Кредитная экспансия и рестрикция. Кредитная рестрикция

Основными типами денежно-кредитной политики выступают кредитная экспансия и кредитная рестрикция.

Кредитная экспансия (англ. credit expansion), или политика дешевых денег (англ. easy money policy) – политика, направленная на стимулирование кредитных отношений в стране и денежной эмиссии.

Политика дешевых денег используется в условиях циклического уменьшения объемов производства и растущей безработицы.

Инструменты кредитной экспансии :

Приобретение ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств) у населения и коммерческих банков;

Понижение резервной нормы;

Понижение учетной ставки процента (или ставки рефинансирования, т. е. ставки, по которой государственный банк взыскивает платежи по кредитам, выданным коммерческим банкам).

В результате данных мероприятий включается так называемый трансмиссионный (передаточный) механизм, приводящий последовательно к:

1. росту денежного предложения;

2. падению процентных ставок коммерческих банков;

3. росту инвестиционных расходов предприятий;

4. увеличению реального чистого национального продукта.

Кредитная экспансия также приводит к включению трансмиссии на уровне международных связей страны. Последовательно происходит:

Сокращение спроса на национальную валюту за границей;

Обесценение национальной валюты;

Увеличение чистого экспорта.

Кредитная рестрикция (англ. credit restriction), или политика дорогих денег (англ. tight money policy) – ограничение эмиссии и кредитования.

Политика дорогих денег применяется в условиях роста общего уровня цен.

Инструменты , реализуемые Центральным Банком при реализации кредитной рестрикции :

1. реализация ценных бумаг;

2. параллельное увеличение нормы резерва и учетной ставки.

1. предложение денег сокращается;

2. ставки процента коммерческих банков возрастают;

3. сокращается объем инвестиций предприятий;

4. уменьшается рост цен.

Кредитная рестрикция на международном уровне приводит к:

1. росту спроса на национальную валюту за границей;

2. увеличению стоимости национальной валюты;

3. сокращению чистого экспорта.

Факторы эффективности кредитной экспансии и рестрикции:

Скорость принятия решений центральным банком (как правило, решения об изменении фискальной политики принимаются парламентом и долго обсуждаются);

Степень изоляции руководителей центрального банка от давления групп лобби.

Основными целями денежно-кредитной политики вообще можно считать:

Увеличение реального ВВП;

Снижение уровня безработицы;

Стабилизацию цен;

Достижение устойчивости платежного баланса.


Основными типами денежно-кредитной политики выступают кредитная экспансия и кредитная рестрикция.

^ Кредитная экспансия (англ. credit expansion), или политика дешевых денег (англ. easy money policy) – политика, направленная на стимулирование кредитных отношений в стране и денежной эмиссии.
Политика дешевых денег используется в условиях циклического уменьшения объемов производства и растущей безработицы.
Инструменты кредитной экспансии :


  • приобретение ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств) у населения и коммерческих банков;

  • понижение резервной нормы;

  • понижение учетной ставки процента (или ставки рефинансирования, т. е. ставки, по которой государственный банк взыскивает платежи по кредитам, выданным коммерческим банкам).

В результате данных мероприятий включается так называемый трансмиссионный (передаточный) механизм, приводящий последовательно к:


  1. росту денежного предложения;

  2. падению процентных ставок коммерческих банков;

  3. росту инвестиционных расходов предприятий;

  4. увеличению реального чистого национального продукта.
Кредитная экспансия также приводит к включению трансмиссии на уровне международных связей страны. Последовательно происходит:

Сокращение спроса на национальную валюту за границей;

Обесценение национальной валюты;

Увеличение чистого экспорта.
^ Кредитная рестрикция (англ. credit restriction), или политика дорогих денег (англ. tight money policy) – ограничение эмиссии и кредитования.
Политика дорогих денег применяется в условиях роста общего уровня цен.

Инструменты , реализуемые Центральным Банком при реализации кредитной рестрикции :


  1. реализация ценных бумаг;

  2. параллельное увеличение нормы резерва и учетной ставки.

