Функции финансов.

функциях. Финансы выполняют три основные функции :

накопительную (формирование денежных фондов);

распределительную (использование денежных фондов);

контрольную.

Эти функции осуществляются финансами одновременно.

Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

С помощью накопительной функции происходит формирование денежных фондов, без которых хозяйственная деятельность субъектов невозможна. На уровне мировых финансовых отношений эта функция проявляется в процессе формирования финансовых фондов Международного валютного фонда, на уровне государственных финансов подобный процесс реализуется при формировании доходной части бюджета, на уровне финансов предприятий – при формировании их суммарной выручки.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: первая группа — зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; вторая группа — доходы предприятий сферы материального производства.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную .

Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль над этим распределением.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

В результате перераспределения образуются вторичные , или производные доходы . К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего, между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления — с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельского хозяйства, транспорта, энергетики, конверсии военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей).

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности, классами и социальными группами населения.


Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП), совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий.

Финансы выполняют также контрольную функцию.

Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле над распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм , представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределение между сферами и звеньями финансовой системы государства.

Качественное воздействие финансового механизма проявляется посредством применения таких методов организации финансовых отношений, которые позволяют рассматривать их в качестве стимулов развития субъектов хозяйствования. К таким элементам финансового механизма относится снижение налоговых ставок, установление предельного размера бюджетного дефицита, порядок применения различных финансовых санкций и т.д.

Главным условием возникновения финансов является формирование, распределение и применение денежных доходов, из чего складываются три функции: распределительная, контрольная и регулирующая.

Распределительная функция

Важнейшая функция, которая отвечает за обеспечение финансовыми ресурсами каждого звена системы, распределительная. Ее основная задача — распределение национального дохода в соответствии с потребностями государства и населения, когда создаются основные или первичные доходы. Они формируются после распределения выручки, полученной в результате реализации продукции и услуг. Сумма делится между фондом возмещения материальных затрат (аренда, амортизация оборудования, закупка сырья), заработной платой работников и прибылью собственника.

Таким образом, первичное распределение позволяет сформировать доходы от производства. Установленные государством косвенные налоги также участвуют в пополнении первичных доходов. Но из-за наличия непроизводственной сферы, в которую входит здравоохранение, просвещение и социальное обеспечение, национальный доход не образует достаточное количество общественных денежных фондов.

Вследствие того, что первичного дохода недостаточно для эффективного функционирования государства, происходит дальнейшее перераспределение, формирующее вторичный доход, который делится между регионами, различными сферами хозяйства и социальными группами населения. Эффективное распределение и перераспределение финансов дает возможность:

  • равномерно развивать отрасли народного хозяйства;
  • укреплять государство, экономику, обороноспособность страны;
  • повышать социальный уровень населения.

Контрольная функция

Предназначение контрольной функции заключается в осуществлении проверки за полнотой, своевременностью и корректностью всех перемещений, расходования и распределений финансов. Обязательной составляющей действия функции является экономическая целесообразность и соблюдение действующего законодательства на всех этапах.

Финансовый контроль — это практическое выражение функции, он осуществляется на всех уровнях движения финансов при любой операции. Функция предполагает как мониторинг всех процессов, так и их оперативную корректировку, что позволяет предотвратить экономические преступления. Развитые страны уделяют особое внимание финансовому контролю, используя этот инструмент для предупреждения правонарушений. Три этапа контроля позволяют:

  • охватить производство товаров и услуг;
  • следить за рациональным и бережным расходование ресурсов;
  • сократить расходы и потери;
  • предупредить расточительство.

Регулирующая функция

Функцию регулирования нередко называют стимулирующей из-за вмешательства государства в производственный процесс с целью повысить экономический рост, то есть стимулировать развитие экономики. Процесс регулирования происходит при помощи понижения налоговых ставок, полного освобождения от налогов или кредитования. Наглядным примером влияния государства может служить автомобильная промышленность, которая имеет значительные преференции в виде налоговых льгот и высокой пошлины на импортные аналоги.

Реализация регулирующей или стимулирующей функции происходит в целях исправления экономической ситуации в отстающих регионах или для преодоления кризиса. Также примером использования функции может служить направление средств в регионы, пострадавшие от стихийных бедствий, наращивание устойчивых показателей развития экономики или определение приоритетных направлений.

