План урока мировой экономический кризис 1929 1933.
Мировой экономический кризис, который поразил ведущие мировые державы в период с 1929 по 1933 год, до сих пор считается самым тяжелым в истории. Его последствия были очень тяжелыми и носили глобальный характер.
Причины мирового кризиса экономики
Причины мирового экономического кризиса заключались сразу в нескольких факторах. Первый – это кризис перепроизводства, когда промышленность и сельское хозяйство производили больше, чем могли потребить люди. Второй – это отсутствие регуляторов финансового рынка, что привело к мошенничеству на рынке ценных бумаг, а в конечном итоге – к биржевому обвалу.
Начало мирового экономического кризиса
Началось все с Соединенных Штатов, после этого кризис распространился на страны Латинской Америки. Из-за высоких ввозных пошлин (правительство надеялось таким образом поддержать отечественного производителя) Америка “экспортировала” его в Европу. Финансовые взаимосвязи между странами ослабли из-за многочисленных торговых споров. Франция смогла избежать кризиса в 1929 году, когда он пришел в большинство европейских стран, но уже в 1930 сложное время наступило и для нее.
Какие страны больше всего пострадали в период мирового экономического кризиса
Итак, первый удар пришелся на США – 25 октября 1929 года на нью-йоркской фондовой бирже произошел полный обвал акций. После этого проявления кризиса стали нарастать, как снежный ком: за кризисные годы закрылось более пяти тысяч банков, объемы промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции сократились почти на треть, демографическое положение тоже было плачевным – прирост населения прекратился. Эти годы вошли в историю под названием “Великая депрессия”.
Сильнее всего от Великой депрессии пострадали афроамериканцы, так как их сокращали с рабочих мест в первую очередь.
Рис. 1. Афроамериканский рабочий.
Сильно пострадала от кризиса экономики и Германия – как и у Америки, у этой страны не было колоний, куда можно было сбывать излишки товара. В 1932 году, на который пришелся пик мирового кризиса, ее промышленность упала на 54%, а безработица составила 44%.
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
Именно на фоне кризисных явлений в экономике в политике и общественной жизни немцев усилилось влияние национал-социалистической партии под руководством Адольфа Гитлера, который впоследствии развязал Вторую мировую войну.
Рис. 2. Адольф Гитлер.
Другие мировые державы – Англия, Франция, Италия и Япония – пострадали от кризиса меньше, но все же удар по их экономике был нанесен существенный.
Все государства вынуждены были искать свои пути выхода в данной ситуации, в основном они заключались в усилении влияния государства на экономику и регулировании финансовых институтов.
Последствия мирового экономического кризиса 1929-1933 годов
Несмотря на то, что преодоление кризисных явления во всех мировых державах началось довольно рано, процесс все же затянулся на 4 года и имел достаточно тяжелые итоги.
Рис. 3. Рынок в Германии в период экономического кризиса.
Сократилось промышленное производство и производство продукции в сельском хозяйстве, около половины трудоспособного населения осталось без работы, что повлекло за собой нищету и голод. Также обострились межгосударственные отношения, сократились объемы мировой торговли. К тому же этот первый экономический кризис вскоре породил и второй, хотя и менее масштабный.
Что мы узнали?
В статье по истории для 11 класса мы поговорили кратко о мировом экономическом кризисе 1929-1933 годов, а также о том, какие у него были особенности и последствия он имел для великих держав, кто из них пострадал сильнее всего и к чему это привело в результате.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 833.
Экономический кризис - резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге - в снижении жизненного уровня, благосостояния населения.
Причины кризиса США: 1.нехватка денежной массы. В то времяденьгибыли привязаны кзолотому запасу, это ограничивало денежную массу. В то же время производство росло, на рубеже веков появились такие новые виды товаров, как автомобили,самолёты,радио. Количество товаров, как валовое, так и по ассортименту, увеличилось многократно. В результате ограниченности денежной массы и роста товарной массы возникла сильнаядефляция- падение цен, которое вызвало финансовую нестабильность,банкротствомногих предприятий, невозврат кредитов. Мощный мультипликативный эффект ударил даже по растущим отраслям.2.кризисперепроизводства, присущийкапитализму.3.Стремительный прирост населения.4.Первая мировая война также послужила одной из причин великой депрессии - американская экономика была сначала «накачана» военными заказами правительства, которые после окончания Первой Мировой резко сократились. 5.Маржинальные займы.
