Кто платит единый социальный налог. Налоги и налогообложение

Единый социальный налог является федеральным налогом РФ. Он начисляется в федеральный бюджет, а также различные внебюджетные фонды общегосударственного уровня. Эти фонды представлены Фондом социального страхования, медицинского обязательного страхования. Данный налог предназначен для сбора целевых средств, необходимых государству для осуществления пенсионного и социального обеспечения и медобслуживания населения. Через ЕСН проявляется социальная

Законом № 212- ФЗ от 24 июля 2009 года было определено, что с 1 января 2010 года утрачивает силу 24 глава ЕСН. Это означает, что выплата ЕСН была заменена уплатой плательщиками обязательных взносов в фонд соцстрахования и фонд Пенсионный, а также в ТФОМС и ФФОМС.

По данному закону ставки отчислений , оставались неизменными с 1 января 2010 года, в то время как начиная уже с 1 января 2011 года возросли на 34%, из них 26% составляют отчисления по пенсионному обязательному страхованию. Взносы по страхованию выплачиваются с общего годового заработка, который не превышает 415 тысяч рублей. Такая система страховых отчислений обязательного характера позволяет существенно повысить уровень пенсий. При этом пенсии после тридцати лет уплаты обязательных взносов составляет не меньше, чем 40% от уровня зарплаты.

Уплачивают единый те плательщики, которым нужно производить оплату труда физических лиц, а также плательщики, которые уплачивают ЕСН с собственного дохода. К первой группе относят юридических лиц, физлиц, зарегистрированных как и производящих выплаты зарплат другим физическим лицам, а также обычных физлиц (граждан). Плательщики в этом случае выступают в качестве работодателей.

Единый социальный налог , согласно 235 и 236 статьям Налогового Кодекса РФ должен уплачиваться организациями, которые выплачивают вознаграждения физлицам по гражданско-правовому, трудовому и авторскому договорам, за исключением случаев выплат вознаграждений индивидуальным предпринимателям.

Единый социальный налог должен быть уплачен после предоставления налоговой декларации до 30 марта года, наступающего за истекшим периодом отчетности. Копию декларации нужно предоставлять в орган ПФР территориального масштаба в срок до 1 июля того года, который следует за отчетным периодом по уплате ЕСН.

Единый социальный налог имеет объектомдля работодателей вознаграждения, выплаченные физическим лицам по различного рода договорам и, кроме того, выплаты, которые производились по трудовым договорам.

Налоговые льготы соц налог предусматривает в следующих случаях. От его уплаты освобождаются не облагаемые налогом на доходы физлиц пособия и компенсации в случае неиспользованного отпуска, страховые взносы по договору медицинского страхования. Кроме того, не облагаются ЕСН те выплаты, которые не относятся к уменьшающим базу в случае доходы и расходы инвалидов всех трех групп (I, II и III).

Ставки ЕСН и его распределение определяются статьей 241 НК. Суммы, которые не подлежат обложению, указаны в статье 238, а льготы - в 239 статье НК. Сам порядок исчисления и установленные сроки уплаты прописаны в НК. Суммы выплачиваются отдельно в федеральный бюджет и отдельные фонды по соответствующей процентной доле налоговой базы.

Сумма, подлежащая уплате в соцстах, плательщиком уменьшается самостоятельно на сумму расходов на цели соцстрахования. Сумма, подлежащая выплате в федеральный бюджет, может уменьшаться плательщиками на сумму страховых взносов за этот же период на пенсионное страхование, исходя из тарифов, предусмотренных законом № 167-ФЗ от даты 15 декабря 2001 года «О пенсионном обязательном страховании».

По итогам месяца плательщики должны исчислять авансовые платежи по ЕСН по величине выплат, начисленных с начала соответствующего до завершения данного месяца.

В любой, даже не очень большой организации, требуется бухгалтер. Это позволит избежать всевозможных проблем с налоговой инспекцией.

Сфера бухгалтерского учета на сегодняшний день – одна из самых сложных. Нарушение законодательства ведет за собой серьёзные штрафы.

Особенно это касается юридических лиц, которые обязаны платить ЕСН (единый социальный налог).

Единый социальный налог выплачивается всеми работодателями для поддержания прав своих работников на государственную медицинскую поддержку, а также различного рода социальное обеспечение (страховка).

С первого января 2010 года ЕСН отменен. На сегодняшний день вместо него налогоплательщики делают страховые взносы в пенсионный фонд России, ФСС и другие подобные организации.