В итоге:


  1. предложение денег сокращается;

  2. ставки процента коммерческих банков возрастают;

  3. сокращается объем инвестиций предприятий;

  4. уменьшается рост цен.
Кредитная рестрикция на международном уровне приводит к:

  1. росту спроса на национальную валюту за границей;

  2. увеличению стоимости национальной валюты;

  3. сокращению чистого экспорта.
Факторы эффективности кредитной экспансии и рестрикции:

  • скорость принятия решений центральным банком (как правило, решения об изменении фискальной политики принимаются парламентом и долго обсуждаются);

  • степень изоляции руководителей центрального банка от давления групп лобби.

Основными целями денежно-кредитной политики вообще можно считать:


  • увеличение реального ВВП;

  • снижение уровня безработицы;

  • стабилизацию цен;

  • достижение устойчивости платежного баланса.
^

7ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

7.1Банковская система и центральный банк


В настоящее время банковская система в большинстве стран мира состоит из двух уровней: До появления центральных банков (первым возник Банк Англии в 1694 г.) его функции выполняла государственная казна. Операции, являющиеся прерогативой коммерческих банков, до их возникновения (появились во Флоренции и Венеции в XVI веке) осуществлялись ростовщиками, менялами, нотариусами, ломбардами.

В рамках командно-административной экономики банковская система является одноуровневой: коммерческие банки запрещены; государственный банкединолично осуществляет соответствующие банковские функции.

Основными функциями центрального банка являются:


  • эмиссионная функция – заключается в выпуске в обращение бумажных и металлических денег;

  • функция кредитования коммерческих банков – т. е. Центробанк является своеобразным «банком банков», выдавая коммерческим банкам ссуды обычно во время финансовых кризисов;

  • функция осуществления безналичных расчетов, так называемых клирингов;

  • функция хранения золотовалютных резервов государства;

  • функция кредитования и выполнения расчетных операций для правительства;

  • функция хранения резервов коммерческих банков.
Выполняя последнюю функцию, центральный банк может влиять на объем денежной массы, обращающейся в стране.

^ Банковские резервы представляют собой определенную долю средств коммерческих банков, полученных от его вкладчиков; данные средства коммерческий банк обязан хранить в Центробанке и не имеет права использовать для кредитования.

Прежде всего создание резервов преследует цель гарантии возвращения хотя бы части депозитов вкладчикам в случае разорения коммерческих банков. Увеличивая обязательную норму резервов, Центральный банк фактически уменьшает объем денежной массы, и наоборот.

Величина банковских резервов может отличаться для вкладов физических и юридических лиц, а также вкладов в валюте.

Депозитная политика  политика регулирования Центральным банком резервных норм.
Существует два основных типа депозитной политики :


  • экспансив­ная – предполагает уменьшение резервных норм;

  • рестрикционная – напротив, ведет к увеличению норм обязательных резервов.

Баланс Центрального банка складывается из следующих составляющих:

активы:


  • драгоценные металлы;

  • средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов;

  • кредиты и депозиты (в том числе кредитным организациям-резидентам; для обслуживания внешнего долга);

  • ценные бумаги (в том числе ценные бумаги правительства);

  • прочие активы (в том числе основные средства);
пассивы:

  • наличные деньги в обращении;

  • средства на счетах в центральном банке (в том числе средства правительства и кредитных организаций-резидентов);

  • средства в расчетах;

  • выпущенные ценные бумаги;

  • прочие пассивы;

  • капитал;

  • прибыль отчетного года.
В настоящее время центробанков нет только в 2 странах мира – Андорре и Монако. В то же время существуют международные центробанки. Например, Центральный банк государств Центральной Африки (Bank of Central African States) обслуживает кредитные системы Камеруна, Чада,.Эк-ваториальной Гвинеи, Габона, Конго и Центрально-Африканской Республики. Восточно-Карибский центральный банк (Eastern Caribbean Central Bank) выполняет функции главного банка Антигуа и Барбуды, Гренады, Сент-Китса и Невиса, Доминики, Сент-Люсии, Сент-Винсент и Гренадин.