Пути выхода:
Путь выхода |
|
Государственное регулирование экономики, отмена золотого запаса, закрытие банков, «Закон об оздоровление национальной промышленности» (принудительно картелям запрещалось продавать продукцию ниже установленной цены). Мин. заработной платы и макс. продолжительность рабочего дня. Трудовые лагеря, помощь фермерам (низкий процент кредита, премия за сокращение посевных площадей). |
|
Отмена золотого стандарта, политика жесткого протекционизма |
|
Германия |
Фашистский режим (государство регулирует экономику). |
9. «Новий курс» Франкліна д. Рузвельта.
В 1929-1933 годах капиталистический мир переживал жесточайший экономический кризис. Это был самый глубокий и самый разрушительный по своим последствиям кризис из всех, которые знала история капитализма. Таким образом, экономический кризис 1929-1933 годов нанес тяжелый урон экономике США. История знает два варианта выхода из кризиса в 30-х годах 20 века. Первый из них – установление фашистской диктатуры, полное подчинение экономики тоталитарному государству, ориентирование ее на военные нужды. Второй путь - реформирование экономики одновременно с решением социальных проблем. Наиболее ярким примером выхода из кризиса мирным путем, без установления диктатуры, является «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта. С 1929 по 1933 год у власти в США находилась администрация во главе с президентом Гувером. В результате, в 1933 году Гувер проиграл в борьбе с другим кандидатом в президенты - Ф. Рузвельтом. Еще в ходе предвыборной кампании Рузвельт сформировал «мозговой трест», который разработал теорию «Нового курса». Теоретической базой «Нового курса» явились воззрения английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Основная его идея - необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь, формирование такого государственного бюджета, доходы которого позволяли бы эффективно вмешиваться в экономическое развитие, сглаживать социальные противоречия.
9 марта 1933 года Рузвельт созвал специальную сессию конгресса . Работа сессии продолжалась более трех месяцев. За это время конгресс принял множество законов, которые охватили почти все стороны жизни США:
1.«Чрезвычайный банковский акт» (Были закрыты все банки и проведена тщательная ревизия. В результате получили право продолжить работу только платежеспособные банки (примерно 1/3 от существовавших).
2.Отмена золотого стандарта( сосредоточение в руках государства золотого запаса США, девальвация доллара.)
3.Реформирование промышленности( Было создано 17 промышленных групп, для них установлены цены, условия кредита, объем выпуска продукции и рынки сбыта. Запрещалась продажа продукции ниже установленных цен. Был установлен минимум заработной платы и максимальная продолжительность рабочего дня. Заключение коллективных трудовых договоров стало обязательным.
4.Трудовые лагеря для безработных( В них было занято свыше 10 миллионов человек. На осуществление программы общественных работ правительство выделило 13 миллиардов долларов.
5.Закон о «помощи фермерам » принятый 12 мая 1933 года. Чтобы добиться повышения цен на продукты сельского хозяйства, фермерам предлагалось заключить контракты с государством на предмет сокращения посевных площадей и поголовья скота. Для осуществления программы ограничения сельскохозяйственного производства была создана Администрация регулирования сельского хозяйства. Она занималась тем, что скупала и уничтожала излишки продукции сельского хозяйства.
6.По инициативе Рузвельта в октябре 1933 года были установлены дипломатические отношения с СССР , а 16 ноября 1933 года установлен режим наибольшего благоприятствования в торговле. Этот шаг позволил США приобрести перспективного и честного внешнеторгового партнера, обладающего емким внутренним рынком, и несколько успокоить левую оппозицию.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что «Новый курс» Ф. Рузвельта предполагал реализацию двух взаимосвязанных целевых функций: первую (тактическую) - вывод США из кризисной ситуации; вторую (стратегическую) - создание экономических основ общества социально-ориентированного рыночного хозяйства.
Разработка урока по всеобщей истории в 11 классе. В архиве находятся конспект урока и презентация. Видео данного урока находятся на .
