обнаружены эти полезные ископаемые, разведан очень мало. Тем не менее, известно, что на территории автономного округа отмечены: бурый уголь (учтенные государственным балансом запасы- 1972 млн. т, прогнозные ресурсы- 18,5 млрд. т); руды черных металлов (18,2 млрд. т); благородные металлы (золото рудное и рассыпное- 227 т; цветные и редкие металлы: медь- 3 млн. т; цинк- 3,6 млн. т, свинец- более 600 т; бокситы- 365 млн. т); кварцевое сырье (запасы- 400 тыс. т, потенциальные ресурсы- 850 тыс. т) и множество других ресурсов. Данные геологических исследований говорят о том, что на территории округа эти ископаемые реально добывать в таком объеме, который окажет ощутимое влияние на диверсификацию экономики и повысит уровень доходов местного бюджета.
  4. Нефте- и газохимия, способная приносить большие доходы от наших ресурсов, в виду того, что рынок продуктов нефтегазохимии не столь зависим от мировых цен на сырье, а продукты переработки способны приносить гораздо большие доходы нежели просто реализация сырой нефти или газа. Современные технологии, опять же, позволяют сделать данную отрасль безопасной как с экологической, так и с технической стороны.

Для осуществления всех этих проектов достаточно и внутренних ресурсов округа, основанных на благополучии топливной промышленности. Кроме того, агентством Standard Poor`s & Ханты- Мансийскому автономному округу присвоен высокий кредитный рейтинг в иностранной валюте «В+» с прогнозом «стабильный», что безусловно является положительным фактором для привлечения в регион иностранных инвестиций.

Библиографическая ссылка

Артерчук В.Д. СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ ХМАО // Фундаментальные исследования. – 2004. – № 3. – С. 35-37;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4590 (дата обращения: 20.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

ХМАО - один из самых привлекательных с точки зрения инвестиций субъектов РФ. Прогнозируемые нефтяные запасы ХМАО составляют 35-40 млрд. тонн. В настоящее время в ХМАО добывается около 6% от мировой добычи нефти.

Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) был основан в 1930 году как Остяко-Вогульский национальный округ поскольку второе название народа ханты - это остяки, а манси - вогулы. Но так как «вогул» в переводе с языка коми означает «чужой», а сами вогулы называли себя «мань-сь» («маленький народ»), то по просьбе этого коренного народа официально его стали называть «манси», и в 1940 округ был переименован в Ханты-Мансийский. В 1944 году округ вошёл в состав Тюменской области, но до конца 1960-х годов оставался слабоосвоенной частью этого региона. Тем не менее, начало новому этапу развития ХМАО дала разработка огромных месторождений нефти. В 1977 году округ получил статус автономного, хотя управление по-прежнему осуществлялось из Тюмени. В 1993 году округ стал полноправным субъектом РФ, в то же время оставаясь составной частью Тюменской области.

Сырьевая направленность ХМАО обусловила градообразующую роль нефтедобывающей отрасли, формирующей, в том числе, производственные программы организаций, создающих объекты для нефтяной промышленности, движение денежных потоков и другие процессы. Поэтому колебания мировых цен на энергоносители, инвестиционной активности, добычи углеводородного сырья отражаются на стабильности деятельности строительной отрасли региона, являющейся производной от добывающей.

Цель работы - исследование экономики ХМАО.

ханты мансийский экономический инвестиционный

Глава 1. ХМАО - территория нефти

Как известно, почти 90% общероссийской добычи нефти приходится на Уральский и Приволжский федеральные округа. Сюда входят ключевые нефтедобывающие регионы: ХМАО, ЯНАО, Татарстан, Башкортостан, Самарская и Оренбургская области, Пермский край и Удмуртия. Кроме этого всё возрастающую роль в нефтедобыче играют Республика Коми и НАО. Однако в течение последних 30 лет наиболее значимую роль в нефтедобыче играет только один субъект России - ХМАО. Причём он является не только основным нефтегазоносным районом России, но и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. Округ относится к регионам-донорам России и лидирует по целому ряду основных экономических показателей: первое место по добыче нефти и второе по добыче газа (см. таблицы 1 и 2), первое место в производстве электроэнергии (см. таблицу 3), а также объёму промышленного производства, второе место по объёму инвестиций в основной капитал.

Добыча нефти в ХМАО началась в 1964 году, когда в пробную эксплуатацию были введены Мегионское, Трехозерное и Усть-Балыкское месторождения (годовая добыча нефти составляла 209 тыс. тонн, дебит нефти - 192 т/сут). Всего за период эксплуатации этих месторождений из их недр было добыто около 220 млн. тонн нефти, но к настоящему моменту все три месторождения сильно истощены и обеспечивают менее 1% годовой добычи по округу.

Если проследить историю развития нефтегазодобывающей отрасли в ХМАО, то следующей «вехой» истории ТЭК округа является 1965 год - год создания компании «Главтюменнефтегаз», впоследствии сыгравшей огромную роль в становлении нефтедобывающей промышленности не только в округе, но и в Западной Сибири в целом. Компания просуществовала ровно 25 лет (до 1990 года). В период 1965 - 1973 гг. объемы добычи углеводородного сырья в округе динамично росли. В 1974 году ХМАО вышел на уровень годовой добычи нефти, превышающий 100 млн. т/год, в 1977 году - свыше 200 млн. т/год, а в 1980 году - свыше 300 млн. т/год. В 1977 году в округе были образованы первые производственные нефтедобывающие объединения: «Нижневартовскнефтегаз», «Сургутнефтегаз», «Урайнефтегаз», «Юганскнефтегаз», входившие тогда в состав «Главтюменнефтегаза».

