План урока мировой экономический кризис 1929 1933.

Мировой экономический кризис, который поразил ведущие мировые державы в период с 1929 по 1933 год, до сих пор считается самым тяжелым в истории. Его последствия были очень тяжелыми и носили глобальный характер.

Причины мирового кризиса экономики

Причины мирового экономического кризиса заключались сразу в нескольких факторах. Первый – это кризис перепроизводства, когда промышленность и сельское хозяйство производили больше, чем могли потребить люди. Второй – это отсутствие регуляторов финансового рынка, что привело к мошенничеству на рынке ценных бумаг, а в конечном итоге – к биржевому обвалу.

Начало мирового экономического кризиса

Началось все с Соединенных Штатов, после этого кризис распространился на страны Латинской Америки. Из-за высоких ввозных пошлин (правительство надеялось таким образом поддержать отечественного производителя) Америка “экспортировала” его в Европу. Финансовые взаимосвязи между странами ослабли из-за многочисленных торговых споров. Франция смогла избежать кризиса в 1929 году, когда он пришел в большинство европейских стран, но уже в 1930 сложное время наступило и для нее.

Какие страны больше всего пострадали в период мирового экономического кризиса

Итак, первый удар пришелся на США – 25 октября 1929 года на нью-йоркской фондовой бирже произошел полный обвал акций. После этого проявления кризиса стали нарастать, как снежный ком: за кризисные годы закрылось более пяти тысяч банков, объемы промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции сократились почти на треть, демографическое положение тоже было плачевным – прирост населения прекратился. Эти годы вошли в историю под названием “Великая депрессия”.

Сильнее всего от Великой депрессии пострадали афроамериканцы, так как их сокращали с рабочих мест в первую очередь.

Рис. 1. Афроамериканский рабочий.

Сильно пострадала от кризиса экономики и Германия – как и у Америки, у этой страны не было колоний, куда можно было сбывать излишки товара. В 1932 году, на который пришелся пик мирового кризиса, ее промышленность упала на 54%, а безработица составила 44%.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Именно на фоне кризисных явлений в экономике в политике и общественной жизни немцев усилилось влияние национал-социалистической партии под руководством Адольфа Гитлера, который впоследствии развязал Вторую мировую войну.

Рис. 2. Адольф Гитлер.

Другие мировые державы – Англия, Франция, Италия и Япония – пострадали от кризиса меньше, но все же удар по их экономике был нанесен существенный.

Все государства вынуждены были искать свои пути выхода в данной ситуации, в основном они заключались в усилении влияния государства на экономику и регулировании финансовых институтов.

Последствия мирового экономического кризиса 1929-1933 годов

Несмотря на то, что преодоление кризисных явления во всех мировых державах началось довольно рано, процесс все же затянулся на 4 года и имел достаточно тяжелые итоги.

Рис. 3. Рынок в Германии в период экономического кризиса.

Сократилось промышленное производство и производство продукции в сельском хозяйстве, около половины трудоспособного населения осталось без работы, что повлекло за собой нищету и голод. Также обострились межгосударственные отношения, сократились объемы мировой торговли. К тому же этот первый экономический кризис вскоре породил и второй, хотя и менее масштабный.

Что мы узнали?

В статье по истории для 11 класса мы поговорили кратко о мировом экономическом кризисе 1929-1933 годов, а также о том, какие у него были особенности и последствия он имел для великих держав, кто из них пострадал сильнее всего и к чему это привело в результате.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 833.

Экономический кризис - резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге - в снижении жизненного уровня, благосостояния населения.

Причины кризиса США: 1.нехватка денежной массы. В то времяденьгибыли привязаны кзолотому запасу, это ограничивало денежную массу. В то же время производство росло, на рубеже веков появились такие новые виды товаров, как автомобили,самолёты,радио. Количество товаров, как валовое, так и по ассортименту, увеличилось многократно. В результате ограниченности денежной массы и роста товарной массы возникла сильнаядефляция- падение цен, которое вызвало финансовую нестабильность,банкротствомногих предприятий, невозврат кредитов. Мощный мультипликативный эффект ударил даже по растущим отраслям.2.кризисперепроизводства, присущийкапитализму.3.Стремительный прирост населения.4.Первая мировая война также послужила одной из причин великой депрессии - американская экономика была сначала «накачана» военными заказами правительства, которые после окончания Первой Мировой резко сократились. 5.Маржинальные займы.