Величина отчислений с первого числа января 2011 года существенно увеличилась, теперь в Пенсионный фонд и Фонд обязательного страхования должны поступать довольно внушительные суммы от работодателей.

Для работодателей

На взгляд неискушенный единый социальный налог на выплаты работникам сильно схож с налогом на доходы физических лиц.

Бухгалтер точно также, как и при исчислении НДФЛ, отслеживает финансовую историю каждого сотрудника, и, исходя из этого, уже осуществляет различного рода операции (бухгалтерские проводки и другое).

Но важным отличием ЕСН от обычного НДФЛ является то, что при его исчислении учитываются не те суммы, которые фактически выплачены работнику.

А суммы, начисленные организацией каждому её члену персонально – этот момент регламентирует статься 242 НК РФ.

Ещё одно важное отличие — суммы высчитываются не по месяцам, а в начале года, по нарастающему итогу.

Когда начислять

Налоговым периодом, учитывая который высчитывается ЕСН, считается один целый год. Сам налог исчисляется нарастающим итогом с первых чисел года.

Также следует учитывать следующие особенности при расчете ЕСН:

  • период отчетности: девять месяцев, полугодие, а также один квартал;
  • сама подается не позднее последнего числа марта того года, который следует за проходящим кварталом;
  • подача также должна выполняться строго в срок: не позже 20-го числа месяца, следующего за проходящим кварталом;
  • обязательна выплата авансового платежа по ЕСН;
  • разницу между платежом авансовым и всей суммой организация обязана уплатить не позже 15-го числа последующего месяца.

Типовые проводки (таблица)

Проводки для осуществления различных бухгалтерских операций по единому социальному налогу имеют следующий вид:

Операции по начислению налога

Дебет Кредит
По работникам, участвующим в основном производстве 70: по основному производству 70
По работникам, участвующим в дополнительном производстве 23: по вспомогательному производству 70
Работники в сфере инвестиционной 08: по необоротному активу 70
Персонал управленческий 25: общепроизводственные расходы; 26 «Расходы общехозяйственные» 70
Работники торговли 44: расходы на перепродажу 70

ЕСН от расходов на оплату труда также начисляется, если работник находится на больничном, или он временно не трудоспособен по иной причине:

Проводки при временной нетрудоспособности работник а

ЕСН на отпускные также начисляется, независимо от их величины и других факторов:

Отражение авансовых платежей

Налогоплательщик в обязательном порядке должен снять копии с , на них обязательно присутствие подписи одного из работников налоговой службы РФ. Рядом с подписью также обязательно наличие печати.

Копия под номером два, сделанная с расчетов авансового платежа, после ознакомления с ней работника налоговой, возвращается налогоплательщику.

На копии обязательно ставится печать и подпись служащего.

Третья же копия предоставляет налоговой службой в Пенсионный фонд РФ. На первом листе документа также обязательно должна стоять соответствующая отметка налогового органа.

Авансовые платежи оплачиваются индивидуальными предпринимателями и другими финансовыми структурами по единому социальному налогу на основании полученных по почте налоговых уведомлений.

Сама же величина авансового платежа рассчитывается налоговой на основании двух пунктов:

Сама же декларация о доходе должна подаваться не позже одного месяца и пяти дней с момента появления прибыли.

При изменении в большую или меньшую сторону величины дохода в сравнении с предполагаемым больше, чем на 50%, декларация подается заново. Величина авансовых платежей, само собой, пересчитывается.

Сами авансовые платежи должны осуществляться в следующие сроки:

  1. За первое полугодие платеж должен осуществляться не позже 15-го июля (не менее, чем 50% авансовых платежей).
  2. За третий квартал – не позже середины октября (не менее 25% всей суммы авансового платежа).
  3. За четвертый квартал — не позже середины января (не менее 25% всей суммы авансового платежа).

Довольно просто понять, что такое ЕСН в Бухгалтерии 1С. Данная программа также позволит разобраться, как высчитывается авансовый платеж.

Какой КБК?

Существует целых три различных КБК для проведения различных финансовых операций при оплате ЕСН в федеральный бюджет:

Начисление ЕСН на заработную плату

Размер ЕСН высчитывается исходя из заработной платы (он составляет 26% от её общей величины), и складывается из следующих платежей:

  • 20% — самая большая часть, включает в себя выплаты в пенсионный и бюджетный фонды;
  • 2.9% — выплата в фонд социального страхования;
  • 3.1% — фонд медицинского страхования.