Просмотр содержимого документа
«Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.»
МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929-1933 ГГ.
Цели:
рассмотреть положение крупнейших капиталистических стран после 1 мировой войны, особенности их экономического развития;
познакомиться с причинами, особенностями и сущностью мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг.;
оценить проявления мирового экономического кризиса в разных странах, его экономические, политические и социальные последствия;
изучить пути выхода из кризиса на примере «Нового курса» Рузвельта в США;
познакомиться с развитием Великобритании и Франции в 20 – 30 гг.;
показать роль Народного Фронта во Франции.
Развивающая цель: развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.
Задачи:
развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;
развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране;
сравнивать пути выхода из кризиса на примере отдельных стран;
формулировать выводы и обобщения;
формирование навыков работы с текстом, документами;
развитие навыков самостоятельной работы;
Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторной работы.
Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами, документами, текстом учебника).
Формы работы: вступительное слово учителя, беседа, работа по решению познавательных заданий, работа с текстами документов и материалов, заполнение опорного конспекта, общее обсуждение проблемных заданий, заполнение таблиц.
ПЛАН УРОКА
Особенности развития капиталистических государств после Первой мировой войны
Причины и особенности мирового экономического кризиса.
Экономический кризис в США.
Выход из кризиса в США.
Экономический кризис в Великобритании и Франции.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний по теме: “Версальско-Вашингтонская система и создание Новой карты Европы”.
1) Как вы думаете, какие из условий Версальско-вашингтонской системы могли благотворно или неблагоприятно повлиять на экономическое развитие государств?
III. Изучение нового материала.
Изучение нового материала происходит в форме сочетания рассказа учителя с работой учащихся по картам заданий. Работая с картой заданий учащиеся самостоятельно формулируют выводы и обобщения, составляя опорный конспект. Далее приводится вариант заполнения опорного конспекта (текст конспекта выделен курсивом.)
1) Особенности развития государств после 1 мировой войны
Организуется беседа с классом, в ходе которой делаются следующие выводы:
В большинстве стран (кроме США) – экономическая разруха.
Рост инфляции наблюдается во многих государствах, особенно сильно - в Германии.
Резкий рост рабочего движения; как следствие в Италии и Франции принимаются социальные законы – о 8ми часовом рабочем дне, в Англии женщины получили право голосовать.
США выходят на Первое место в мире по экономическому развитию. Свою роль в этом сыграл и план Дауэса. США предоставляла займы Германии, чтобы та могла расплатиться по репарациям. Бывшие союзники, получив репарации, могли вернуть долги США. В результате экономика Европы стабилизируется, роль США увеличивается.
Факты, которыми можно подтвердить бурное развитие американской экономики.
рост уровня жизни населения
доля США в промышленном производстве в мире – 48%
производительность труда выросла на 43%
развитие автомобилестроения.
Развитие биржи
2) Причины и особенности мирового экономического кризиса.
Рассказ учителя:
Каждый из дней, начиная с четверга 24 октября до вторника 29 октября 1929 г., хотя бы однажды “удостаивался” у историков и журналистов печального определения “черный”. В эти дни произошел крах нью-йоркской биржи: в пятницу владельцы акций бросились продать их, цены на акции с каждой минутой падали, вместе с ними “испарялись” огромные состояния, и уже к полудню много доселе процветающие собственники были разорены. За несколько “черных” дней американцы лишились 40 млн долларов. Миллион людей потеряли свои сбережения, а вместе с ними и надежду на будущее. Кризис, начавшийся в США, охватил большинство cтpaн мира.
На уроке мы проведем исследование проблемы и определим каковы причины и особенности кризиса, как разворачивались события в разных странах, как сказался кризис на общественных отношениях и какая политика способствовала выходу из кризиса в разных
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС – внезапный спад, сокращение производства, сопровождающийся разорением многих предприятий, ростом безработицы, падением заработной платы и курса акций.
Причины кризиса:
После 1 мировой войны мировая экономика стала зависеть от стабильности американской экономики.
Резкий рост производства товаров при низкой платежеспособности производства в конце 20х гг. привел к кризису перепроизводства (Разрушилась экономическая цепь производство – распределение – потребление)
1929 г. – биржевой кризис – резкое падение курса ценных бумаг.