Пути выхода:

Путь выхода

Государственное регулирование экономики, отмена золотого запаса, закрытие банков, «Закон об оздоровление национальной промышленности» (принудительно картелям запрещалось продавать продукцию ниже установленной цены). Мин. заработной платы и макс. продолжительность рабочего дня. Трудовые лагеря, помощь фермерам (низкий процент кредита, премия за сокращение посевных площадей).

Отмена золотого стандарта, политика жесткого протекционизма

Германия

Фашистский режим (государство регулирует экономику).

9. «Новий курс» Франкліна д. Рузвельта.

В 1929-1933 годах капиталистический мир переживал жесточайший экономический кризис. Это был самый глубокий и самый разрушительный по своим последствиям кризис из всех, которые знала история капитализма. Таким образом, экономический кризис 1929-1933 годов нанес тяжелый урон экономике США. История знает два варианта выхода из кризиса в 30-х годах 20 века. Первый из них – установление фашистской диктатуры, полное подчинение экономики тоталитарному государству, ориентирование ее на военные нужды. Второй путь - реформирование экономики одновременно с решением социальных проблем. Наиболее ярким примером выхода из кризиса мирным путем, без установления диктатуры, является «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта. С 1929 по 1933 год у власти в США находилась администрация во главе с президентом Гувером. В результате, в 1933 году Гувер проиграл в борьбе с другим кандидатом в президенты - Ф. Рузвельтом. Еще в ходе предвыборной кампании Рузвельт сформировал «мозговой трест», который разработал теорию «Нового курса». Теоретической базой «Нового курса» явились воззрения английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Основная его идея - необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь, формирование такого государственного бюджета, доходы которого позволяли бы эффективно вмешиваться в экономическое развитие, сглаживать социальные противоречия.

9 марта 1933 года Рузвельт созвал специальную сессию конгресса . Работа сессии продолжалась более трех месяцев. За это время конгресс принял множество законов, которые охватили почти все стороны жизни США:

1.«Чрезвычайный банковский акт» (Были закрыты все банки и проведена тщательная ревизия. В результате получили право продолжить работу только платежеспособные банки (примерно 1/3 от существовавших).

2.Отмена золотого стандарта( сосредоточение в руках государства золотого запаса США, девальвация доллара.)

3.Реформирование промышленности( Было создано 17 промышленных групп, для них установлены цены, условия кредита, объем выпуска продукции и рынки сбыта. Запрещалась продажа продукции ниже установленных цен. Был установлен минимум заработной платы и максимальная продолжительность рабочего дня. Заключение коллективных трудовых договоров стало обязательным.

4.Трудовые лагеря для безработных( В них было занято свыше 10 миллионов человек. На осуществление программы общественных работ правительство выделило 13 миллиардов долларов.

5.Закон о «помощи фермерам » принятый 12 мая 1933 года. Чтобы добиться повышения цен на продукты сельского хозяйства, фермерам предлагалось заключить контракты с государством на предмет сокращения посевных площадей и поголовья скота. Для осуществления программы ограничения сельскохозяйственного производства была создана Администрация регулирования сельского хозяйства. Она занималась тем, что скупала и уничтожала излишки продукции сельского хозяйства.

6.По инициативе Рузвельта в октябре 1933 года были установлены дипломатические отношения с СССР , а 16 ноября 1933 года установлен режим наибольшего благоприятствования в торговле. Этот шаг позволил США приобрести перспективного и честного внешнеторгового партнера, обладающего емким внутренним рынком, и несколько успокоить левую оппозицию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что «Новый курс» Ф. Рузвельта предполагал реализацию двух взаимосвязанных целевых функций: первую (тактическую) - вывод США из кризисной ситуации; вторую (стратегическую) - создание экономических основ общества социально-ориентированного рыночного хозяйства.

Разработка урока по всеобщей истории в 11 классе. В архиве находятся конспект урока и презентация. Видео данного урока находятся на .

Просмотр содержимого документа
«Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.»

МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929-1933 ГГ.

Цели:

рассмотреть положение крупнейших капиталистических стран после 1 мировой войны, особенности их экономического развития;

познакомиться с причинами, особенностями и сущностью мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг.;

оценить проявления мирового экономического кризиса в разных странах, его экономические, политические и социальные последствия;

изучить пути выхода из кризиса на примере «Нового курса» Рузвельта в США;

познакомиться с развитием Великобритании и Франции в 20 – 30 гг.;

показать роль Народного Фронта во Франции.