В начислении единого социального налога имеется один очень важный нюанс: если его величина составляет более 280 тыс. руб., то сумма выплат уменьшается до 20% от общей суммы заработной платы.

Если же ЕСН равен 600 тыс. руб. и более, то ставка налога сокращается до 10%.

Начисление ЕСН с премий, выданных работникам

Очень важный вопрос, на который необходимо знать ответ каждому бухгалтеру – учитывается ли при расчете ЕСН премирование сотрудников? Ответ однозначный – да.

Важно лишь знать, что премирование бывает двух видов:

  • стимулирующее — применяется для стимулирования работника к выполнению своей работы;
  • поощрительное – осуществляется оно вне общей системы оплаты трудовой деятельности.

Величина премий указывается в соответствующем за подписью руководителя организации или другого ответственного лица.

При осуществлении бухгалтерских расчетов учитываются оба вида премии, это следует помнить обязательно.

Фиксироваться же премия может:

  • под внереализованными расходами;
  • в составе расходов по обычным видам деятельности;
  • в разделе нераспределенной прибыли организации.

Премию в затраты

Если премия была выдана сотрудникам предприятия в связи с обычной их деятельностью, либо при ведении какой-либо смежной деятельности, то закономерно включить этот пункт расходов в определенную графу.

Она отображается информация по обычным видам деятельности (дебет затратных счетов за номерами 44, 23, 20, 25, 26).

Премию за счет чистой прибыли

Во многих компаниях премии сотрудникам выдаются за внерабочие достижения – проведение различных мероприятий и подобные .

В таком случае необходимо включать премии во внереализованные расходы. Премии такого рода облагаются обычным налогом, как на физическое лицо.

Налоговую базу, которой облагается прибыль, этот платеж не уменьшает. Даже если предусматривает премирование, этот момент остается неизменен.

Премии такого рода не облагаются социальным налогом, также не осуществляются отчисления в пенсионный фонд.

Премию во внереализационные расходы

Многие компании премируют своих работников по поводу какого-либо праздника – государственного или иного.

В таком случае данная статья расходов относится к внереализационным. Также к этой статье расходов относятся выплаты за различного рода травмы или иные подобные ЧП.

Важной особенностью такого рода премий является то, что их выплата не уменьшает базу по налоговой прибыли.

Именно поэтому на такой вид премий единый социальный налог не начисляется, а также отсутствуют взносы в пенсионный фонд.

Примеры

Пример в случае начисления ЕСН по премии (в затраты):

Работникам начислена премия, размер которой составляет 30% от месячного оклада. Выплата будет осуществляться в один день с заработной платой, единовременным платежом.

Оклад одного работника составляет 6 тыс. руб. В таком случае премия его составит 1.8 тыс. руб. (30% от 6 тыс. руб.). По итогам месяца заработная плата (с премией) составит 7.8 тыс. руб.

Работодатель обязан оплатить страховку от несчастных случаев в размере 0.2 %. Размер же социального налога составит 26%.

Предположим, что у работника нет вычетов по налогу на доходы физ. лиц.

Проводки выглядят следующим образом:

Дебет Кредит Начисления
20 70 7.8 тыс. руб. – заработная плата вместе с премией
20 69 15.6 руб. (0.2% от заработной платы) в счет страхования от несчастных случаев
20 69 226.2 руб. (2.9% от зарплаты) ЕСН в счет оплаты отчислений в Фонд социального страхования
20 68 1.56 тыс. руб. (20%) – часть ЕСН, отчисляемая в федеральный бюджет
68 69 1.09 тыс. руб. (14%) – начисления за медицинское страхование
70 68 1.014 руб. — налог на доходы (13%)
70 50-1 6.785 тыс. руб. – заработная плата вместе с премией за вычетом всех налогов

Особенности начисления ЕСН

Начисление ЕСН имеет некоторые особенности.

Например, от уплаты данного налога освобождаются:

  1. Взносы по договорам мед. страхования, заключенные не менее, чем на один год.
  2. Выплаты в связи с различного рода травмами и увечьями, полученными в результате производственного процесса, трудовой деятельности;
  3. Компенсации, которые выплачивает работодатель за неиспользованный работником отпуск;
  4. Всевозможные денежные выплаты (пособия и компенсации), не облагаемые налогом на доход физ. лиц.