В экономической литературе мнения разных специалистов по поводу количества и содержания функций финансов расходятся. Некоторые экономисты отдельно выделяют четвертую функцию — стабилизационную. Ее сущность заключается в обеспечении населения равными возможностями в независимости от региона проживания. Однако стабилизация в РФ не применяется в полной мере, что приводит к ее неполноценной работе, поэтому упоминание о стабилизационной функции встречается редко.

Функции финансов - это проявление их сущности в дей­ствии, т.е. роли, которую они выполняют в системе экономических отношений. Выделяют следующие основные функции финансов –аккумулирующую (накопительную), распределительную, контрольную и регулирующую (экономическую).

Аккумулирующая (или накопительная) функция финансов выражается через процесс образования (накопления, мобилизации) денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы.

На уровне мировых финансовых отношений - в процессе формирования финансовых фондов Международного валютного фонда.

На уровне государственных финансов (макроуровне) - при исполнении доходной части бюджета и создании централизованных средств государства всех уровней и внебюджетных фондов.

На уровне финансов предприятий (микроуровне) – при создании финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов и образовании обособленных фондов предприятия (уставный, оплаты труда, амортизационный и т.д.).

На уровне частных финансов – при формировании денежных средств домохозяйств

Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного валового внутренне­го продукта, формированием у субъектов экономических от­ношений доходов и накоплений, с созданием фондов денеж­ных средств. ВВП состоит из:

■ стоимости израсходованных на производство продук­ции средств производства (орудий труда и предметов тру­да), обозначаемой в экономической теории символом С;

■ национального дохода (стоимости рабочей силы и при­бавочного продукта), соответственно обозначаемых символа­ми V и т .

После первой стадии, когда ВВП распределяется на C+V+m, наступает вторая стадия, когда национальный до­ход (V+m) делится на фонд накопления и фонд потребления. Фонд накопления состоит из двух частей, предназначенных для: расширения воспроизводства и образования резервных фондов. Фонд потребления также состоит из двух частей: фонда общественного потребления и фонда личного потреб­ления.

Распределительная функция финансов проявляется в том, что движение общественного продукта из производства в потребление протекает в стоимостной форме, опосредству­ется денежным оборотом, обеспечивающим образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Распределение национального дохода заключается в со­здании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на за­работную плату рабочих и служащих, занятых в сфере ма­териального производства, доходы фермеров, крестьян и до­ходы организаций и предприятий сферы материального про­изводства.

Однако первичные доходы не образуют общественных денежных средств, необходимых для:

■ развития приоритетных отраслей народного хозяйства;

■ обеспечения обороноспособности страны;

■ удовлетворения общественных потребностей - разви­тия и содержания учреждений образования, культуры, здра­воохранения и других отраслей непроизводственной сферы.

Поэтому необходимо дальнейшее распределение (пере­распределение) национального дохода. В результате пере­распределения образуются вторичные, или производные, до­ходы, это доходы, получаемые в отраслях непроизводствен­ной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль и др.). Активно участвуя в распределении и перераспределе­нии национального дохода, финансы способствуют трансфор­мации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода в пропорции его конечного использо­вания. В конечном итоге распределительная функция фи­нансов призвана обеспечивать формирование и использова­ние централизованных (государственных) и децентрализо­ванных фондов денежных средств.

Финансы выполняют распределительную функцию так­же в процессе формирования и распределения доходов хо­зяйствующих субъектов (организаций и предприятий). При реализации продукции (товаров, работ, услуг) образуется выручка и, соответственно, чистый доход. Одна часть дохода поступает в государственный бюджет, централизованные внебюджетные фонды, а другая остается в распоряжении субъектов хозяйствования на образование фондов потребле­ния (оплаты труда, экономического стимулирования и др.) и фондов накопления (финансирования затрат на расширение и развитие хозяйственной деятельности).

Контрольная функция финансов порождена распреде­лительной функцией и проявляется прежде всего в контро­ле за распределением валового внутреннего продукта и на­ционального дохода по денежным фондам и их целевым ис­пользованием.

