Инструменты стимулирующей фискальной политики. Фискальная политика

Наряду с налогами важнейшим инструментом , воздействия государства на развитие экономики являются государственные расходы . Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Все расходы можно подразделить на следующие группы:

Военные;

Экономические;

На социальные цели;

На внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная (бюджетно-налоговая политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.

Различают дискреционную и автоматическую форму фискальной политики. Под дискреционной политикой понимается "маневрирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства, контроль уровня занятости и темпа инфляции. Этой форме фискальной политики противостоит автоматическая ее форма. "Автоматизм" - это "встроенная стабильность", основанная на обеспечении налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности.

Автоматическая фискальная политика . Присущие ей встроенные стабилизаторы, в качестве которых выступают подоходные налоги, пособия по безработице, расходы на программы переподготовки работников и др., в принципе нужны, они уменьшают амплитуду колебаний в ходе экономического цикла. Например, если экономика находится на стадии спада, предельная ставка налога сокращается из-за уменьшения доходов, облагаемых налогом; располагаемый доход будет меньших масштабов также и потому, что увеличиваются социальные выплаты. При этом располагаемый доход сокращается в меньшей степени по сравнению с доходом до уплаты налогов. Предельная способность к потреблению в ситуации экономического спада увеличивается, так как те, кто получает пособия по безработице, почти полностью используют его на потребление. Если экономика находится на стадии подъема, располагаемый доход не увеличивается в той же степени, что и совокупный доход до уплаты налогов, так как растут налоговые ставки, а масштабы социальных выплат сокращаются. Другое преимущество автоматических стабилизаторов состоит в том, что они уменьшают неравенство в доходах. Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих. Кроме того, стабилизаторы уже встроены в систему, не требуется решения ни законодательной, ни исполнительной власти, чтобы ввести их в действие.

Дискреционная фискальная политика включает регулирование государственных расходов и налогов в целях устранения циклических колебаний выпуска продукции и занятости, стабилизации уровня цен, стимулирования экономического роста. В США законы о занятости 1946 г. и Лэмфри - Хоукинса 1978 г. возлагают на федеральное правительство ответственность за обеспечение полной занятости путем использования монетарной и фискальной политики. Данная задача чрезвычайно сложна по многим причинам, и не в последнюю очередь потому, что государственные средства расходуются на осуществление многих программ, а не только на стабилизацию экономики и обеспечение экономического роста, например, на программы социального обеспечения, укрепления дорожной сети страны, контроля за наводнениями, улучшения образования, замену старых и представляющих опасность мостов, охрану окружающей среды, фундаментальные исследования.

Инструменты фискальной политики . Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов.

Разумеется, специалисты по экономической политике рассматривают не только различные инструменты фискальной политики, - когда они пытаются увеличить или сократить объемы производства, они анализируют также влияние монетарной политики.

Трансфертные платежи . Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения.

Снижение налогов . Эффект сокращения налогов в некотором смысле аналогичен увеличению государственных расходов. Совокупный спрос будет расти, процентные ставки - увеличиваться и может наступить сокращение инвестиций в частном секторе. Однако влияние на расходы потребителей будет большим. Сокращение налогов приведет к росту мультипликатора, уменьшая эффект любого увеличения совокупного спроса.

Тип налога, например, личного подоходного налога, налога на корпорации, налога на продажи, налога на недвижимость, акцизного налога и т. п., имеет важное значение, так как каждый из них будет оказывать различное влияние на экономику, включая стимулы экономического роста и экономическую эффективность. Например, личный подоходный налог или налог на корпорации может привести к снижению заинтересованности в нововведениях и желания работать сверхурочно, в то время как налог на продажи не вызывает никакого эффекта.

Увеличение аккордного налога приведет к уменьшению совокупных расходов, но не вызовет изменения мультипликатора, в то время как увеличение ставки личного подоходного налога приводит к уменьшению потребительских расходов и снижению мультипликатора.

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.

Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

Наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;

Административные задержки;

Пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов - популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьеры) менее максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

  • 6. Рынок, его назначение и функции, классификация рынка
  • 7. Спрос и величина спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Способы задания функции спроса. Детерминанты спроса. Эластичность спроса.
  • 8. Предложение и величина предложения. Закон предложения. Способы задания функции предложения. Детерминанты предложения. Эластичность предложения.
  • 9. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное ценообразование. Рыночный дефицит и излишек. Излишек покупателя и рента продавца.
  • 10. Вмешательство государства в рыночное равновесие: прямые и косвенные способы воздействия на рынок.
  • 11. Кардиналистский подход в теории потребительского выбора. Первый закон Госсена. Спрос и полезность. Закон равных предельных полезностей.
  • 12. Ординалистский подход в теории потребительского выбора. Предпочтения потребителя. Кривые безразличия. Карта безразличия.
  • 13. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения. Парадоксы Гиффена и Веблена.
  • 14. Понятие фирмы и её цели. Классификация фирм: по основным целям, по размерам, по формам собственности.
  • 15. Продукт, доход и прибыль фирмы. Условия максимизации прибыли. Экономическая прибыль.
  • 16. Равновесие фирмы-конкурента в краткосрочном периоде (графич. Решение)
  • 17. Издержки производства. Внутренние и внешние издержки. Постоянные и переменные издержки. Нормальная прибыль.
  • 18. Общие, средние и предельные издержки. Правило минимизации издержек.
  • 19. Износ и амортизация основного капитала. Методы расчета амортизации.
  • 20. Классификация рыночных структур. Рынок совершенной конкуренции.
  • 22. Рынок несовершенной конкуренции, его модели. Общая характеристика рынка несовершенной конкуренции.
  • 23. Монополия, её характеристика. Естественная монополия. Оптимальный объем выпуска монополиста (графическое решение). Ценовая дискриминация.
  • 24. Антимонопольное регулирование: цели и методы воздействия. Индекс концентрации власти
  • 25. Монополистическая конкуренция: характеристика, дифференциация продукта, неценовая конкуренция.
  • 26. Олигополия: характеристика, стратегия поведения фирмы.
  • 27. Рынок труда и его особенности. Спрос и предложение труда. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной платы.
  • 28. Рынок земли. Цена земли, земельная рента.
  • 29. Кривая Лоренца. Показатели изменения неравенства доходов
  • 30. Проблемы рыночной экономики. Фиаско рынка.
  • 31. Предмет макроэкономики. Макроэкономические агенты. Макроэкономические рынки.
  • 32. Система национальных счетов. Ввп. Способы измерения ввп в системе национальных счетов. Реальный и номинальный ввп. Дефлятор ввп.
  • 33. Совокупный спрос и факторы, определяющие изменение величины совокупного спроса. Детерминанты совокупного спроса.
  • 34. Совокупное предложение в долгосрочном и краткосрочном периодах. Детерминанты совокупного предложения.
  • 35. Макроэкономическое равновесие. Последствия изменения совокупного спроса и совокупного предложения.
  • 36. Экономический рост: способы графического задания, показатели, типы. Цикличность экономики. Фазы и виды циклов. Причины экономических циклов.
  • 37. Безработица: понятие, показатели и виды. Естественный уровень безработицы. Последствия безработицы. Государственная политика борьбы с безработицей.
  • 38. Инфляция, её показатели и виды. Последствия инфляции.
  • 39. Денежный рынок. Спрос на деньги. Функции денег. Денежные агрегаты.
  • 40. Предложение денег. Банковская система. Функции Центрального банка. Активы и пассивы цб.
  • 41. Коммерческие банки: цель, функции. Банковский мультипликатор.
  • 42. Сущность и цели монетарной политики. Её инструменты, виды.
  • 43. Налоговая система: классификация налогов, функции налогов. Кривая Лаффера.
  • 44. Фискальная политика: цели, инструменты, виды.
  • 45. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета. Виды состояний госбюджета. Дефицит госбюджета и способы его финансирования. Государственный долг, его виды и последствия.
  • 46. Международные экономические отношения. Государственное регулирование международной торговли – политика протекционизма и фритредерства. Таможенные пошлины, квоты, лицензии, субсидии, демпинг.
  • 47. Валютные системы. История развития международных валютных систем. Основные черты современной (ямайской) валютной системы.
  • 44. Фискальная политика: цели, инструменты, виды.

    Фискальная политика представляет собой меры правительства по стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета.

    Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются:

      обеспечение стабильного экономического роста;

      обеспечение полной занятости трудовых ресурсов - решение проблемы безработицы;

      обеспечение стабильного уровня цен - решение проблемы инфляции.

    Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки; налоги; трансферты (это выплаты, не связанные с покупкой товаров и услуг).