Развивающая цель: развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.

Задачи:

развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;

развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране;

сравнивать пути выхода из кризиса на примере отдельных стран;

формулировать выводы и обобщения;

формирование навыков работы с текстом, документами;

развитие навыков самостоятельной работы;

Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторной работы.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами, документами, текстом учебника).

Формы работы: вступительное слово учителя, беседа, работа по решению познавательных заданий, работа с текстами документов и материалов, заполнение опорного конспекта, общее обсуждение проблемных заданий, заполнение таблиц.

ПЛАН УРОКА

Особенности развития капиталистических государств после Первой мировой войны

Причины и особенности мирового экономического кризиса.

Экономический кризис в США.

Выход из кризиса в США.

Экономический кризис в Великобритании и Франции.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний по теме: “Версальско-Вашингтонская система и создание Новой карты Европы”.

1) Как вы думаете, какие из условий Версальско-вашингтонской системы могли благотворно или неблагоприятно повлиять на экономическое развитие государств?

III. Изучение нового материала.

Изучение нового материала происходит в форме сочетания рассказа учителя с работой учащихся по картам заданий. Работая с картой заданий учащиеся самостоятельно формулируют выводы и обобщения, составляя опорный конспект. Далее приводится вариант заполнения опорного конспекта (текст конспекта выделен курсивом.)

1) Особенности развития государств после 1 мировой войны

Организуется беседа с классом, в ходе которой делаются следующие выводы:

В большинстве стран (кроме США) – экономическая разруха.

Рост инфляции наблюдается во многих государствах, особенно сильно - в Германии.

Резкий рост рабочего движения; как следствие в Италии и Франции принимаются социальные законы – о 8ми часовом рабочем дне, в Англии женщины получили право голосовать.

США выходят на Первое место в мире по экономическому развитию. Свою роль в этом сыграл и план Дауэса. США предоставляла займы Германии, чтобы та могла расплатиться по репарациям. Бывшие союзники, получив репарации, могли вернуть долги США. В результате экономика Европы стабилизируется, роль США увеличивается.

Факты, которыми можно подтвердить бурное развитие американской экономики.

рост уровня жизни населения

доля США в промышленном производстве в мире – 48%

производительность труда выросла на 43%

развитие автомобилестроения.

Развитие биржи

2) Причины и особенности мирового экономического кризиса.

Рассказ учителя:

Каждый из дней, начиная с четверга 24 октября до вторника 29 октября 1929 г., хотя бы однажды “удостаивался” у историков и журналистов печального определения “черный”. В эти дни произошел крах нью-йоркской биржи: в пятницу владельцы акций бросились продать их, цены на акции с каждой минутой падали, вместе с ними “испарялись” огромные состояния, и уже к полудню много доселе процветающие собственники были разорены. За несколько “черных” дней американцы лишились 40 млн долларов. Миллион людей потеряли свои сбережения, а вместе с ними и надежду на будущее. Кризис, начавшийся в США, охватил большинство cтpaн мира.

На уроке мы проведем исследование проблемы и определим каковы причины и особенности кризиса, как разворачивались события в разных странах, как сказался кризис на общественных отношениях и какая политика способствовала выходу из кризиса в разных

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС – внезапный спад, сокращение производства, сопровождающийся разорением многих предприятий, ростом безработицы, падением заработной платы и курса акций.

Причины кризиса:

После 1 мировой войны мировая экономика стала зависеть от стабильности американской экономики.

Резкий рост производства товаров при низкой платежеспособности производства в конце 20х гг. привел к кризису перепроизводства (Разрушилась экономическая цепь производство – распределение – потребление)

1929 г. – биржевой кризис – резкое падение курса ценных бумаг.

Это повлекло за собой финансовый кризис, который проявился в сокращении налогов, дефициту бюджета и в результате привело к глобальному экономическому кризису. Экономика не смогла преодолеть этот кризис сама с помощью рыночных механизмов. Потребовалось вмешательство государства.

3) Экономический кризис в США

ЗАДАНИЕ 2.

Используя материал учебника с. 91 – 92 и документы выпишите в тетрадь проявления кризиса в США. И других государствах (и хронологические рамки кризиса).

Обвал курса акций и разорение владельцев акций

Банкротство банков и промышленных предприятий

Безработица – массовое явление

Разорение фермеров и крестьян

Производство обрабатывающейся промышленности сократилось на 53%, автомобилестроение на 80%

США по уровню экономического развития оказались на уровне 1905 – 1906 гг.