Контрольная функция финансов осуществляется, во-пер­вых, через контроль с помощью финансовых рычагов и инструментов; во-вторых, через контроль, осу­ществляемый финансовыми органами. Финансы, выполняя распределительную функцию на макроуровне, количественно (через финансовые ресурсы) отражают воспроизводственный процесс, движение денеж­ной формы ВВП. Финансы показывают, как складываются количественные показатели распределения финансовых ре­сурсов, пропорции распределения ВВП и национального до­хода, исполнение государственного бюджета. Контрольная функция финансов на макроуровне позволяет обществу знать о возникших диспропорциях в экономике, отклонениях в об­разовании и использовании централизованных денежных фондов. Посредством финансов хозяйствующих субъектов осу­ществляется контроль рублем за образованием их денеж­ных доходов, соблюдением режима экономии, рациональ­ным использованием материальных, трудовых и финансо­вых ресурсов, образованием и использованием по целевому назначению фондов денежных средств, распределением прибыли на фонды накопления и фонды потребления. Кон­троль рублем осуществляется не только внутри хозяйству­ющих субъектов, но и во взаимоотношениях с деловыми парт­нерами, финансово-кредитными учреждениями, налоговыми органами.



Контроль финансовыми органами осуществляется путем проверки законности расходования денежных средств, пол­ноты уплаты налогов.

Регулирующая функция финансов тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

На микроуровне (предприятие) эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих.

На макроуровне (государство) – эта функция, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигают таких же результатов.

Функции финансов ре­ализуется через финансовый механизм, который является частью хозяйственного механизма.

Финансовый механизм - это совокупность способов управления финансовыми отно­шениями. Он включает финансовое законодательство, опре­деляющее порядок (правила) формирования и использова­ния централизованных и децентрализованных фондов денеж­ных средств, а также финансовое планирование, финансовый анализ и контроль.

Основные функции финансов: распределительная, контрольная и аккумулирующая.

· Распределительная функция финансов выражается через процесс использования денежных средств, накопленных ранее, для удовлетворения соответствующих нужд и потребностей хозяйствующей системы в финансовых ресурсах.

Данная функция образует денежные доходы и накопления при создании общественного продукта.

Благодаря распределительной функции осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики (в отраслях материального производства и непроизводственной сферы) и на разных уровнях хозяйствования. Через распределительную функцию финансов обеспечивается денежными ресурсами воспроизводство.

Вслед за первичным распределением финансов происходит перераспределение финансов, которое проводит государство для формирования своего бюджета посредством различных налогов, обязательных отчислений и сборов.Таким образом, распределительная функция необходима для воспроизводства, формирования расходной части бюджета страны, а также финансов физических лиц.

· Контрольная функция финансов выражается через финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов. Важной ролью этой функции является возможность анализировать аспекты деятельности субъекта управления.

Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением стоимости продукта на различных стадиях его движения по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Контрольная функция реализуется через механизм финансового контроля.

Применяя контрольную функцию, можно на государственном уровне оценить результативность использования денежных средств на социальную политику, инвестиционную деятельность предприятия и обоснованность семейных расходов.

· Аккумулирующая (или накопительная) функция финансов представляет собой процесс образования (накопления, мобилизации) денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы. Эта функция может проявляться в формировании бюджета страны, при формировании суммарной выручки на предприятии и семейного бюджета.

Финансовая политика - совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Содержание заключается в след звеньях :

· выработка научно-обоснованных концепций развития фи­нансов. ·

· определение основных направлений использования финан­сов на перспективу и текущий период;

· осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики. Бесперспективна финансовая политика, не содержащая основных концепций развития финансов, т.е. ориентированная на удовлетворение текущих потребностей; вместе с тем нереалистична финансовая политика, ограниченная только выработкой основных концепций и направлений использования финансов без подкрепления их практическими действиями государства.

В зависимости от длительности периода и характера реша­емых задач финансовая политика подразделяется на финан­совую стратегию и финансовую тактику .