    В зависимости от режима функционирования инструментов фискальной политики ее подразделяют на недискреционную и дискреционную политику. Недискреционную политику называют политикой «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются: прогрессивная система налогообложения, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. При этом, размеры поступлений и выплат автоматически изменяются в случае изменения ситуации в экономике.

    Дискреционная политика – это сознательное изменение налогов и правительственных расходов законодательной властью для обеспечения макроэкономической стабильности, достижения макроэкономических целей. Основными инструментами дискреционный фискальной политики являются:

      изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки;

      осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, ставящих своей целью обеспечение занятости безработным;

      реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.д. Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы и обостряется нужда.

    В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика делится на :

      стимулирующую, осуществляемую с целью преодоления спада и предполагающую увеличение государственных расходов и снижение налогов;

      сдерживающую, призванную ограничить циклический подъем и предполагающую сокращение государственных расходов и увеличение налогов.

    45. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета. Виды состояний госбюджета. Дефицит госбюджета и способы его финансирования. Государственный долг, его виды и последствия.

    Государственный бюджет - документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

    Доходы государственного бюджета:

      Налоги на доходы юридических и физических лиц

      Поступления от реального сектора (налог на прибыль)

      Поступление косвенных налогов и акцизов

      Пошлины и неналоговые сборы

      Региональные и местные налоги

    Расходы государственного бюджета:

      Промышленность

      Социальная политика

      Сельское хозяйство

      Государственного управление

      Международная деятельность

    • Правоохранительная деятельность

      Здравоохранение

    Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

    1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное , что соответствует излишку (или профициту ) государственного бюджета

    2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю , т.е. бюджет сбалансирован

    3) когда доходыбюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное , т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

    Источники финансирования бюджетного дефицита

    Внутренее финансирование :

    выпуск и продажа ценных бумаг (облигации и векселя)

    бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней

    использование средств центрального банка

    Внешнее финансирование :

    продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке

    кредиты иностранных банков и междунароных финансовых организаций

    кредиты иностранных правительств.

    Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов,скорректированную на величину бюджетных излишков.

    Различают два вида государственного долга: 1) внутренний, который возникает в результате выпуска государством ценных бумаг (облигаций); 2) внешний, образующийся в результате займов у других стран и международных финансовых организаций. Оба видагосударственного долга были рассмотрены выше. Наличие значительногогосударственного долга, во-первых, снижает эффективность экономики, поскольку предполагает отвлечение средств из производственного сектора как на обслуживание, так и на выплатудолга; во-вторых, перераспределяет доход от частного сектора кгосударственному; в-третьих, обусловливает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что вдолгосрочной перспективе может привести к сокращению запаса капитала и уменьшению производственного потенциала страны, к валютному кризису и высокой инфляции; в-четвертых, возлагает бремя выплатыдолга на будущие поколения, что может способствовать снижению уровня их благосостояния.

    Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой. Фискальная политика является частью финансовой политики государства, проводит ее правительство.

    Фискальная политика – политика манипулирования бюджетом, расходами и налогами в целях изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

    Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

    1) стабильного экономического роста;

    2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

    3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

    Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.

    Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

    1) государственные закупки;

    2) налоги;

    3) трансферты.

    Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса (AD = C + I + G + Xn) следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

    При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса.

    Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

    Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

    Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

    Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

    Согласно классической концепции, инструменты фискальной политики приводят лишь к перераспределению средств от частного сектора к государственному и не влияют на значения НД и занятости в экономике. Прирост совокупного спроса, вызванный приростом автономного спроса на рынке благ, в значительной степени погашается взаимодействием с денежным рынком. Этот механизм получил название эффекта вытеснения. Рост госзакупок приведет к росту процентной ставки, что вызовет снижение запланированных предпринимателями инвестиций в размере, равном первоначальному приросту госзакупок. Произойдет повышение цен.

    Фискальная политика: цели, виды, инструменты. Дискреционная политика и встроенные стабилизаторы

    Фискальная политика представляет собой меры правительства по стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета . Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.

    Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются:

    • обеспечение стабильного экономического роста;
    • обеспечение полной занятости трудовых ресурсов - решение проблемы безработицы;
    • обеспечение стабильного уровня цен - решение проблемы инфляции.

    Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки; налоги; трансферты.