Уровень мировой торговли сократился на две трети

Экономический кризис распространился на Европу и страны третьего мира.

Уничтожение продовольственной продукции, чтобы не допустить еще большей инфляции.

4) Выход из кризиса в США

ЗАДАНИЕ 3.

Стр. 93 – 95. Ответьте на вопросы:

1) Кто сумел вывести страну из кризиса? .

2) Чем политика “Нового курса” принципиально отличалась от чисто либеральной концепции развития экономики?

США вывел из кризиса президент Ф.Д. Рузвельт.

Главная особенность политики “Нового курса” – активное вмешательство государства в экономическую и социальную сферу. При этом основные принципы свободной рыночной экономики и демократии пересмотру не подвергались. Не предусматривались и меры, ограничивающие права граждан, в том числе и право частной собственности.

3) Заполните таблицу: Реформы “Нового курса”

Финансовые

Экономические

Социальные

Временное закрытие всех банков

На финансовый рынок выпустили только “здоровые” банки.

Усиление государственного контроля в банковской сфере.

Все золото скуплено государством, понижено содержание золота в долларе, что привело к росту цен, но и доступности кредитов

Ограничивались спекуляции на бирже.

“Закон о восстановлении национальной промышленности”. Созданы 17 промышленных групп, которые должны были действовать с позиций “честной конкуренции”. Устанавливались объемы производства, правила сбыта и условия труда. Запрещалось продавать товары дешевле определенного уровня цен.

“Закон о регулировании сельского хозяйства”. Сокращение посевных площадей, уничтожение части продукции. Государство давало фермерам дотации за сокращение посевов.

“Закон о трудовых отношениях”. Профсоюзы признаны одной из сторон разрешения трудовых споров.

Создана система социального обеспечения, страхование по старости и безработице

Введен максимальный размер продолжительности рабочего дня и минимальный размер заработной платы.

Организовывались общественные работы

4) Итоги “Нового Курса”

в экономике возросла регулирующая роль государства

кризис удалось преодолеть

улучшение жизни трудящихся

в 1939 г. Новый курс прекращен.

5) Экономический кризис в Великобритании и Франции

ЗАДАНИЕ 4

1) Используя стр. 95 – 98 заполните таблицу: “Особенности экономического кризиса в странах Запада”

Особенности проявления кризиса

Меры, предпринятые для преодоления кризиса

Великобритания

страна меньше других пострадала от кризиса, так как перед ним был меньший подъем

пик кризиса – 1932 г.

начало кризиса – в период нахождения у власти лейбористов (рабочая партия).

Борьба с безработицей, сокращение лиц, получающих пособия, рост налогов, снижение зарплаты. Финансового кризиса удалось избежать, но эти меры вызвали недовольство населения и лейбористов сменили консерваторы

Протекционистские меры по защите английской экономики.

Кризис – более поздний. 1931 – 1935 гг.

Нестабильность властей на фоне кризиса привела к тому, что власть попытались захватить фашисты. (1934 г)

Для борьбы с угрозой фашизма были вынуждены объединиться все антифашистские силы. Представители социалистов, коммунистов и радикалов (либералы) объединились в т.н. Народный Фронт во главе с Л. Блюмом.

Усиление роли государства в экономике и социальной сфере.

Под контроль государства поставлен французский банк,

Национализированы важные предприятия военной промышленности и железной дороги

Обладатели крупных налогов стали платить большие налоги

Для мелких предприятий созданы льготы в налогах и кредитах

Повышение зарплаты, 40 часовая рабочая неделя, вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска

Запрет фашистских организаций.

В 1938 г. деятельность Народного фронта была прекращена.

IV. Домашнее задание.

Ответьте на вопрос:

1) “Что общего и в чем различия политики Ф.Д. Рузвельта и правительства Народного фронта во Франции?”

Конспект урока для 11 класса.

Мировой экономический кризис.

Цели : рассмотреть Мировой экономический кризис, познакомиться с причинами, особенностями и последствиями МЭК 1929-1933 гг.

Развивающая цель : развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию.

Задачи : показать предпосылки мирового экономического кризиса, его мировой характер, проявление кризиса в разных странах мира, изучить пути выхода из кризиса на примере «Нового курса» Рузвельта в США, формулировать выводы и обобщения, развивать навыки работы с текстом и документами.

Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы.

Средства обучения: презентация, учебник О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.»

План урока.

  1. Особенности развития капиталистических государств после Первой мировой войны.
  2. Причины и особенности мирового экономического кризиса (экономический кризис в США)
  3. Выход из кризиса в США
  4. Особенности эконом. кризиса в странах Запада

Ход урока

I. По первому пункту плана необходимо раскрыть причины стабилизации послевоенного развития стран запада в 1920-е гг.

Причины стабилизации послевоенного развития Запада:

  1. революционные движения подавлены
  2. расширение рынков сбыта продукции
  3. выплата репараций
  4. отмена ограничений военного времени
  5. сокращено государственное регулирование экономики

В результате Первой мировой войны экономическим лидером становится США.

США не пострадало во время Первой Мировой войны, извлекло выгоды от торговли с воюющими странами, одновременно предоставляя им займы.

В 1920-е годы наблюдается процветание в Странах Запада. США выходят на первое место в мире по экономическому развитию. Свою роль в этом сыграл и план Дауэса. США предоставляла займы Германии, чтобы та могла расплатиться по репарациям. Бывшие союзники, получив репарации, могли вернуть долги США. В результате экономика Европы стабилизируется, роль США увеличивается.

  1. Основой промышленного развития стало массовое производство предметов домашнего обихода. Оно бурно развивалось благодаря изобретению конвейера Г. Фордом. Производство автомобилей для рядовых потребителей, изготовление радиоприемников, телефонов, холодильников и т.д.
  2. Экономическое процветание сопровождалось быстрым ростом стоимости акций целого ряда компаний. Многие американцы спешили вложить деньги в ценные бумаги. Но когда деньги вкладываются в акции, которые не обеспечены реальным производством, тогда игра на бирже этими акциями становится спекуляцией и превращается в финансовую «пирамиду»

Задание 1. на странице 90-91 учебника О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.» прочитайте и выпишите несколько фактов, которыми можно подтвердить бурное развитие экономики. (Слайд № 4)

II. Причины и особенности мирового экономического кризиса:

  1. Стабилизация, экономический бум, массовое производство (конвейер), однако большинство людей не были достаточно обеспеченными - нет массового потребления.
  2. Нерегулируемый рынок (экономический либерализм государственной политики).
  3. Финансовые спекуляции и грандиозные финансовые «пирамиды» ¢ деньги вкладывались в акции, не обеспеченные реальным производством.
  4. Зависимость мировой экономики и финансов от США.

С четверга 24 до вторника 29 октября 1929 г. крах на Нью-Йоркской бирже. В пятницу владельцы акций бросились продавать их, но цены падали каждую минуту, вместе с ними «испарялись» огромные состояния и уже к полудню доселе процветающие собственники были разорены. За несколько «черных» дней американцы лишились 40 млн. долларов.

Так начался финансовый кризис в США, вскоре ставший мировым.

Слайды №№ 6, 7, 8

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС – внезапный спад, сокращение производства, сопровождающийся разорением многих предприятий, ростом безработицы, падением заработной платы, курса акций.

Задание 2. на странице 91-92 учебника О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.» прочитайте и выпишите последствия кризиса в США

(Слайд № 9)

Жертвами кризиса стали страны, экономически связанные с Западом. Разрывались международные торговые связи, сокращался уровень мировой торговли.

Последствия кризиса:

  1. Огромные масштабы кризиса
  2. Падение объема производства
  3. Банкротство 130 тыс. предприятий и 20% всех банков страны
  4. Снижение добычи угля на 42% и выплавки стали в 4 раза.
  5. Разорение 897 тыс. фермерских хозяйств.
  6. Безработица (13 мил. человек).
  7. Уменьшение заработной платы на 33%.
  8. Уменьшение доходов фермеров на 50%
  9. Падение уровня жизни населения.

Кризис разразился в 1929-1933 гг. в США, его назвали «Великой депрессией», он существенно отличался от циклических кризисов XIX –н. XX вв. Он возник в то время, когда происходило обновление технической и технологической базы экономики, начало развиваться производство товаров массового потребления.

Экономический кризис охватил весь мир, означал также кризис принципов либеральной экономики.

III. Выход из кризиса в США

Задание 3. на странице 93-95 учебника О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев «Россия и мир XX в.» прочитайте и ответьте на вопросы:

Кто сумел вывести страну из кризиса?