Финансовая стратегия. В целевых долговременный курс финансо­вой политики, рассчитанный на перспективу и предусматри­вающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития фи­нансов, формируются концепции их использования, намеча­ются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление программ в фи­нансовой политике необходимых для концентрации финансо­вых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика - направлена на решение задач конк­ретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, пере­группировки финансовых ресурсов. При относительной ста­бильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны . Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, позволяет в белее сжатые сроки с наи­меньшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями; общество не сво­бодно в выработке и проведении политики; последняя обус­ловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая по­литика обладает определенной самостоятельностью; у нее спе­цифические законы и логика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финан­сов. Это влияние может быть различно: в одних случаях по­средством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

Своевременное изменение финан­совой политики на основе учета особенностей текущего мо­мента, назревших потребностей экономического развития дает возможность в более короткий срок и с меньшими издерж­ками решить стоящие перед страной задачи.

Немаловажным требованием, предъявляемым к финансо­вой политике, является соблюдение комплексного подхода при ее выработке и проведении, т.е. согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи опре­деленного этапа развития, а также обеспечение тесной вза­имосвязи между составными частями экономической политики - финансовой, кредитной, политики в области це­нообразования, заработной платы.

Финансовая политика, являясь формой экономической политики, призвана присущими ей специфическими способа­ми и методами содействовать достижению целей и выполне­нию задач, поставленных экономической политикой. Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация ресурсов , необходимых для удов­летворения насущных потребностей развития общества. В со­ответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предприниматель­ской деятельности . Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повыше­нию эффективности использования финансовых ресурсов пу­тем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направ­лениях экономического и социального развития. В процессе выработки финансовой политики определяются принципы по­строения финансового механизма, позволяющего наиболее ус­пешно выполнить вышеперечисленные задачи.

Финансовая политика способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулирова­нию роста эффективности производства; повышению за­интересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

Финансовый механизм-представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Основные звенья финансового механизма:

  • финансовое планирование и прогнозирование;
  • финансовые показатели, нормативы и лимиты;
  • управление финансами;
  • финансовые рычаги и стимулы;
  • финансовый контроль;

Управление финансами - целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них, деятельность по привлечению и эффективности использования финансовых ресурсов.

Объекты управления:

  • Государственные финансы
  • Муниципальные финансы
  • Финансы хозяйствующих субъектов
  • Финансы домашних хозяйств

В качестве субъектов управления выступают специальные службы, органы, подразделения различных объектов управления, называемые финансовым аппаратом.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29

Основные определения

Финансы - это отношения между эконом. субъектами, которые возникают в процессе создания, распределения и последующего перераспределения фондов денежных средств. Следует различать термины «финансы» и «деньги». Деньги - материальное явление, всеобщий эквивалент, средство обмена, накопления и платежа. Финансы - это именно взаимоотношения, сами по себе, в отрыве от субъектов экономической деятельности, финансы не существуют.

Выделяют централизованные (государственные) и децентрализованные финансы. Централизованные - это финансы государства, куда входят бюджет и различные внебюджетные фонды. Децентрализованные финансы - это эконом. отношения, определяющие круговорот ресурсов между предприятиями.

Финансы как отношения возникают между различными типами экономических субъектов. Некоторые из этих отношений показаны в Таблице 1.

Экономические субъекты Форма отношений
Юридические лица Приобретение товаров, реализация продуктов и услуг
Юридические лица и стоящие над ними инстранции Создание централизованных денежных фондов и их распределение
Государство и юридические лица Налоговые отношения, субсидии, субвенции
Государство и граждане Налоги, сборы, добровольные платежи
Юридические лица, население и внебюджетные фонды Платежи во внебюджетные фонды, получение ресурсов из этих фондов
Различные уровни бюджетной системы Бюджетное регулирование, субсидии, субвенции
Юридические лица, граждане и страховые компании Сбор страховых взносов, выплаты при возникновении страхового случая

Функции и роль финансов

В научной литературе взгляд на функции финансов несколько различается, однако можно выделить пять базовых функций, относящихся финансам. Данные функции показаны в Таблице 2.

Функция Суть функции
Аккумулирующая Концентрация и мобилизация денежных ресурсов для развития организации, экономики, общества
Распределительная (перераспределительная) Функция позволяет распределять ресурсы на различных уровнях, начиная с гос. бюджета и заканчивая финансами предприятий
Регулирующая Заключается в равновесном распределении денежных средств в различных финансовых системах
Стимулирующая Выражается в стремлении субъектов экономики повысить свою эффективность
Контрольная Способствует рациональному учету движения и расходования денежных средств в процессе финансовой деятельности

Перечисленные в таблице функции несут как экономический, так и социальный смысл. Рассмотрим функции финансов на различных уровнях экономической системы.