Именно в этот период (вторая половина 70-х - начало 80-х гг.) своего максимального значения достигла добыча нефти по большинству уникальных и крупнейших месторождений (уникальные месторождения нефти газа - Самотлорское, Мамонтовское, Федоровское, Приобское; крупные месторождения - Талинское, Лянторское, Южно-Ягунское, Южно-Сургутское, Западно-Сургутское, Повховское, Аганское, Варьеганское, Покачевское, Северо-Варьеганское). В эти годы по округу было пробурено почти 170 млн. м эксплуатационного метража. Из недр округа за этот период было извлечено 3,75 млрд. тонн нефти. Максимальная годовая добыча нефти в ХМАО достигала в 1985 году 360 млн. тонн (что соответствовало 63% добычи нефти по всей России).

Максимальный темп отбора начальных промышленных запасов нефти введенных в эксплуатацию месторождений в 1983-1988 гг. составлял примерно 3% в год, а от текущих извлекаемых запасов 3,7-4,5%. В 2005 году эти темпы составили 1,7 и 3,4%, в 2006 году - 1,75 и 3,6% соответственно. В связи с вводом высокопродуктивных запасов, сосредоточенных в мощных однородных коллекторах, средний дебит нефти на крупнейших месторождениях составлял в 1970 году - около 100 т/сут., в 1975 году - 134 т/сут., в 1980 году - 90 т/сут. Однако в дальнейшем из-за резкого ухудшения качества вновь вводимых запасов и роста обводненности скважин к 1990 году средний дебит нефти снизился почти в 5 раз - до 19 т/сут. Для ТЭКа ХМАО приближались самые тяжелые времена.

В 1991-2000 годах в нефтедобыче округа произошло обвальное падение добычи нефти до минимального уровня - 164,7 млн. т/год в 1996 году, то есть в 2,2 раза меньше ранее достигнутого максимального уровня. За «кризисные» 10 лет суммарная добыча нефти по округу составила 1,9 млрд. тонн (или 190 млн. т/год), что было в 1,8 раза ниже среднегодовой добычи нефти в предыдущих периодах. В 1999 году по округу было добыто 169,6 млн. тонн нефти. В 2000 году болезненный переход на рыночные отношения завершился. Собственность была поделена между крупными нефтяными компаниями. Добыча нефти несколько подросла и составила 180,5 млн. т/год. Далее началось возрождение нефтегазовой отрасли ХМАО, и в 2006 года добыча нефти достигла максимума -- 275,6 млн. т/год. При этом объем эксплуатационного бурения увеличился более чем вдвое по сравнению с кризисным 1999 годом. Проведение большого комплекса геолого-технических мероприятий по интенсификации добычи нефти, применение интенсивных технологий привело к существенному росту дебитов скважин, при этом дебит новых скважин по нефти увеличился вдвое.

ХМАО - основной регион нефтедобычи страны. В ХМАО добывается больше половины всей нефти в России.

Объем нефти, извлекаемой из недр Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, составляет 57% всей нефти, добываемой в Российской Федерации, и 7,2% мировой добычи. А вот объем газа составляет всего порядка 4% от добываемого в Российской Федерации.

Ресурсный углеводородный потенциал округа значителен. Ни один из других нефтедобывающих регионов страны не может с ним сравниться сейчас и вряд ли это случится в будущем. По последним данным суммарные (разведанные и предварительно оцененные) начальные извлекаемые запасы нефти по ХМАО порядка 20 млрд. тонн. Из них на предварительно оцененные запасы приходится около 17%. С 1964 года по январь 2007 года накопленная добыча нефти по округу составила порядка 8,6 млрд. тонн. И на настоящий момент извлечено чуть более половины начальных разведанных запасов нефти. На эти запасы (плюс на часть запасов категории С2) в ХМАО может быть рентабельно пробурено еще 70-80 тыс. новых скважин с общим объемом проходки 210 -240 млн. м.

Таким образом, недра округа по-прежнему обладают значительным потенциалом для дальнейшего устойчивого обеспечения нефтедобычи.

Тем не менее, важно отметить, что несмотря на всё ещё большие запасы нефти в округе нарастить темпы добычи, скорее всего, не удастся. Для дальнейшего наращивания добычи нефти в ХМАО в ближайшие годы каких-либо серьезных возможностей у нефтедобывающих компаний нет. Практически все они (кроме возможностей по увеличению объемов эксплуатационного бурения) почти полностью были исчерпаны в предыдущие годы интенсивной нефтедобычи. И поэтому темпы прироста добычи нефти по ХМАО в последние годы значительно снизились.

Так что и в будущих периодах нефтедобыча в округе, по всей видимости, будет происходить при медленно падающей динамике.

Конечно, в «главной нефтяной житнице» нашей страны представлен весь свет российских нефтедобывающих компаний.

В целом в 2014 году добычу нефти и газа на территории ХМАО осуществляли 59 нефтегазодобывающих предприятий. За последние годы основной рост добычи нефти получен за счет специализированных нефтяных компаний, добыча по которым составила 270,4 млн. тонн нефти (98,1% от общей добычи нефти по автономному округу).

В разрезе административных районов автономного округа наибольший объем извлеченной нефти получен на территории Сургутского района - 41,5% от общей добычи по округу, Нижневартовского района - 31,6%, Ханты-Мансийского района - 11,6% и Нефтеюганского района - 11,1%.

По состоянию на 1 января 2015 года в эксплуатации находится 278 месторождений, на 53 месторождениях добыча превысила 1 млн. тонн нефти в год. Среднесуточная добыча нефти в 2013 году составила 755 тыс. тонн (в 2012 году - 734 тыс. тонн). В 2013 году введены в разработку и пробную эксплуатацию 8 новых месторождений: Новобыстринское (Сургутнефтегаз); Западно-Котухтинское (Лукойл); Аржановское, Овальное, Восточно-Голевое (Русснефть); Ханты-Мансийское (ЗАО «Назымская НГРЭ»); Каюмовское (ООО «Красноленинскнефтегаз»); Ваделыпское (НК «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.»).

Что касается переработки углеводородов в регионе, то в последнее время она постепенно растёт, хотя для улучшения качества переработки (то есть для увеличения глубины переработки) нужно ещё время и капиталовложения.