Чем политика «Нового курса» принципиально отличалась от чисто либеральной концепции развития экономики?

(Слайды №№ 10, 11, 12)

США вывел из кризиса президент Ф.Д. Рузвельт.

Главная особенность политики “Нового курса” – активное вмешательство государства в экономическую и социальную сферу. При этом основные принципы свободной рыночной экономики и демократии пересмотру не подвергались. Не предусматривались и меры, ограничивающие права граждан, в том числе и право частной собственности.

(Слайд № 13, 14)

3) Заполните таблицу: Реформы “Нового курса”

Финансовые

Экономические

Социальные

Временное закрытие всех банков

На финансовый рынок выпустили только “здоровые” банки.

Усиление государственного контроля в банковской сфере.

Все золото скуплено государством, понижено содержание золота в долларе, что привело к росту цен, но и доступности кредитов

Ограничивались спекуляции на бирже.

“Закон о восстановлении национальной промышленности”. Созданы 17 промышленных групп, которые должны были действовать с позиций “честной конкуренции”. Устанавливались объемы производства, правила сбыта и условия труда. Запрещалось продавать товары дешевле определенного уровня цен.

“Закон о регулировании сельского хозяйства”. Сокращение посевных площадей, уничтожение части продукции. Государство давало фермерам дотации за сокращение посевов.

“Закон о трудовых отношениях”. Профсоюзы признаны одной из сторон разрешения трудовых споров.

Создана система социального обеспечения, страхование по старости и безработице

Введен максимальный размер продолжительности рабочего дня и минимальный размер заработной платы.

Организовывались общественные работы

VI. Особенности экономического кризиса в странах Запада.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Заполнение таблицы.

Задание 3.

1) Используя стр. 95 – 98 заполните таблицу: “Особенности экономического кризиса в странах Запада”

Октябрь 1929 года стал точкой отсчета начала масштабного кризиса, охватившего все капиталистические страны.

Октябрь 1929 года стал точкой отсчета начала масштабного кризиса, охватившего все капиталистические страны.

Предпосылки и причины мирового кризиса 1929-1933 гг:

  • Изменение международных хозяйственных связей связанных с Первой мировой войной: в связи с образованием новых государств традиционные экономические связи оказались нарушенными либо прерванными. К этому присоединялись репарации, которые выплачивала Германия и военные долги Англии, Франции и Италии. Советский Союз и вовсе оказался выброшенным из мировой торговли. Все эти моменты сковывали активность на мировом рынке.
  • Резкий подъем экономики в 20-х годах, повлекший разрастание спекуляции и господство монополий в экономике, когда высокие цены монополистов снижали платежеспособность населения (низкий уровень дохода населения при большом объеме товара и высокой цене на него – кризис перепроизводства). При этом мелкие и средние производители разорялись, что оставляло многих людей безработными.
  • Циклический характер экономики в капиталистических странах всегда включал кризис, депрессию, оживление, подъем и снова кризис. Кризис представлял собой главную фазу цикла и с определенной периодичностью повторялся в капиталистических странах с начала 19 века. Таким образом, явления имевшие место в 1929-33 гг. были не случайностью, а закономерностью.

Начало и характеристика развития кризиса 1929-33 гг:

Фазы цикличной экономики характеризуются общими моментами и неизменно начинаются и заканчиваются кризисом.

Во время фазы кризиса происходит резкое обострение конкуренции в производстве, ускоряется концентрация и централизация капитала. Сокращение производства вызывает невероятный рост безработных и падение покупательской способности населения. Их положение резко ухудшается, снижается заработная плата, усиливается эксплуатация. Набирают обороты такие явления как массовый голод и нищета.

Фаза депрессии характеризуется тем, что производство в этот период стоит на месте, происходит уменьшение запасов товаров за счет их уничтожения и реализации по сниженным ценам. При этом оборудование, которое дает малый выход товаров, подлежит уничтожению. Постепенно происходит увеличение реализации товаров, снижается падение цен.

В фазе оживления происходит приспособление самых крупных и жизнеспособных предприятий к низким ценам. Они заменяют оборудование на более эффективное. В этот период снижается безработица и повышается зарплата. Это увеличивает спрос на промтовары и ведет к разрастанию производства.

В последней фазе подъема уровень получаемой предприятиями прибыли стабильно идет вверх, отмечается подъем курса акций и ценных бумаг, ими начинают массово спекулировать, в результате чего возникают явления вызывающие новый кризис.