Социально-экономические функции и роль финансов на международном уровне

Сегодня в глобализированном мире финансы играют одну из ключевых ролей. Экономики стран интегрированы друг с другом, развивается международная торговля, закрепляется международное разделение труда. В этих условиях критическое значение приобретает способность государственных, частных и наднациональных институтов аккумулировать денежные фонды и распределять их между странами в мировом масштабе. Такое распределение, с одной стороны, способствует развитию или упадку экономик различных территорий, с другой стороны, непосредственно отражается на уровне занятости, образования и, в конечном итоге, качестве жизни людей. Таблица 3 отражает некоторые примеры работы финансов на международном уровне.

Субъект управления финансами Способ управления финансами Влияние на экономику и население
Международные организации (ООН, МВФ, Мировой Банк, ЕБРР и др.) Аккумулирование финансов от стран-участниц организаций. Распределение и перераспределение этих финансов, контроль за финансовыми потоками. Вложения в экономики государств (безвозмездно или в форме кредитования), вложения в социально значимые инфраструктурные проекты, гуманитарная помощь, влияние на мировую экономику.
Международные инвестиционные банки (Deutsche Bank, Goldman Sachs, Citigroup, Barclays, Merrill Lynch, J.P. Morgan, Morgan Stanley, UBS и др.) Аккумулирование средств частных и корпоративных инвесторов, вложение этих средств на рынках капитала, влияние на мировые и локальные фондовые рынки. Возможность осуществлять движение крупных денежных средств, влиять на ценообразование в сфере ценных бумаг и валютных курсов.
Международные инвестиционные фонды (Black Stone, TPG Capital и др.) Аккумулирование средств частных и институциональных инвесторов, вложение этих средств в бизнес портфельных компаний. Возможность вкладывать денежные средства в различные бизнесы, что приводит к прямому влиянию на экономики различных стран, уровень занятости населения, становление инфраструктуры.

На государственном уровне функции финансов проявляются особенно ярко, потому что от эффективности управления денежными средствами на уровне страны напрямую зависит качество жизни населения.

Государство аккумулирует фонды за счет различных каналов, основным из которых являются налоговые поступления от физических и юрлиц. Уже на этапе формирования денежных фондов (гос. бюджета), финансы играют важную роль, ведь от корректности налоговой политики зависят темпы роста бизнеса, обеспеченность население и экономическое здоровье страны в целом.

Распределительная и перераспределительная функция финансов - важнейшие на государственном уровне. Речь идет о формировании и распределении валового внутреннего продукта (ВВП). Основным источником денежных фондов страны служит ее нацдоход, который выражается в совокупной стоимости ВВП за вычетом использованных в процессе операционной деятельности основных и оборотных средств. Нацдоход в определенной степени определяет общую экономическую структуру государства. Страна также может привлекать средства на международных рынках капитала или посредством выпуска государственных долговых бумаг (например - облигаций федерального займа, ОФЗ).

Страна аккумулирует денежные фонды в форме гос. бюджета, который затем распределяется между экономическими субъектами. Сюда входит перераспределение денежных средств между бюджетами различных уровней (в России - федеральный, региональные и местные бюджеты), субсидии и субвенции бизнесу и регионам, социальные выплаты населению (пенсии, пособия), государственные вложения в ценные бумаги, создание бюджетных и внебюджетных фондов, вложения в государственные инфраструктурные проекты, финансирование государственных учреждений и служб, включая правоохранительные и социальные органы.

На государственном уровне проявляется в применении правительством прямых и косвенных методов экономического регулирования. Распределение государственного финансирования между различными отраслями экономики способствует развитию одних отраслей и замедлению темпов роста других. Сюда относится и создание новых рабочих мест, строительство и ввод в эксплуатацию жилья, участие правительства в проектах государственно-частное партнерство.

Следует сказать о пенсионных фондах, которые, с одной стороны, аккумулируют пенсионные накопления граждан (накопительная функция финансов), с другой стороны - вкладывают эти средства в различные ценные бумаги и инфраструктурные проекты (распределительная функция). Поиск наиболее эффективных путей вложения пенсионных накоплений, а также постоянный контроль за деятельностью государственных и частных пенсионных фондов выражают стимулирующую и контрольную функции.