Рассматриваемый налог бы отменен довольно давно – ещё в 2010 году.

Именно поэтому не требуется начисление ЕСН в 2019 году, составляют основную часть налоговых отчислений налогоплательщиков взносы в ФМОС, ФСС, ПФР.

Несмотря на изменения в налоговой сфере, менее сложной работа бухгалтера не стала. Она также продолжает требовать хорошего знания законодательства, всех его аспектов.

  • Налог как сложнейшая экономическая и правовая категория
    • Социально-экономическая сущность налогов в современном обществе
    • Понятия «налог» и «сбор», их разграничение
    • Функции налогов
    • Принципы налогообложения
      • Юридические и организационные принципы налогообложения
    • Классификация налогов
    • Обязательные и факультативные элементы налога
    • Сущность и классификация налоговых льгот
  • Налоговая система и налоговая политика государства
  • Налоговое администрирование как неотъемлемый атрибут налоговой системы
    • Понятие и сущность налогового администрирования
      • Функции налогового администрирования
    • Налоговые органы как центральное звено налоговых администраций
      • Функции налоговых органов
    • Модернизация налоговых органов - стратегическое направление совершенствования налогового администрирования
    • Взаимодействие таможенных и налоговых органов
    • Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов
  • Реализация налоговыми органами основных полномочий налогового контроля
    • Формы налогового контроля
    • Постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов
    • Организация камеральных налоговых проверок
    • Организация выездных налоговых проверок
      • Действия по осуществлению налогового контроля, проводимые в процессе выездной налоговой проверки
      • Окончание выездной проверки и реализация ее результатов
    • Взыскание недоимок по налогам и сборам
  • Реализация прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов
    • Понятия «налогоплательщик», «плательщик сбора» и «налоговый агент»
    • Характеристика и обеспечение прав налогоплательщиков
      • Отсрочка или рассрочка по уплате налога
    • Обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов
    • Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
  • Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах
    • Общая характеристика способов снижения налоговых обязательств
    • Ответственность за нарушения налогового законодательства
    • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
      • Административная ответственность в сфере налогообложения
    • Налоговые преступления и ответственность за их совершение
  • Характеристика налогов, сборов и страховых взносов Российской Федерации
    • Виды налогов и сборов современной России
    • Порядок установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов
  • Федеральные налоги и сборы
    • Налог на добавленную стоимость
      • Плательщики НДС
      • Объект налогообложения НДС
      • Операции, не подлежащие обложению НДС
      • Налоговая база по НДС
      • Налоговые агенты по НДС
      • Налоговые ставки по НДС
      • Порядок исчисления НДС
    • Акцизы
    • Налог на доходы физических лиц
      • Доходы, не подлежащие налогообложению
      • Налоговые вычеты
      • Налоговые ставки
      • Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
    • Единый социальный налог
    • Налог на прибыль организаций
    • Налог на добычу полезных ископаемых
      • Налоговая база по НДПИ
    • Водный налог
    • Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
    • Государственная пошлина
      • Порядок и сроки уплаты госпошлины
  • Региональные налоги
    • Транспортный налог
    • Налог на игорный бизнес
    • Налог на имущество организаций
  • Местные налоги
  • Специальные налоговые режимы
    • Упрощенная система налогообложения
      • Объекты налогообложения при УСН
      • Налоговый период при УСН
      • Особенности применения УСН индивидуальными предпринимателями на основе патента
    • Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности
      • Налогоплательщики ЕНВД
    • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
      • Объектом налогообложения по ЕСХН
    • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
      • Cпособы раздела продукции при выполнении соглашений о разделе продукции
  • Обязательные страховые взносы
    • Концептуальные основы обязательного социального страхования
    • Страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование
    • Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • Налоговое право зарубежных стран
    • Общая характеристика налогового права зарубежных стран
    • Налоговая политика и налоговое право зарубежных стран
    • Система источников налогового права зарубежных стран
    • Принципы налогового права зарубежных стран
    • Практика местного налогообложения за рубежом
    • Санкции за налоговые правонарушения в зарубежных государствах

Единый социальный налог

Единый социальный налог (ЕСН) - это прямой федеральный налог, установленный главой 24 НК. Он введен с 1 января 2001 г. и действует до 1 января 2010 г. ЕСН заменил собой применяемые ранее отдельные отчисления в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и федеральный и региональные Фонды обязательного медицинского страхования. При этом данная новация не отменила целевого назначения налога, средства от его сбора по-прежнему поступают в указанные выше фонды. Основное предназначение ЕСН - обеспечение аккумуляции финансовых ресурсов для реализации прав граждан РФ на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь.