С начала 19 века до середины 20-го капиталистические страны пережили 13 кризисов, самым длительным и масштабным из которых был случившийся в 1929-1933 гг.

Первыми приняли его удар США. 25 октября в Нью – Йорке назван «черным» днем, в который фондовая биржа потерпела полный крах от полного обвала акций. Банки и предприятия массово объявляли о банкротстве. Прекратили существовать 5761 банк, общая сумма вкладов в которые 5 млрд. долларов. Финансовый кризис за короткое время стал экономическим, который сразу же распространился по европейскому континенту.

За 4 кризисных года объемы производства в промышленности и аграрном секторе уменьшились примерно на треть, а во внешней торговле — на две трети. Таким образом, ущерб который понесли за эти годы страны, вовлеченные в кризис, можно приравнять к экономическому ущербу нанесенному 1-й мировой войной.

Особенно сильный урон понесли от кризисных явлений Соединенные Штаты Америки и Германия. В них обеих была весьма высока роль монополий, однако они не имели колоний, куда можно было переправлять для продажи накопившийся «излишний» товар. Значение играл темп производства в США, который был так высок, что рынок мгновенно оказался переполненный товаром. Правительство Германии, выплачивая репарации, ввело огромнейшие налоги.

Именно эти явления обусловили такие высокие цифры падения производства в годы кризиса.

Во время его пика в 1932 году производство промышленности в Германии упало на 54%, а США – на 46% от уровня 1928 года. Безработица в этих странах составила 44% и 32% соответственно. Уровень зарплаты достигал снижения до 50%. Это время в истории принято называть «великой депрессией».

Ущерб Англии от кризиса был намного меньшим. Средний уровень падения производства в промышленности в ней составлял порядка 17%, а безработицы – около 22%. При этом сгладить его последствия этой стране во многом помогли ее колонии в Индии, служившие рынком сбыта товаров и Британское Содружество наций.

Кризисные явления во Франции хотя и не были такими жесткими как в США и Германии, но длились до 1936 года и имели два пика в 1932 и 35 гг. В эти годы снижение производства в промышленности колебалось между 28 — 44%.

Примерно на одинаковом уровне понесли ущерб от кризиса Италия и Япония. Их статистическое снижение в промышленности достигало 30%, а безработными были примерно 12% жителей стран.

Промышленный кризис очень быстро слился с сельскохозяйственным, во время которого разорилось немало фермерских хозяйств.

Из-за снижения доходов населения в значительной степени страдала внутренняя торговля. Борьба за рынки сбыта (внутренние и внешние) обострилась до предела. Для государств было более важным сбыть на рынке свои товары, а не иностранные. Поэтому на ввоз иностранной продукции устанавливались огромные пошлины. В итоге это разорвало многие торговые международные связи. Поступления в казну государств уменьшились, в результате чего многие отказались обеспечивать свою валюту золотом.

Все эти явления незамедлительно вызвали кризис социальный. Он проявлялся в разорении мелких собственников, ужесточении эксплуатации рабочего класса: зарплаты снижались, а рабочее время увеличивалось. Люди шли на все, чтобы не оказаться совсем без заработка.

Голод и нищета выливались в бесконечные массовые выступления. За кризисные годы по разным странам в общем было зафиксировано свыше 20 тысяч забастовок. В них приняли участие порядка 10 миллионов жителей.

В Соединенных Штатах социальный кризис выражался в виде движения безработных, двух «голодных» походов в Вашингтон, выступлений ветеранов войны в Вашингтоне и т.п.

Преодоление кризиса:

В Соединенных Штатах Америки администрация Гувера попыталась остановить кризис, разработав для этого программу, рассчитанную на 60 дней. Правительство пошло на создание Реконструктивной финансовой корпорации для того, чтобы распределять субсидии и займы, а так же Федеральное фермерское управление для скупки сельхоз товаров. При этом оно вложило в нужды экономики больше 2 млрд. долларов. Но, ни одна из этих мер не оказалась эффективной. Одной из главных причин провала была боязнь Гувера появления деспотии в правительственных органах и разрушения самоуправления. Он не смог отойти от основного принципа либерализма – свободной конкуренции, основанной на невмешательстве государства в деятельность монополий.