В 1998 г. начал функционировать Европейский Центробанк (European Central Bank; ЕСВ), штаб-квартира которого находится во Франкфурте-на-Майне. Уставный фонд евро-центробанка – 5 млрд евро.

Среди основных задач главного банка Европы:


  • разработка и осуществление валютной политики еврозоны;

  • управление официальными обменными резервами стран еврозоны;

  • эмиссия банкнот евро;

  • обеспечение уровня инфляции в рамках еврозоны не выше 2%.
Европейская система центральных банков (ЕСЦБ; European System of Central Banks; ESCB) представляет собой международный орган банковского регулирования, включающий Евроцентробанк и все 27 центральных банков стран, входящих в Европейский союз.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», среди функций Банка России выделяются следующие:


  • Банк России устанавливает правила осуществления расчётов в Российской Федерации;

  • устанавливает правила проведения банковских операций;

  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчётов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются функции организации и исполнения бюджетов;

  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • определяет порядок осуществления расчётов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами и т. д.
Современный Центральный банк РФ ведет свою историю с 1860 г., когда в Петербурге был учрежден Государственный банк. Были также созданы конторы (отделения) Госбанка в Москве, Архангельске, Одессе, Риге, Киеве, Екатеринбурге, Харькове (все – в 1860 г.), Ростове-на-Дону (1862), Варшаве (1885),

Государственный банк РСФСР был основан в 1921 г.; в 1923 г. был переименован в Госбанк СССР, который включал формально независимые организации: Стройбанк и Внешторгбанк; в состав Госбанка входили также сберегательные кассы, привлекавшие депозиты населения.

Главной задачей Стройбанка СССР (Всесоюзного банка финансирования капитальных вложений) было долгосрочное кредитование и финансирование жилищного, культурно-бытового, коммунального и некоторых других видов строительства.

Внешторгбанк (Банк для внешней торговли СССР) являлся формально акционерным обществом; в числе его «акционеров» состояли: Государственный банк СССР, Министерство финансов СССР, Министерство внешней торговли СССР, внешнеторговые организации «Экспортлес», «Союз-промэкспорт», «Техмашимпорт», «Союзпушнина» и т. п.

20.12.1991 Госбанк СССР был упразднен и все его активы, пассивы и имущество были переданы Центробанку РСФСР.

Основные структурные подразделения Банка России :


  • сводный экономический департамент;

  • департамент исследований и информации;

  • департамент наличного денежного обращения;

  • департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России;

  • департамент регулирования расчетов;

  • департамент бухгалтерского учета и отчетности;

  • департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций;

  • департамент банковского регулирования и надзора;

  • главная инспекция кредитных организаций;

  • департамент операций на финансовых рынках;

  • департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках;

  • департамент финансового мониторинга и валютного контроля;

  • департамент платежного баланса;

  • департамент методологии й организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы РФ;

  • юридический департамент;

  • департамент информационных систем;

  • департамент персонала;

  • департамент по работе с территориальными учреждениями Банка России;

  • финансовый департамент;

  • департамент внутреннего аудита и ревизий;

  • департамент международных финансово-экономических отношений;

  • департамент внешних и общественных связей;

  • административный департамент;

  • главное управление недвижимости;

  • главное управление экспертизы;

  • главное управление безопасности и защиты информации;

  • департамент полевых учреждений.
К полевым учреждениям Банка России относятся структурные элементы системы Центобанка, утвержденные совместно с Министерством обороны РФ и предназначенные для банковского обслуживания воинских частей, а также других учреждений и организаций военного ведомства в тех случаях и в тех местах, когда и где невозможно функционирование территориальных учреждений Банка России.

Политика «дорогих денег» применяется в условиях роста общего уровня цен.

Инструменты, используемые ЦБ при кредитной рестрикции:

Реализация ценных бумаг (идет процесс изъятия денег из обращения);

Параллельное увеличение нормы резерва и учетной ставки.

В итоге:

Предложение денег уменьшается;

Ставки процента коммерческих банков возрастают;

Сокращается объем инвестиций предприятий;

Уменьшается рост цен.