Не секрет, что ХМАО является крупнейшим донором федерального бюджета, куда уходит до 80% налогов, собираемых на территории округа. Тем не менее, несмотря даже на такое соотношение в самом регионе остаётся достаточно средств, позволяющих округу входить в пятёрку субъектов России с самыми крупными доходами бюджета.

В консолидированном бюджете ХМАО очень высока доля регионального бюджета, то есть региональная власть забирает себе более 70% всех доходов консолидированного бюджета округа, а муниципалитетам остается меньше 30% (в среднем по стране 50/50). Практически все изъятые у муниципалитетов бюджетные доходы затем возвращаются к ним через систему трансфертов. С одной стороны, такая финансовая «чехарда» достаточно нелогична. Но этому есть своё объяснение. Дело в том, что в округе не используется формализованная процедура перераспределения, и поэтому принятие регионального бюджета на каждый год сопровождается согласованием, а если точнее - торгом за трансферты муниципалитетам. Такая политика позволяет региональным властям жестко контролировать поведение муниципалитетов, разделенных между отдельными нефтяными компаниями.

Основным источником поступлений в консолидированном бюджете на территории округа являются налоговые доходы. К ним относятся отчисления от федеральных налогов и сборов, региональные налоги, а также задолженность и перерасчеты по отмененным налогам и сборам. В 2014 году удельный вес данного источника в общей сумме доходов консолидированного бюджета составил более 80%. Необходимо отметить, что по сравнению с 2012 годом общая сумма налоговых поступлений в бюджете ХМАО увеличилась почти на 15%. Одним из факторов, обусловивших данное увеличение, является повышение уровня платежной дисциплины плательщиков в результате усиления контроля за своевременной уплатой налогов со стороны контролирующих органов.

Что касается областного бюджета округа, то по доходам бюджет ХМАО в 2013 году исполнен в сумме 97,51 млрд. рублей, что составило 100,8% к утвержденному плану на год. По кассовым расходам бюджет округа в 2006 году исполнен в сумме 105,04 млрд. рублей. Дефицит бюджета автономного округа по кассовому исполнению сложился в сумме 7,54 млрд. рублей, при плановом дефиците 11,58 млрд. рублей.

Несмотря на то, что по итогам 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года поступления в бюджет автономного округа по налогу на прибыль организаций значительно возросли (на 7,7 млн. руб.) плановые назначения в сумме 58,8 млн. рублей недовыполнены на 1,9 млн. рублей. Такой результат был получен вследствие снижения цены на нефть, с $70 за баррель в июле до $55 в декабре 2014 года. Учитывая, что крупнейшие налогоплательщики ХМАО - предприятия топливно-энергетического комплекса, составляющие почти 90% от всех плательщиков автономного округа, фактор мировых цен на нефть играет большую роль в формировании доходной части бюджета.

Налог на доходы физических лиц поступил в бюджет автономного округа в сумме 19,8 млн. рублей, что составляет 103% к годовому плану. Перевыполнение плана обусловлено ростом заработной платы и облагаемых налогом доходов населения. Так, по данным статистики рост среднемесячной заработной платы одного работника по автономному округу составил 117,5% к соответствующему периоду 2013 года против 110% учтенных при формировании бюджета 2014 года.

ХМАО -- моноотраслевой регион, где добывается более 57% российской нефти, поэтому в отраслевой структуре экономики доминирует именно топливная промышленность (почти 90% ВРП). Но такая ситуация совсем не радует руководство округа. Признавая чрезвычайную зависимость от нефти власти ХМАО стремятся к диверсификации свое экономики. В связи с этим сейчас активно прорабатываются инвестиционные проекты в других отраслях. Согласно поставленной задаче, к 2025 году доля нефти в ВРП должна сократиться до 50%.

В настоящий момент к проблеме зависимости доходов округа от мировых цен на нефть прибавляются и многочисленные социальные проблемы. Основные из них: огромное неравенство по доходам, проблемы трудоустройства молодежи после завершения образования, проблемы низкокачественного жилфонда, а также дефицита мест в дошкольных учреждениях и перегруженности школ из-за смещения приоритетов инвестиционной политики властей в сторону более престижно-статусных объектов.

Наиболее остро стоит жилищная проблема. Доля ветхого жилья достаточно высока (8%) и находится на уровне самых слаборазвитых автономных округов и республик страны, не решена проблема фенольного жилья (построенного из недоброкачественных строительных материалов). Обеспеченность жильем в ХМАО на 20% ниже средней по стране и составляет только 16,7 кв. м на человека, а в более молодых городах (Нягань, Лангепас, Пыть-Ях), Белоярском и Нижневартовском районе -- 12-14 кв. м на человека. При этом, как отмечено выше, большие средства расходуются на статусные сооружения, особенно в Ханты-Мансийске - культурные, спортивные центры, аэропорт - которые даже в отдаленной перспективе не будут использоваться на плановую мощность.

Тем не менее, как говорится, «не всё так плохо». ХМАО - единственный в России пример автономного округа, экономически более развитого и имеющего большую численность населения по сравнению со своей «материнской» территорией (Тюменской областью) - 1,5 млн. человек в ХМАО против 1,3 млн. человек в Тюменской области (на начало 2008 года). Такое положение сложилось только в 1990-е годы, когда нефтедобывающий округ смог использовать преимущества самостоятельного распоряжения финансовыми ресурсами.

Объем ВРП ХМАО в 8 раз больше, чем Тюменской области (без автономных округов), в 1,5 раза превышает ВРП всего Дальнего Востока и практически равен Южному федеральному округу. Но большая часть произведенного продукта перераспределяется федеральным центром, поэтому фактическое конечное потребление домохозяйств ХМАО составляет только 15% ВРП (в среднем по субъектам РФ - 61%). При этом инвестиции в развитие экономики округа очень велики: по объему инвестиций в основной капитал ХМАО уступает только столице страны, причем почти 70% инвестиций приходится на частных собственников. В отраслевом разрезе доминируют инвестиции в промышленность, так как крупные нефтяные компании вкладывают значительные средства для обеспечения роста нефтедобычи.