Это повлекло за собой финансовый кризис, который проявился в сокращении налогов, дефициту бюджета и в результате привело к глобальному экономическому кризису. Экономика не смогла преодолеть этот кризис сама с помощью рыночных механизмов. Потребовалось вмешательство государства.
3) Экономический кризис в США
ЗАДАНИЕ 2.
Используя материал учебника с. 91 – 92 и документы выпишите в тетрадь проявления кризиса в США. И других государствах (и хронологические рамки кризиса).
Обвал курса акций и разорение владельцев акций
Банкротство банков и промышленных предприятий
Безработица – массовое явление
Разорение фермеров и крестьян
Производство обрабатывающейся промышленности сократилось на 53%, автомобилестроение на 80%
США по уровню экономического развития оказались на уровне 1905 – 1906 гг.
Уровень мировой торговли сократился на две трети
Экономический кризис распространился на Европу и страны третьего мира.
Уничтожение продовольственной продукции, чтобы не допустить еще большей инфляции.
4) Выход из кризиса в США
ЗАДАНИЕ 3.
Стр. 93 – 95. Ответьте на вопросы:
1) Кто сумел вывести страну из кризиса? .
2) Чем политика “Нового курса” принципиально отличалась от чисто либеральной концепции развития экономики?
США вывел из кризиса президент Ф.Д. Рузвельт.
Главная особенность политики “Нового курса” – активное вмешательство государства в экономическую и социальную сферу. При этом основные принципы свободной рыночной экономики и демократии пересмотру не подвергались. Не предусматривались и меры, ограничивающие права граждан, в том числе и право частной собственности.
3) Заполните таблицу: Реформы “Нового курса”
Финансовые | Экономические | Социальные |
Временное закрытие всех банков На финансовый рынок выпустили только “здоровые” банки. Усиление государственного контроля в банковской сфере. Все золото скуплено государством, понижено содержание золота в долларе, что привело к росту цен, но и доступности кредитов Ограничивались спекуляции на бирже. | “Закон о восстановлении национальной промышленности”. Созданы 17 промышленных групп, которые должны были действовать с позиций “честной конкуренции”. Устанавливались объемы производства, правила сбыта и условия труда. Запрещалось продавать товары дешевле определенного уровня цен. “Закон о регулировании сельского хозяйства”. Сокращение посевных площадей, уничтожение части продукции. Государство давало фермерам дотации за сокращение посевов. | “Закон о трудовых отношениях”. Профсоюзы признаны одной из сторон разрешения трудовых споров. Создана система социального обеспечения, страхование по старости и безработице Введен максимальный размер продолжительности рабочего дня и минимальный размер заработной платы. Организовывались общественные работы |
4) Итоги “Нового Курса”
в экономике возросла регулирующая роль государства
кризис удалось преодолеть
улучшение жизни трудящихся
в 1939 г. Новый курс прекращен.
5) Экономический кризис в Великобритании и Франции
ЗАДАНИЕ 4
1) Используя стр. 95 – 98 заполните таблицу: “Особенности экономического кризиса в странах Запада”
Особенности проявления кризиса | Меры, предпринятые для преодоления кризиса |
|
Великобритания | страна меньше других пострадала от кризиса, так как перед ним был меньший подъем пик кризиса – 1932 г. начало кризиса – в период нахождения у власти лейбористов (рабочая партия). | Борьба с безработицей, сокращение лиц, получающих пособия, рост налогов, снижение зарплаты. Финансового кризиса удалось избежать, но эти меры вызвали недовольство населения и лейбористов сменили консерваторы Протекционистские меры по защите английской экономики. |
Кризис – более поздний. 1931 – 1935 гг. Нестабильность властей на фоне кризиса привела к тому, что власть попытались захватить фашисты. (1934 г) Для борьбы с угрозой фашизма были вынуждены объединиться все антифашистские силы. Представители социалистов, коммунистов и радикалов (либералы) объединились в т.н. Народный Фронт во главе с Л. Блюмом. | Усиление роли государства в экономике и социальной сфере. Под контроль государства поставлен французский банк, Национализированы важные предприятия военной промышленности и железной дороги Обладатели крупных налогов стали платить большие налоги Для мелких предприятий созданы льготы в налогах и кредитах Повышение зарплаты, 40 часовая рабочая неделя, вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска Запрет фашистских организаций. В 1938 г. деятельность Народного фронта была прекращена. |
IV. Домашнее задание.
Ответьте на вопрос:
1) “Что общего и в чем различия политики Ф.Д. Рузвельта и правительства Народного фронта во Франции?”