Факторы эффективности кредитной экспансии и рестрикции:

1. скорость принятия решений ЦБ (как правило решение об изменении фискальной политики принимаются парламентом и долго обсуждаются);

2. степень изоляции руководителей ЦБ от давления групп-лобби. Лобби – политическая группа людей.

Основные цели ДКП:

Увеличение реального ВВП

Снижение уровня безработицы

Стабилизация цен

Достижение устойчивости платежного баланса.

Выбор правильной концепции денежно-кредитной политики в России весьма затруднен. Это связано с тем, что, с одной стороны, в стране действуют инфляционные факторы, которые требуют сокращения денежной массы, что предполагает использование кредитной рестрикции, но, с другой стороны, государству необходимы инвестиции, для чего нужно проводить политику кредитной экспансии. Поэтому денежно-кредитная политика должна сочетаться с гибкой бюджетной, налоговой и структурной политикой Правительства Российской Федерации. (с 18.12.2017 г. ставка рефинансирования на уровне – 7,75%. Однако ставки по кредитам в других банках могут быть меньше где есть государственная поддержка. Например, Кошелев банк, 5% ставка под конкретный проект)

Сегодня Банк России достаточно четко определяет цель денежно-кредитной политики – таргетирование инфляции – и конкретные меры, направленные на поддержание стабильности внутренних цен и валютного курса российского рубля.

Согласно статьи 34.1 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: «Основной целью ДКП является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста».

Методы денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты (банки, налоговые службы и т.д.) денежно-кредитной политики воздействуют на объекты (налоговая ставка, ставки по кредитам и т.д.) для достижения поставленных целей. Современную систему методов денежно-кредитной политики можно классифицировать по различным признакам.



1. В зависимости от связи метода денежно-кредитной политики с поставленной целью различают прямые и косвенные методы.

Прямые методы - это административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам (вклад в банке) являются примерами мер контроля в области процентных ставок. Введение прямых ограничений для отдельных банков в отношении сроков, величины и других условий предоставления кредитов – это прямой (административный) метод.

Реализация этих методов дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за максимальным объемом или ценой депозитов и кредитов, за количественными (денежное предложение) и качественными (спрос на деньги) переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги (интервалы) денежно-кредитной политики сокращаются.

Прямые методы легче применять, они требуют меньше затрат, последствия их применения более предсказуемы.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют больший временной лаг.Последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов,однако их применение не приводит к деформациям рынка. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Установление официальной учетной ставки – это косвенный метод.



2.В зависимости от связи спроса и предложения с поставленными целями ДКП различают:

1. Методы регулирования денежного предложения. Под предложением денег понимается денежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов. Методы регулирования денежного предложения зависят от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны:

1. Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то проводится жесткая рестрикционная политика преимущественно методами количественных ограничений.

2. Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента для стимулирования или, наоборот, сдерживания инвестиций. Такая денежно-кредитная политика называется гибкой. В случае выбора гибкой монетарной политики регулирование денежного предложения будет допускать колебания денежной массы в зависимости от изменения ставки процента.

Денежная масса – совокупность наличных денег в обращении и остатков безналичных на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство.

2. Методы регулирования денежного спроса. Спрос на деньги как объект денежно-кредитной политики формируется из спроса на деньги как

2.1.средство обращения (например, спрос на деньги для совершения сделок)

2.2.спроса на деньги как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).

Спрос на деньги как на активы – это спрос на ликвидные активы, которые люди желают иметь в определенный момент времени на данном уровне дохода.

Спрос на деньги как на запасную стоимость – это запас ценности как средство сохранения стоимости.

Спекулятивный спрос – это спрос на деньги, основанный на убежденности спекулянтов в том, что процентные ставки будут расти, что повлечет за собой падение цен на облигации. Следовательно, окажется разумным придержать деньги дожидаясь этого падения и лишь потом инвестировать.

2.1. Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем номинального ВВП (прямо пропорционально). Чем больше доход в обществе, чем больше совершается сделок, чем выше уровень цен - тем больше потребуется денег для реализации экономических сделок в рамках национальной экономики.