Широкомасштабная социальная борьба в США помогла в 1932 году победить на президентских выборах партии демократов, которую возглавлял Франклин Делано Рузвельт. Он предложил «новый курс», суть которого сводилась к социально – либеральным реформам, взятым из трудов англичанина Кейнса. Главной идеей стало регулирование экономики, спроса и предложения товаров и услуг государством. К этому добавлялись мероприятия по увеличению заработной платы и улучшению социального положения граждан. Эти принципы являлись одним из проявлений неолиберализма. Курс выбранный Рузвельтом пришелся по вкусу не всем, однако именно он помог преодолеть кризис.

Великобритания, так же как и США, выбрала в борьбе с экономическим кризисом неолиберальный вариант: поддержку своего производства, проведение валютной реформы, экономию во всех сферах жизни. Но антимонопольной политики и модернизацию промышленности, как в США она не проводила.

Германия, Италия и Япония для преодоления кризисных явлений предпочли тоталитарный вариант, сущность которого сводилась у установлению фашистской диктатуры.

Во Франции затянувшийся кризис был преодолен с помощью третьего, социал-реформистского варианта. Этого же пути придерживалась и Испания. В его основе лежала частичная национализация производства, установления плановой экономики и масштабного реформирования социальной сферы. Этого направления во Франции придерживались лидеры правительства Народного фронта и руководство Рабочего социалистического интернационала.

Последствия кризиса 1929-33 годов:

Явления, связанные с кризисом имели много негативных последствий, но не все из них были таковыми. Самым главным было начало реформирования классического капитализма.

Изменения в экономической сфере:

  • сокращение производства в промышленности на 40%, а в сельском хозяйстве на 30%
  • безработица, нищета, голод
  • началась перестройка в структуре экономики с опорой на последние научные и технические достижения, в то время как ее неэффективные звенья были ликвидированы
  • экономику стало регулировать государство: переход к плановой системе, сочетание крупного капитала с интересами простых людей

Изменения, затронувшие социальную сферу:

  • ее регулирование перешло к государству: была введена социальная система, началось увеличение пенсий, пособий безработным, появились оплачиваемые отпуска, медицинское страхование, увеличилась зарплата

Изменения в политической сфере:

  • обострение межгосударственных отношений из-за неравномерности послекризисного развития стран
  • в странах, где особо остро стояли социальные проблемы, политическая элита привела к власти авторитарных лидеров фашистских партий
  • в Латвии, Эстонии и Греции было осуществлены государственные перевороты
  • система международных отношений (Версальско-Вашингтонская) дала трещину и была близка к разрушению
  • германские репарации сначала снизились, а затем и вовсе оказались отмененными
  • из-за того что ведущие западные страны ослабили свои позиции в Германии, Италии и Японии начало формироваться стремление к внешней экспансии

Отойдя от кризисных явлений 1933 — 1936 года многие капиталистические страны всего через несколько лет (в 1937 г.) оказались в новом экономическом кризисе. Кризисные явления 1937-1938 годов не затронули Германию и Италию, однако привели к обострению англо – германских отношений, а Япония и Италия в это время начали прямую агрессию, что и стало главными предпосылками разыгравшейся чуть позже 2-й мировой войны.



error: Контент защищен !!

Страна

Особенности проявления кризиса

Меры, предпринятые для преодоления кризиса

Великобритания

страна меньше других пострадала от кризиса, так как перед ним был меньший подъем

пик кризиса – 1932 г.

начало кризиса – в период нахождения у власти лейбористов (рабочая партия).

Борьба с безработицей, сокращение лиц, получающих пособия, рост налогов, снижение зарплаты. Финансового кризиса удалось избежать, но эти меры вызвали недовольство населения и лейбористов сменили консерваторы

Протекционистские меры по защите английской экономики.

Франция

Кризис – более поздний. 1091 – 1935 гг.

Нестабильность властей на фоне кризиса привела к тому, что власть попытались захватить фашисты. (1934 г)

Для борьбы с угрозой фашизма были вынуждены объединиться все антифашистские силы. Представители социалистов, коммунистов и радикалов (либералы) объединились в т.н. Народный Фронт во главе с Л. Блюмом.

Усиление роли государства в экономике и социальной сфере.

Под контроль государства поставлен французский банк,

Национализированы важные предприятия военной промышленности и железной дороги

Обладатели крупных налогов стали платить большие налоги

Для мелких предприятий созданы льготы в налогах и кредитах

Повышение зарплаты, 40 часовая рабочая неделя, вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска

Запрет фашистских организаций.

В 1938 г. деятельность Народного фронта была прекращена.