Как и во всех северных регионах, уровень экономической активности населения округа значительно выше среднего по стране. Тем не менее, из-за монопрофильности экономики рынок труда ХМАО более сильно реагирует на любые изменения, как негативные, так и позитивные. Поскольку ХМАО уже стал обжитой территорией, в которой жизнь серьёзно обустраивается, ему крайне необходимо наращивать постиндустриальные функции для стабилизации развития. Структура занятости должна меняться в сторону сервисной экономики, развития деловых и потребительских услуг, иначе при новых потрясениях на мировом рынке нефти социальные проблемы в ХМАО будут намного более острыми, чем в стране в целом.

Прежде всего, в проектах диверсификации экономики округа предполагается развивать горнорудный кластер, так как помимо нефти недра округа крайне богаты разнообразными твёрдыми полезными ископаемыми. Так, на территории ХМАО находятся залежи сверхчистого кварцевого песка (служащего сырьём для производства полупроводников), также здесь подтверждены крупнейшие промышленные запасы угля (650 млн. тонн), железной руды (550 млн. тонн), хромовых руд (15 млн. тонн), медных руд (20 млн. тонн), есть значительные объёмы бокситов, марганца, золота, урана и других ископаемых.

Следующим перспективным направлением в диверсификации экономики ХМАО является нефтехимическая промышленность - ведь в области добываются большие объёмы нефти, и будет логичным перерабатывать хотя бы часть сырья в регионе. На настоящий момент имеется два проекта - строительство завода по выпуску высококачественного дорожного битума (мощность более 100 тыс. тонн битума в год) на базе Ваньеганского месторождения тяжёлой нефти, а также строительство ГПЗ (в районе г. Сургут) по переработке попутного газа в метанол. Ещё одним направлением диверсификации экономики ХМАО является лесопромышленный комплекс - в регионе планируется строительство крупного ЦБК, кроме этого развиваются и более мелкие предприятия по переработке древесины. И, наконец, ещё одно важное направление развития экономики ХМАО - инновации и, в частности, разработка информационно-космических технологий. В этой области наиболее активно работает Югорский НИИ информационных технологий.

Что же касается проектов непосредственно в сфере нефтедобычи, то, следуя оптимистичным прогнозам правительства ХМАО, в ближайшие годы добыча в регионе будет расти. Это, конечно, обнадёживает, но существуют и нерешённые вопросы. Например, как при существующих условиях (когда все серьёзные рычаги влияния на формирование дальнейшей динамики нефтедобычи в округе к настоящему времени в значительной степени исчерпаны) добиться спрогнозированных результатов? Ведь для этого нужно, во-первых, сохранить достигнутые в 2006 году объемы эксплуатационного бурения в целом по ХМАО, значительно увеличив их по новым крупнейшим месторождениям (Приобское, Южно-Приобское, Тайлаковское, Приразломное, Салымская группа и другие). Во-вторых, улучшить использование пробуренного фонда скважин. Поскольку если, к примеру, в ОАО «Сургутнефтегаз» в конце 2013 года на одну неработающую скважину приходилось более 12 работающих, то в ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» - 6,5, а в «ТНК-ВР Менеджмент» (в ХМАО) - всего лишь 1,4 скважины.

В целом доля неработающего фонда скважин по округу должна быть доведена до 10% (сейчас, например, по месторождениям ТНК-ВР Менеджмент она превышает 40%.). Также важно запустить механизм передачи месторождений из нераспределенного фонда недр на территории ХМАО недропользователям. Это позволит ввести в оборот около 800 млн. тонн запасов нефти. Также важно внести в налоговое законодательство России поправки, реально стимулирующие ввод в промышленную эксплуатацию новых, неразбуренных запасов в старых освоенных нефтедобывающих районах страны, к которым как раз относится ХМАО.

Глава 2. Инвестиционная привлекательность ХМАО

По оценке аналитиков агентства, внутренний региональный продукт ХМАО - второй по величине в стране, и хотя здесь проживает менее 1% россиян, его доля в национальном внутреннем валовом продукте превышает 6%. В 2002 году объемы промышленного производства увеличились на 6,8%, превысив среднероссийский показатель в 3,7%. Основным фактором роста является избыток "нефтяных денег", обусловленный высокими ценами на нефть.

Развитие энергетики, нефтепереработки, лесной и пищевой промышленности, машиностроения и производства строительных материалов - приоритетные направления развития и вложения инвестиций для ХМАО.

В 2014 году объем капитальных вложений округа уменьшился до 6-7% совокупного объема инвестиций в российскую экономику. Причина - отмена льгот по налогу на прибыль. Объем инвестиций в основной капитал предприятий и организаций ХМАО в 2014 г. составил 150 млрд. руб., что на 15,7% меньше в сравнении с 2013 г.

Спад инвестиционной активности в регионе связан с резким уменьшением инвестиций в нефтедобывающую отрасль, являющуюся ведущей для Югры. В 2014 г. объем инвестиций крупных нефтедобывающих компаний в среднем снизился на 15-40% из-за отмены инвестиционных льгот, а также перераспределения финансовых ресурсов дочерних компаний в материнские, находящиеся за пределами округа.

Львиная доля общего объема финансовых вливаний поступила в нефтяную промышленность. Несмотря на значительное, 40-процентное, увеличение объемов иностранных инвестиций в 2014 году, они составили менее 6% совокупного объема и не являются важным источником капиталовложений.

Аналитики Standard & Poor"s считают, что растущая экономика ХМАО, консервативный менеджмент и финансовая гибкость должны помочь компенсировать возможные финансовые ограничения, которые могут быть вызваны дальнейшим перераспределением налоговых отчислений и продолжающимися колебаниями нефтяного рынка.

Власти Югры в первую очередь пытаются расширить налогооблагаемую базу, увеличив тем самым поступления денежных средств в консолидированный бюджет. Основными целями инвестиционной политики округа является развитие отраслей промышленности, альтернативных нефтегазодобывающему комплексу, и обеспечение занятости населения региона.