2.2. Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной процентной ставки (обратно пропорционально). Также надо отметить, что при владении деньгами в форме наличности и чековых вкладов, не приносящих владельцу процентов, возникают определенные вмененные (альтернативные) издержки (часть денег съедает инфляция) по сравнению с использованием сбережений в виде ценных бумаг (т.к. предусмотрен рост денежной массы за счет процентов).

Номинальная процентная ставка - это процентная ставка по ценной бумаге с фиксированным процентом от ее номинальной стоимости (а не от рыночной).

Номинальный ВВП – ВВП, рассчитанный в текущих ценах.

Денежно-кредитное регулирование основывается либо на политике кредитной экспансии, либо на политике кредитной рестрикции. Если государство проводит политику экспансии, то происходит увеличение объемов денежной массы, кредитов, снижение нормы ссудного процента и в результате ожидается повышение деловой активности в экономике, что означает увеличение объемов производства, инвестиций в производство, но возможно ухудшение денежного обращения.

Наоборот, рестрикция приводит к улучшению денежного обращения и уменьшению объема производства.

Основными методами денежно-кредитного регулирования являются:

· Учетная политика, осуществляемая центральным банком.

· Операции на открытом рынке.

· Регулирование норм обязательных резервов.

Учетная политика осуществляется в ходе изменения уровня процентной ставки, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам (это ставка рефинансирования). В условиях предкризисного подъема центральный банк повышает уровень учетного процента и таким образом вынуждает коммерческие банки повысить плату за свои ссуды – это кредитная рестрикция. В результате сокращается объем кредитов, предоставляемых экономике, так как кредит становится дорогим, и спрос на него падает. Таким образом сдерживается кризис перепроизводства.

В условия кризиса центральный банк понижает уровень ссудного процента, что стимулирует предложение кредитов хозяйству и приводит к увеличению денежной массы – это кредитная экспансия.

Операции на открытом рынке означают, что центральный банк осуществляет куплю-продажу ценных бумаг. Для сокращения объемов производства, объемов кредитных вложений и денежной массы центральный банк осуществляет продажу ценных бумаг коммерческим банкам – это кредитная рестрикция .

Для оживления экономики центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, что означает увеличения ресурсов коммерческих банков для кредитных вложений в экономику. Все это сопровождается увеличением денежной массы – это кредитная экспансия .

При продаже ценных бумаг центральный банк устанавливает такой уровень процента по ценным бумагам, который обеспечивает коммерческим банкам более высокий доход, чем ссудные операции. Наоборот, осуществляя покупку ценных бумаг центральный банк снижает уровень процента по ценным бумагам, что делает невыгодным наличие этих ценных бумаг в активах коммерческих банков.

Регулирование норм обязательных резервов предполагает, что коммерческие банки обязаны часть своих ресурсов хранить на резервных счетах в центральном банке. Объем резервирования регулируется государственным законодательством. Так, в РФ по закону «О центральном банке» эта норма ограничена 20%, в США – 5%, в других странах до 10%. Резервирование производится от привлеченных ресурсов в виде депозитов. Регулирование норм обязательных резервов является эффективным, но не рыночным методом, это – административный метод. Увеличение норм обязательных резервов ведет к прямому сокращению ресурсов банка для кредитных вложений, что ведет к сокращению объемов кредитов и сокращению денежной массы, что соответствует политике рестрикции . Наоборот, сокращение норм обязательных резервов высвобождает ресурсы коммерческих банков для кредитования, что соответствует политике экспансии .


В период кризиса государство применяет такой инструмент как валютные интервенции. Этот метод представляет собой участие центрального банка в операциях по купле-продаже иностранной валюты с целью поддержания валютного курса национальной валюты. Если курс национальной валюты падает, то центральный банк продает иностранную валюту, тем самым сокращая золотовалютные резервы государства – это крайне дорогой метод и применяется в исключительных случаях.