Конспект урока для 11 класса.
Мировой экономический кризис.
Цели : рассмотреть Мировой экономический кризис, познакомиться с причинами, особенностями и последствиями МЭК 1929-1933 гг.
Развивающая цель : развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию.
Задачи : показать предпосылки мирового экономического кризиса, его мировой характер, проявление кризиса в разных странах мира, изучить пути выхода из кризиса на примере «Нового курса» Рузвельта в США, формулировать выводы и обобщения, развивать навыки работы с текстом и документами.
Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы.
Средства обучения: презентация, учебник О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.»
План урока.
- Особенности развития капиталистических государств после Первой мировой войны.
- Причины и особенности мирового экономического кризиса (экономический кризис в США)
- Выход из кризиса в США
- Особенности эконом. кризиса в странах Запада
Ход урока
I. По первому пункту плана необходимо раскрыть причины стабилизации послевоенного развития стран запада в 1920-е гг.
Причины стабилизации послевоенного развития Запада:
- революционные движения подавлены
- расширение рынков сбыта продукции
- выплата репараций
- отмена ограничений военного времени
- сокращено государственное регулирование экономики
В результате Первой мировой войны экономическим лидером становится США.
США не пострадало во время Первой Мировой войны, извлекло выгоды от торговли с воюющими странами, одновременно предоставляя им займы.
В 1920-е годы наблюдается процветание в Странах Запада. США выходят на первое место в мире по экономическому развитию. Свою роль в этом сыграл и план Дауэса. США предоставляла займы Германии, чтобы та могла расплатиться по репарациям. Бывшие союзники, получив репарации, могли вернуть долги США. В результате экономика Европы стабилизируется, роль США увеличивается.
- Основой промышленного развития стало массовое производство предметов домашнего обихода. Оно бурно развивалось благодаря изобретению конвейера Г. Фордом. Производство автомобилей для рядовых потребителей, изготовление радиоприемников, телефонов, холодильников и т.д.
- Экономическое процветание сопровождалось быстрым ростом стоимости акций целого ряда компаний. Многие американцы спешили вложить деньги в ценные бумаги. Но когда деньги вкладываются в акции, которые не обеспечены реальным производством, тогда игра на бирже этими акциями становится спекуляцией и превращается в финансовую «пирамиду»
Задание 1. на странице 90-91 учебника О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.» прочитайте и выпишите несколько фактов, которыми можно подтвердить бурное развитие экономики. (Слайд № 4)
II. Причины и особенности мирового экономического кризиса:
- Стабилизация, экономический бум, массовое производство (конвейер), однако большинство людей не были достаточно обеспеченными - нет массового потребления.
- Нерегулируемый рынок (экономический либерализм государственной политики).
- Финансовые спекуляции и грандиозные финансовые «пирамиды» ¢ деньги вкладывались в акции, не обеспеченные реальным производством.
- Зависимость мировой экономики и финансов от США.
С четверга 24 до вторника 29 октября 1929 г. крах на Нью-Йоркской бирже. В пятницу владельцы акций бросились продавать их, но цены падали каждую минуту, вместе с ними «испарялись» огромные состояния и уже к полудню доселе процветающие собственники были разорены. За несколько «черных» дней американцы лишились 40 млн. долларов.
Так начался финансовый кризис в США, вскоре ставший мировым.
Слайды №№ 6, 7, 8
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС – внезапный спад, сокращение производства, сопровождающийся разорением многих предприятий, ростом безработицы, падением заработной платы, курса акций.
Задание 2. на странице 91-92 учебника О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.» прочитайте и выпишите последствия кризиса в США
(Слайд № 9)
Жертвами кризиса стали страны, экономически связанные с Западом. Разрывались международные торговые связи, сокращался уровень мировой торговли.