Правительство Ханты-Мансийского автономного округа заинтересовано в привлечении в экономику региона как отечественных, так и иностранных инвестиций. Однако, западные инвесторы опасаются идти в российские регионы из-за "бюрократических ловушек". Поэтому правительством региона и депутатами Думы в Ханты-Мансийском автономном округе ведётся активная работа по формированию правовой базы для инвесторов.

Основой инвестиционного законодательства автономного округа служит закон "О поддержке инвестиционной деятельности органами государственной власти автономного округа на территории Ханты-Мансийского автономного округа".

Этот документ нацелен на развитие инвестиционной деятельности в округе путем повышения заинтересованности у местных предприятий в производстве товаров и услуг при активном привлечении отечественных, а также зарубежных материальных, финансовых ресурсов и новых технологий. В нем определены различные формы поддержки субъектам инвестиционной деятельности:

предоставление налоговых льгот по налогам в пределах сумм, зачисляемых в бюджет автономного округа, территориальный дорожный фонд Ханты-Мансийского автономного округа на срок окупаемости инвестиционного проекта,

предоставление инвестиционных кредитов за счет средств бюджета развития автономного округа,

предоставление инвестиционного налогового кредита,

предоставление поручительств и гарантий Правительства округа,

предоставление объектов недвижимости, технических средств и иного имущества автономного округа для осуществления инвестиционной деятельности,

погашение держателям инвестиционных проектов части процентов по инвестиционным банковским кредитам за счет средств бюджета округа,

прямое инвестирование за счет средств бюджета округа.

Все субъекты инвестиционной деятельности имеют равные права и условия на осуществление своей деятельности.

На практике эти процедуры ещё не до конца отработаны. Существует спорный момент по вопросу компенсации процентов по привлекаемым кредитным ресурсам. Неясно, будет ли такая компенсация безвозмездной или вложенные администрацией деньги должны быть возвращены через какое-то определенное время.

Неординарной для других регионов России формой поддержки инвестиционных проектов является введенное в Ханты-Мансийском автономном округе прямое финансирование, покупка акций компании. Фармацевтический завод "Югра-Фарм", купленный в Тюмени, простоял в недостроенном виде более 10 лет в ожидании инвестора. Правительство автономного округа выкупило весь пакет акций, вложило средства на завершение строительства и приобретение оборудования.

Губернатор автономного округа Александр Филипенко обрисовал наиболее серьезные проблемы ХМАО. В связи с введением Налогового кодекса объемы инвестиций в экономику ХМАО сократились. Как следствие, снижаются темпы разработки новых месторождений. Для того чтобы поддерживать нефтедобычу на уровне нынешних 240 - 260 млн. тонн, ХМАО необходимо ежегодно осваивать до 5,5 млрд. долларов инвестиций. В целом, по мнению губернатора, для развития всего нефтяного кластера округу требуется до 10 млрд. долларов ежегодно. Инвестиции необходимы не только для поддержания высокого уровня добычи нефти, но и для развития таких отраслей, как нефтеперерабатывающая, газохимическая, энергетическая и деревоперерабатывающая отрасли. Еще одна проблема - кризис перепроизводства нефти.

Справиться с перепроизводством нефти, могли бы помочь широкие государственные торговые интервенции (под досрочный северный завоз и посевную кампанию), а также строительство в округе завода по производству моторного топлива. Чтобы не позволять нефтяникам пользоваться только "филейными частями месторождений", нужно вернуться к схеме дифференцированного, зависящего от качества скважины, налогообложения.

По мнению директора Института геологии нефти и газа СО РАН академика Алексея Конторовича, для ХМАО как нефтеносной территории крайне актуальны две задачи. Первая - более глубокая переработка нефти и полное вытеснение мазута из тепло- и электроэнергетики. Увеличение глубины переработки с нынешних 69% до принятых на Западе 90 - 95% позволит России экономить до 47 млн. тонн нефти в год. Вторая - проблема "лишних" жителей. В ближайшее время они неизбежно станут жертвами борьбы нефтяных компаний за увеличение производительности труда. Рост производительности труда в нефтяной промышленности приведет к тому, что численность населения ХМАО должна будет уменьшиться с нынешних 1424 тысяч человек до 980 тысяч, так как в лесной, горнорудной промышленности и дорожном строительстве 400 тысяч человек занять не удастся. Обе проблемы можно решить только с помощью новых федеральных программ и законов.

В первом случае - вплоть до повышения требований к качеству нефтепродуктов и КПД автомобилей. Во втором - вплоть до массового переселения четверти жителей Югры на юг Тюменской области и Алтай.

Оновным условием эффективного привлечения инвестиций в округ и минимизации рисков иностранных и российских инвесторов являются кардинальные изменения в законодательной базе и реформа судебной системы в стране. Правительство ХМАО разрабатывает предложения по страхованию рисков инвесторов.

Продуманная инвестиционная политика региона создает благоприятный климат для инвесторов. И это приносит свои плоды уже сегодня. В настоящее время на территории автономного округа зарегистрировано 190 предприятий с иностранными инвестициями, 20 представительств иностранных компаний. Особый интерес к Ханты-Мансийскому автономному округу проявляют северо-американские компании.

Для перехода экономики ХМАО на траекторию устойчивого развития важным является проведение отечественными предприятиями мероприятий, адекватных меняющимся условиям их хозяйственной деятельности и способствующих повышению результативности и конкурентоспособности производства. На практике появляются значительные трудности при осуществлении планирования мероприятий в этом направлении. В результате чего должным образом не увязанные между собой мероприятия подвергаются «двойному учету», что искажает фактические результаты их реализации, преемственность планов, а консервативный подход к их формированию приводит к накоплению ошибок прошлых лет и, как следствие, в них не находят адекватного отражения происходящие и ожидаемые изменения во внутренней и внешней среде нефтегазового транспорта.