Кредит и его основные формы

1. Происхождение и сущность кредита, ростовщический и коммерческий кредиты

2. Ссудный капитал и источники его формирования

3. Ссудный процент

4. Отличие ссуды денег от ссуды капитала

5. Банковский кредит

6. Государственный кредит

7. Потребительский кредит

8. Международный кредит

выделяют два типа: политику монетарной экспансии и политику рестрикции, которые являются крайними, противоположными по направленности действия вариантами из всех возможных механизмов регулирования предложения денег. Между ними возможны промежуточные варианты таких механизмов - политика рефляции и политика дезинфляции.
Политика монетарной экспансии заключается в произвольном быстром росте предложения денег, благодаря чему деньги стремительно «дешевеют», а инфляция набирает высокие темпы. Поэтому такую политику называют ещё политикой инфляции, или политикой «дешёвых денег». На этапе развёртывания политики экспансии ослабляются контроль и ограничения над эмиссионной деятельностью и операциями по рефинансированию центрального банка, на кредитную деятельность коммерческих банков (снижается норма обязательного резервирования, учётная ставка, ставки рефинансирования, ставки на рынке межбанковского кредита и т.п.).

Как правило, целью перехода к экспансионной политике провозглашается стимулирование деловой активности, экономического роста, сокращение безработицы, т.е. стратегические цели, которые пребывают исключительно в реальном секторе экономики и не задевают уровня цен. В краткосрочном периоде указанные цели могут быть достигнуты благодаря интенсивному наращиванию платёжеспособного спроса и уменьшению % за кредит.

Однако долговременное проведение такой политики приводит к бесконтрольному наращиванию предложения денег и высокой инфляции, которая влечёт за собой тяжёлые негативные последствия в экономике.

1) рефляция (восстановление уровня упавших цен)
2) возобновление инфляции (искусственное)
3) стимулирование экономики или экономического роста (напр. путём ослабления кредитно-финансовых ограничений)

Более целесообразной и действенной является политика рефляции, которую можно назвать ещё политикой «мягкой инфляции». Предложение денег при такой политике наращивается медленно, контролировано. Рефляция проводится после дефляции (рестрикции), в связи, с чем она предусматривает постепенное повышение цен до уровня, на котором они были до начала дефляции.

Политика рестрикции (ограничения) состоит в резком сокращении предложения денег, уменьшения их массы в обороте. Достигается это ограничением денежно-кредитной эмиссии, ужесточением условий и снижением объёмов рефинансирования центральным банком коммерческих банков, уменьшением объёмов кредитования субъектов предпринимательства и населения. Применяется обычно в условиях высокой инфляции. В таких условиях монетарная рестрикция сопровождается ужесточением фискально-бюджетных мероприятий воздействия на конъюнктуру рынка: повышением уровня налогообложения. уменьшением налоговых льгот, сокращением бюджетных расходов и бюджетного дефицита. Поэтому политика рестрикции имеет противоположное по отношению к политике инфляции влияние на экономику, и её ещё называют политикой дефляции или «дорогих денег».

Дефляционная политика подразумевает регулирование спроса в виде методов ограничения денежного спроса через денежно – кредитный и налоговый механизмы:
1. снижение государственных расходов;
2. повышение процентной ставки за кредит;
3. усиление налогового пресса;
4. ограничение денежной массы.

Для вывода экономики из рестрикционного шока используется ещё один тип монетарной политики – политика дезинфляции. По своей сути она является «мягкой» формой рестрикции

Дезинфляционная политика - совокупность регулирующих мероприятий правительства в области государственных финансов и в денежно-кредитной сфере, имеющих целью сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса посредством ограничения некоторых видов деловой активности. Все виды дезинфляционной политики сводятся к принудительному сужению денежных потоков в экономике. В том числе:
- изъятие денег: уничтожение купюр, блокирование банковских счетов;
- сокращение финансовых средств, находящихся в распоряжении экономики: повышение учетной ставки, выпуск государственных займов;
- превышение бюджетных доходов над расходами;
- блокирование или принудительное снижение цен;
- ограничение некоторых социальных льгот.




error: Контент защищен !!