    В зависимости от режима функционирования инструментов фискальной политики ее подразделяют на недискреционную и дискреционную политику. Недискреционную политику называют политикой «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются: прогрессивная система налогообложения, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. При этом, размеры поступлений и выплат автоматически изменяются в случае изменения ситуации в экономике.

    Дискреционная политика – это сознательное изменение налогов и правительственных расходов законодательной властью для обеспечения макроэкономической стабильности, достижения макроэкономических целей. Основными инструментами дискреционный фискальной политики являются:

    • изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки;
    • осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, ставящих своей целью обеспечение занятости безработным;
    • реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.д. Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы и обостряется нужда.

    В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика делится на :

    • стимулирующую, осуществляемую с целью преодоления спада и предполагающую увеличение государственных расходов и снижение налогов;
    • сдерживающую, призванную ограничить циклический подъем и предполагающую сокращение государственных расходов и увеличение налогов.

    Подобно частным инвестициям правительственные расходы и налоги обладают множительным, мультипликационным эффектом .

    При изменении правительственных расходов получается цепочка вторичных, третичных и т.п. потребительских расходов (безработный, получив от государства пособие, купил хлеб у фермера, фермер купил сапоги и т.д.), которые влекут за собой увеличение национального продукта. Мультипликатор государственных расходов показывает прирост валового национального продукта (ВНП) в результате приращения государственных расходов на единицу. Чем выше значение мультипликатора государственных расходов, тем более мощным средством регулирования национальной экономики является дискреционная фискальная политика.

    Подобно государственным расходам, налоги также приводят к мультипликативному эффекту. Так, при проведении политики сдерживания увеличение налогов делает неизбежным уменьшение национального продукта. Но уменьшение потребления, совокупного спроса и ВНП произойдет на величину меньшую, чем увеличение налогов, поскольку налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению к предельной склонности к сбережению. А в соответствии с основным психологическим законом Кейнса , если увеличиваются налоги, то сокращается не столько потребление, сколько сбережение (отказ от сбережений).

    Таким образом, налоги оказывают менее сильное воздействие на совокупный спрос, чем государственные расходы .

    – это экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой.

    Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, ) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в, то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов.

    В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, и соответствующего ей вида фискальной политики, инструменты фискальной политики государства используются по-разному.

    Так, инструментами стимулирующей фискальной политики выступают:

    Увеличение государственных закупок;

    Снижение налогов;
    увеличение трансфертов.

    Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:

    Сокращение государственных закупок;
    увеличение налогов;
    сокращение трансфертов.

    Немного иной перечень инструментов фискальной политики представлен в учебнике «Экономика» академика Журавлевой Г.П. Согласно этому источнику литературы, инструментами дискреционной фискальной политики являются общественные работы, изменение трансфертных платежей, манипулирование налоговыми ставками.

    К инструментам автоматической фискальной политики автор данного учебника относит изменения в налоговых поступлениях, пособия по и другие социальные выплаты, субсидии фермерам.

    Анализируя источники литературы, можно прийти к выводу, что главными инструментами фискальной политики являются изменение налогов и трансфертных платежей.

    Одним из главных инструментов фискальной политики являются налоги, представляющие собой принудительно изымаемые или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

    Налоги выполняют три основные функции:

    Фискальную, заключающуюся в сборе для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционировании государства;
    экономическую, предполагающую использование налогов в качестве инструмента перераспределения , воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности;
    социальную, направленную на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

    В современной экономике существуют различные виды налогов.

    Прямыми являются налоги на доход или имущество налогоплательщиков.

    В свою очередь, прямые налоги подразделяются на:

    Реальные, которые получили наибольшее распространение в первой половине XIX в., и к которым относятся поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги;
    личные, включающие подоходный, корпораций, на прирост капитала, на сверхприбыль.

    Косвенные налоги состоят из акцизов, налогов на , с продаж, с оборота, таможенные пошлины.

    В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные налоги. В российских условиях это федеральные, налоги субъектов федерации, местные.

    В зависимости от использования налоги делятся на:

    Общие, предназначенные для финансирования текущих и капитальных , без закрепления за каким-либо определенным видом расходов;
    специальные налоги, имеющие целевое назначение

    В зависимости от характера ставок различают налоги:

    Твердые (фиксированные), устанавливающиеся в абсолютной сумме на единицу налогообложения независимо от различных экономических показателей, связанных с деловой активностью;
    регрессивные, при которых процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода;
    пропорциональные, проявляющиеся в том, что независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки;
    прогрессивные, при которых процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода.

    Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога.

    Налоговые ставки устанавливаются в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. До определенного повышения ставки налога доходы растут, но затем начинают снижаться. По мере роста ставки налога стремление предприятий поддерживать высокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует такое значение налоговой ставки, при котором поступления от налогов в достигнут максимальной величины. Государству целесообразно установить налоговую ставку на данном значении. Группа Лэффера теоретически доказала: ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов. При более высокой ставке налога резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы перетекают в теневую экономику.

    Однако во многих государствах ставки налогов значительно выше оптимального уровня, и это объясняется действием других факторов, не учитываемых в теоретической модели. Например, в странах, тяготеющих к сильному государственному регулированию, будет преобладать стремление к увеличению бюджета через доходную часть. Налоговые ставки в таких странах высоки. И наоборот, если страна тяготеет к либеральному рыночному устройству, к минимальному государственному вмешательству в экономику, налоговые ставки будут ниже.

    Кроме того, стремление иметь социально ориентированную экономику и направлять значительную часть бюджетных ассигнований на социальную помощью не позволяет сильно снижать налоговые ставки - во избежание недостатка бюджетных средств для социальных нужд. Высокие налоговые ставки в российской экономике обусловлены, прежде всего, бюджетным дефицитом, нехваткой государственных средств для осуществления социально-экономических программ и слабой надеждой на то, что снижение налоговых ставок приведет к росту производства и подъему экономики. Чтобы как-то смягчить налоговый пресс для отдельных налогоплательщиков, применяются налоговые льготы - форма снижения налоговых ставок или, в предельном случае, освобождение от уплаты налогов. Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования, основанное на том, что уменьшение налога адекватно предоставлению налогоплательщику дополнительных средств на величину, равную сумме снижения. Проблема выбора и назначения рациональных налоговых ставок стоит перед любым государством.

    Очевидно, чем выше налоги, тем меньшим доходом будет располагать субъект, а значит меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех факторов, которые могут стимулировать либо тормозить и благосостояние общества.

    Такой инструмент фискальной политики государства как налоги тесно связан с другим инструментом бюджетно-налоговой политики – государственными расходами. Средства, изымаемые в виде налогов, идут в государственный бюджет, впоследствии расходуясь на различные цели государства. В условиях действующего законодательства РФ основная часть бюджета наполняется за счет платежей налогоплательщиков – юридических лиц.

    В настоящее время получила распространение точка зрения о необходимости дополнительного существенного сокращения налоговых ставок по основным налогам. В обоснование этого авторы указывают, что, несмотря на временное падение объема налоговых поступлений, в долговременной перспективе улучшаются условия , увеличится производство товаров и услуг, повысится занятость населения и, вследствие роста налогооблагаемой базы, начнут расти доходы государства.

    Под государственными или правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг.

    Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.

    Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержания на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства.

    Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в , чрезмерному дефициту государственного бюджета.

    Государственные расходы выступают в форме:

    Государственного заказа, который распределяется на конкурентной основе;
    строительства за счет ;
    расходов на оборону, управление и т.д.

    Основная часть государственных расходов проходит через госбюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства и местных властей.

    Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов). В современных условиях бюджет является также мощным рычагом , воздействия на хозяйственную , а также осуществления антикризисных мероприятий.

    Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.

    Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований и выполняют функции политического, социального и экономического регулирования. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое предполагает возвратный характер кредита. Надо заметить, что безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольности в их использовании. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения.

    Структура государственных расходов в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

    Государственные трансферты, являясь одним из инструментов фискальной политики, представляют собой выплаты государственных органов, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства, полученные от налогоплательщиков, через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию и т.д. Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения. Социальные трансферты (пенсии, стипендии, различные пособия) входят в средний доход, и эти выплаты позволяют увеличить бюджет семьи на 10-12% .

    Инструменты фискальной политики по-своему влияют на экономическую ситуацию, помогая достичь целей, поставленных перед фискальной политикой. Основными инструментами фискальной политики государства являются изменение налогов и трансфертных платежей. Инструменты фискальной политики взаимосвязаны и их роль в реализации той или иной политики государства велика.



    error: Контент защищен !!