С введением ЕСН функции администрирования нового налога были переданы налоговым органам.

Для всех налогоплательщиков был установлен единый порядок исчисления налоговой базы по платежам в социальные фонды, что значительно облегчило техническое исчисление налога, упростило налоговый контроль за его исчислением и уплатой.

Основные элементы ЕСН представлены на рисунке.

Определение плательщиков ЕСН имеет важное значение, так как ставки данного налога зависят от того, к какой категории они относятся.

  1. организации;
  2. физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, но производящие выплаты другим физическим лицам.
  1. индивидуальные предприниматели;
  2. адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

На практике нередки случаи, когда один и тот же налогоплательщик одновременно может относиться к обеим категориям. В этом случае он является налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

При исчислении ЕСН объект налогообложения зависит от того, к какой категории принадлежат налогоплательщики.

Для налогоплательщиков-работодателей объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (кроме вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам), а также по авторским договорам.

Для налогоплательщиков-предпринимателей объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Все перечисленные выше выплаты не признаются объектом налогообложения, если:

  • у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
  • у налогоплательщиков-предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по НДФЛ в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Налоговая база определяется исходя из стоимостной оценки установленного НК объекта налогообложения.

Для налогоплательщиков-работодателей она определяется как сумма выплат, являющихся объектом обложения, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты, начисленные работодателями в пользу работников независимо от их формы выплат, за исключением выплат, не признаваемых объектом налогообложения, и не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 238 НК.

В отличие от ранее существовавшего порядка отчислений во внебюджетные фонды налогоплательщики-работодатели при исчислении ЕСН должны теперь определять налоговую базу отдельно по каждому работнику в течение всего налогового периода с его начала и по истечении каждого месяца нарастающим итогом. При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей.

Налоговая база налогоплательщиков-предпринимателей определяется как сумма доходов, являющихся объектом обложения, которые получены за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской или другой профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль в главе 25 НК.

Существует ряд выплат, которые не подлежат налогообложению ЕСН в соответствии со ст. 238 НК. В частности, к ним относятся государственные пособия, некоторые компенсационные выплаты, суммы единовременной материальной помощи и др. Полный перечень таких выплат с небольшими изменениями продублирован в Федеральном законе о страховых взносах на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, которые будут применяться вместо ЕСН с 1 января 2010 г. (см. главу 12 учебника).

По ЕСН установлены налоговые льготы. Так, от уплаты налога освобождаются доходы, суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающие в течение налогового периода 100 тыс. руб. в пользу лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, а также выплаты любым физическим лицам в тех же пределах, производимые общественными организациями инвалидов и организациями, использующими труд инвалидов (ст. 239 НК).

Налоговый период в соответствии со ст. 240 НК - календарный год. Отчетные периоды - первый квартал, полугодие и девять месяцев.

Налоговые ставки по ЕСН в соответствии со ст. 241 НК дифференцированы по категориям налогоплательщиков (налогоплательщики-работодатели; сельскохозяйственные товаропроизводители; налогоплательщики, осуществляющие деятельность в области информационных технологий; ИП; адвокаты; нотариусы). Следует отметить, что для всех категорий налогоплательщиков ставки носят регрессивный характер, т.е. с увеличением налоговой базы размер ставки уменьшается. Наиболее распространенная шкала ставок ЕСН для налогоплательщиков-работодателей представлена в таблице.

Порядок исчисления ЕСН регулируется в ст. 243-245 НК. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд. При этом она определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики-работодатели уменьшают:

  • сумму налога, подлежащую оплате в фонд социального страхования, на сумму самостоятельно произведенных расходов, на предусмотренные законодательством РФ цели государственного социального страхования;
  • сумму налога, (авансового платежа), подлежащую уплате в федеральный бюджет, на сумму исчисленных за этот же период страховых взносов (авансовых платежей) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах сумм, исчисленных из законодательно установленных тарифов страховых взносов.

Налогоплательщики, получающие собственные доходы, не исчисляют и не уплачивают налог в части сумм, зачисляемых в Фонд социального страхования РФ, соответственно и не производят такое уменьшение сумм налога.

Порядок и сроки уплаты ЕСН налогоплательщиками-работодателями определяется следующим образом (ст. 243 НК) .