В условиях коренного реформирования экономики и изменения геополитического положения России нужна продуманная государственная транспортная политика, учитывающая особенности транспорта и его роль в протекании экономических и социальных процессов. При этом ввиду большой инерционности транспортной системы, связанной с высокой капиталоемкостью, продолжительными сроками строительства и реконструкции крупных транспортных объектов и создания новых типов технических средств, задачи в области транспорта должны быть рассмотрены не только на ближайшую перспективу, но и на более отдаленные сроки.

Заключение

Таким образом, у Ханты-Мансийского автономного округа существуют практически все условия для дальнейшего развития - и сырьё (причём разнообразное), и проекты по добыче и переработке этого сырья, и, главное, желание руководства округа наконец-то выйти из «нефтегазовой колеи» путём диверсификации своей экономики. Так что теперь, как говорится, «осталось дело за малым» - осуществить задуманное, то есть всё-таки превратить экономику региона в многопрофильную и таким образом менее зависящую от мировых цен на нефть. По экономическим условиям и очередности освоения в регионе могут быть выделены четыре нефтяных района: Центральный (Приобский), Северный, Восточный и Южный.

Центральный район занимает территорию в среднем течении реки Оби, площадь -- 250 тыс. кв. км. Здесь сосредоточено 90% промышленных запасов нефти Западной Сибири. К числу крупнейших нефтяных месторождений относятся: Самотлорское, Федеровское, Салымское, Западно-Сургутское, Мамонтовское, Советское и др. Нефть Среднего Приобья имеет высокое качество. Она отличается легкостью, малосер-нистостью, дает большой выход легких фракций и содержит сравнительно большое количество попутного газа, который является ценным химическим сырьем.

Залежи нефти на глубинах до 3 тыс. м. В мягких, но устойчивых, легко буримых породах отличаются значительно, а по ряду месторождений -- исключительно большой концентрацией. Этим объясняется несравнимая с другими нефтяными районами страны эффективность геологоразведочных работ по нефти и добычи нефти. Себестоимость добычи нефти в Западной Сибири -- самая низкая в России, в переводе на условное топливо (7000 ккал) в целом она в 4 раза ниже себестоимости добычи угля, производительность труда рабочего в нефтедобыче (в условном топливе) почти в 10 раз выше, чем в угледобыче.

Список использованной литературы

1. Бакулин В.В., Козин В.В. География Тюменской области. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2015. - 240с.

2. Кочнев А. В. Нефтяная промышленность: состояние и тенденции. // Нефть, газ и бизнес. - 2015. - №5. - С. 33-37.

3. Региональная экономика. / Под ред. Т.Г.Морозовой и др. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 472с.

4. Шмаров А.И. Нефтяной комплекс России и его роль в воспроизводственном процессе. М.: НОРМА, 2015. - 218с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Муниципальные образования и административный центр Ханты-Мансийского автономного округа, основные даты истории его образования. История освоения нефтяных и газовых месторождений. Особенности экономики округа, его производственный и финансовый потенциал.

    реферат , добавлен 09.10.2012

    Нормативно-правовая база оценочной деятельности. Общая характеристика и анализ современного состояния рынка недвижимости Ханты-Мансийского автономного округа. Использование данных рынка недвижимости для установления кадастровой стоимости земель региона.

    дипломная работа , добавлен 15.06.2012

    Сущность информатизации и концепция ее реализации в Ханты-Мансийском автономном округе, социальные, экономические и политические аспекты данного процесса. Направления информатизации, ее цели и задачи, поддержка исполнительной и законодательной власти.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2009

    Взаимосвязь экономического анализа с другими науками. Классификация методов и приемов, используемых в экономическом анализе хозяйственной деятельности предприятия. Сценарные условия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Макроэкономические характеристики региона. Главный индикатор регионального развития ХМАО - разработка нефтегазовых месторождений. Межрегиональные связи региона. Уровень инвестиционной активности. Сравнение показателей региона с другими регионами России.

    контрольная работа , добавлен 28.09.2015

    Экономико-географическое положение Ханты-Мансийского автономного округа, а также его административно-территориальное деление. Развитие промышленного комплекса Югры. Перспектива развития электроэнергетики и нефтедобывающей промышленности региона.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2014

    Понятие экономического потенциала региона, методические подходы к его оценке. Экономические зоны: понятие, типология, функциональное назначение. Оценка экономического потенциала Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, эффективность его использования.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2015

    Организационная и экономическая характеристика работы Департамента по нефти, газу и минеральным ресурсам ХМАО – Югры. Оценка внедрения и финансирования территориальных программ по геологоразведочным работам, методы его дальнейшего совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 22.04.2010

    Концептуальные основы разработки и обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития г. Ханты-Мансийска до 2020 г. Оценка существующего состояния экономики города, его потенциал, конкурентоспособность, проблемы и перспективы развития.

    научная работа , добавлен 01.05.2011

    Определение понятия, а также видов ренты. Анализ рентных отношений в микроэкономическом анализе на примере предприятия ООО "СТРОЙ-ТРАНС". Рассмотрение основных проблем управления использованием земельных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа.

Помимо нефтегазовой отрасли немаловажную роль для обеспечения экономически сбалансированного ведения хозяйства в округе развиваются и другие отрасли производства. За последние пять лет в округе значительно улучшилось положение с развитием ряда жизненно важных отраслей экономики. Так, по итогам 2006 года увеличение темпов производства к уровню 2005 года отмечается по следующим видам деятельности:

· добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - 103,2%;

· добыча гравия, песка и глины - 175,7%;

· производство и распределение электроэнергии - 105,2%;

· обработка древесины и производство изделий из дерева - 117,4%;

· производство металлических изделий - 125,2%;

· издательская и полиграфическая деятельность - 117,1%;

· по выпуску химических продуктов - 102,4%;

· по производству резиновых и пластмассовых изделий - 109,6%

Одним из основных показателей финансово-хозяйственной деятельности региона являются отчисления налоговых сборов. Они весьма значительны. По объемам поступления в бюджет налоговых платежей ХМАО занимает второе после Москвы место.