Последствия кризиса:
- Огромные масштабы кризиса
- Падение объема производства
- Банкротство 130 тыс. предприятий и 20% всех банков страны
- Снижение добычи угля на 42% и выплавки стали в 4 раза.
- Разорение 897 тыс. фермерских хозяйств.
- Безработица (13 мил. человек).
- Уменьшение заработной платы на 33%.
- Уменьшение доходов фермеров на 50%
- Падение уровня жизни населения.
Кризис разразился в 1929-1933 гг. в США, его назвали «Великой депрессией», он существенно отличался от циклических кризисов XIX –н. XX вв. Он возник в то время, когда происходило обновление технической и технологической базы экономики, начало развиваться производство товаров массового потребления.
Экономический кризис охватил весь мир, означал также кризис принципов либеральной экономики.
III. Выход из кризиса в США
Задание 3. на странице 93-95 учебника О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.» прочитайте и ответьте на вопросы:
Кто сумел вывести страну из кризиса?
Чем политика «Нового курса» принципиально отличалась от чисто либеральной концепции развития экономики?
(Слайды №№ 10, 11, 12)
США вывел из кризиса президент Ф.Д. Рузвельт.
Главная особенность политики “Нового курса” – активное вмешательство государства в экономическую и социальную сферу. При этом основные принципы свободной рыночной экономики и демократии пересмотру не подвергались. Не предусматривались и меры, ограничивающие права граждан, в том числе и право частной собственности.
(Слайд № 13, 14)
3) Заполните таблицу: Реформы “Нового курса”
Финансовые | Экономические | Социальные |
Временное закрытие всех банков На финансовый рынок выпустили только “здоровые” банки. Усиление государственного контроля в банковской сфере. Все золото скуплено государством, понижено содержание золота в долларе, что привело к росту цен, но и доступности кредитов Ограничивались спекуляции на бирже. | “Закон о восстановлении национальной промышленности”. Созданы 17 промышленных групп, которые должны были действовать с позиций “честной конкуренции”. Устанавливались объемы производства, правила сбыта и условия труда. Запрещалось продавать товары дешевле определенного уровня цен. “Закон о регулировании сельского хозяйства”. Сокращение посевных площадей, уничтожение части продукции. Государство давало фермерам дотации за сокращение посевов. | “Закон о трудовых отношениях”. Профсоюзы признаны одной из сторон разрешения трудовых споров. Создана система социального обеспечения, страхование по старости и безработице Введен максимальный размер продолжительности рабочего дня и минимальный размер заработной платы. Организовывались общественные работы |
VI. Особенности экономического кризиса в странах Запада.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Заполнение таблицы.
Задание 3.
1) Используя стр. 95 – 98 заполните таблицу: “Особенности экономического кризиса в странах Запада”
Страна | Особенности проявления кризиса | Меры, предпринятые для преодоления кризиса |
Великобритания | страна меньше других пострадала от кризиса, так как перед ним был меньший подъем пик кризиса – 1932 г. начало кризиса – в период нахождения у власти лейбористов (рабочая партия). | Борьба с безработицей, сокращение лиц, получающих пособия, рост налогов, снижение зарплаты. Финансового кризиса удалось избежать, но эти меры вызвали недовольство населения и лейбористов сменили консерваторы Протекционистские меры по защите английской экономики. |
Франция | Кризис – более поздний. 1091 – 1935 гг. Нестабильность властей на фоне кризиса привела к тому, что власть попытались захватить фашисты. (1934 г) Для борьбы с угрозой фашизма были вынуждены объединиться все антифашистские силы. Представители социалистов, коммунистов и радикалов (либералы) объединились в т.н. Народный Фронт во главе с Л. Блюмом. | Усиление роли государства в экономике и социальной сфере. Под контроль государства поставлен французский банк, Национализированы важные предприятия военной промышленности и железной дороги Обладатели крупных налогов стали платить большие налоги Для мелких предприятий созданы льготы в налогах и кредитах Повышение зарплаты, 40 часовая рабочая неделя, вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска Запрет фашистских организаций. В 1938 г. деятельность Народного фронта была прекращена. |