1 В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики исчисляют ежемесячные авансовые платежи по налогу и уплачивают их не позднее 15-го числа следующего месяца.

2 По итогам отчетного периода (три, шесть и девять месяцев) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, налогоплательщики исчисляют и уплачивают разницу между суммами исчисленного и уплаченного ЕСН (авансовых платежей), представляют расчет в налоговый орган.

3 По итогам налогового периода (года) налогоплательщики представляют налоговую декларацию не позднее 30 марта года, следующего за истекшим.

Единым социальным налогом облагаются доходы в виде заработной платы, а также получаемые при осуществлении предпринимательской деятельности. Налог включает отчисления в федеральный бюджет, фонд социального социального страхования РФ, федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. ЕСН начисляется по регрессивной шкале, то есть чем больше сумма дохода, тем меньше ставка единого социального налога. Пониженные ставки применяются, если налогооблагаемый доход за текущий год превышает 280000,00 рублей. Отдельная шкала расчета ЕСН разработана для шести категорий налогоплательщиков: предприятия, выплачивающие заработную плату на общих основаниях, сельхозпроизводители, предприниматели, адвокаты и нотариусы, предприятия, работающие в особых экономических зонах и фирмы-разработчики информационных технологий.

ЕСН на зарплату сотрудников предприятий не выше 280000,00 рублей начисляется в размере 26%, из которых 20% идет в федеральный бюджет, 2,9% – в фонд социального страхования, 3,1% – в федеральный и территориальный фонды медицинского страхования. Если доход выплачивается в интервале от 280000,00 по 600000,00 рублей, то ЕСН составит 72800,00 + 10% на сумму, превышающую 280000,00. В случае начисления заработной платы более 600000,00 применяется ставка 104800,00 + 2% с суммы свыше 600000,00. ЕСН в размере 20% начисляют предприятия-сельхозпроизводители, а также организации народных промыслов и общин коренных малочисленных народов Севера. На сумму дохода свыше 280000,00 начисляется 56000,00 + 10% с превышения, а с дохода более 600000,00 – 88000,00 + 2%. Распределение ЕСН для этой категории следующее: 15,8% – федеральный бюджет, 1,9% – фонд социального страхования, 2,3% – федеральный и территориальный фонды медицинского страхования.


Налог с применением пониженной ставки 14% уплачивается предприятиями, которые осуществляют деятельность на территории особых экономических зон. На доход от 280000,00 ЕСН начисляется в размере 39200,0 + 5,6%, а свыше 600000,00 – 57120,00 + 2% с суммы превышения. Налог, начисляемый на эту категорию налогоплательщиков, в полном объеме идет в федеральный бюджет.


Предприниматели с собственного дохода уплачивают 10% единого социального налога, 7,3% из которого идет в федеральный бюджет, 2,7% – в федеральный и территориальные фонды медстрахования. На доход более 280000,00 действует ставка 28000,00 + 3,6%, а свыше 600000,00 – 39520,00 + 2% на сумму превышения.


Для адвокатов и нотариусов установлен ЕСН на уровне 8%: 5,3% платежей в федеральный бюджет и 2,7% в фонды медицинского страхования. С суммы более 280000,00 юристы уплачивают 22400,00 + 3,6%, а если доход превысил 600000,00 – 33920,00 + 2%.


Отдельная шкала налогообложения разработана для предприятий сегмента информационных технологий. Ставка ЕСН 26% и распределение суммы налога между фондами и бюджетом полностью совпадает со шкалой налогообложения сотрудников предприятий. Однако минимальная сумма для применения регрессивной ставки значительно меньше – 75000,00 рублей. Таким образом, доход свыше этой цифры облагается по следующей формуле: 19500,00 + 10% с суммы превышения. Если доход выше 600000,00, то ЕСН будет равен 72000,00 + 2%.


Регрессивный метод расчета единого социального налога позволяет оптимизировать процесс налогообложения, в зависимости от размера доходов.

Единый социальный налог (ЕСН) - это понятие, применяемое в налогообложении до 2011 года. За его счет реализуется право сотрудников на бесплатную помощь в определенных медицинских организациях. Также он позволяет работникам рассчитывать на государственную пенсию и социальные выплаты.

Налог зачисляется при помощи как бюджетных, так и внебюджетных средств.

Фактически этот тип налогообложения отменили шесть лет назад, но различные социальные взносы по старинке называют социальным налогом.