Основные показатели работы промышленного сектора экономики округа за 2006 год

Таблица 2

Наименование показателя

Объем производства

Добыча полезных ископаемых

1499,9 млрд. руб.

Обрабатывающее производство

37,3 млрд. руб.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

76,2 млрд. руб.

Производство электроэнергии

69,7 млрд. кВт. ч.

Добыча нефти

275,3 млн. тонн

Добыча газа

29,0 млрд. м 3

Производство пиломатериалов

397,2 тыс. м 3

Строительство жилых домов

620,4 тыс. м 2

Оборот розничной торговли

172,4 млрд. руб.

Электроэнергетика

В Ханты-Мансийском автономном округе создан один из крупнейших в стране электроэнергетических комплексов. Сургутские ГРЭС-1 и ГРЭС-2 являются крупнейшими в Европе производителями электроэнергии. Нижневартовская ГРЭС и Сургутские ГРЭС работают на попутном газе. Энергосистема округа отдает электроэнергию на федеральный оптовый рынок в 57 энергосистем России и экспортирует в 5 государств (Латвия, Украина, Молдавия, Казахстан, Белоруссия). Протяженность ВЛ 35-500 кВ, проходящих по территории округа, составляет более 12 тыс. км по трассе. Трансформаторных подстанций напряжением от 110 до 500 кВ - 381 шт., напряжением от 10 до 35 кВ-2000 шт.

Лесопромышленный комплекс

Традиционной статьей экспорта округа является продукция лесной и деревообрабатывающей промышленности. По совокупности предпосылок лесной комплекс округа имеет хорошие перспективы развития, что определяется географическим положением округа, сырьевой базой, высокой обеспеченностью топливно-энергетическими ресурсами. Основные районы-экспортеры продукции лесной промышленности - Советский, Кондинский и Октябрьский.

Лесопромышленный комплекс Ханты-Мансийского автономного округа представлен лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленностью. В округе налажено производство строительных материалов (оконные и дверные блоки, перила, лестничные марши), производство строганного погонажа (половая рейка, доска обшивная, наличники, плинтус, фигурная рейка), мебельное производство. Лесозаготовками в округе занимаются более тридцати крупных и средних лесозаготовительных предприятий. С начала 90-х годов XX века объем заготовки древесины ежегодно снижался. Произошел разрыв существующих экономических связей, традиционные рынки сбыта были потеряны. В настоящее время налажен выпуск более качественной, конкурентоспособной продукции. Предприятия, сумевшие приспособиться к новым рыночным условиям, проводят замену старого изношенного оборудования новым на базе прогрессивных технологий. Но в то же время медленнее идет техническое переоснащение лесозаготовительных предприятий, что в дальнейшем может послужить одним из ограничивающих факторов увеличения объемов производства в деревообработке. Нехватка сырья для деревообрабатывающей промышленности уже ощущается в Сургутском и Нефтеюганском районах. Из-за удаленности региона от потребителей древесного сырья заготовка и поставка его по причине высоких транспортных расходов стала нерентабельной. Поэтому вопросы увеличения в округе объемов переработки древесины за счет строительства новых предприятий имеют для лесопромышленного комплекса округа первостепенное значение. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает лидирующие позиции среди регионов Российской Федерации:

Сельское хозяйство.

Перестройка общественно-экономических отношений в аграрном секторе привела в последние годы к ухудшению положения в отрасли. Сократилось число предприятий, занятых производством сельскохозяйственной продукции. Не получило должного развития и фермерское хозяйство. В период 90 - 97 годов XX века, положение сельского хозяйства в округе постоянно ухудшалось. Основные показатели и объемы производства снижались, а плачевное положение отрасли усугублялось постоянным недофинансированием. Но на фоне общего, катастрофического по масштабу кризиса сельского хозяйства страны, состояние предприятий аграрного сектора округа выглядело относительно удовлетворительно. Это объясняется хорошим положением округа в целом, северной спецификой деятельности, а так же тем, что сельское хозяйство никогда не занимало ведущих позиций в экономике округа.

В настоящее время аграрный сектор округа из года в год наращивает объемы производства продукции. Он включает 117 предприятий и 720 крестьянских (фермерских) хозяйств.

Посевные площади округа занимают 11,3 тыс. га. Основные отрасли растениеводства в округе - картофелеводство и овощеводство. Валовой сбор картофеля - 22692 центнера, овощей - 140000 центнеров. Большая часть картофеля и овощей выращивается в личных подсобных и фермерских хозяйствах. Производством овощей в закрытом грунте занимаются в подсобных хозяйствах Сургута, Урая, Югорска и Сургутского района. Картофель выращивают АО" Крестьянский двор", совхоз "Реполовский" Ханты-Мансийского района.

Преобладает на селе частная форма собственности. Добычей и переработкой рыбы занимаются более 60 предприятий. Около 20 видов пищевой рыбопродукции выпускают рыбокомбинаты и рыбозаводы. Наиболее крупные из них: ОАО "Сибирская рыба", МУП "Октябрьский рыбозавод", ОАО "Сургутский рыбокомбинат", ПК "Березовская рыболовецкая артель". Площадь водоемов, в которых ведется промышленный вылов рыбы в регионе, составляет 5,8 млн. га. Основа улова - щука, карповые, окуневые породы рыб. Вылов ценных сиговых пород рыб составляет 10 % от общего улова. Ханты-Мансийский автономный округ занимает лидирующее положение среди северных автономных округов России по клеточному звероводству. В двадцати хозяйствах выращивают серебристо-черных и рыжих лис, песцов, норку, ежегодно реализуют более 30 тысяч шкурок. Ведущие звероводческие хозяйства: совхоз "Казымский", национальная компания "Велпас", совхоз "Карымский", АО " Кондинский КЗПХ".

Животноводством занимаются более 60 предприятий. До 70% молока производится муниципальными и подсобными сельскохозяйственными предприятиями. Построены и действуют цеха по переработке продукции животноводства в МУП "Агроника", МУП "Совхоз Северный", АО "Совхоз Кондинский".