Контрольная функция проявляется в мониторинге стадий движения денежных средств, от сбора налогов до распределения государственного бюджета. От качества осуществления государством контроля за движением денежных потоков напрямую зависит благосостояние население и бизнеса. Как известно, чем выше уровень коррупции и финансовых потерь на этапах операционной деятельности государственных структур, тем хуже уровень жизни в стране. В конечном итоге, государственное управление финансами определяет благосостояние нации и будущее страны.

На уровне организаций каждая функция финансов является определяющей с точки зрения выживания фирмы. Именно поэтому финансовому менеджменту уделяется столь серьезное внимание, особенно в мультинациональных корпорациях.

Аккумулирующая функция проявляется в способности предприятий накапливать денежные средства за счет выручки, грамотно сохранять эти фонды. Предприятия споособны привлекать крупные средства путем эмиссии ценных бумаг: акций и облигаций. Помимо этого, фирмы способны формировать собственные денежные фонды за счет привлечения прямых или венчурных инвестиций. Также средством привлечения средств для предприятий является кредит. Если бы данные инструменты отсутствовали, фирмы были бы вынуждены развиваться исключительно за счет собственных средств, что замедлило бы рост как отдельных предприятий, так и экономики в целом. В данном примере проявляется как аккумулирующая, так и распределительная функции финансов.

Распределительная и перераспределительная функции проявляются в правильном вложении аккумулированных в результате операционной деятельности средств. Фирма должна решить, вкладывать ли деньги в производственные мощности, расширять ли сеть сбыта или инвестировать деньги в ценные бумаги. В зависимости от фазы экономического цикла, предприятие будет принимать различные решения на этапе распределения финансов.

Регулирующая функция позволяет бизнесу поддерживать в равновесии собственную структуру. Именно из-за стремления финансового состояния к оптимальности фирмы могут принимать решения о закрытии или реорганизации тех или иных подразделений, выходе на новые рынки, приоритетном финансировании одних проектов в ущерб другим. Особенно ярко это проявляется на примере матричных организаций, где финансирование проекта или продукта определяется его относительными преимуществами относительно других продуктов или проектов.

Стимулирующая функция финансов при грамотном корпоративном управлении позволяет повысить эффективность как отдельных сотрудников, так и целых подразделений. Менеджмент создает KPI (Key Performance Indicators, Ключевые Показатели Эффективности) для всех подразделений и сотрудников. При грамотной финансовой мотивации эффективность структурных подразделений повышается. Для топ-менеджмента и акционеров мотивирующим фактором являются дивиденды.

Контрольная функция финансов является критической для любой организации. Корректная организация учета, контроля и аудита позволяет фирмам контролировать издержки и избегать хищений и злоупотреблений на всех уровнях. Здесь важен как внутренний, так и внешний аудит, который проводится специализированными аудиторскими компаниям, в частности, компаниями большой четверки: Pricewaterhousecoopers, Ernst & Young, Deloitte, KPMG.

Отдельно нужно подчеркнуть роль страхования. Страховые компании не только аккумулируют денежные средства на своих счетах за счет страховых взносов, но и вкладывают эти денежные фонды в экономику с целью извлечения прибыли от финансовой деятельности. Таким образом, страховые компании выступают в роли инвесторов и способствуют реализации накопительной, и перераспределительной функций. В поиске наиболее эффективных вложений и мониторинге за этой деятельностью выражаются стимулирующая и контрольная функции. Страховой рынок является важной частью финансовой системы как на государственном, так и на международном уровне.

Функции и роль финансов в развитии современной экономики

Финансы во многом определяют образ современной рыночной действительности. Именно накопление крупных фондов частными и государственными институтами, последующее распределение этих фондов, позволили миру стать таким, какой он есть.

Стимулирующая функция финансов определяет динамизм капиталистической системы, а контрольная функция способствует ответственному отношению к деньгами и их вложениям. Ярким примером является сфера венчурного инвестирования, в рамках которой финансовые вложения в инновационные компании способствовали росту таких мировых гигантов как Facebook, Google, Microsoft, Apple и др.



error: Контент защищен !!