Изменения по страховым взносам с 2017 года

При необходимости организовать обучение для Вас или Ваших сотрудников на темы:
"Как рассчитать сумму страховых взносов и вести учет, отчетность, налоги? "
"Как стать резидентом ТОСЭР? "
"Как разработать бизнес план своими силами? "
Обращайтесь к нам - научим , есть опыт

Кто должен делать отчисления по единому социальному налогу

Налогоплательщиками являются все, кто имеет официальную работу по трудовому контракты или договорам ГПХ (есть отличия в ставках).

Всех, кто обязан платить социальный налог, принято делить на две группы:

  1. Все лица, которые осуществляют выплаты физическим лицам, индивидуальные предприниматели, разного рода организации и предприятия, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
  2. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой.

Что является объектом налогообложения

Объекты обложения по единому социальному налогу немного отличаются у налогоплательщиков первой и второй подгруппы.

Для тех лиц, которые относятся к первой группе, объектом обложения будут служить все выплаты, производимые физическим лицам по разным договорам (и по трудовым, и по всем видам гражданско-правовых).

Для лиц, относящихся ко второй группе, объектом обложения будут считаться все виды доходов от работы после вычета определённых расходов.

Ставка социального налога, пример расчета

Обратите внимание! Для резидентов ТОСЭР ставка взносов снижена до 7,6%
За разъяснениями можно обратиться к нам!

В 2017 году ставка ЕСН не изменилась, осталась на уровне прошлого 2016 года. Она складывается из трёх видов взносов:

  • отчисления в Пенсионный фонд, которые составляют 22%;
  • отчисления в Страховой фонд, которые составляют 2,9%;
  • отчисления в Фонд медицинского страхования, которые составляют 5,1%.

Внимание! Вместо единого социального страхового сбора ЕССС с 1 января 2017 года введены страховые взносы в ФНС России .

ТОСЭР уже созданы в Набережных Челнах (Татарстан), Тольятти (Самарская область), Кумертау, Белебей (Башкирия)
Мы можем рассчитать Вам эффект от реализации проекта в ТОСЭР или ОЭЗ (с учетом льгот резидента и без льгот) для принятия взвешенного решения , разработать Вам бизнес-план проекта - резидента ОЭЗ или ТОСЭР по требованиям Правительства региона.

Обратите внимание!

В 20 регионах России по решению Правительства РФ

создаются территории опережающего социально-экономического развтия (ТОСЭР)

ТОСЭР - это аналог особой экономической зоны (ОЭЗ) - предоставление налоговых преференций :

  • налог на прибыль в первый год - 5%, в последующие годы - 10% (без ТОР 20%),
  • налог на землю - 0% (без ТОР в среднем 1,5%),
  • налог на имущество организаций - 0% (без ТОР 2,2%),
  • страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный, медицинского и социального страхования) - 7,6% (без ТОР 30%).

Мы можем оценить шансы Вашего проекта на получение статуса резидента ТОСЭР или ОЭЗ для принятия взвешенного решения . Обращайтесь к нам!

По сути, это означает законное снижение налогового бремени значительной суммы добавочной стоимости (по нашим оценкам от 25 до 42% пунктов), то есть перерабатывающим отраслям, производствам будет экономнее по налогам начинать новый проект по производству и обработке, будучи резидентом ТОСЭР :

  • там, где высока доля добавочной стоимости из-за задействования значительной доли ручного труда, что сказываестя на размере ФОТ,
  • либо высокая доля автоматизации и механизации производства, что сказывается на сумме амортизации оборудования,
  • где хорошая наценка на себестоимость (кроме торговли).

Еще по теме льгот:
Плюсы индустриальных парков
Плюсы особых экономических зон (ОЭЗ)
Плюсы территорий опережающего развития (ТОСЭР)
Плюсы промышленных (отраслевых, территориальных) кластеров
Мы можем оказать услугу сопровождения Вашей заявки на получение льгот и преференций, субсидий государства!
При необходимости - обращайтесь к нам!

У индивидуальных предпринимателей (ИП) немного иная система расчета.

Предприниматель обязан отчислять средства в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования.

Отчисления в страховые фонды являются необязательными и добровольными. Все эти взносы у индивидуального предпринимателя прямо пропорциональны минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).

Так, отчисления в Пенсионный фонд будут составлять 26% от МРОТ за год: 12 * 26% * МРОТ. Аналогичным образом рассчитываются отчисления в фонд медицинского страхования, только с учетом ставки 5,1%.