Основа птицеводства округа - это 6 птицефабрик с общим поголовьем 30000 кур-несушек. Население округа ежегодно получает более 40 млн. штук яиц.

Область распространения того или иного вида хозяйствования зависит от климатической зоны и привязана к природным ресурсам. Оленеводством занимаются в двух совхозах - "Саранпаульском" и "Казымском". Наибольшее развитие оно получило в Березовском и Белоярском районах. Именно в этих районах находятся два крупнейших оленеводческих хозяйства - Саранпаульское и Казымское. Кроме того, небольшие стада оленей имеются в Сургутском, Нижневартовском и Ханты-Мансийском районах. Снижение поголовья оленей характерно для общественного сектора производства. В частном секторе, в отличие от общественного, отмечается рост численности поголовья. Причем тенденция роста поголовья оленей в частном секторе сохраняется. В оленеводстве заняты преимущественно представители коренных малочисленных народов Севера. Само сохранение и развитие оленеводства рассматривается в настоящее время с точки зрения сохранения коренных малочисленных народов Севера. В оленеводческих хозяйствах на 01 января 2006 года насчитывается 27,5 тыс. голов оленей, из них в частных хозяйствах - 13,6 тыс.

Динамика поголовья оленей в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре (тыс. гол.)

Рис. А

Динамика развития форм оленеводства в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре (тыс. гол.)


Рис. Б

Как показано в таблице 3 в настоящее время в автономном округе оленеводством занимаются 2 государственных унитарных предприятия и 556 семей: ОАО “Казымская оленеводческая компания” муниципального образования г. Белоярский и ГУП “Саранпаульский” муниципального образования Березовский район.

Муниципальные и частные субъекты хозяйствования в сфере оленеводства

Таблица 3

Муниципальное образование

Количество родовых угодий по состоянию на 2001 г.

Количество семей осуществляющих оленеводство

МО г.Белоярский

Березовский район

Кондинский район

Нефтеюганский район

Нижневартовский район

Октябрьский район

Советский район

Сургутский район

Ханты-Мансийский район

Развитие частного оленеводства дает возможность, в отличие от общественного, получать продукцию для нужд владельцев оленей, что стимулирует его развитие. В округе имеются возможности для повышения продуктивности оленеводства, реализации многих, до настоящего времени невостребованных резервов его развития.

У жителей бассейна Оби и низовий, ее притоков основным занятием является рыболовство, а в верховьях рек занимаются главным образом охотой. Практикуется сезонная рыбная ловля на Оби. Наиболее древним традиционным способом является лов рыбы с использованием заграждений из кольев и прутьев (запоры), с давних пор известны также уды и сетные ловушки.

В настоящее время в автономном округе осуществляют деятельность в области традиционного природопользования (охотничий промысел, рыболовство, сбор дикоросов и др.) - 29 национальных предприятий с различной формой собственности и 52 общины (формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера и объединяемых по кровно - родственному (семья, род) или территориально-соседскому признакам), из них 57 входят в Реестр предприятий, заготавливающих и принимающих продукцию охотопромысла, дикорастущих и лекарственно-технического сырья, утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 29 июня 2004 года № 294-п.

В начале XX-го века наиболее развиты были кедровый промысел и сбор ягод. Так, в Сургутском районе заготовлялось 190-240 тонн кедровых орехов и 60-70 тонн брусники. В настоящее время в округе заготавливается до 870 тонн ягод и до 240 тонн орехов.

Агропромышленный комплекс (АПК) в целом специализируется на выращивании и переработке зерна. В небольших размерах в местах выращивания технических культур - льна, конопли, подсолнечника - имеются первичная переработка льна - кудряша и конопли, маслобойное производство. Животноводческая ветвь АПК включает масломолочные, молочно-консервные заводы и производства по переработке мяса, кожи, шерсти, овчины.

Рыбопромышленный комплекс - добыча рыбы в реках и озерах, морской промысел в Обской губе, переработка рыбы и консервирование. Этот комплекс обслуживают сетевязальная фабрика в Тюмени и судоверфь в Тобольске, базы приемно-транспортного флота. Тарное и жестяно-баночное производство размещено на рыбокомбинатах.

В отдаленных и труднодоступных районах округа сегодня насчитывается около 5,5 тысячи сельскохозяйственных объектов. Располагаются они по территории огромного края неравномерно: так, если в Белоярском районе насчитывается 103 хозяйства, то в Березовском только одно - Саранпаульский совхоз, самое крупное оленеводческое хозяйство в округе.

Итоги июльской переписи 2006 года в Ханты-Мансийском автономном округе показали, что крупные и средние предприятия владеют 98% сельскохозяйственных земель Югры, фермерские хозяйства - 0,9%, личные подсобные хозяйства - 0,8%, а садами и огородами занято 0,4% земель. Всего же летом 2006 года было переписано свыше 61 тысячи сельхозобъектов. По оценкам специалистов «Хантымансийскстата» в настоящее время имеются все возможности для эффективного развития земледелия.

Производство строительных материалов

Для более полного обеспечения потребностей строительного комплекса и повышения конкурентоспособности продукции на предприятиях стройиндустрии постоянно ведется работа по улучшению технологий производства стройматериалов, расширению ассортимента комплектующих изделий собственного производства и повышению качества выпускаемой продукции.

В ОАО “Завод железобетонных изделий” (г. Сургут) в 2006 году был освоен выпуск новых стеновых материалов (блоки “РИФЕЙ” размеры: 390х190х188) в количестве 255 тыс. штук.

ООО “Производство строительных конструкций” (Сургутский район) внедрило новое производство плит перекрытия и готово к выпуску высококачественных конструкций для строительства жилых домов. В 2006 году предприятием также было освоена унифицированная система по производству сборного монолитного безригельного каркаса для строительства жилых домов.

В рамках реализации приоритетного национального проекта “Доступное и комфортное жилье” в Правительстве автономного округа осуществляется работа по разработке Концепции развития строительного комплекса Югры.



error: Контент защищен !!