Все взносы индивидуального предпринимателя зависят ещё и от его годового дохода. Если он превышает порог в триста тысяч рублей, то ко всем отчислениям прибавляется один процент от той суммы, которая превышает названный лимит.

Но размер взносов тоже имеет определённую границу. Так, максимальный размер отчислений в Пенсионный фонд в 2016 году составляет сумму чуть менее 155000 рублей.

Размер ставки социального налога может изменяться в зависимости от суммы начислений. То есть, он может быть уменьшен при достижении определённого лимита.

Ежегодно этот лимит изменяется. Не стал исключением и 2016 год. Такие ставки ЕСН изменились, они различны для взносов в пенсионный фонд и фонд социального страхования.

Пенсионный фонд: при начислениях менее 796 тысяч рублей ставка ЕСН составляет 22%, при начислениях более 796 тысяч рублей ставка ЕСН уменьшается до 10%.

Фонд социального страхования: при начислениях менее 718 рублей ставка 2,9%, более 718 тысяч рублей - 0%.

О возвращении единого социального налога можно узнать из видео.

Единый социальный налог: последние новости, изменения в 2016 году

В соответствии с бюджетным законом страны и изменениями в Налоговом Кодексе РФ в 2016 году происходят определенные поправки, связанные с уплатой ЕСН:

  1. Увеличено количество предприятий, имеющих право на электронную отчетность.
  2. При отчислении взносов по единому социальному налогу теперь запрещено округлять суммы в любую сторону.
  3. В нормативные акты, касающиеся налогообложения, добавлены новые пункты.
    Законодательно зафиксирован максимальный показатель для начислений выплат в ПФР (Пенсионный фонд).

    Таких ограничений пока нет для фонда медицинского страхования.

  4. Есть изменения, связанные со страховыми отчислениями при увольнении работника.
    Теперь страховыми взносами не облагаются только суммы, которые меньше трёх среднемесячных заработков, а также выплаты командировочных расходов.

    Но последние расходы в обязательном порядке должны быть документально подтверждены.

  5. Те работодатели, которые устраивают в свои организации лиц, являющихся иностранными гражданами, теперь обязаны оплачивать взносы на цели пенсионного страхования.
    Исключением является лишь привлечение специалистов высокого класса из-за рубежа.
  6. В случае возникновения каких-либо проблем или форс-мажорных ситуаций теперь вполне реально заявить об отсрочке платежей по единому социальному налогу или их рассрочке.
    Это возможно при необоснованной задержке финансирования, для предприятий сезонного характера и при обстоятельствах, не зависящих от работодателя - форс-мажорах (техногенные катастрофы, природные катаклизмы, военные операции и прочее).

    Вопрос об отсрочке или рассрочке отчислений решается после подачи заявления установленного образца в соответствующие организации (фонд социального страхования, фонд медицинского страхования или пенсионный фонд).
    А уже там будет принято определённое решение.

  7. Внесены изменения, которые связаны с проверками организации надзорными предприятиями.
    Сроки проверки могут быть увеличены с четырёх месяцев до полугода при наличии серьёзных на то оснований.

    К таким основаниям относятся следующие: документально зафиксированные факты нарушений, требующие срочной проверки и принятия срочных мер; проверка предприятий, у которых филиалы расположены в разных субъектах Российской Федерации; отсутствие затребованных при проверке документов или их неточность; отсутствие страховых отчислений в установленный срок; задержка проверки по форс-мажорным обстоятельствам.

Подобные изменения всегда принимаются законодательными органами в конце финансового года, чтобы запланировать финансовую работу в следующем году (отчетном периоде).

О едином социальном налоге подробно рассказывается в видео.

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения и разработки документации:

  • для резидентов и управляющих компаний промышленных площадок (индустриальных парков), технопарков,
  • резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР),
  • резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),
  • бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
  • разрабатывают юридическую документацию, концепции развития и бизнес-план развития проекта,
  • консультируют по финансово-экономическим, маркетинговым вопросам.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР)
  • подготовка документации и сопровождение проекта для получения статуса резидента особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), территориальных и отраслевых кластеров, Центров кластерного развития (ЦКР),
  • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • разработка для девелопера (управляющей компании) концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), бизнес-плана для резидента, презентации, паспорта проекта, мастер-плана, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых),
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес.


error: Контент защищен !!